вторник, 24 июня 2014 г.

Любопытная сказка о велосипедистах, скорпионах и ультрафиолетовых лучах

велосипедист
К казалось бы, что общего может быть у велосипедиста со скорпионом? Тем не менее, кое-что их объединяет.

Как-то я ехала на велосипеде и остановилась на светофоре позади двух десятков других велосипедистов. Их одежда пестрела самыми разными цветами, но пять или шесть заметно выделялись на общем фоне. Я задумалась, почему создается ощущение, будто их куртки светятся.

В дневное время наш мир полон света, но нам достаются лишь жалкие крохи испускаемых Солнцем фотонов. Все субстанции, через которые свет проходит или от которых отражается, поглощают и рассеивают волны определенной длины. Мой блокнот красный, так как его обложка поглощает все остальные цвета, и красный — это всё, что остается, когда свет достигает моих глаз. Свет, который мы видим, — результат вычитаний.

Итак, вернемся к светящимся курткам. Оказывается, дело в светоотражающей краске — она извлекает преимущество из падающих на нее и невидимых мне ультрафиолетовых лучей (УФ).


Довольно много ультрафиолета проникает сквозь облака, поэтому даже пасмурным днем его вокруг предостаточно. Однако хрусталики наших глаз УФ не пропускают. А молекулы краски поглощают высокоэнергетический УФ-свет и излучают взамен низкоэнергетический видимый. Они берут невидимое нам излучение и превращают его в видимый свет. Выкрашенная такой краской одежда выглядит так, будто светится пасмурным днем, потому что она действительно светится — у нее есть дополнительный источник энергии. Бесплатных обедов по-прежнему не бывает, но в данном случае плата идет из той части спектра, о которой мы обычно не думаем. Поэтому такие куртки и не работают в темноте — ночью нет естественного УФ-света, чтобы придать им дополнительное свечение.

То есть велосипедистов можно использовать в качестве детектора УФ-излучения, представляете? Если их куртки светятся, должен быть и ультрафиолет, хотя я и не могу его видеть. Чуть дальше по дороге я вспомнила, что подобное встречается и в природе.

Спросите у специалистов, как найти скорпиона, и они посоветуют отправиться в пустыню ночью с источником УФ-излучения. Под ним скорпионы светятся сине-зеленым, потому что в их экзоскелеты встроены флюоресцентные молекулы. Никто точно не знает зачем, но, видимо, подобная особенность позволяет им в сумерках находить темные места, в которых удобно прятаться. Если это действительно так, то весь скорпионий экзоскелет может восприниматься как детектор УФ-лучей, переводящий невидимый свет в цветовую палитру, которую скорпион способен воспринимать. Мы привыкли думать, что видим всё, но мир намного богаче.

В следующий раз, когда я замечу, как впереди в пасмурный день сверкнула флюоресцентная куртка, я вспомню, что она дарит мне возможность мельком увидеть незримый мир.

(с) Хелен Черски