Блеск корпорации Apple несколько померк спустя три года после смерти основателя. Однако у генерального директора Тима Кука есть рецепт для совершения новой революции в компании.
Когда 5 октября 2011 года Стив Джобс скончался вследствие онкологического заболевания, многие увидели в этом конец Apple. Без главного «волшебника», как опасались многие аналитики и журналисты, Apple было суждено утратить своих поклонников. И даже если ассоциирование такого сложного концерна, каким является Apple, с одной личностью является ошибочным, в этих опасениях есть и разумные составляющие: за 1000 дней без Стива Джобса Apple погрузилась в состояние некоего кризиса — блистательная эпоха новинок и видения IT-рынка осталась позади. Когда-то свершающей революции компании самой потребовалась революция. И многое говорит о том, что Стив Джобс потому избрал Тима Кука своим преемником, что видел в нем спасителя не только своей компании, но и своей концепции развития Apple. «Пожалуйста, никогда не спрашивай себя о том, что бы я сделал на твоем месте», — завешал умирающий Стив Джобс своему преемнику, лежа на больничной койке. Джобса заботило, не случится ли с Apple то же, что и с компанией Disney после смерти своею основателя и вдохновителя Уолта Диснея. Фирма словно была парализована, все постоянно спрашивали себя, что сделал бы Уолт. «Просто делай то, что считаешь правильным», — сказал Джобс Куку.
Но как можно самостоятельно определять правильность своего поведения, если очевидно, что предшественник все делал не просто правильно, а почти идеально? Тим Кук унаследовал от Джобса почти «зачарованный рай»: компанию, имевшую славу целителя для бедствующей технологической отрасли, но погрязшую в тяжелых структурных проблемах. Предприятие слишком быстро стало крайне большим, и Тиму Куку предстояло исправить сопутствующие этому проблемы.
Разрушительная сила в сияющем свете
За годы после возвращения Стива Джобса в 1997 году Apple пережила невероятный подъем. Всего за пять лет компания из Купертино перевернула рынки и бизнес-модели. У этого подъема и у разрушительной силы Apple было много оснований. Продукты фирмы смогли засиять так ярко потому, что тогдашний рынок техники созрел для переворота. Джобс с легкостью обыграл запылившихся конкурентов, его преимущество состояло в дизайне и качестве продуктов, в то время как другие все еще предлагали безликие товары по низким ценам, он освоил бизнес в сфере цифровой продукции и признал единство дизайна, пользы и полезности. Следующий компонент успеха — структура компании — настолько прост, что несколько портит образ Apple. Это объясняет и то, с какими проблемами должен был бороться Джобс, а вслед за ним и Тим Кук. Ведь эта структура, которая управляется кажущейся агрессивной иерархией, в 2000-х годах была их совместным проектом. «Apple до сих пор работает как стартап, — восхищается Хорас Дидье — независимый аналитик мобильного рынка. — Хотя Apple уже давно является концерном мирового значения, его структура больше соответствует небольшой молодой компании. Это как будто противоречит всему, чему учат в бизнес-школах».
Армейская организация
Эту структуру теоретики менеджмента называют «функциональной организацией», почти каждая фирма с этого когда-то начинает. Компания действует в равнозначной согласованности всех сфер и еще не разделяется на подразделения и дочерние фирмы. Руководство корпорации держит все департаменты вместе, ему докладывают старшие вице-президенты, которые ведут отдельные сферы: дизайн, производство или исследования. Над продуктами работают коллективно, как над совместным проектом, между ними едва ли существует конкуренция и недостаточность коммуникации. В этих отделах рождаются специалисты, которым предстоит строить карьеру в компании и проникаться ее духом. Подобная организационная форма не является оптимальной, но она имеет исключительные преимущества, если с ней возможно справиться. «Я не знаю другой компании такого размера, следующей такому подходу, — говорит Дидье. — Структуру Apple можно сравнить разве что с армией США или, возможно, с Голливудом». Джобс знал, что делал, он сам однажды сказал, что быстрый рост является проблемой для Apple. Но он предпринял меры для сохранения магии начального этапа компании и после его смерти: он создал Университет Apple, где компания пытается определить и осознать собственные факторы успеха. Но еще более важным является то, что руководителем стал сравнительно менее заметный Тим Кук, а не, к примеру, главный дизайнер Джонатан Айв или позднее отстраненный от должности руководитель проекта iOS Скотт Форсталл. Только Кук, как уверяет Дидье, понял радикальный подход Джобса.
