суббота, 12 июля 2014 г.

Загадка малазийского боинга

MH370

Это происшествие уже успели окрестить одной из самых странных авиакатастроф в истории. Огромный авиалайнер Boeing 777 с 239 пассажирами и членами экипажа на борту словно испарился над океаном. Поиски пропавшего самолета не дали ровным счетом ничего, и судьба пассажиров рейса MH370 может навсегда остаться покрытой завесой мрака. Трудно себе вообразить, как в наш высокотехнологичный век самолет может просто раствориться в воздухе. Но по поводу исчезновения единой точки зрения нет до сих пор.


РЕЙС В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Принадлежащий авиакомпании Malaysia Airlines самолет Boeing 777-200ER вылетел из аэропорта Куала-Лумпур 8 марта этого года в 0:41 по местному времени. Конечной точкой маршрута должен был стать Международный аэропорт Шоуду в Пекине, куда авиалайнер должен был прилететь в 6:30 утра. Но ни в Шоуду, ни куда-либо еще самолет так и не прибыл. В 01:19 экипаж воздушного судна вышел на связь в последний раз - последними словами (вероятно, второго пилота) был ответ диспетчеру: «Вас понял, спокойной ночи».

После этого начинается череда странных и загадочных событий. В 01:21 на борту отключился транспондер - устройство, которое посылает сигнал в ответ на запросы радиолокаторов, и позволяет идентифицировать воздушное судно. Примерно тогда же отключилась и система ACARS (Адресно-отчетная система авиационной связи, используется для передачи на землю коротких сообщений). Важно отметить, что ни в одном из сеансов радиосвязи экипаж не сообщил ничего подозрительного.

В 02:15 малазийский военный радар засек самолет в Малаккском проливе. Он шел западнее маршрута MH370 на высоте 15 км (это при том, что практический потолок Boeing 777-200ER составляет 13,1 км). Пролетев на этой высоте чуть больше 23 минут, самолет спустился до 7,6 км. Сигналы авиалайнера также фиксировались спутниками, получавшими информацию о работе двигателей самолета. Увы, спутники не могли предоставить детальную информацию о местонахождении Боинга. После последней фиксации самолета гражданскими радарами спутники получали оповещение еще 7 часов - до 8:15 утра. Это говорит о том, что все это время самолет находился в небе, хотя по какой-то причине не выходил на связь. Отметим -устройство, подающее сигналы на спутник, можно отключить, но для этого пришлось бы разобрать панель приборов.

Спутниковые сигналы позволили установить предположительную траекторию полета. По длине волн связи рассчитали скорость самолета и путь следования. Один возможный вектор движения был направлен на юго-запад - через Индийский океан. Другой - проходил по северо-западной траектории. Если бы самолет двигался в этом направлении,то он пересек бы территорию Китая, Вьетнама, Казахстана и ряда других восточных стран. Эксперты считают, что после исчезновения самолет еще какое-то время продолжал полет над южной акваторией Индийского океана. Никаких более весомых доказательств этой версии нет, но если бы самолет полетел не на юг, а на север, то его, скорее всего, засекли бы радары Вьетнама, Таиланда или КНР. А этого не случилось.

Уже в семь часов утра руководство Malaysia Airlines заявило о пропаже Боинга. Началась долгая и бесплодная эпопея поисков рейса MH370. Помимо самой Малайзии, в ней приняли участие еще 25 стран, в том числе Китай и США. Ситуацию усугубило то, что район предполагаемого крушения составляет 7,7 млн км2, а это больше территории Австралии.

За время поисков не раз фиксировали сигналы, якобы принадлежащие Boeing 777. На расстоянии 1 тыс. км от западного побережья Австралии китайское судно «Хай сюн-1» поймало сигналы, которые могли принадлежать черному ящику MH370. Однако ни этот, ни другие случаи обнаружения сигналов подтверждения так и не получили. 8 апреля истек срок работы аккумуляторов черных ящиков Боинга, и с тех пор ничего похожего на его сигналы обнаружить не удалось. На сегодня масштабная поисковая работа прекращена, и только автономный подводный аппарат ведет поиски упавшего самолета. Причина трагедии остается неизвестной. Большая часть специалистов сходится лишь в одном - по какой-то причине авиалайнер сбился с маршрута и, вероятно, упал в океан.

ЛЮДИ И САМОЛЕТ

Чтобы разобраться в ситуации, взглянем на сам авиалайнер. Boeing 777-200ER - модификация Boeing 777 с повышенной дальностью - 14 260 км. Иными словами, вылетев из аэропорта Куала-Лумпур, авиалайнер теоретически мог долететь до стран Средней Азии и пересечь при этом территории других государств. Это если предположить, что самолет все-таки полетел на север.

