пятница, 1 августа 2014 г.

Разрушители флешек

дрю хаустон dropbox

Стартап Dropbox вырос из нескольких строчек кода, написанных на автобусной остановке, в гиганта, норовящего стать в один ряд с Google. Для этого ему пришлось сначала дать людям удобный способ управляться с файлами, а затем их от этих файлов избавить.

Весной этого года «облачный» сервис хранения и синхронизации файлов Dropbox привлек почти $1 млрд финансирования. Оценка компании достигла $10 млрд, а выручка, по расчетам экспертов, приближается к $1 млрд. Количество пользователей сервиса, чья история начиналась с нескольких строчек кода, написанных на автобусной остановке, достигло в апреле этого года 275 млн человек, сохраняющих более 1 млрд файлов ежедневно. Dropbox скупает звезд индустрии и строит собственное офисное здание для 1 тыс. сотрудников. Компания занялась скупкой стартапов, порой объявляя о нескольких сделках в неделю. С регулярностью раз в несколько месяцев объявляет о введении новых сервисов и «фич», постепенно превращающих Dropbox из инструмента синхронизации файлов в новый центр цифровой жизни пользователя.


«Dropbox подкупил аудиторию исключительной простотой: чтобы сохранить в „облаке" и синхронизировать файлы, надо просто поместить их в специальную папку»,— вспоминает Гайдар Магдануров, советник генерального директора Acronis, пользователь Dropbox с момента выхода сервиса на рынок. Сегодня создатели сервиса Дрю Хаустон и Араш Фердоуси строят амбициозные планы по превращению Dropbox из простого заменителя флешки, как средства транспортировки файлов, в нечто вроде тонкого «цифрового слоя», операционной системы, которая займет место между пользователем и его данными. Эволюция компании идет на рынке, что буквально трещит от конкуренции, цены на услуги стремительно пикируют. На разогретый рынок с потенциалом под сотню миллиардов долларов выходят десятки новых игроков, включая производителей железа и владельцев крупных сервисных проектов, таких как, например, Salesforce. Но Dropbox сам приготовил для гигантов неприятный сюрприз, ломая барьеры, возводимые вокруг своих платформ и продуктов крупнейшими игроками ИТ-рынка. Компания стремится встать в центр экосистемы цифровой жизни каждого пользователя и одновременно — в ряд таких могущественных игроков, как Facebook, Google, Amazon и Apple.

ОСТАНОВКА ПОТРЕБОВАНИЮ

В ноябре 2006 года Дрю Хаустон, недавний выпускник MIT, делая в Бостоне пересадку на автобус до Нью-Йорка, обнаружил, что забыл дома флешку. На USB-носителе были файлы, необходимые для работы над проектом. Хаустон был взбешен, что из-за такой безделицы он потеряет четыре часа, которые хотел посвятить во время переезда работе. Кошмарный удар по продуктивности.

Чтобы скоротать ожидание, Хаустон сделал набросок кода, который позволил бы синхронизировать файлы между используемыми им компьютерами. Четыре месяца спустя выросший из этого наброска Dropbox станет выпускником стартап-акселератора Y Combinator с $1,2 млн инвестиций от группы инвесторов во главе с Sequoia Capital. Осенью 2007 года Хаустон опубликует на Digg.com проморолик приложения, дарующего людям свободу от флешек. За те сутки Dropbox получил 70 тыс. пользователей. Спустя 15 месяцев после старта проекта их будет уже 4 млн. Еще спустя 15 месяцев — 25 млн. Dropbox появился на свет в правильное время. Буквально за полгода до его рождения Стив Джобс продемонстрировал миру iPhone, открыв новую эру мобильности, что, в свою очередь, вывело проблему доступа к цифровому скарбу на новый уровень. Сегодня, по исследованиям Pew Research, смартфон есть у каждого третьего американца.