Только не становиться инертными
Когда в 1998 году Тим Кук присоединился к Apple в качестве «старшего вице-президента по управлению производством», его задачей была модернизация цепочек поставок и производственного бизнеса Apple. Тим Кук жестко наводил порядок и настаивал на выполнении своих исключительных требований со стороны сотрудников и клиентов. Для успеха Apple Кук наверняка имел такое же важное значение, как и Джобс, и, вероятно, дизайнер Джонатан Айв и другие старшие вице-президенты. Но без производственного гения Кука грандиозные концепции Apple авторства Стива Джобса, пожалуй, никогда не воплотились бы в жизнь. Блестящее руководство Кука в сфере производства надолго обеспечило компании преимущество перед конкурентами. Как и Джобс, он не терпел ошибок: книги о компании Apple полны историй о его непреклонном перфекционизме, аскетической склонности к кофе, лимонаду и энергетическим батончикам и его действующей на нервы педантичности. Но в первую очередь Кук разделял с Джобсом прямо-таки дерзкую убежденность в том, что Apple как организации нельзя взрослеть и становиться инертной, и ради этого стоит игнорировать стандартную науку, преподаваемую в школах бизнеса, даже если это представляет большой риск.
Эксперимент начался и действует до сих пор. Но еще при жизни Джобса он достиг своих пределов. Возможно, поэтому показалось, что с уходом Джобса прервалось и победное шествие: компанию Apple преследует одна неудача за другой. Сначала провал с фирменным приложением «Карты», потом разочарование с голосовым помощником Siri, разногласия из-за условий труда и окружающей среды в производственных помещениях фабрики Foxconn. Куку пришлось «гасить пожары» и внутри компании: с уходом Джобса не стало и личности, удерживающей компанию сильным давлением и харизмой. В первые месяцы после смерти Джобса компанию покинули многие сотрудники, качество управления Кука было подвержено критике, дошло до споров о компетентности. К этому добавились новые проблемы с имиджем. Apple теперь была не бунтарской компанией, восставшей против гигантов, а беспощадным тяжеловесом. Если когда-то агрессивное поведение в отношении конкурентов и клиентов считалось крутым, теперь оно кажется откровенно параноидальным. Apple стала тем, против чего компания пыталась бороться поначалу. Если высматривать не утраченную за последние три года «магию» Apple, а указания на будущее, вероятно, можно понять, что Тим Кук намеревался сделать с Apple за последние годы. Он должен был объединить фактическую роль признанной компании мирового уровня с парадоксальным представлением компании о самой себе, оказывающим разрушительное воздействие. Apple относится к мейнстриму, и ей стоит оглядываться на тех, кто в состоянии ее обойти. Например, корпорация Microsoft присмотрелась к функциональной структуре Apple, Samsung выводит на массовый рынок более выгодную по цене высококачественную версию продукции в нише, занимаемой Apple. Снижение цен на MacBook Air, появление красочного iPhone 5C, а также присоединение производителя наушников и провайдера потоковой передачи данных Beats говорит о том, что Apple готовится влиться в общую массу. И это никого не должно удивлять: самым строгим требованием Apple было производство качественной продукции. Этого же принципа можно придерживаться и на массовом рынке.
Apple установила планку, которую другие теперь поднимают все выше. И теперь задача Тима Кука состоит в защите Apple от мощной конкуренции, не отказываясь от того будущего, каким его видел Стив Джобс.