Boeing 777 считается современной и очень надежной машиной. Самолеты этого типа начали использовать в 1995 году, и за 20 млн часов полетов не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента. Если же говорить конкретно о пропавшем самолете, то он был построен в 2002 году. Его налет составил 53 тыс. часов, что по меркам авиации относительно немного. К тому же, в феврале этого года самолет прошел техобслуживание.

Теперь взглянем на пассажиров рейса. Большая часть из них были гражданами КНР - из 239 пассажиров и членов экипажа у 152 были китайские паспорта. Следующая большая группа - малазийцы, их на борту было 50 человек. Всего рейсом MH370 воспользовались граждане 14 стран мира.

Среди пассажиров рейса оказался один россиянин - бизнесмен Николай Бродский, который возвращался домой с Бали, где занимался дайвингом. Помимо этого на борту лайнера было двое граждан Украины. Среди пассажиров рейса оказались и счастливчики - четыре человека не попали на борт поскольку опоздали на регистрацию.

ТЕРАКТ

Это основная версия трагедии. Во всяком случае, премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак озвучил именно ее. Но почему именно теракт, почему не получила распространение версия о технической неисправности? Связь с самолетом была потеряна, когда он пролетал над Южно-Китайским морем. Странным было уже то, что самолет бесследно исчез при хорошей погоде. Глубина в предполагаемом месте крушения не превышает 80 м. Авиалайнер не мог раствориться в океане - на поверхности воды все равно бы остались обломки или пятна керосина, не говоря уже о том, что у каждого авиалайнера есть аварийный буй. Но на месте возможного падения не обнаружили вообще ничего.

Невольно вспоминается катастрофа Airbus A330, которая произошла над Атлантикой в 2009 году. И хотя тогда в районе поисков была плохая погода, а глубина океана достигала нескольких тысяч метров, первые детали самолета были найдены уже через шесть дней после начала операции.

Но есть еще более странные аспекты трагедии. Складывается впечатление, что кто-то специально отключил системы связи (транспондеры и систему ACARS). Как правило, на земле о местоположении самолета знают, ориентируясь по данным транспондеров. При этом отключить их на Boeing 777-200ER довольно просто - для этого достаточно одного телодвижения. Есть несколько аварийных кодов транспондеров, например, захват самолета (код 7500) или авария (код 7700), однако ни один из них не был послан с борта самолета. Лайнер просто не подавал сигналов, не считая спутникового «keepalive» (этот сигнал фиксировали до 08:11 утра), по которому установить местоположение невозможно. Иными словами, машина все еще находилась в воздухе, и к восьми часам утра топлива на борту оставалось на полчаса.

Теоретически, летчики могли потерять сознание в результате разгерметизации, и самолет оставался в воздухе до тех пор, пока не закончилось топливо. История знает как минимум один похожий случай. 4 июля 1989 года на борту советского МиГ-23 произошел технический отказ. Летчик катапультировался, но самолет продолжил полет и упал на франко-бельгийской границе, пролетев без пилота 900 км. Но эта версия никак не объясняет того, что на Боинге были отключены системы связи. Не может она объяснить и внезапного изменения его курса, ведь если бы самолет продолжил полет в сторону Китая, его бы непременно засек радар.

Так что версия о теракте звучит весьма правдоподобно. Но есть ли у нее серьезные зацепки? Известно, что двое пассажиров прошли на борт самолета по чужим, ранее утерянным паспортам. Ими оказались двое иранцев - Сейед Мохаммед Реза Делава и Пурия Нур Мохаммад Мердад. Оба иранца сделали все возможное, чтобы внешне быть похожими на настоящих владельцев документов. Человеку, непосвященному в тонкости борьбы с терроризмом, это может показаться подозрительным, но специалисты (в частности, сотрудники ФБР) уверяют - ничего странного здесь нет.

Двое граждан Ирана действительно воспользовались утерянными паспортами австрийца Христиана Коцеля и итальянца Луиджи Маральди. Только сделано это было, скорее всего, не с целью теракта, а с целью эмиграции. Восемнадцатилетний Пурия Нур Мохаммад Мердад хотел попасть во Франкфурт и получить политическое убежище в Германии. Известно, что в ФРГ его ждала мать.

