пятница, 9 мая 2014 г.

Лариса Райт. Когда осыпается яблонев цвет

Лариса Райт. Когда осыпается яблонев цвет
Она ненавидела любовь. И было за что: от этого чувства одни беды, а пользы ни на грош. Некогда Марта и так совершила ошибку, подпустив слишком близко двух человек, мужчину и женщину, сыгравших в ее судьбе роковую роль. Теперь девушка хотела быть сильной, но ветер перемен сорвал с ее души все покровы, и они облетели, как яблонев цвет, оставив Марту беззащитной – прежде всего перед собой.

Глава из книги:

Первые шаги в формировании отношений с новыми учениками всегда были одинаковыми. Надо было ступать так, чтобы заслужить три вещи: доверие, уважение и авторитет. Любовь из этого списка Маргарита Семеновна давно исключила. Романтические мечты о том, как весь класс обожает своего учителя, не может с ним расстаться и ежегодно собирается на его дне рождения, давно остались в прошлом. Конечно, среди учеников встречаются люди, с которыми складываются такие отношения, что проносятся потом через всю жизнь. Они перерастают в дружбу и заботу друг о друге. Подобные люди, что давно шли с ней по жизни плечом к плечу, в судьбе Маргариты присутствовали. Она ими дорожила, ценила их преданность, всегда с радостью с ними встречалась, но говорить о какой-то взаимной любви считала лишним. Любовь – это другое. Это семьи, дети, друзья детства, в конце концов. А она кто? Так, старая кошелка, неплохо изъясняющаяся на французском, с которой можно попить чайку, вспоминая былое. Pour quoi бы, как говорится, ne pas? В общем, о любви и безоглядной преданности она не мечтала, а вот без уважения и доверия обходиться не научилась. Она никогда не считала, что ученик обязан уважать учителя только на том основании, что тот учитель. Маргарита была уверена: отношения получатся настоящими только тогда, когда обе стороны будут желать построить из них нечто по-настоящему ценное. А разве может ребенок, не узнав по-человечески учителя, априори предположить, что общение с этим человеком будет для него полезным и интересным? Не может. Ему это надо доказать. И не однажды, не единожды, а доказывать каждый день в течение всех лет обучения. Заслужить уважение легко, а потерять проще простого. Дети могут вознести на пьедестал, но не успеешь оглянуться, как твой монумент отправится на свалку, а на его место водрузят чужую скульптуру. Дети – тонко чувствующие существа, и прощать досадные промахи они не любят. Более того, с каждым годом мальчики и девочки становятся все взрослее, и ты уже не знаешь, кто из вас за кем наблюдает и делает выводы. Кажется, что теперь они не просто внемлют и впитывают, а ждут, затаив дыхание, ждут, когда ты оступишься, дашь слабину и тем самым позволишь взять над собой верх. А потом уже как повезет. Захотят – вернут вожжи, а нет – не обессудь, виновата сама. Не надо было позволять им сомневаться в том, кто в доме хозяин.


Раньше было проще. Раньше для детей школа была неоспоримым благом. Учитель – некто, сродни Богу, слово которого – закон. Аксиомы, не требующие доказательств. И в соответствии с этими аксиомами все двигались к светлому будущему и делали именно то, что «завещал великий Ленин»: учились, учились и учились. Теперь же все превратились в теоретиков, требующих практических подтверждений своих теорий. Одни кричат: «Школа – тюрьма!» – и приводят десятки аргументов своей правоты. Другие им противоречат: «Школа – наш второй дом» – и находят этому не меньшее количество доказательств. Самое интересное, что и те и другие по-своему правы. Идеальное определение школы – это второй дом для ребенка, обладающий рядом сопутствующих «тюремных» ограничений. Однако современное поколение все более яростно пытается скинуть оковы и смести абстрактный забор, ограничивающий их свободу. А задача Маргариты – не просто удержать их, а сделать так, чтобы им захотелось остаться за этим забором. Вот и гадай, как это сделать, если нового ты ничего не придумал, а подопытный материал изменился: стал менее теплым, менее душевным и гораздо более требовательным.

Маргарита Семеновна знала: в отношениях с новым классом велосипед она не изобретет, новых методов не сочинит. Значит, оставалась только одна-единственная возможность: усилить старые. Сделать уроки более интересными? Сработает только для трети класса. Организовать занимательные классные часы? Над этим стоит подумать. Внеклассная работа? Очень она им нужна – через год поступать. Но если не делать ничего – ничего и не выйдет. Так что по крупице, по капельке, а все-таки необходимо двигаться вперед. Ничего. Вода камень точит. И Маргарита уже начала обтачивать свой нелегкий и так неожиданно свалившийся на нее булыжник десятого «Б».

