воскресенье, 19 октября 2014 г.

Драйвера, или Как научить ребенка жить

Драйвера

Какие драйвера встроены в вас? А в ваших детей? И каких не хватает? Все решаемо и возможно, если есть запрос, нужный ресурс можно наработать, А для начала - необходимые пояснения.

Понятие «драйвер» - это метафорическое обозначение некоторой выработанной и доведенной до автоматизма программы действий, своеобразного набора инструкций для той или иной жизненной ситуации. Драйвера нужны, чтобы быстро сориентироваться и, не затрачивая лишних энергии и усилий, выйти из ситуации либо продолжать пребывать в ней в наиболее оптимальный для нас способ. Есть сходное по смысловому наполнению понятие «жизненный сценарий». По если жизненный сценарий - это своеобразная канва, по которой будет развертываться вся наша жизнь, то драйвер - это движущий механизм, который запускает и определяет пашу активность и способ деятельности в той или иной ситуации.


ДВИЖУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ: ФОРМИРОВАНИЕ

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представим себе, что мы купили новую видеоигру, в которую быстрее хочется попробовать сыграть. Устанавливая ее себе на компьютер, мы используем (даже нс задумываясь об этом) уже готовые драйвера, которые либо уже установлены на нашем компьютере, либо входят в комплект игры. Драйвер в этом случае - это компьютерная программа, с помощью которой операционная система получает доступ к аппаратному обеспечению устройства, чтобы быстро установить видеоигру и начать играть.

Так же и в жизни. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром мы вырабатываем эффективную программу действий, драйвер как бы включается автоматически, тем самым стимулируя нас действовать тем или иным образом.

Формирование того или иного драйвера у ребенка может происходить различными путями.

Путь наблюдения. Ребенок, наблюдая за своими родителями или же другим авторитетным взрослым, просто копирует их «движущий механизм», который и будет определять способ его поведения в тех или иных ситуациях.

Плюсы: это наиболее легкий и наименее затратный (в плане психической энергии) путь формирования драйвера.

Минусы: копируемый таким образ драйвер может полностью противоречить особенностям характера и потенциальным возможностям ребенка, что в дальнейшем способно вызывать различные негативные психологические переживания.

Путь «попыток и ошибок». Ребенок, попадая в различные социальные ситуации, пробует разные способы включения, а также поведения в них, останавливаясь на наиболее эффективных.

Плюсы, в результате остаются наиболее подходящие и эффективные драйвера, которые в наибольшей мере соответствуют психологической организации личности ребенка.

Минусы, иногда такой путь требует огромных затрат психической энергии и усилий, он может сопровождаться разочарованиями и другими негативными реакциями, если что-то не будет получаться.

Путь обучения. Ребенок, руководствуясь наставлениями взрослых и опираясь на их поддержку, вырабатывает свой пластичный «движущий механизм», который может меняться в зависимости от смены ситуации.

Плюсы: самый эффективный способ выработки подходящих для ребенка драйверов, но при условии, что родители будут учитывать особенности своего ребенка, оказывая ему достаточную, но не излишнюю поддержку, и давать вводные наставления, по не готовые рецепты.

Минусы, родители могут слишком опекать своего ребенка, предлагая ему готовые рецепты и решения, не оставляя пространства для его собственных экспериментов, суживая зону его личностного развития и совершенствования.

ТРИ ПРИМЕРА ИЗ НАБОРА

Драйверов, которые помогают нам управлять нашей жизнью, на самом деле можно перечислить великое множество. Более того, каждый из нас имеет в своем распоряжении уникальный набор разных драйверов. Рассмотрим же наиболее распространенные из них.

Будь первым! Первым быть хорошо, а иногда даже очень полезно, ведь, когда мы учим ребенка выигрывать, то формируем у него предпосылку к развитию здоровой конкурентоспособности во взрослом возрасте.

Но если ребенок будет слепо следовать этому драйверу, акцентируя внимание только на своих победах (получая при этом восторженность и похвалу) без понимания, что кто-то в это время стал вторым, третьим и т.д., мы можем воспитать эгоистичную самовлюбленную личность. И можно себе только представить, каково приходится такому ребенку, если он вдруг проигрывает, то есть оказывается нс первым. Наверное, одна из самых важных вещей, чему должны научить родители ребенка в 5-6 лет, - проигрывать. Он должен научится выигрывать, не унижая при этом другого, и достойно проигрывать, не чувствуя при этом униженным себя.

Не трусь! Драйвер, который позволяет сохранять самообладание и спокойствие даже в самых непредвиденных и экстремальных ситуациях. Драйвер, который позволяет быстро ориентироваться, соображать и принимать молниеносные решения. Драйвер, который позволяет, невзирая на страх и опасность, добиваться цели и идти вперед.

Но когда мы учим ребенка мужественности и смелости, не стоит забывать о том, что страх - это все-таки физиологическая реакция организма на опасность. И этой реакцией хоть и можно научиться управлять, но ни в коем случае нельзя ее игнорировать.

Спеши! А ведь, действительно, жить так интересно, столько всего кругом необычного, нужно столько всего по-пробовать, необходимо сделать кучу дел, решить кучу вопросов! Обязательно нужно спешить жить, а то действительно ничего нс успеешь! Это, безусловно, правда, но загвоздка в том, что в такой спешке может совсем не остаться времени на то, чтобы просто насладиться жизнью. Нужно учить своего ребенка не только быстро бежать по жизни (чтобы много успеть, много сделать, много попробовать), его нужно также учить останавливаться. Его нужно учить любоваться закатом и восходом, наслаждаться дуновением теплого весеннего ветра, спокойствием и тишиной, ценить теплоту простого человеческого общения и близости.

Чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нам, родителям, нужно учить его не только самостоятельно кушать, одеваться, читать и писать, но также уверенно управлять своей жизнью, наслаждаться ею и просто жить счастливо!

(с) Ирина Пушкарук, психолог, психотерапевт