пятница, 20 июня 2014 г.

Михаил Март. Обратная оговорка

Михаил Март. Обратная оговорка
В тихом провинциальном городке совершено дерзкое ограбление банка. Более пятидесяти человек в заложниках. Правоохранительные органы — в тупике. Что это? Четко спланированная операция? Акция устрашения? А может, просто игра?.. Игра, в которой на кону человеческие жизни. Но не все согласны с правилами, которые диктуют люди, возомнившие себя «выше» остальных.

Среди «несогласных» генерал Таранда. Как настоящий профессионал, он должен перехитрить грабителей и, навязав им свои правила, выяснить, кто за всем этим стоит. В тихом провинциальном городке совершено дерзкое ограбление банка. Более пятидесяти человек в заложниках. Правоохранительные органы — в тупике. Что это? Четко спланированная операция? Акция устрашения? А может, просто игра?.. Игра, в которой на кону человеческие жизни. Но не все согласны с правилами, которые диктуют люди, возомнившие себя «выше» остальных.

Среди «несогласных» генерал Таранда. Как настоящий профессионал, он должен перехитрить грабителей и, навязав им свои правила, выяснить, кто за всем этим стоит…

Глава из книги:

Отель оказался лучше, чем предполагал Борис Дмитриевич. Он заказал в свой номер компьютер и принтер, ему принесли и то и другое, подсоединили Интернет и установили нужные программы. Самостоятельно пришлось купить дополнительные картриджи с чернилами для принтера, так как Егор, сидя в машине напротив банка «Медетеран», сделал более семисот сорока фотографий. Все они имели равнозначное значение. Сам Байчер заходил в банк днем. У него была очень хорошая память, особенно на лица. Он запомнил девушек, сидящих за окошками касс, видел управляющего, охранников, но не все поддавалось обзору. Для полной картины требовалось провести в банке полный рабочий день. А это не естественно, тем более что в операционных залах он насчитал двадцать восемь камер видеонаблюдения.


Сейчас Борис и Егор просматривали фотографии, сделанные возле банка.

— На каждого клиента я тратил два кадра. Один в полный рост, второй укрупняя, чтобы он стал узнаваемым, — пояснил Егор.

— Ты все сделал грамотно. Мне нечему учить сыщика.

— Да никакой я не сыщик, Борис Дмитрич. Работал в бригаде по поимке беглых преступников при Министерстве юстиции. Когда надзор за осужденными передали структурам МВД, нас попросту распустили. У них своих лоботрясов хватает. Вот только беглых они ловить не умеют.

— Отлично. Значит ты, Егор, хороший физиономист. Из того, что мы видели, надо в первую очередь обратить внимание на блондинок. Я насчитал их девять. Шесть из них работают в банке, три женщины приходящие. То есть клиентки. Вот их мы распечатаем в первую очередь. Я имею в виду всех блондинок. Вечером с этими снимками сходишь на вокзал. Покажи фотографии цыганке. Возможно, она кого-то из женщин узнает.

— Хорошая идея. Мне такое и в голову не пришло бы.

Борис закурил, отошел от стола и сел в кресло. Он налил себе рюмку коньяку и выпил. Рядом на тележке выстроился целый ряд бутылок со спиртным. Егор пить не стал.

— У тебя проблемы с алкоголем? — неожиданно спросил хозяин номера.

— Были. Три года уже в рот не беру. Лучше не начинать. Потом не остановишь.

— Честно. Не каждый о таком расскажет постороннему.

— Сегодня вы здесь, завтра вас нет. Простились и забыли друг о друге. Вы человек столичный, а я периферийная пташка. Нас свел случай.

— Ты встретил Сергея случайно. Просто решил помочь ребятам, застрявшим в дороге. А мне он сын. Единственный смысл жизни. Теперь моим смыслом стало достойное наказание убийц. И я это сделаю. В таком деле мне нужны помощники. Ты в первую очередь. Я вижу, как ты умеешь работать. Но любая работа должна оплачиваться. Тем более что тебе надо на что-то жить, так как подобные дела отнимают все время. У меня есть деньги. Копил на дачу шесть лет. Хотели с Сережей на пруду рыбу ловить. Уже дом присмотрели. Сейчас мне дача не нужна. Эти деньги я пущу на расследование. Готов тебе платить. Цену назовешь сам. Я на любую согласен. Ты мне нравишься как человек и как работник. Я думаю, так будет честно.