Ее первым правилом было следующее: что бы ни случилось, классный руководитель всегда на стороне своего подопечного. И не следовало искать здесь заискивания перед детьми, Маргарита искренне полагала, что поругать она поругает наедине и поговорит жестко, как следует, с глазу на глаз. Но в случае общественных порицаний, педсоветов и классных разбирательств она будет защищать своих подопечных, как профессиональный адвокат, который прекрасно осознает всю мерзость содеянного подсудимым, но отказаться от своей миссии правозащитника при этом не испытывает никакого желания. Преимущества такой позиции очевидны. Чувствуя в наставнике верного союзника, дети начинают безгранично доверять ему и прислушиваться к его словам и мыслям.

Второй очевидной для опытного учителя вещью было понимание, что любому ребенку важны внимание и общение. Сорок пять общих минут в неделю, отведенных на классный час, – этого явно недостаточно для формирования близких, дружеских отношений. Обсудил общие вопросы, кого-то похвалил, кого-то пожурил, раздал дневники и не заметил, как прозвенел звонок. В такой атмосфере трудно заслужить уважение, да и нечем. Внеклассная работа, как ни странно, – основное поле деятельности для хорошего классного руководителя. Маргарита сил не жалела и поле свое вспахивала усердно. За одну первую четверть она успела многое с новыми подопечными: посетили Бородино, разыграв театрализованное представление, два раз ходили в кино, один раз в театр, взяли за правило каждые десять дней собираться у кого-то дома и устраивать вечеринки в определенном стиле. Маргарита чувствовала бы себя лишней на подобных сборищах, если бы идея подобного веселья не исходила от нее. Ей нравилось присматриваться к ученикам, гадать и угадывать, кто во что оденется на сей раз и как будет себя вести. Она испытывала настоящее наслаждение, когда видела особенно удачные образы и могла отметить великолепную актерскую игру. Уже в начале октября она поняла – ей повезло: в руках оказался отличный материал, из которого вполне возможно было вылепить нечто драгоценное. Особыми талантами к лицедейству обладали, к сожалению, ребята не из французской группы, так что о постановке на иностранном оставалось только мечтать. Но ведь можно подобрать что-нибудь подходящее и на русском языке. Маргарита Семеновна, как хороший режиссер не только на сцене, но и в жизни, прекрасно понимала, что для успеха предприятия необходимо соблюсти правило третье.

А третье правило гласило: ученики – не подчиненные учителя. Дай им прав и свобод немного больше, чем они того заслуживают, и дети воздадут тебе сторицей. Не навязывай своей точки зрения, умей слушать и слышать. Это правило нравилось Маргарите особенно. Она любила закидывать удочку, бросать крохотный камешек в океан страстей и наблюдать за жаркой дискуссией, за спорами, в которых, как известно, нередко рождается истина. Возможно, она осложняла себе жизнь. Скорее всего, дети, которые уважают и ценят учителя, с удовольствием откликнутся на любые его предложения. Наверное, выбери она сама пьесу для постановки, большинство учеников охотно бы ее поддержали. Но Маргарита понимала: последующая работа окажется гораздо более эффективной в том случае, если они сами ее выберут. И пусть для этого им придется спорить, волноваться, отчаянно ссориться и не менее отчаянно мириться.

Так и случилось. Маргарита Семеновна решила объявить о своей затее с постановкой в тот день, когда класс собрался у Анюты Селивановой. Она выбрала этот момент не случайно. Во-первых, была пятница, а значит, никто не будет спешить доделывать уроки или ложиться спать. Во-вторых, покладистая и спокойная Анюта должна была оказаться хорошей хозяйкой, которая будет следить за тем, чтобы в ее доме было уютно и спокойно каждому гостю, и, как следствие, не позволит жарким спорам разгореться слишком сильно. И наконец, в-третьих, темой сегодняшней костюмированной вечеринки были сказки, и большинство ребят изображали добрых героев, а в обличье добряка всегда сложнее кого-то обидеть. Один Крылов нацепил на себя костюм Людоеда ну, и прихвостня своего Исматова нарядил Серым волком. Но это не страшно. Оба эти героя плохо кончили, так что с целой армией добряков им не справиться.

В общем, момент был выбран удачный. Маргарита, одетая белой королевой из «Алисы…», осторожно бросила зернышко, спросив:

– Вас забавляют все эти вечеринки, правда?

