среда, 22 октября 2014 г.

В долгах как в шелках

необеспеченные кредиты

Выручка "Национального бюро кредитных историй" за три года выросла в 3,5 раза.

Для кого-то необеспеченные кредиты - головная боль, для кого-то - возможность делать бизнес. Практически каждый трудоспособный россиянин уже брал в долг у финансовых организаций, а значит, у него есть кредитная история. Сбор, хранение и продажа таких историй - небольшой, но прибыльный бизнес.

Объем рынка, по свидетельству нескольких его участников, составляет 3,5-4 млрд рублей в год и быстро растет. Выручка лидера этого бизнеса, Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с 2010 по 2013 год выросла в 3,5 раза, до 1 млрд рублей. В 2014 году, утверждает гендиректор НБКИ Александр Викулин, она увеличится еще на 50%.


ПРОДАВЦЫ ИСТОРИЙ

По мировым меркам Россия не слишком закредитованная страна. Еще в 2011 году объем непогашенных кредитов населения составлял примерно 9% ВВП - в разы меньше, чем в развитых экономиках. Долги домохозяйств, однако, растут: по итогам прошлого года, по информации Банка России, они достигли в совокупности 10 трлн рублей (15% ВВП), а просроченная задолженность перевалила за 460 млрд рублей.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает значительный рост потребительского кредитования потенциальной угрозой для финансовой стабильности страны. Поданным агентства Pitch Ratings, среди трудоспособного населения России почти не осталось тех, у кого ни разу не было ни одного кредита - с учетом лимитов по карточкам.

В государственном реестре бюро кредитных историй, опубликованном на сайте регулирующего их деятельность ЦБ РФ, значатся 25 компаний. Но погоду на рынке (95%) делают четыре игрока: «Эквифакс Кредит Сервисиз», Объединенное кредитное бюро (ОКБ), Кредитное бюро «Русский стандарт» (кэптивная структура банка) и лидер - Национальное бюро кредитных историй.

НБКИ не страшны ни финансовый кризис, ни закредитованность населения. Основной продукт компании всегда будет пользоваться спросом у банков и микрофинансовых организаций, которых сейчас среди клиентов бюро 2,5 тыс. Во все времена найдутся люди, которым понадобятся деньги взаймы. В одном только сентябре НБКИ направило банкам 13,5 млн кредитных историй и за каждую из них получило несколько рублей. Для сравнения, за ноябрь 2005 года, первый месяц полноценной работы, бюро выдало только 23 отчета.

КОМПРОМИСС

Идея создать структуру, которая обобщала бы информацию по кредитам частных лиц всех банков страны, возникла еще в начале 2000-х у главы Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна и его тогдашнего советника Александра Викулина. Фальстарт состоялся в 2003 году, когда совет АРБ принял решение о создании некоммерческого партнерства «Национальное бюро кредитных историй». Партнерами стали 40 крупных кредитных организаций, в том числе Сбербанк, Банк Москвы, Росбанк, МДМ-Банк, Альфа-Банк. Меньше чем за год число участников выросло до 300. Предполагалось, что банки будут передавать в бюро информацию о клиентах- как негативную, так и позитивную - и обмениваться ею.

Принятый в декабре 2004 года Закон «О кредитных историях» внес коррективы. Согласно новой норме, бюро кредитных историй могли быть только коммерческими организациями. Партнерство было реорганизовано в открытое акционерное общество. Акционерами стали АРБ и восемь банков. Через год была проведена допэмиссия, и количество акционеров увеличилось до 33; с тех пор их число не менялось. Акции были распределены примерно в равных долях: ни одна доля не превышала 3,5%. В состав учредителей НБКИ вошли также два западных гиганта сферы предоставления банкам кредитных историй и скоринговых услуг - американская компания TransUnion International (выручка в 2013 году - $1,2 млрд) и итальянская CRIF (€305 млн), предоставившие российскому бюро технологии и аналитику.

По словам Александра Викулина, западные партнеры получают роялти за использование своих технологий и программного обеспечения, а также за консалтинговые услуги. «Было решено, что бюро будет базироваться на передовых технологиях, а не на «изобретенном велосипеде», - объясняет он. Программное обеспечение обошлось более чем в $4 млн, размер комиссии не раскрывается.

Дела пошли не сразу. Изначально банковский рынок воспринял идею создания кредитных бюро без оптимизма, говорит Роман Божьев (до сентября этого года портфельный риск-менеджер в Альфа-Банке). «Банки видели не столько возможности, которые давали бюро кредитных историй, сколько дополнительные затраты на интеграцию и риски. Беспокоил сам факт передачи информации во внешнюю компанию». Но Закон «О кредитных историях» надо было исполнять. Поэтому предложенный вариант сочли компромиссным: бюро создают сразу много банков, которые делят между собой и затраты, и риски распространения информации.