— У меня тоже есть деньги, — наморщил лоб Егор. — Я же не пьющий. Два года назад купил дорогой мотоцикл. В общем-то не нуждаюсь. Это я ребят задержал в городе. Уехали бы сразу, так ничего и не случилось. Нет, денег я у вас не возьму. А помочь вам считаю своим долгом. Если ваша версия с блондинками оправдается хотя бы частично, то расскажу вам одну занятную историю, связанную с этим банком. Я дал слово молчать. Но нарушу его, если дело приобретет серьезный оборот.

— Ладно, Егор. Будем работать. Не знаю, какую роль в этой истории играет банк, но мне пришла дельная мысль. На фабрике сказали, будто Семен Безбородко собирался переходить на работу в фирму «Корвет». Там хорошо платят. Он разработал систему охраны, которая теперь пылится в его доме. Я разбираюсь в электронике. По профессии я летчик. Начинал бортовым инженером в большой авиации. Потом закончил специальные курсы, когда в страну стали поступать «Боинги». Летал на них вторым пилотом и дорос до командира корабля. Когда подсело зрение, ушел в отставку. Теперь работаю инструктором в престижном авиаклубе. Учу недорослей богатых родителей пилотажу. За это платят хорошие деньги. Отдал авиации тридцать лет жизни. Сейчас мне пятьдесят. Но я возраста не чувствую. А идея заключается в следующем…

* * *

Сегодня Галина Ивановна выглядела необычно. Когда женщина открыла дверь, Егор ее не сразу узнал. Начать надо с того, что пропал ее видавший виды халат. На ней была белая блузка и черная юбка, затянутая широким лаковым поясом, что подчеркивало ее талию и округлые бедра. К тому же она надела туфли на каблучке, и тоже лаковые. Волосы очень аккуратно уложены в высокую прическу. Тут без парикмахера не обошлось. Макияж скромный, но тени и накрашенные длинные ресницы делали ее глаза больше и выразительнее. Оказывается, они у нее были светло-голубыми. Егор немного растерялся. Она тоже, увидев за его спиной мужчину очень представительной внешности. Они резко контрастировали. Егор был простоватым мужиком, которые ничем не запоминаются, а его приятель выглядел солидным джентльменом. Ему только цилиндра и трости не хватало.

Замешательство в дверях затянулось.

— Проходите, пожалуйста, — наконец сказала хозяйка и посторонилась.

Двухкомнатная квартира не отличалась большой площадью, но выглядела чистой и опрятной. За порядком тут умели следить. В деревянной развалюхе должны быть убогие насесты, а тут все выглядело прилично.

Галя проводила гостей в ту комнату, где ночевал Егор. На круглом столе лежала белая скатерть, а с кухни доносился запах чего-то вкусного.

— Как Марик? — спросила женщина. — Я все время думаю о нем. Кошки скребут на душе.

— Марик устроился нормально, — ответил Егор. — У меня нормальные условия. Может, не так чисто, как у вас, но жить можно. Но уезжать он не собирается, пока не найдет Киру. Вот познакомьтесь. Это Борис Дмитриевич. Отец погибшего Сергея, которого вы мельком видели. Его вызвали сюда на опознание.

— Галя, — представилась хозяйка. — Не знаю, что и сказать. Слов нет.

— Ничего говорить не надо. Вы же тоже потеряли близкого человека не так давно. Так что мы понимаем друг друга.

— Да, да. Горе людей объединяет. Присаживайтесь. Обедать будем. У меня все уже готово. Рада, что вы пришли.

Она вышла на кухню. Мужчины не ожидали такого приема. На столе появилась хорошая закуска. Огурчики, грибочки, селедка под шубой, рюмки и бутылка водки.

— Я подумала, что надо помянуть ребят, — сказала Галя.

— Правильно подумали, — согласился Борис. — Спасибо за участие.

— Я бы присоединился, но пить не могу, — покачал головой Егор. — За рулем. А мне сегодня предстоят еще поездки.

Ему налили квасу, а Борис и Галя выпили.

— Я думаю, что тело сына мне отдадут через дня два, а то и три, — начал солидный гость. — Эти дни пробуду здесь. Но я не хотел бы прозябать без дел. У меня есть одна задумка. И хотелось с вами ее обсудить, Галя.