– Конечно! – Белоснежка – Селиванова.

– Ниче так. – Красная Шапочка – Хомич.

Благосклонно склоненная голова Русалочки – Бельченко.

– Натюрлих, Маргарита Пална, ой, простите, Семенна. – Это, естественно, Людоед, поддерживаемый дружными смешками. Маргарита тоже улыбнулась и кинула второе зернышко:

– Я рада. Но вам не кажется, что можно попробовать выйти из квартиры…

– Пойти на улицу? О! Исматов всех распугает. – Робин Гуд – Сережа Липец.

– Давайте лучше в школу. Руссичка офигеет. – Незнайка – Стас Бородулин.

– Влепит всем пары и скажет, что мы издеваемся. – Мальвина – Настя Потапова.

– Тебе не влепит. Ты умная. А меня помучает. – Буратино – Никита Воронов.

И снова общий одобрительный смех.

– Я говорю о школьной сцене, – бросает Маргарита третье зернышко, и смех обрывается.

– В смысле спектакль? – Догадливая Селиванова.

– О! Юлька отгрохает декорации, – радуется Буратино. Маргарита давно уже заметила, что Никита не разделяет общую влюбленность в Бельченко. Ему нравится Юля Дерзун, но, к сожалению, она ягодка совсем другого поля. Она сложная, а он простой. Добрый парень, хороший, но без затей, а Юля открытыми книгами не интересуется. Ей подавай загадки и сложности. Так что, сколько бы она ни держалась особняком, от опытной Маргариты Семеновны не могут укрыться ее осторожные взгляды в сторону Егора. Взгляды, в общем, безответные. Егор, как и большинство, увлечен Анжеликой. Возможно, по-настоящему, а может быть, просто хочет получить пальму первенства. Как бы то ни было, все это не так уж плохо. Во всяком случае, Никита будет не так сильно страдать. У него любовь неразделенная. У Юли тоже. Квиты.

– Декорации, конечно, важны в любой постановке. Но хорошо бы сначала определиться с материалом.

– И что же вы предлагаете ставить, Маргарита Семеновна? – Инициатива, как обычно, у Крылова.

Последнее зернышко:

– Я предлагаю решить вам.

«Сейчас начнется».

Началось. Сразу бурно, резко, возбужденно. Но с таким большим энтузиазмом, что оставалось только радоваться. Это Маргарита и делала, поворачиваясь от оратора к оратору, улыбаясь и стараясь не упустить нить дискуссии.

– Бунина давайте. «Легкое дыхание». – Настя Потапова.

– Еще чего выдумала! Сопли какие-то. – Исматов.

– А что ты предлагаешь?

– Да я ниче не предлагаю. Мне ваще по фиг.

– Ну и не лезь тогда!

– Пушкина, ребят. – Умница Селиванова. Предлагает Пушкина потому, что об Александре Сергеевиче никто не решится отозваться неуважительно.

– Лучше Лермонтова, – откликается Крылов. – Чур, Бельченко княжна Мэри.

– А ты в Печорины метишь? – вступает в разговор Егор Шлыков. Он единственный без костюма. И вообще на вечер явился в первый раз. Скорее всего, решил напомнить о себе. Он так старательно игнорировал все начинания Маргариты Семеновны, что в конце концов она просто перестала реагировать на его поведение, вычеркнула его из списка своих интересов. Колкостей не замечала, отношений наладить не пыталась, просто отпустила ситуацию. Говорила себе, что надо бы выяснить причину такого поведения мальчишки, но все тянула и откладывала. Как ни странно, даже имя перестало ее раздражать и вызывать неприятные ассоциации. Хотя что ж тут странного? Этот Егор ничем не походил на того – другого. С тем все было иначе. Но как давно это было. Хотя недостаточно давно для того, чтобы обо всем забыть. Хорошо, что Шлыков хотя бы перестал вызывать эти болезненные воспоминания. Он, конечно, как мозоль, но недавно приобретенная, не старая. Сейчас, правда, не на Маргариту напал, а на Крылова, а это Маргарите даже нравится. Крылов, конечно, бравирует, защищается:

– Ну, не вам же играть Григория Александровича, сударь? – Людоед отвесил в сторону Шлыкова ироничный поклон. Некоторые слушатели засмеялись. Действительно, представить Егора в образе Печорина сложно. Ни черных бровей, ни зеленых глаз, ни светлых волос. Правда, и Крылов совсем не блондин. Но все же на героя Лермонтова похож больше. Что есть, то есть.

