суббота, 19 апреля 2014 г.

Новый шеф Microsoft

Сатья Наделла - третий генеральный директор в истории компьютерного гиганта. Он находится под невероятным давлением и способен перевернуть компанию вверх дном.

Он является тем краеугольным камнем, на котором держится Microsoft, но вне компьютерного гиганта до сих пор известен не был — Сатья Наделла. В будущем уроженец Индии будет вершить судьбы огромного концерна в роли его генерального директора, и его ждет решение масштабных задач. Самая крупная из них будет состоять в том, чтобы направить Microsoft мобильным курсом, поскольку в мире портативных устройств у редмондского концерна пока возникают наибольшие трудности с тем, чтобы не отстать от Google и Apple. Однако и в других сферах работы хватает: оказывается, Xbox One продается гораздо хуже, чем конкурентная консоль Sony PS4. И Windows 8 до сих пор заметно отстает от предшествующей версии Windows 7.

Сатья Наделла стал третьим по счету человеком, которому выпало возглавить концерн. В отличие от предшественника Стива Балмера, он «выращен» в Microsoft — Наделла работает в редмондской компании уже 22 года, а до начала карьеры в концерне он был всего лишь специалистом по информатике в Sun Microsystems. Стоит упомянуть, что Наделла — настоящий трудяга: когда в 1992 году ему предложили работу в Microsoft, он намеревался получить диплом по экономике в Университете Чикаго. В конце концов ему пришлось решиться и на то, и на другое. «Каждую пятницу я летел в Чикаго, в субботу посещал занятия в университете, а среди недели снова был на работе в Редмонде», — так рассказывает Наделла о своих первых годах в Microsoft. В качестве специалиста по UNIX и 32-битным операционным системам он трудился над новой операционной системой, которая позднее получила название Windows NT. Через два с половиной года у него в кармане уже были и солидный университетский диплом, и стабильный заработок в Microsoft.


Складывается впечатление, что совмещение в одном человеке специалиста как по информатике, так и по экономике нравится прежде всего основателю фирмы Биллу Гейтсу: «Во времена перелома никто не подходит на место главы Microsoft лучше, чем Сатья Наделла», — так хвалит Гейтс нового шефа. Под «переломом» Гейтс подразумевает происходящую сейчас в мире информационных технологий быструю замену настольных устройств мобильными и рост популярности «облачных» сервисов.

Windows переместится в «облако»?

В «облачной» сфере за время работы в Microsoft Наделла смог набрать уже немало опыта. Как руководитель подразделения по разработке онлайн-сервисов, а также как шеф бизнес-подразделения он в значительной степени был задействован в том, чтобы привести компанию в «облако»: именно он разрабатывал инфраструктуру для поддержки таких сервисов Microsoft, как Bing и Office 365, а также ПО для Xbox. Потом Наделла стал главой бизнес-подразделения Server and Tools, чьи приложения он объединил с собственной «облачной» платформой Azure. Что касается трансформации стационарных приложений в «облачные» сервисы, у него есть шансы на успех: в III квартале 2013-го «облачное» подразделение Microsoft зафиксировало прирост оборота в 103%.

То, что Наделла уже сделал с Office, превратив стационарное программное обеспечение в «облачный» сервис, в среднесрочной перспективе может произойти и с самым известным продуктом Microsoft, операционной системой Windows. Уже несколько месяцев ходят упорные слухи, что с десятой версией концерн может перестроить Windows в «облачную» ОС.

Статистические данные свидетельствуют о том, что при отсутствии значимых изменений для почти тридцатилетней ОС Windows высока вероятность стать аутсайдером в мире, сконцентрированном на «облачных» сервисах и мобильности. За первые 15 месяцев после старта продаж Windows 8 существенно уступает «семерке» по количеству проданных копий за аналогичный период. Неутешительные цифры и в мобильной сфере: Windows Phone установлена только на 3,6% новых смартфонов. «Облачная» Windows, которая выполняет все вычисления на серверах Microsoft, была бы относительно независимой от аппаратного обеспечения и применимой за пределами настольных и мобильных устройств.

Инвесторы оказывают давление

Самый серьезный вызов для нового главы Microsoft эксперты видят именно в мобильной сфере. «По сути, они должны были перестроиться на мобильные устройства еще несколько лет назад, — говорит обозреватель рынка Иан Фогг из американской аналитической фирмы IHS. — Но до сих пор Microsoft занимает здесь лишь очень малую долю рынка. Сейчас многие клиенты все больше переходят на мобильные устройства. Это колоссальный вызов для Microsoft». Однако именно в этой сфере Фогг видит слабость нового генерального директора: «Наделла очень хорошо ориентируется в Microsoft, но не в сферах мобильных и клиентских сервисов, которые очень важны в мобильном секторе». Наделле следовало бы обратить внимание на то, чтобы привлечь здесь нужных людей с нужным опытом. «Чтобы изменить корпоративную культуру Microsoft, нужен абсолютно новый стиль руководства», — считает Фогг. Подходит ли на эту роль Наделла? «Это мы увидим в будущем году», — говорит Фогг.

Необходимость реформ уже сейчас оказывает серьезное давление на нового босса Microsoft. Едва Наделла успел занять кресло руководителя, как на него насели акционеры со своими пожеланиями. Один из этих инвесторов — Мэйсон Морфит, исполняющий обязанности председателя наблюдательного совета частного хедж-фонда ValueAct. Он хочет, чтобы компания Microsoft отмежевалась от своих продуктов для потребителей и больше сконцентрировалась на более выгодном сегменте для бизнес-клиентов. Если Наделла последует этой концепции, на карту будет поставлено будущее Surface и Xbox: планшет принес Microsoft убытков на сумму в $900 млн, a Xbox One, по данным конкурента, продается в США хуже, чем PlayStation 4.

Превращение редмондской компании в производителя услуг для «облака» и бизнес-решений соответствует сферам деятельности Наделлы и пожеланиям инвесторов, но противоречит прежним стратегиям, разработанным Биллом Гейтсом и Стивом Балмером — а оба остаются в компании. Гейтс даже будет тесно сотрудничать с Наделлой по вопросам стратегического развития новых продуктов и технологий. Это выглядит так, будто новичок зависит от «благословления» основателя.