И этот показатель только растет. Все больше людей нуждаются в доступе к своим данным на бегу. Еще один фактор, который сыграл на руку Dropbox: к осени 2008 года практически каждый крупный производитель компьютеров вывел на рынок свой нетбук по цене от $400 и ниже. Потребность в синхронизации данных в этом зоопарке гаджетов становилась все острее и острее.

В 2009-м, через два года после запуска, предложение о покупке Dropbox, по слухам — за девятизначную сумму, сделает Apple. С фаундерами хочет встретиться сам Стив Джобс. Восхищавшийся Джобсом Хаустон услышит от гуру, что Dropbox «не бизнес, а фича», и ответит отказом. В октябре 2011 года, в тот же месяц, когда Apple представит iCloud, инвесторы вольют в Dropbox $250 млн, подняв оценку компании до $4 млрд. iCloud же будут преследовать проблемы. Дальше будет привлечение еще $350 млн. Наем 1 тыс. сотрудников. Приглашение в команду звезд Кремниевой долины, включая создателя языка программирования Python и разработчика News Feed в Facebook. И вот в июле 2013 года Хаустон вышел на сцену Fort Mason Center в Сан-Франциско, на первой корпоративной конференции Dropbox DBX, чтобы объявить о новом этапе жизни компании. Dropbox ставит крест на файлах. У компании есть дела поважнее.

НА ДВА ФРОНТА

Если нанести инвестиции в Dropbox на ось времени, получится поразительная картина. Вот скромные $15 тыс. посевных инвестиций от Y Combnator, вот практически типовые $1,2 млн и $6 млн раундов серии А. И три огромных транша, в сумме дающие более миллиарда долларов за последние три года, причем $850 млн ($350 млн инвестиций и $500 млн заимствований) за один квартал, весной 2014-го. Если есть деньги, значит, их будут тратить.

Планы Dropbox легко проследить по приобретаемым стартапам. Audiogalaxy — музыка, Snapjoy и Loom — фото, Mailbox — электронная почта, Readmill — электронные книги, Zulip и Droptalk — мессенджинг, HackPad — документы. Все проекты адресованы миру мобильных устройств, мультиплатформенны, хранят данные в «облаках», позволяют делиться ими. Всего Dropbox приобрел 17 стартапов, девять из них — за последние пять месяцев. Особенно урожайным на покупки выдался июнь этого года, когда компания купила три проекта, порой с шагом всего несколько дней. За свою историю Dropbox прошел несколько реинкарнаций. Поначалу Хаустон видел в Dropbox «духовного наследника жесткого диска». Винчестеры привязывали пользователя к компьютерной недвижимости, a Dropbox делал людей и файлы свободными. Однако новое поколение мобильных устройств в принципе не знает, что такое файл. «Никто не называет свои фото, музыку или игры файлами или папками»,— говорила Ручи Сангви, технический директор Dropbox. Компания должна была расстаться со своим файлоцентричным прошлым и превратиться в удобного посредника для всего цифрового скарба, доступного везде, с любого устройства, под любой операционной системой и из любого приложения. Реализацию этого видения Dropbox оформил весной этого года, анонсировав целую плеяду новых сервисов для работы с документами, электронной почтой, фото и общения. Наиболее ярким анонсом стал Carousel, превращающий фотокаталог пользователя в визуальную историю всей его жизни, сдобренный уймой перфекционистских деталей. Цель новации — мотивировать пользователей доверять сервису как можно больше контента и, как следствие, нуждаться все в большем количестве дискового пространства, выходя за границы бесплатных аккаунтов.

ХАУСТОН, У НАС ПРОБЛЕМА

Dropbox уже несколько лет не раскрывает данные о выручке. Последняя официальная информация датируется 2011 годом. Тогда речь шла о ежегодном обороте $240 млн и 96% бесплатных аккаунтов при 50 млн пользователей. Если пропорция сохранилась, и каждый платный аккаунт приносит компании хотя бы минимальные $10 в месяц, ее выручка сегодня превышает $1 млрд. «Огромная, хотя и не невозможная конверсия»,— комментирует в Twitter подобные прикидки Дейв Жируар, основатель и CEO компании Upstart и бывший президент Google Enterprise. Такая оценка дает соотношение выручки к стоимости компании как 1 к 10. Для сравнения, состоявшееся в ноябре 2013 года IPO Twitter оценило компанию в $14,1 млрд при выручке $534,5 млн, что дает мультипликатор, равный 26,4.

