Самый популярный поисковик, самая востребованная мобильная ОС, самый эргономичный почтовый сервис и самый универсальный переводчик — за 17 лет компания Google разработала множество продуктов, изменивших мир. Однако в последние годы интернет-гигант не все масштабные проекты доводит до конца. Каковы причины и следствия локальных неудач Google.
Google Glass
В мае 2013-го Сергей Брин в очередной раз пришел на конференцию TED с важной миссией: заставить людей поверить в то, что постоянное общение с безжизненным экраном смартфона не приведет ни к чему хорошему. На сцене Брин талантливо спародировал уткнувшихся в свои девайсы людей, которые уже не представляют, как можно жить, не обновляя ленты соцсетей по десять раз за час. «Я обнаружил, что у меня тоже нервный тик — даже когда не приходит ничего важного, я все равно сижу в своем гаджете»,—уверял один из основателей Google, давая понять, что устройство под названием Glass способно решить эту проблему.
Для подтверждения своих слов Брин включил видеоролик, суть которого заключалась в следующем: обладатель умных очков может вести активный образ жизни, при этом постоянно находясь онлайн. Камера, встроенная в Glass, не мешает смотреть на мир, а звук гаджета передается человеку не через уши (это создавало бы дискомфорт), а прямиком через кости черепа. Благодаря устройству его владелец получал возможность снимать фото и видео от первого лица, моментально отправлять запросы в поисковик, прокладывать маршруты, отвечать на сообщения голосом и даже запускать несложные игры. Одним словом, Google Glass должны были стать флагманом категории носимых аксессуаров. Ради своего детища в Google даже изобрели термин «нательный компьютер» — то есть гаджет, который физически всегда будет при тебе, а не в кармане или сумке.
Разработка Glass стартовала в 2011 году. Поначалу топ-менеджеры держали проект в тайне и не говорили дизайнерам, зачем рисовать макеты высокотехнологичных плавательных масок. Из-за строжайшей секретности первые экземпляры выходили слишком громоздкими и слабыми в плане функциональности. В итоге Сергей Брин сам дошел до промышленного дизайнера, поделился своей идеей и к зиме 2012 года получил тонкую оправу с чувствительным заушником и небольшим экранным модулем, уместившимся над правым глазом.
Весной того же года футуристичные Glass красовались на обложках западных IT-изданий. Первые тестеры обзавелись личными экземплярами (формально они стоили $1500, но на деле нередко доставались бесплатно) и тут же приготовили объемные материалы об опыте использования аксессуара. Статьи были однотипными: практически все авторы отмечали как неотъемлемые плюсы устройства (инновационность, компактность, перспективность), так и явные недостатки (невозможность установки собственных линз и оправ, крошечное время автономной работы, слишком раздражающий дизайн). На протяжении следующих месяцев Google тщательно работала над устранением помарок: компания заключила контракты с ведущими производителями медицинских оправ, снабдила Glass более мощным аккумулятором и развернула рекламные кампании с общим посылом «ходить в умных очках абсолютно нормально».
О PR-продвижении стоит сказать отдельно: в Google продумали сценарии использования девайса и предложили людям разных профессий опробовать Glass. В результате новостные ленты наполнились заголовками в стиле «Хирурги будут оперировать в смарт-очках», «Полицейские Дубай опробуют Google Glass» или «Известный диджей провел несколько сетов в очках от Google». Такая идея оправдала себя лишь частично — возросшая узнаваемость гаджета спровоцировала интерес правоохранительных органов: людей в Google Glass не пускали в казино, кинотеатры и бары (существовал миф, что запись видео с очков не прекращается). Другой негативный эффект — отзывы пользователей, жаловавшихся на головную боль и всего-то час с «копейками» активной работы. Неприятные ощущения, по их словам, вызывает как долгая работа с маленьким дисплеем, так и упругая конструкция Glass, спроектированная таким образом, чтобы дужки плотно прилегали к черепу.