– Я и не претендую, – с усмешкой бросает Егор. – Печорин плохо кончил. Как и Людоед, кстати. – Маргарита не выдерживает, улыбается. Шлыков озвучил ее мысли. Улыбается и Анжелика Бельченко, смотрит на Егора с интересом, он ей подмигивает, а руки Крылова непроизвольно сжимаются в кулаки. Маргарита уже открыла рот, чтобы вмешаться, но:

– Ладно, не хотите классиков, давайте за современников возьмемся. – Снова умница Селиванова. Ей только драки в квартире не хватало. А светлые обои? А хрустальные бокалы? А шкура белого медведя на полу? Нет, пятна крови на всем этом будут совершенно лишними. Родители в восторг от такого антуража не придут.

– Ага. Житинкина давайте копировать. Вот директор с завучем обрадуются.

– Зато аншлаг обеспечен.

– Угу. А Ритулю потом уволят. Ой, простите, Маргарита Семеновна!

– А кто такой Житинкин?

– Это режиссер известный, дурак!

– Режиссер-дурак?

– Ты!

Снова все хохочут. Атмосфера разряжена.

– Житинкин – это крайность, конечно. Так ставить никто не даст, да и вы, наверное, не согласитесь? – Анюта Селиванова вопросительно смотрит на Маргариту, та подтверждает:

– Не соглашусь.

– Но что-то современное – это хорошая идея. Так, чтобы на злобу дня.

– Давайте Ремарка возьмем.

– Нашел злобу дня. Война.

– Так и сейчас война. Вон как Штаты отжигают. Ирака им мало, теперь Сирию атакуют.

– Ремарк-то тут при чем?

– Актуален. И потом, у него ведь о любви и дружбе через призму войны.

– Лучше просто о любви и дружбе без всяких там призм.

– Давайте чего-нибудь повеселее организуем.

– «Двенадцать стульев». Крылов Остапом будет, Исматов Кисой. Не пьеса, а правда жизни. Бендер помыкает Воробьяниновым.

– И снова плохо заканчивает. – Опять вступает Шлыков. Все одобрительно хохочут, и Крылов не решается даже сжать кулаки.

– «Стулья» длинные очень. К тому же такие фильмы классные, и актеры потрясные. Их ни в жизнь не переиграть.

– А тебе обязательно переиграть надо?

– А что такого? Может, мне блеснуть хочется?

– Звезда погорелого театра!

– Не ссорьтесь! Думайте! – Конечно, Селиванова.

«Нет, идея провести дискуссию в доме Анюты была решительно замечательной, не придерешься».

В итоге додумались до Чехова. И модно, и всегда современно, и смешно: выбрали короткие рассказы. Так и зрители от действия не устанут, и персонажей на всех хватит. Стали наперебой обсуждать варианты постановки, пора было вмешаться:

– Давайте разойдемся, и каждый полистает Чехова, подумает, какой сюжет ему хотелось бы изобразить на сцене и с кем.

– Это что же, Анжелике разорваться, что ли? – Конечно, Шлыков со своей дурацкой ухмылкой.

– Я думаю, у Анжелики есть право выбора. Как знать, может, он падет на тебя.

Егор снова усмехнулся, но уже не нахально, даже как-то растерянно. Но напоследок все же не забыл выдать очередную колкость:

– Я в этой театральщине участвовать не собираюсь.

Маргарита хотела пожать плечами и равнодушно бросить: «Как хочешь», – но вместо этого спросила:

– Почему?

– Не хочу, и все!

И снова многолетний учительский опыт помог расслышать в этом упрямом «все» не конец разговора, а только его начало. Это было не глупое упрямство и не желание покрасоваться, а крик о помощи. Маргарита решила действовать.

Уже на следующий день она решительно вошла в кабинет завуча, попросила без предисловий:

– Оля, расскажи мне о Шлыкове.

Завуч посмотрела на нее удивленно. Удивляться было чему: слухов Маргарита не принимала, сплетен не собирала, в коллективных обсуждениях не участвовала. Мнение об учениках составляла сама. Спрашивали – делилась, но не навязывала, как бы говоря: «Я в ваш мир не лезу, и вы мой не трогайте». Она никогда не говорила прямо, но чувствовалось, что она знает, видит и понимает больше других. Маргарита часто могла дать дельный совет и сказать, если, конечно, просили, как вести себя с тем или иным учеником, но так чтобы самой собирать о ком-то из ребят информацию – такого раньше не случалось. Хотя и в ситуацию, подобно нынешней, она давно не попадала. А ведь уже совсем не девочка. Тяжело ей, наверное. Завуч изменила взгляд на сочувствующий и спросила:

– Нелегко с ним, да?