Женщина немного напряглась. Егор это заметил и разлил водку по рюмкам.

Они вновь выпили. У Гали покраснели щеки.

— Я хочу дать дорогу изобретению вашего мужа, — продолжил Борис, — если его концепция будет принята за основу. Для этого мне надо самому в первую очередь ознакомиться со всей документацией. Идеи Семена могут быть воплощены в жизнь. Естественно, что в этом случае все доходы от патента пойдут вам. Деньги никогда никому не мешали. Что скажете?

— Я согласна. И дело даже не в деньгах, а в том, что Сеня полгода сидел над своим проектом. — Она отвечала быстро, не задумываясь, и на ее ярких глазах навернулись слезы. — Но неужели такое возможно? Я готова отдать все даром, лишь бы его фантазии обратились в действительность.

— Загадывать ничего не хочу. Всему нужно время. А теперь расскажите мне о пропавшей девушке.

— Тут вот какое дело, Борис Дмитриевич, — начал Егор. — Даже если они установили место нахождения Марика и Киры, то как они могли ее узнать? Из дома вышла девушка. К мотоциклу она не подходила, а сразу же направилась в магазин. На улицах полно народу, в магазине тем более. Похищение среди бела дня? Если бы ее убили, то мы об этом знали бы.

Байчер подумал и ответил:

— В подъезде дома всего четыре квартиры. Если за ними наблюдали, то все очень просто. Мы знаем, что мобильные телефоны достались убийцам. А там остались в памяти последние набранные номера. Та девушка вышла из подъезда или нет, проверить просто. Надо позвонить ей на мобильник. Она тут же ответит. Тем самым и выдаст себя. Второе. Когда Кира пошла в магазин, ребята еще ничего не знали об убийстве. Почему они кого-то должны бояться? Киру могли пригласить в машину для разговора. Обманным путем, выдав себя за оперативников, к примеру. Я тоже не хочу предполагать худшего. Нам нужна ее фотография. Надеюсь, у Марика она есть. Тогда и начнем ее поиски.

* * *

Они спустились в нижний зал вокзала, где находилась небольшая кофейня. Егор взял себе кофе, а Ляле купил пиво.

— Ну, показывай, — сказала она, сделав несколько глотков из горлышка.

Егор подал ей пачку фотографий всех блондинок, сфотографированных возле банка. Полногрудая, черноглазая, в яркой одежде женщина с длинными огненными волосами пролистала все снимки за секунду. За такое время и увидеть ничего невозможно, а не только разглядеть.

— Она здесь. Среди них.

Ляля собрала снимки в колоду и положила на стол картинками вниз.

— Ты в этом уверена? — настороженно спросил Егор.

— Конечно. Стервы к рукам прилипают. А она та еще стерва. У этой бабы ничего святого нет за душой. Одна ржавчина внутри.

Она разложила колоду по всему столу и медленно провела ладонью над снимками, не касаясь их. Одна из фотографий невероятным чудом приподнялась и прилипла к ее руке. Ляля перевернула снимок.

— Вот она.

Егор вспомнил эту женщину. Она отличалась от других, но не стервозностью, о чем он мало что знал, а эффектностью. Яркая дамочка, о таких мечтают, но таких не имеют. С тем же успехом можно влюбиться в девушку на обложке журнала. Она пришла в банк до его открытия, а ушла после закрытия. Значит, она там работает.

— На вокзал она пришла без косметики и в косынке. На фотке она совсем другая. Эта бабенка крутит мужиками как хочет. Рушит семьи. Вряд ли она остановится. Планы у нее большие. Когда-то побиралась. Мужа любила, мечтала, душа была светлой. Но потом ее сглазили. Сейчас ей слово «любовь» непонятно, души нет. И мечты потеряли свой смысл, когда денег стало больше, чем она может истратить. Но ей все равно мало. Деньги стали смыслом ее жизни. Посади ее на Эверест из чистого золота, она скажет, что мало.

— Зачем она забрала ребят с вокзала?

— Не знаю, Горочка. Для нее это был мимолетный эпизод. На ней столько черноты, что сквозь нее ничего не просматривается. Но зазря она ничего делать не будет. Ее душу надо разложить как колоду карт, тогда можно что-то увидеть. Мне нужно несколько ее вещей. Прядь волос, пудреницу или помаду, то, что касалось ее лица, колечко или часики. Три разных предмета. Тогда я об этой стерве смогу больше рассказать. Думай. А я побегу, сейчас поезд подъезжает из Новосибирска.