Прогноз маркетингового агентства Forrester, опубликованный в конце июня 2013-го, не оправдался. Автор аналитической статьи Сара Ротман Эппс сравнила потенциал Google Glass с потенциалом первого iPhone, но смартфон от Apple не застревал «в инкубаторе» на два года, а довольно быстро вышел на прилавки. Здесь же ситуация совсем другая: шлифовка полуфабриката происходит прямо на наших глазах, и даже после выпуска окончательного варианта Google придется бороться со стереотипами о неудобстве, дороговизне, нелегальности и удручающей автономности устройства.
В июне этого года существовала робкая надежда на официальную презентацию Google Glass: с момента дебюта прошло два года, бета-версия ежемесячно получала обновления, и пользователи верили, что публике наконец-то покажут коммерческий образец. Увы, тему умных очков на летней конференции I/O тактично обошли: стало понятно, что до финального релиза Glass пока далеко.
Project Ara
«Шесть миллиардов эксклюзивных смартфонов»,— гласит надпись на сайте модульного девайса под названием Google Ara. До анонса, если верить графику релизов, осталось всего несколько месяцев, и почти каждую неделю в СМИ попадают инсайды о разработке одного из самых перспективных гаджетов последних лет. Изначально идея смартфона-конструктора принадлежала Motorola, но развитием проекта занималась уже Google под руководством Пола Еременко, который посчитал, что Ага имеет все шансы стать мировым хитом. За несколько конференций, посвященных устройству, Пол произнес бесчисленное количество важных тезисов, доказывающих, что мир однозначно нуждается в гаджете с «плавающими» характеристиками.
«Наша цель — выпустить настраиваемую оболочку, которую независимые разработчики могли бы заполнять выбранными компонентами, создавая таким образом собственные смартфоны. Мы хотим сделать на аппаратном уровне то же самое, что разработчики Android — на программном», — говорит Еременко, подтверждая: Project Ara для Google не просто отрасль для экспериментов, а продукт, на который сделана весомая ставка.
Аргументы Пола звучат просто и убедительно. Во-первых, он полагает, что Ara (базовая стоимость — $50, за эти деньги покупатель получает дисплей, Wi-Fi, процессор и базу для модулей) станет настоящей находкой для развивающихся стран, где смартфоны с Wi-Fi «на борту» пока еще роскошь. Во-вторых, сама Google будет производить только «тело» для Ara, а непосредственно модули сможет изготавливать даже самая маленькая и неизвестная компания (при наличии лицензии разработчика). В-третьих, диапазон функций Ara ничем не ограничен — среди модулей ожидаются физические клавиатуры, дополнительные камеры, вторые экраны, супермощные аккумуляторы, пульсометры и мощные динамики. Четвертый довод в пользу проекта — уникальность каждого смартфона: повториться с комплектом модулей будет практически невозможно. Пятый пункт «за» — ремонтопригодность девайса: достаточно заменить либо модуль, либо забарахлившую базу (endo) от Google, сделать это сможет даже человек, далекий от паяльника и микросхем.
Среди других преимуществ стоит отметить сразу три варианта размера смартфонов (маленький — как iPhone 5; средний — как Nexus 5 большой — как Samsung Galaxy Note 3, небольшую толщину корпуса (максимум 10 мм) и поддержку «горячей» замены модулей, которая появится в Android L. Сами модули прикрепляются к «телу» на защелках и магнитах: в Google обещают, что такая конструкция не менее прочная, чем корпус гаджета, собранного на заводе.
Способы крепления — пожалуй, наиболее спорная деталь в Project Ara: как пишет CNET, ранние образцы аппарата страдали из-за постоянных потерь связи между базой и модулями. Кроме того, периодически возникали зазоры и люфты, а при падениях девайс мгновенно оказывался в разобранном состоянии. По всей видимости, избавиться от этих болезней в Google планируют только к началу 2015 года: на этот период назначена презентация готового образца Project Ага.