– Разве я это сказала?

Бывшая ученица Маргариты подавила сильнейшее искушение чертыхнуться. Вот так всегда с Ритулей. Есть только одна дорога: та, которую выбрала Черновицкая. И ни шагу в сторону она вам ступить не позволит. Либо ступайте в ногу, либо убирайтесь с пути. И что делать? Оправдываться, как ученице? Вот уж нет. Завуч давно вышла из этого возраста. И вообще, она теперь начальник и…

– Так ты расскажешь?

– Да, конечно. – Она все-таки смутилась, как девчонка. «Хотя под пытливым взглядом Ритули это вполне объяснимая и непроизвольная реакция организма. Глаза огромные, грустные, смотрят серьезно и сразу вглубь, будто сметают с пути все поверхностное, наносное и стремятся углядеть нечто тайное в недрах души. Маргарита всегда была такой. Такой и осталась. Ей нельзя отказать в просьбе, и не пойти у нее на поводу невозможно. Хотя в данный момент и нет такой необходимости. Ни о чем особенном она не попросила. Всего лишь досье на ученика. Как будто оно имеется в необходимом объеме». Завуч озвучила свои мысли:

– Рассказывать, честно говоря, особо нечего. Кроме того, что написано в личном деле, мне мало что известно.

– То есть живет с матерью-актрисой и бабушкой-пенсионеркой, отец погиб. Это все?

– Ну, не совсем. Только это неофициальные сведения…

– Я эту версию оставлю при себе, только расскажи, пожалуйста, быстрее. Экономь время, Оленька. Время завуча дорого стоит.

«Ритуле когда-нибудь надоест меня поучать? Иногда я думаю, что зря позвала ее работать в нашу школу. Все-таки лучше не испытывать к подчиненным пиетета, а с ней иначе нельзя».

– Ладно, Маргарита Семеновна, я скажу. Только я не уверена, что это имеет решающее значение для характеристики ребенка…

Ритуля молчала, хотя наверняка пропускала всю эту прелюдию мимо ушей, думая о том, что вполне способна определить сама, что имеет решающее значение, а что не имеет.

– …В общем, мать действительно актриса. Собственно, поэтому мы и смогли разрешить Егору перевод без знания второго языка. Он пришел в класс в последней четверти прошлого года.

– Это я видела в документах.

– Так вот, пришел по звонку. В этом нет ничего удивительного, такие переводы, как правило, осуществляются именно так и никак иначе. В общем, за доброе отношение к мальчику нам посулили визиты известных артистов. И кстати, один уже состоялся. Помните, на последнем звонке приезжал мхатовец и читал Бунина? Второе посещение не за горами. Теперь обещают звезду «Сатиры». Мне кажется, для статуса школы и для формирования личностей учащихся такие визиты очень результативны.

– Оля, ты говоришь, как чиновник из министерства. Вернись на землю и продолжай о Шлыкове.

Завуч кивнула, пытаясь скрыть раздражение. Она знала, что скрыть до конца не получится. Ритулю не проведешь.

– Короче, с матерью-актрисой все ясно. Она пропадает на съемках, собрания не посещает, в деятельности класса участия не принимает, заниматься ей ребенком некогда. Вся ответственность на старой, подслеповатой бабке, которой и самой уже необходим уход. Короче, сами понимаете, мальчик предоставлен сам себе и делает что хочет, как хочет и когда хочет.

– Ну… Судя по успеваемости, он неплохо справляется.

– Да. Он амбициозен, об актерской карьере не грезит, понимает, что поступать придется самому. На другом поприще мамочка тылов не прикроет и соломку не подстелет, так что мозги необходимы. И Егор на их отсутствие, как вы успели заметить, не жалуется. А что касается нюансов воспитания, то, как я уже сказала, удивляться нечему: бабушка озабочена тем, что парня надо накормить, обстирать и не упустить: в том смысле, чтобы ночевать приходил домой, а остальное (вежливость, уважение к старшим, интеллигентность) – это уже даже не на втором, а на десятом плане.

– К тому же и отец погиб. Когда это случилось?

– Вот это как раз самое интересное. Можно было бы все нюансы поведения Шлыкова легче легкого списать на отсутствие отца и стресс, связанный с его гибелью. Только ничего такого не было.

– Как не было?