Однако в Dropbox не хотят ставить свое благосостояние в зависимость от freemium-модели. Многим пользователям вполне достаточно 2 Гб дискового пространства, предоставляемых компанией бесплатно. К тому же на рынке появляется все больше щедрых предложений. Российский «Яндекс. Диск» предлагает бесплатно 10 Гб, Google Drive и Microsoft OneDrive —15 Гб, a Mail.ru и вовсе 100 Гб. Самое время обратиться к еще одной категории клиентов, не требующих бесплатных гигабайтов и платящих несравнимо больше — к корпоративным пользователям. Так, один аккаунт по тарифу «Dropbox для бизнеса» обойдется компании в $180 в год, минимальное количество аккаунтов — пять. Итого выручка с самого скромного корпоративного клиента составит $900 в год. Не говоря уже о компаниях с сотнями тысяч сотрудников. Но и получить таких клиентов будет непросто. «Облачные» решения хранения данных для бизнеса — рынок с жестокой конкуренций, где работают крупнейшие ИТ-игроки планеты. Здесь Dropbox придется столкнуться с такими матерыми игроками, как Google с его решениями для бизнеса, Microsoft SkyDrive, Workspaces от Amazon, SalesForce. Или со стартапом Box, который во многом схож с Dropbox, но с момента запуска сделал ставку на корпоративных клиентов. У компании 225 тыс. бизнес-пользователей, выручка — $125 млн,оценка — $2 млрд. Весной этого года Box объявил о готовящемся выходе на IPO, компания рассчитывает привлечь $250 млн. Но у Dropbox есть козырь в рукаве: его пользователи и так уже работают его добровольными торговыми агентами в лагере корпораций. «Проблема Dropbox» — так в мире айтишников называют стремление сотрудников использовать на работе личные приложения и гаджеты, что разрушает систему безопасности. Проблема стала отличным маркетинговым драйвером: компания надеется, что ей будет легче продать свое решение бизнесу, поскольку сотрудники корпораций уже пользуются им. «ИТ-службы компаний постепенно превращаются в управляющих портфелем „облачных" сервисов, и преимущества в корпоративном сегменте получают те сервисы, которые отвечают требованиям ИТ-отделов»,— согласен Магдануров.

В открытом в апреле этого года сервисе «Dropbox для бизнеса» компания предложила удобные инструменты для ИТ-администраторов и повышенный уровень безопасности. Для пользователя же внедрение новой технологии проходит вполне в «духе Dropbox»: служебная папка сервиса просто появляется в аккаунте пользователя рядом с личной.

Однако эксперты не уверены, что компании будет легко выиграть битву за корпоративных пользователей. «Нам, чтобы создать продукт для корпоративных пользователей, с целью обмена файлами и мобильного доступа к информации, потребовались годы инженерной работы. У Dropbox же в ДНК компании зашит подход, основанный на простоте доступа к информации. Перестроить продукт и общий подход компании, который сделал ее успешной, будет крайне сложно»,— ссылается Магдануров на опыт Acronis. Она, по исследованию Forrester Wave, на третий квартал 2013 года входила в топ-10 сервисов «облачного» хранения и управления файлами для корпоративных пользователей.

Компания только начала трансформироваться из сервиса, выстроенного на одной «волшебной» папке, в платформу, продолжает Магдануров. «Вох более двух лет работает над этим, OneDrive интегрирован с самыми популярными бизнес-приложениями Microsoft Office, у Google хранение данных также тесно связано с приложениями. Поэтому конкуренция для Dropbox будет весьма тяжелой»,— считает Магдануров. При этом конкуренция за бизнес-пользователей будет только расти. Как показал недавний анонс партнерства Apple и IBM, потребительские компании охотно покушаются на бизнес-сегмент рынка для стимулирования роста бизнеса. «Каждая крупная интернет-компания конкурирует с нами»,— отвечает на подобные предостережения Хаустон.