Егор остался. Он сидел, задумчиво глядя на снимок красивой женщины.

* * *

Директор фирмы «Корвет» Юрий Павлович Морозов оказался человеком очень демократичным, симпатичным и любезным. Гостя он встретил сам, пожал ему руку и даже предложил чаю или кофе на выбор.

Этой встрече он уделял особое внимание. Специалистов по профилю его фирмы единицы, тем более на периферии. К тому же Юрий Павлович мягко стелил, но не всем удавалось спать на его перинах. Он всю жизнь прослужил в органах КГБ, потом ФСБ и человека рассматривал с точки зрения анкеты в первую очередь, а как специалиста во вторую. Люди, имеющие судимость даже по мелочным статьям, просто игнорировались. Если вы интересовались работой, то секретарша Морозова тут же спрашивала вас о судимости и предупреждала, что врать бесполезно, так как вас будут проверять. Проверка занимала чуть ли не месяц по времени.

— Бог мой! Вы же пилот первого класса. Это же падение на нашу бренную землю! — поражался Морозов.

— Такова проза жизни, Юрий Палыч. Ничего тут не поделаешь. Но я хороший специалист по электронике. Любой уровень сложности мне подвластен. Списали меня из клуба. Серьезно ногу повредил. Вот видите, хожу с палочкой, — Байчер постучал по клюке с красивым набалдашником, прислоненной к креслу, в котором он сидел. — Во всяком случае, о полном выздоровлении говорить очень рано. Тут я вспомнил о своем покойном друге Семене Безбородко. Помните такого?

— Ну да, ну да.

Борису показалось, что он его не вспомнил.

— Я давал ему консультации при создании его проекта, так что имею на него некоторое право. Его жена тоже меня знает и ценит мой вклад, так что идея моя, а деньги ее. Без преувеличения можно сказать, что речь идет о революции в охранных системах. Я думаю, что при ваших связях мы можем подняться на новый уровень. Не на ступень выше, а на целый пролет. Ваша фирма может прогреметь на весь мир. Не сразу, разумеется, а поэтапно. Надо лишь начать не с конторы по рогам и копытам, а с крупного и известного учреждения, которое находится в поле зрения деловых и состоятельных людей. А дальше сработает сарафанное радио и нам даже не придется тратиться на рекламу.

— А у вас, Борис Дмитриевич, отличная хватка. Вы видите дальше остальных. К сожалению, я плохой коммерсант, но у меня есть связи и чутье. И думаю, что мы с вами отлично сработаемся. Но сначала ваш проект должны оценить специалисты.

— Согласен. Каждый кулик хвалит свое болото. Независимая экспертиза обязательна. Я бы даже на ней настаивал. Чертежи я оставлю у вас и вернусь в Москву. А вы тем временем проведете экспертизу и покопаетесь в моем досье. Оно пухлое. Три года Афганистана за спиной. Имею боевые награды. Не досье, а роман Дюма, читаешь взахлеб. Мне важна принципиальная договоренность.

— И вы готовы уехать из столицы?

— Меня там ничто не держит, после того как я выпустил штурвал из рук. А жена нашла себе молодого и богатого еще два года назад. Сейчас дело не в городе. Нужна интересная заразительная работа. Тогда и жизнь станет взаправдашней. А в Москве тоска. В петлю лезть хочется.

— Да-с! Давненько я таких людей не встречал, Борис Дмитриевич. Мне очень легко вас понять. Уверен, мы непременно сработаемся.

Другого Байчер и не ожидал услышать.

* * *

Теперь они встретились не в гостиничном номере, а в доме Галины Ивановны. Женщине было приятно оказанное ей доверие, она слушала их разговоры и даже принимала в них участие. Егор заплатил ей за жилье вперед на месяц. О деньгах скоро забыли, и Егор уже не чувствовал себя жильцом. Просто его жизнь перевернулась. Он не привык к домашним обедам, вниманию со стороны, присутствию женщины в доме, аромат которой чувствовал. Похоже, и ей нравилось чувствовать себя женщиной, она больше времени проводила перед зеркалом и не надевала свой кошмарный халат.