И все же подозрение вызвали две вещи. Во-первых, паспорта были утеряны довольно давно, и почему ими не воспользовались раньше - непонятно. В таких случаях злоумышленники стараются использовать чужой паспорт как можно быстрее. Во-вторых, неясно, как вообще иранцы попали на борт самолета, ведь в 2012 и 2013 годах Интерпол добавил утерянные паспорта в свою базу данных. Впрочем, не будем забывать, что инцидент произошел не в США или Европе, а в Малайзии. Очень может быть, что малазийская система безопасности дала сбой. Не нужно сбрасывать со счетов и банальную коррупцию.

САМОУБИЙСТВО ПИЛОТОВ

Существует фантастическая версия, согласно которой причиной падения Боинга стало самоубийство одного из пилотов. Не будем акцентировать внимание на всевозможных домыслах. Заметим лишь, что в кабине авиалайнера было два летчика, и маловероятно, чтобы они свели счеты с жизнью одновременно.

Впрочем, это отличный повод присмотреться к личностям пилотов. Оба летчика были родом из Малайзии. Командира судна звали Захари Ахмад Шах (53 года), а его помощником был 27-летний Фарик Абдул Хамид. Первый пилот - опытный воздухоплаватель - за его спиной на момент трагедии было свыше 18 тыс. часов налета. Второй - не столь опытный, но внимание спецслужб привлек именно он. Известно, что Захари Ахмад Шах симпатизировал малазийской оппозиции. Малайзия является преимущественно мусульманской страной, и более 61% ее жителей исповедуют ислам. Но лидер малазийской оппозиции Анвар Ибрагим - политик умеренного толка, и вряд ли один из его сторонников мог решиться на теракт, тем более столь масштабный.

Внимание привлекли не только убеждения Захари Ахмад Шаха. Дома у командира судна нашли авиационный тренажер, причем все данные о полетах были удалены пользователем. Впоследствии криминалисты из ФБР восстановили часть данных и заявили, что ничего странного не нашли.

Захари Ахмад Шах был семьянином - у него осталась жена и трое детей. За день до полета жена вместе с детьми ушла из дома, что дало повод журналистам говорить о психологической травме летчика (якобы он был в неуравновешенном состоянии из-за расставания с супругой, и поэтому допустил катастрофу). Эту версию опроверг сын летчика Ахмад Сет, заявив, что его отец не был настолько эмоциональным. Коллеги Захари Ахмад Шаха охарактеризовали его как «высокопрофессионального пилота с безупречной репутацией». Все это, конечно, не дает стопроцентной гарантии. Верить субъективной оценке или служебной характеристике - ненадежное дело.

Версия о теракте звучит довольно убедительно, однако выдвигать ее в качестве основной рано. После пропажи лайнера ни одна организация не взяла ответственность за совершенный теракт. Неясными остаются и его мотивы. Если предположить, что самолет был взорван в воздухе или целенаправленно утоплен в океане, то почему именно этот рейс выбрали боевики? Потому что большая часть пассажиров были гражданами Китая? Сейчас в КНР остро стоит вопрос уйгурского сепаратизма, и уйгуры все чаще выбирают терроризм в качестве метода борьбы. В КНР проживает 10 млн. уйгур, и большая часть из них исповедует ислам суннитского толка. Впрочем, обвинять сепаратистов в теракте, не имея серьезной доказательной базы, нельзя.

Летчик-инструктор Алексей Базеев выдвинул предположение, что авиалайнер был сбит. Когда самолет по какой-то причине изменил траекторию полета, военные приняли его за опасного нарушителя воздушного пространства и уничтожили. Этим же объясняется и странное поведение малазийских властей, путающихся в показаниях. Но скрыть факт поражения ракетой ЗРК сложно, и совсем не ясно, что в таком случае заставляет молчать другие страны, в частности - США.

УГОН

Но что если самолет угнали? На стороне теории заговора — неожиданные данные о таинственном грузе MH370. После трагедии выяснилось, что на борту было 2453 кг незадекларированных грузов. 200 кг из общего веса составляли литиевые батареи, но что дало еще 2253 кг, неизвестно до сих пор. Все это породило слухи, будто бы самолет угнали, чтобы доставить в какую-то точку планеты ценный груз. Но даже если в случае MH370 имела место контрабанда, строить из этого теорию заговора не имеет смысла. Причина сокрытия груза может звучать куда тривиальней - бюрократические проволочки или коррупция, о которой уже говорилось. Да и насколько ценным должен быть груз, чтобы из-за него без вести пропали 239 человек и поднялась шумиха на весь мир?..

Оставим в покое таинственный груз и постараемся понять другие причины возможного угона. На борту рейса MH370 летели инженеры и ученые, и их знания могли пригодиться кому-нибудь. Журналисты указывают на то, что 20 пассажиров были сотрудниками американской компании Freescale Semiconductor - известного производителя полупроводниковых компонентов. Впрочем, это ничего не доказывает.