В бесконечных тезисах Пола Еременко обнаружилось и слабое место, о котором руководитель проекта рассуждал так, словно слежка за пользователями — совершенно нормальное явление. Если верить заявлениям топ-менеджера Google, в первые месяцы Ara будет наблюдать за владельцем и отправлять сведения на сервера интернет-гиганта. В перечень пересылаемых данных войдут траектории движения зрачков человека, отчет по сокращению мышц лица и даже резюме анкет в соцсетях. Последний пункт, по мнению Еременко, нужен для определения тех типов гаджетов, которыми предпочитает пользоваться обладатель Google Ara. Не исключено, что к моменту выхода смартфона на прилавки политика Google в отношении конфиденциальности данных изменится.
И все же главным недочетом американской компании стоит считать слишком раннюю демонстрацию прототипа Ara. На Google I/O 2014 смартфон несколько раз попытались включить, но он едва доходил до стадии загрузки — такое поведение ударило по имиджу модульного гаджета. Тогда ведущие обратились к разработчикам и предложили (скорее всего, это была импровизация) $100 000 за выпуск самого полезного модуля для Ara. При этом все требования по «железу» инженерам уже известны — достаточно придумать интересную идею и воплотить ее, руководствуясь опубликованными стандартами.
Будущее Google Ara выглядит туманным: в середине осени поползли первые разговоры о переносе релиза финального образца. При всей своей универсальности и привлекательности модульный смартфон — не менее сложный в плане реализации гаджет, чем Google Glass. Истории проекта Ara уже полтора года, но за это время команда Еременко не особенно приблизилась к желаемому результату: красивые слайды, восторженное описание юзер-кейсов и неработающий экземпляр трудно назвать предвестниками триумфа.
Google Wallet
«С помощью новой структуры мы строим открытую торговую экосистему и разрабатываем API, позволяющую интегрировать в Google Wallet многочисленных партнеров», — это сообщение было опубликовано в блоге пресс-службы Google в конце мая 2011 года. NFC-чипы в ту пору считались редкостью везде, кроме Японии, но интернет-гигант сделал их фундаментом новой системы: судя по 50-секундному ролику на YouTube, кошелек от Google должен был избавить пользователей от ношения десятков пластиковых карт, купонов и сертификатов.
Приложение Wallet появилось в магазине приложений в сентябре 2011-го — в описании указывалось, что работа временно возможна только в Штатах. Никаких поводов для беспокойства еще не намечалось: Google с воодушевлением реагировала на довольно быстрый прирост компаний-партнеров. Дела шли настолько замечательно, что в Маунтин-Вью начали думать над синхронизацией системы с NFC-метками: это позволило бы охватить как бюджетные Android-девайсы, так и iPhone, у которых тогда не было необходимого чипа.
Годы шли, но прогресс застопорился: Wallet оставался на том же уровне, что и в первые месяцы после рождения. В Google оперативно осознали, какими муторными станут переговоры с продавцами о внедрении новой системы, поэтому с экспансией за пределы США было решено повременить. Запрет на использование в других странах действует до сих пор: за три года разумный и полезный проект (согласитесь, свобода от набитых карточками бумажников — это прекрасно) стагнировал до такой степени, что в Google не зашевелились даже после анонса Apple Pay.
Платежная система из Купертино сейчас кажется амбициознее, современнее и проще, чем умирающий Wallet. В Apple заранее договорились с крупными ритейлерами, добавили в iPhone новый чип (по сути, NFC там нужен только для этого) и пообещали, что о покупках владельца «яблочного» смартфона не узнает никто, кроме его самого, продавца и банка. У Google имеются пробелы даже в этом аспекте: информация обо всех транзакциях посредством Wallet хранится на серверах компании-поисковика.
Наконец, Apple Pay значительно удобнее, чем Google-конкурент: пока обладатели Android-устройств введут два PIN-кода, владелец iPhone приложит подушечку пальца к клавише Ноше и дождется, когда из кассы вылезет чек. Также не сбрасываем со счетов возможность платежей через NFC вкупе со специально выпущенной банковской картой. История фиаско Wallet может служить для Google предупреждением и жизненным уроком — если долго ждать и ничего не предпринимать, то хорошую идею позаимствует и грамотно реализует твой главный конкурент.
(с) Павел Городницкий