СЫРЬЕВЫЕ ДИСКИ

Весной этого года на рынке «облачных» хранилищ данных развернулась новая волна ценовой войны. Крупнейшие «латифундисты» рынка дискового пространства Google и Microsoft объявил об очередном снижении цен, практически синхронно снизив тарифы своих «облачных» файлохранилищ до $1,99 за 100 Гб в месяц. Что оказалось в четыре раза дешевле тарифов Dropbox. Для Google это было снижение в 2,5 раза, для Microsoft — почти в четыре. За $10 Google продаст 1 Тб (Dropbox — 100 Мб), a Microsoft предложит 1 Тб бесплатно пользователям «облачной» версии Microsoft Office — Office 365. Однако Хаустон заявил, что Dropbox не собирается снижать цены.

«В прошлом году в Китае компания Tencent выдавала ю Тб в своем „облач-ном“хранилище бесплатно. Это просто огромный объем, все пиратские шрз, которые слушают китайцы, можно там уместить»,— говорит Антон Забанных, руководитель направления персональных сервисов „Яндекса" (в него входят „Яндекс.Почта", „Яндекс.Диск", „Яндекс. Фотки", „Яндекс. Паспорт"). — Но раздавать терабайты — это позиция сырьевой державы. Если ты ничего не умеешь, то продаешь „сырые терабайты”. Если ты умный, то продаешь не сырье (место на диске), а продукт. Мы не хотим, чтобы пользователь заливал пиратские фильмы и раздавал их на весь интернет, нам нужно, чтобы он хранил там личные фото и показывал их маме». «Яндекс.Диск» — лидер российского рынка «облачного» хранения данных. По исследованию comScore MMX на март 2014 года, на него приходится 8,8% веб-аудитории Рунета (без учета мобильных устройств). У Mail.Ru — 2,8%, Dropbox —1,2%, iCloud — 0,5%. По данным TNS, в России в 2013 году насчитывалось 76,5 млн интернет-пользователей. Отталкиваясь от этой оценки, получим около 7 млн пользователей веб-версии «Яндекс.Диска» и около 1 млн для Dropbox. Всего же, по словам Забанных, общее количество пользователей, установивших «Яндекс.Диск», достигло 20 млн человек. Сегодня предложение «Яндекс.Диска» бесплатных «сырых гигабайтов» в пять раз щедрее, чем у Dropbox (10 Гб против 2 Гб). Но, по мнению Забанных, это сравнение ни о чем не говорит: «Мы работаем с Dropbox в разных нишах. Мы не зарабатываем на продаже места в „облаке". Наша мотивация в том, чтобы пользователь возвращался и пользовался сервисами „Яндекса"».

«Рынок „облачных" услуг достаточно молод и бурно развивается. По сведениям Gartner, в мире в 2013-м он вырос более чем на 18%. В России IDC прогнозирует ежегодный прирост рынка „облачных" услуг на 40% ближайшие три года,— говорит Дмитрий Марченко, руководитель направления развития бизнеса партнеров-разработчиков приложений и „облачных" сервисов Microsoft в России.— Microsoft считает, что ценовая война в этом сегменте отходит на второй план, и в дальнейшем компании будут конкурировать разнообразием и качеством сервисов».

Забанных соглашается, что давление на рынок идет довольно большое, и Dropbox вынужден пересматривать стратегию своего развития. «Видимо, Dropbox видит угрозу со стороны крупных игроков и постепенно переориентируется на бизнес-сегмент, при этом продолжая развивать возможности для конечных пользователей,— говорит Забанных.— Многим может быть приятно, что за Dropbox не стоит крупный игрок, который в обмен на бесплатный сервис будет таргетировать рекламу. Лично мне этот сервис симпатичен. Нравится, что они делают в бизнесе, нравится, что они делают в мелочах».

(c) Константин Бочарский