Егор положил перед Борисом фотографии одной из блондинок.

— Цыганка о ней высказалась не лучшим образом.

— Ты веришь цыганкам, Егор?

— Верю, Борис Дмитрич. Одна нагадала моему отцу, от чего он умрет. Вот только срок утаила. Она не ошиблась. Пророчество сбылось. Есть и еще примеры. Это не фокусы. Такова природа этих людей.

— Ну хорошо. Поверим цыганке. Эту женщину зовут Фаина Гурьева. Она секретарша управляющего банком. Мимоходом я и в ее кабинет заглядывал.

— Секретарша? — удивился Егор. — Выглядит королевой. И эта дама приехала на работу на белом «Мерседесе». Об этом я вспомнил, когда Ляля сказала, что блондинка очень богата. Как может разбогатеть секретарша? Я был уверен, что она работает кассиршей в операционном зале.

Байчер приподнял брови.

— А кассирша богатой может быть? — спросил он удивленно.

— Нет, конечно. Я примерил к данной ситуации несколько версий и остановился на самой простой. Кассирша подбирала себе сообщников из приезжих. Людей, которых никто не знает и которые должны уехать. Ребята на мотоцикле ее очень устроили. Молодые, неопытные и очень быстрые. Представим себе, что Сергей подвозит Дашу к банку и, не выключая мотора, ждет ее. Даша заходит в банк с пустыми рюкзаками и подходит к окошку блондинки. Блондинка набивает рюкзаки деньгами и спокойно передает их девушке. Даша выходит, садится на мотоцикл, и поминай как звали. Кассирша поднимает тревогу. Пара свидетелей всегда найдется. Блондинка утверждает, что на нее был направлен пистолет, и она отдала деньги с испуга. А вечером возле гаражей Сергей передает деньги сообщникам блондинки, каким-то армянам. За определенную долю, разумеется. Но те перестраховались и решили ребят хлопнуть. Тем более что они привезли с собой лишнего свидетеля. Шурика. У них забрали мобильники, но забыли забрать документы. И то потому, что их права лежали в боковом «бардачке» мотоциклов, а не в одежде. Схема простая и очень эффективная по результату. Возможно, ребята видели общий куш и потребовали денег больше, чем им предложили за рискованную услугу. Что вполне логично. Но думаю, что их по-любому убрали бы. Может быть, кассирша этого и не знала. В детали ее не посвящали.

Борис слушал и улыбался.

— А почему бы тебе, Егор, не заняться литературой? Пиши приключенческие романы или сценарии. У тебя богатая фантазия, навязанная тебе готовыми шаблонами. Есть одна деталь. В кассе не бывает много денег. Не больше пяти тысяч долларов и ста тысяч рублей. Тут два рюкзака не нужны. Если ты хочешь снять крупную сумму со счета или обналичить чек, то кассир нажимает кнопку и вызывает менеджера. Тот проверяет твои документы, и если у тебя есть права на эти деньги, то тебе предлагают подойти к другому окошку, а нужную сумму достают из сейфа, к которому кассиры не имеют доступа. И еще одна деталь. Если ребятам доверили большие деньги и они удрали на мотоцикле, то зачем им ехать вечером к гаражам? От банка на шоссе и вперед. Через час они будут в ста километрах от города. Здесь развилка. Какое направление они выберут?

— А вот вторая ваша деталь не срабатывает. Шурик мог быть их заложником. Он не приезжал в банк. Или у них отобрали документы, а вернули их вечером у гаражей, после чего они убрали их в «бардачки». Бандитам даже лучше, если ребят опознают. Залетные гастролеры из Москвы. На них же любые грехи можно повесить. К молодым байкерам везде отношение плохое.

— Одно мы знаем точно, Егор. Блондинке нужны были исполнители. Любое ограбление, тем более банка, не может остаться незамеченным.

— Может. Я вам говорил об одном случае, связанном с банком «Медетеран». Полагаю, пришло время о нем рассказать. Это случилось три месяца назад. Ко мне обратился некий господин Дворкин Аркадий Самсонович. Меня ему рекомендовали как хорошего охотника за головами. А в то время из колонии сбежали двое рецидивистов. Причем оба были опытными медвежатниками. И я взялся за это дело.

Михаил Март. Обратная оговоркаМихаил Март. Обратная оговорка