Простая и понятная жизнь рядового Стража закончилась для Людвига ван Нормайенна, когда он узнал о существовании тёмного кузнеца. Теперь Людвиг упорно идёт по следу этой таинственной личности, само существование которой угрожает всему сущему, и пытается выяснить, кто же его враг на самом деле и ради чего он собирается отворить адские врата. Впрочем, даже когда мир стоит на краю гибели, судьба-злодейка регулярно подкидывает Стражу работу по основному профилю.
В 2009 году Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова заканчивали работу над сборником повестей и рассказов «Шанс». Недоставало единственного текста, и тогда буквально из одного образа -старой соломенной шляпы, увиденной в магазине, — у Алексея родилась повесть «Ведьмин Яр». Одним из её главных героев стало странное одушевлённое Пугало, носившее как раз такой головной убор.
Поначалу Пехов не собирался возвращаться к миру повести, но, когда работа над другим текстом застопорилась, он по совету Елены вновь обратился к Стражу Людвигу и его неразлучным спутникам - Пугалу и Проповеднику. Так появился роман в повестях «Страж». Его герои и мир оказались настолько яркими и интересными, что возвращение к ним напрашивалось. И действительно - продолжения последовали. Из разрозненных историй, как из кусочков мозаики, начала складываться масштабная история. На страницах «Проклятого горна» она достигает кульминации и развязки, но при этом четвёртая книга цикла не сводится к одной только погоне Людвига за тёмным кузнецом.
Мы как-то уже сравнивали цикл о Страже с первоклассным телесериалом, в котором каждая серия самодостаточна, но при этом обязательно добавляет что-то новое к общей картине событий. В случае с «Проклятым горном» такое сравнение особенно уместно. Повести, из которых составлен роман, более-менее самостоятельны, но в то же время вовсю двигают вперёд магистральный сюжет.
Сериал о Людвиге всегда отличался тем, что в нём органично уживались истории, достаточно сильно отличающиеся друг от друга по стилю и духу. И «Проклятый горн» хранит верность этой традиции. Под обложкой книги нашлось место самым разным историям. И детективной повести «Тени Арденау», где Людвиг возвращается в город Стражей и выводит на чистую войду предателя ордена. И героическому фэнтези «Пожиратели плоти», в котором Людвиг совершает короткий вояж в Преисподнюю и сводит близкое знакомство с местными обитателями. И эпичному «Гласу», знаменующему смену эпох. В тексте вообще очень здорово передана атмосфера мира, стоящего на грани гибели, показано, как реагируют на приближение катастрофы главные герои, простые люди и даже сверхъестественные существа.
Роман особенно хорош тем, что даёт ответы на вопросы, накопившиеся с предыдущих томов. По ходу книги Пехов постепенно приподнимает завесу над всеми тайнами - рассказывает, например, о прошлом тёмного кузнеца, о личности Пугала и о древних секретах ордена Стражей. Ответы получились убедительными, логичными, но не слишком очевидными, что делает честь авторской задумке.
А вот что Пехову, пожалуй, не удалось, так это полностью раскрыть потенциал антагониста. Сам-то персонаж очень интересный и нетривиальный, но на протяжении большей части «Проклятого горна» он остаётся за кадром, появляясь по большей части в экшен-сценах, а узнаём мы его в основном с чужих слов и по старым записям. В итоге тёмный кузнец получился сродни Императору в классической трилогии «Звёздных войн» - он запоминается, у него есть несколько смачных сцен, но по-настоящему его узнать автор нам не даёт, что немного обидно.
Пусть приключения Стража появились на свет почти что случайно, это не помешало им стать одним из лучших российских фэнтезийных циклов за последнее время. Конечно, немного грустно, что приходится прощаться с Людвигом и компанией, но расставание происходит на мажорной ноте.
(с) Дмитрий Злотницкий
Алексей Пехов. Проклятый горн |
Электронная книга: Алексей Пехов. Проклятый горн