Только через пару лет после создания НБКИ банки осознали, что кредитные истории являются крайне полезным инструментом, добавляет Божьев. Наверняка стремительное развитие розничного кредитования в последние годы было бы невозможно без бюро кредитных историй, уверен он. Все крупные банки сотрудничают с бюро, несмотря на то, что это требует разовых трат где-то в $1 млн - на оборудование. Общей стоимости выдачи кредита вес расходов, приходящихся на бюро кредитных историй, составляет около 2-3%, по оценке заместителя руководителя блока «риски» МДМ-Банка Максима Дмитриева.

ХЛЕБНОЕ МЕСТО

Перед кризисом помимо НБКИ в России создавались еще два бюро кредитных историй, которые в данный момент занимают видное место на рынке: «Эквифакс Кредит Сервисиз» и «Объединенное кредитное бюро» (ранее «Экспириан-Интерфакс»). Оба они - дочки крупных международных игроков, американской Equifax и британской Experian, которые конкурируют с глобальными партнерами Викулина, TransUnion и CRIF.

По закону ни один акционер не может иметь в бюро кредитных историй контрольного пакета. Поэтому «Эквифакс» принадлежит Equifax только наполовину (по 25% - у банка «Хоум Кредит» и фонда Global Payments Europe). Объединенное кредитное бюро принадлежит на 26% Experian, на 50% - Сбербанку и на 24% - «Интерфаксу». На практике по акционерным соглашениям операционное управление в обоих бюро осуществляют иностранные совладельцы, говорят официальные представители компаний.

НБКИ выигрывает от того, что оба его главных конкурента начинали как кэптивные структуры: «Эквифакс» -банка Home Credit, ОКБ - Сбербанка. «Когда кредитное бюро создается при одном банке, другие кредитные организации неохотно делятся данными, по меньшей мере на начальном этапе, - объясняет Викулин. - НБКИ, объединяющее много банков на равных условиях, находилось в выигрышном положении». Тем не менее на рынке хватает места всем. Выручка ОКБ в 2015 году составила 564,4 млн рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»), а «Эквифакс», если верить гендиректору Олегу Лагуткину, заработал около 1 млрд рублей - столько же, сколько НБКИ.

Продукты и услуги у всех трех бюро схожи. Во-первых, это предоставление банкам и микрофинансовым компаниям кредитных истории конкретных заемщиков. За последние два года доля выручки от предоставления этой услуги сократилась у НБКИ с 80 до 50%. У «Эквифакса» надолю отчетов приходится 65% оборота.

Источником формирования кредитных историй являются банки и микрофинансовые организации. В бюро они передают информацию обо всех своих заемщиках - физических лицах и компаниях малого и среднего бизнеса, обращавшихся к ним: какой кредит, кем и на каких условиях был взят, как обслуживается. Чем больше запросов от банка, чем больше он передает информации в бюро, тем ниже цена. Крупным банкам один отчет обходится в 2-4 рубля, небольшим финансовым организациям приходится отдавать за него 50-80 рублей.

ШЕСТИЭТАЖНЫЙ ДОМ

Сейчас темпы роста розничного кредитования снижаются. В первую очередь сказываются меры, предпринятые ЦБ, такие, как повышение требований к формированию резервов и к капиталу или новый механизм определения максимальной ставки по займам, прописанный в Законе «О потребительском кредите (займе)». Если в прошлом году, по оценкам Fitch Ratings, рынок потребительского кредитования вырос больше чем на 50%, то в этом - едва ли увеличится больше чем на 10%. Замедление рынка заставляет бюро кредитных историй уделять повышенное внимание диверсификации бизнеса; все ищут новые источники выручки.

Одна из возможностей заработать - аналитические решения, на которые у «Эквифакса» приходится 15%. У НБКИ, вероятно, больше: все дополнительные услуги приносят 50% выручки, но более подробных данных компания не раскрывает.

Вторая надежда компаний - услуги по предотвращению кредитного мошенничества (fraud prevention). Исследуя кредитные заявки в режиме онлайн, можно с помощью специальных алгоритмов за секунды обнаружить подозрительных заемщиков. Например, клиента, который обращается за кредитом одновременно в несколько банков под разными именами и с разными паспортами, но каждый раз указывает один и тот же номер телефона. «Риск мошенничества при использовании данного сервиса снижается вдвое», - считает Максим Дмитриев.

В отличие от работы с кредитными историями, система fraud prevention регулируется не Законом «О кредитных историях», а Законом «О персональных данных» - на эту деятельность требуются лицензии Роскомнадзора и ФСБ. На рынке этим никого не испугать: все понимают, что у банков, вынужденных теперь как можно тщательнее взвешивать риски, fraud prevention будет пользоваться все большим спросом. «Эквифакс» и ОКБ уже предлагают байкам сервис идентификации клиента по фотографии, а НБКИ изучает возможность создания системы идентификации заемщиков по голосу.

Денег на эксперименты в компании достаточно. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году чистая прибыль НБКИ составила 250 млн рублей (маржа - 25%), на счетах скопился 1 млрд. «У нас столько денег, что к концу года мы купим себе шестиэтажное здание под новый офис», - хвастается Викулин.

(с) Юлия Полякова