А вот что действительно важно, так это то, мог ли самолет уйти от радаров? Если исходить из того, что лайнер полетел на северо-запад, то он мог «укрыться» за другим самолетом Boeing-777 компании Singapore Airlines. Рейс SIA68 в течение 15 минут двигался по траектории, которая могла пересекаться с вектором полета MH370. Этого было достаточно, чтобы самолет покинул зону обнаружения радаров.

Но почему радарные станции не засекли оба самолета? Дело в том, что на экранах летящие одним курсом Боинги могли быть отмечены одной точкой. Даже если какие-то отклонения были, оператор не обратил бы на это внимания, ведь других самолетов кроме SIA68 поблизости не должно было быть. И поскольку средства оповещения на борту не работали, пилоты SIA68 не могли увидеть другой самолет. А вот летчики угнанного лайнера могли координировать свой полет, полагаясь на данные бортовой системы предупреждения столкновения. Правда, поскольку ею были оборудованы оба самолета, пилоты сингапурского могли заподозрить неладное, когда их система начала бы тревожно «пищать». Но это уже нюансы. Главное - рейс MH370 мог долететь до территории Афганистана или одной из стран Средней Азии, где со времен СССР осталось немало заброшенных аэродромов. Некоторые даже всерьез обсуждали возможность посадки Боинга на автомобильную дорогу.

Как бы красиво ни звучали эти версии, все они разбиваются при детальном осмотре. Для посадки авиалайнера Boeing-777 нужна оборудованная взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км, и никакая магистраль или заброшенный аэродром ее заменить не смогут.

В целом, главный недостаток этой версии - сложность реализации. Чтобы похитить авиалайнер, нужны специалисты высочайшей квалификации, а сама затея связана с множеством рисков. Например, что было бы, если б рейс SIA68 задержался? Как бы тогда скрывался угнанный самолет? Эти и многие другие вопросы остаются без ответа. Неизвестна и судьба 239 пассажиров и членов экипажа, ставших то ли жертвами катастрофы, то ли заложниками боевиков.

Правительство Малайзии признало бесследное исчезновение Боинга. Отсутствие видимых результатов привело к тому, что масштабные поиски прекратились. Тем не менее, в начале мая власти страны заявили, что поиски самолета продолжатся, а зона их будет расширена. Также было заявлено, что правительство направит дополнительные усилия на повышение безопасности полетов.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ

Свой взгляд на пропажу самолета есть у ученого, доктора медицинских наук и исследователя аномальных явлений Бориса Островского:

- Все выдвигаемые версии подтверждения не получили - ни одна из них не объясняет случившегося. Взять, к примеру, версию угона. В пользу нее говорят транспондеры и система ACARS. Но где гарантия, что их действительно отключили вручную? Специалисты никак не могут это проверить. Таким образом, тезис об угоне самолета -лишь одна из версий. Но я предлагаю обоснованную точку зрения. Среди районов поиска самолета - Индонезийский архипелаг, который является частью Тихоокеанского вулканического огненного кольца. Это полоса вулканов и зона сейсмической активности - там постоянно трясет. Во время тектонических процессов накапливается электромагнитная энергия, которая вырывается наружу и влияет, в том числе, на воздушное пространство. В электрических полях объект может быть невидимым на радарах, а, кроме этого, бортовое оборудование может дать сбой. И еще тектонические процессы ведут к образованию инфразвука, а инфразвуковые колебания рассеивают или искривляют радиоволны. Здесь вспоминается история с российским самолетом Sukhoi Superjet 100, который при невыясненных обстоятельствах в 2012 году потерпел катастрофу в этом районе. Самолет просто влетел в скалу. Но почему это случилось? Звуковая система предупреждения столкновений завязана на данных радара. А если радар под воздействием электромагнитных полей дает неверные показатели, может произойти катастрофа.

Как мы видим, ни одна из версий не дает ответа на главный вопрос - что случилось с авиалайнером. Делать окончательные выводы о причинах катастрофы рано, и чтобы всерьез рассуждать о трагедии, нужно отыскать данные бортовых приборов или хотя бы найти обломки самолета. Версия Бориса Островского, безусловно, интересна в качестве теории. Впрочем, объяснить пропажу самолета может и такой вариант - что, если командир судна, воспользовавшись отсутствием второго пилота, заперся в кабине и направил самолет другим курсом (о причинах этого мы не говорим)?.. На самом деле, подобные происшествия уже случались, и сбрасывать со счетов такую версию нельзя. Во всяком случае, до тех пор, пока не будут получены объективные данные.

(с) Илья Ведмеденко