Тема ароматов не так проста, как кажется. «Парфюм является среди прочего самой портативной формой человеческого интеллекта», — сказал автор книги Лука Турин. Как правило, мы выбираем духи, руководствуясь ценой, брендом и дизайном упаковки. Лука Турин и Таня Санчес рассказывают, как научиться находить и различать подлинно прекрасные ароматы, не обращая внимания на цену, которая совсем не является критерием, на упаковку, которая может быть шедевром дизайнерского искусства, а может выглядеть как ночник из магазина «все за один доллар», на громкую славу или, напротив, подмоченную репутацию того или иного аромата. Доверяйте только запаху во флаконе, своему чутью и обонянию.
Знать парфюмерный язык и говорить на нем — настоящее искусство. Книга известных парфюмерных экспертов, знатоков и страстных любителей ароматов Луки Турина и Тани Санчес приблизит вас к его пониманию.
Цель авторов — научить отличать шедевры парфюмерного искусства от посредственностей. В книге представлены 100 лучших по мнению авторов духов от более чем 50 брендов.
Для тех, кто любит духи, и тем, кто хочет научиться их правильно носить и понимать.
Отрывок из книги:
Люди любят составлять рейтинги: сто фильмов, которые нужно обязательно посмотреть, лучшие закусочные в северном полушарии, десять самых дорогих, но не стоящих того картин и даже двадцать самых нелепых обзоров в книге «Ароматы “от А до Я"». Приятно осознавать, что кто-то оценил «Хэллбоя-2» выше «Касабланки» или считает, что Let It Be превосходит Revolver. Вероятнее всего, лучшее объяснение склонности людей к составлению такого рода списков кроется в возможности повергнуть в бешенство множество оппонентов, почти не прилагая к этому никаких усилий.
Ароматы, рассмотренные в этой книге, объективно нельзя назвать лучшими ароматами всех времен. В ней вы найдете только те ароматы, которые за время подготовки книги «Ароматы “от А до Я”» мы оценили выше их 1900 конкурентов по качеству, насыщенности или красоте, полностью проигнорировав все прочие факторы: рекламу, упаковку, мнение знакомых и соседей, сосредоточившись лишь на одном — запахе.
Таким образом, из нашего перечня исключены все ароматы, которые нравятся всем, кроме нас, а также те, что пострадали в результате изменений их формул.
Так что даже если аромат Tabac Blond в своем лучшем исполнении когда-то вытеснял тот же Badgley Mischka, то сейчас он уже не смог бы постоять за себя и потому в числе прочих не включен в наш список. Такой критерий оценки исключил из сотни лучших менее чем, по нашему мнению, великолепные ароматы. Это одновременно хорошая новость для тех читателей, которые считают, что про ароматы надо или говорить хорошо, или ничего, и плохая для тех, кто полагает, что каждый участник конкурса должен получать приз. Поэтому, если вы хотите выяснить, что мы думаем насчет Can Can от Paris Hilton, вам лучше поискать другое более подробное издание.
Для того чтобы уравновесить субъективность и неисторичность нашего подхода, а также из стремления удовлетворить приязнь издательств к круглым числам мы добавили к рейтингу из девяноста шести лучших ароматов из книги «Ароматы “от А до Я"» четыре кратких обзора наиболее запомнившихся в истории, но более не существующих ароматов. Наши впечатления основаны на реконструкции ароматов по оригинальным формулам, которые сохранились в Осмотеке — музее истории искусства парфюмерии в Версале. Это не тот музей, в котором полно сверкающего хрусталя и рекламных журналов. Это место, где парфюм хранится в прохладных помещениях, вдали от света и жадных взглядов, в ожидании удобного случая разбудить обоняние и иные рецепторы истинного ценителя.
Мы включили в книгу обзор Emeraude, L’Origan и Chypre от Франсуа Коти наряду с, пожалуй, самой совершенной композицией от Венсана Рубера Iris Gris. Первые три в разных вариациях часто можно встретить на различных аукционах и распродажах — при случае ищите более ранние упаковки, чтобы случайно не приобрести более дешевые современные версии. Последний аромат почти невозможно достать, хотя одной женщине, как мы знаем, улыбнулась удача купить нетронутый флакон, которым она сейчас дразнит всех подряд, на блошином рынке. Помимо таких случайных находок следите также за выставками в Осмотеке в Версале.