– Прочерк в свидетельстве о рождении и утверждения женщины еще ни о чем не говорят.

– Оля! – Маргарита Семеновна уже хотела начать чтение нотации о том, что негоже завучу собирать грязные сплетни, но та предупреждающе подняла руку и продолжала:

– Честно говоря, с просьбой о переводе Егора в нашу школу обратился его отец собственной персоной.

– ???

– Человек он немолодой, небедный и широко известный. К тому же лет уже эдак тридцать добропорядочный семьянин, великолепный муж, отец двоих детей и дедушка троих внуков. А Егор с его мамой-актрисой под такую историю, ясное дело, не подпадают.

– Грязь какая!

– Правда жизни, Маргарита Семеновна. В общем, человек этот участие в судьбе Егора принимает не последнее, так что особо гневаться на него и клясть на чем свет стоит, наверное, не стоит.

«Ритуля, естественно, снова нахмурилась. Конечно-конечно, только она может решать, как ей относиться к нерадивому папаше и неверному мужу. Фантазерка какая-то. Ей в монастыре с такими взглядами работать надо, а не в школе».

– Участие принимает не как друг семьи или какой-то там знакомый, а как самый настоящий отец. Егор в курсе событий, папу принимает, советуется с ним, дорожит его мнением и не держит на него никакой обиды. В этом, наверное, заслуга матери. Все-таки что-то хорошее она для сына сделала. Сказала ему: «Во-первых, тебя, учитывая ситуацию, вообще могло не быть на этом свете. Во-вторых, твой отец имел все рычаги для давления на меня и отказа от отцовства. И в-третьих, ты обязан испытывать к нему бесконечную благодарность за то, что он этого не сделал». Так что к родителям Шлыков испытывает самые нежные чувства. Для официальной семьи отца он сын его хорошего знакомого, скончавшегося от неизлечимой болезни. В нем принимают участие, ему сочувствуют, зовут на семейные праздники и берут на выходы в свет. Егор пока соблюдает правила игры, и, надеюсь, они мальчишку не слишком тяготят. Конечно, страшно подумать, что начнется, когда дело дойдет до дележки наследства, но это уже, как говорится…

– Не наше дело.

– Вот именно.

– И ты считаешь, Оленька, что эта ситуация никак не повлияла на характер Егора?

– А как она могла повлиять? Есть мама, есть папа, есть вожделенная свобода. Не жизнь, а малина.

– Хорошая малина, если ты везде на вторых ролях.

– Как это?

– Просто, Оля. Просто как дважды два. У мамы на первом месте работа, у папы – официальная семья, а у бабушки, наверное, телевизор. А Егор, как ты сама заметила, достаточно амбициозен. Ему ой как хочется сыграть хоть где-то первую скрипку. Потому он и хамит учителям, потому и рисуется. Знаешь, у тебя слишком много бумажной работы. Ты стала завучем больше, чем учителем.

Завуч усмехнулась:

– Как говорят ваши любимые французы, Маргарита Семеновна: C`est la vie.

Из кабинета завуча Маргарита вышла с твердой уверенностью в том, что теперь она знает, как поступить. Егор хотел играть первую скрипку. Что ж, она даст ему этот шанс. Пусть попробует. Игра на сцене – отличное орудие, которым можно утереть нос и Крылову, и другим одноклассникам, а главное – матери-актрисе, что поставила работу выше интересов собственного ребенка. «Она считает, что ее дело такое трудное и такое важное? Ха! Я докажу ей, что скакать по сцене – плевое дело, и нечем тут гордиться». Если правильно вложить эти мысли Егору в голову, он будет играть. А раз согласившись на условия Маргариты, раз уступив, перестанет совать палки в колеса, и дурацкая мозоль наконец исчезнет. Конечно, сначала придется ей самой создать видимость уступки, опуститься до просьб и убеждений. Но дело того стоит. Это не поражение, а обычная хитрость, умелая игра для достижения своих целей. Маргарита привыкла достигать желаемого и способами не гнушалась. А здесь и надо было всего ничего: чуть-чуть актерского мастерства, щепотка учительского опыта, кроха красноречия, и окажется Шлыков в ее власти со всеми потрохами. Любимое правило: создай иллюзию равноправия. Иными словами, хочешь получить верного солдата, дай ему почувствовать себя генералом. В успехе намеченного предприятия Маргарита Семеновна Черновицкая нисколько не сомневалась.

Лариса Райт. Когда осыпается яблонев цветЛариса Райт. Когда осыпается яблонев цвет