Духи не являются токсичной, канцерогенной смесью, их разработка и производство исключают риск нанести вред человеку или окружающей среде. IFRA внимательно следит за этим. Но время от времени в массмедиа появляется информация, что химические вещества, входящие в состав духов, якобы могут провоцировать рак, превращать мужчин в женщин, проникать в грудное молоко и вообще являются раздражителями и сенсибилизаторами и так далее. Все эти высказывания стимулируют многочисленные призывы запретить парфюм.
В результате IFRA приняла решение вложить огромное количество ресурсов в борьбу с контактным дерматитом, из-за которого вы не можете теперь купить горячо любимый Diorissimo, даже если единственной вашей реакцией на него было ощущение счастья.
Первыми «изгоями» стали ингредиенты, которые используются в наибольшем количестве: гидроксицитронеллаль (единственная молекула, убедительно пахнущая ландышем), экстракт дубового мха (почти в каждом классическом аромате скрывается его горький, чернильный запах леса), березовый деготь (кожа), гелиотропин (мимоза), жасмин (жасмин), эвгенол (гвоздика и специи для глинтвейна, прощайте!), бергамот (восхитительное цитрусовое начало Shalimar) и другие.
Ирония состоит в том, что благонамеренные активисты, которые страшатся «неизвестной химии» в парфюмерии, своими неосторожными действиями поощряют увеличение добавок синтетических веществ, дабы заменить ими ингредиенты, используемые без сколь-либо значительного вреда на протяжении более сотни лет.
По этой причине мы сделали все возможное, чтобы повторно протестировать свежие, аутентичные экземпляры как можно большего количества лучших духов, которые мы только смогли найти.
Результаты нельзя назвать однозначно плохими или всецело хорошими. Мы фиксировали изменения, и если не имели возможности услышать актуальную версию аромата, то просто отмечали это. Некоторые образцы мы не получили вовремя, в других случаях организации не были заинтересованы в продвижении своих ароматов, выпущенных более пяти лет назад, также попадались и такие фирмы, которые, казалось, не были вовсе заинтересованы в выпускаемой ими продукции. Однако и это безразличие сыграло нам на руку: отличный парфюм, который не продвигался агрессивными маркетинговыми методами на протяжении многих лет, оказался доступен в своем первоначальном, неизменном составе и оригинальной упаковке где-нибудь на складах парфюмерных магазинов.
Охота за старыми флаконами — приятная цель, если вы один из тех, кто праздно фланирует по секонд-хендам, бороздит просторы eBay или останавливается у каждого придорожного семейного парфюмерного дискаунтера, собирая свою собственную коллекцию. Если бы вы могли услышать каждый из этих ароматов таким, каким он некогда был, когда впервые заслужил наши высокие оценки, это стало бы для вас не только развлечением, но и прекрасным опытом.
Это невероятная по богатству красок палитра, где чопорные ароматы букета белых цветов; кислые сосново-шалфейные композиции, словно созданные в пустынную ночь; классические молочно-мускатные аккорды, доносящиеся из глубин норковой шубы родом из пятидесятых; современные прозрачные ароматы, наводняющие комнату ароматами трав и дыма; запахи усато-волосатых мужчин, танцующих диско; арабские ароматические масла розы и ладана, сочные и горько-сладкие ароматы настоящих леди... и чем дальше, тем невероятнее.
Перевод послания духов с их эфемерного языка на язык обыденной речи может стать интересной историей. Мы будем считать, что проделали работу не зря, если в результате вы всерьез займетесь поисками этих немых джиннов, скрывающихся в своих сосудах, освободите их и позволите им поведать свои секреты, наградив взамен всей полнотой своего внимания.
Таня Санчес, Лука Турин. 100 лучших ароматов. Как выбирать и носить духи |