вторник, 1 апреля 2014 г.

Алексей Чернышов. Цена будущего. Тем, кто хочет (вы)жить...

Алексей Чернышов. Цена будущего. Тем, кто хочет (вы)жить...
Так уж устроен человек, что он хочет знать, что будет завтра. Какая судьба ждёт его, близких ему людей, страну, мир. Таким вопросом напрямую или подспудно задаётся каждый. Есть ли будущее у моего бизнеса в условиях экономического кризиса? Какое будущее у моих детей? Будет ли у них возможность получить добротное образование и качественно питаться? Будет ли у них вообще шанс жить достойно?

Сценарий нашего будущего ещё только пишется. В настоящем. Нашими с вами руками, делами, мыслями и поступками. Мы должны ответить на вопрос: «А есть ли у нас и наших детей будущее, и каким мы себе его представляем»? Это тем более важно, потому что есть те, кто хочет написать будущее за нас, «под себя», лишив нас надежды на созидательное и справедливое начало.

Автор книги делится своими наблюдениями и мыслями по поводу того, что нужно сделать в настоящем, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее.

Отрывок из книги:

Идеи правят миром

На сегодняшний день, если посмотреть на мир, то мы можем наблюдать: идет активная борьба за финансовые потоки, за ресурсы, за власть. Но все-таки главная битва, которая сегодня разворачивается по всем фронтам, порой видимая, а порой и незримая, — это битва за нынешние и будущие ценности.

Важно, чтобы само слово «ценности» не превратилось в жупел, как слово «демократия». Нужно разобраться, за что борется сегодня конкретный человек, отдельные человеческие сообщества, государства, страны, народы и человечество в целом. Какие идеи правят миром и почему? Это тоже мы должны каждый для себя четко понять.


Наверное, почти каждый с легкостью вспомнит названия учений и теорий, из-за которых человечество ломает копья последние полтора столетия. Социализм и капитализм, фашизм и сионизм, либерализм и анархизм, троцкизм и маоизм, «либертарианство» и много еще. Экономические, политические и религиозные идеи.

Но что именно так будоражит умы и сердца людей, заставляя их срываться с насиженных мест и пытаться зажечь своими идеями население, проживающее в других частях планеты, «запалить» костер локальной и даже мировой революции. Почему-то для продвижения определенных идей или образа жизни нужно обязательно разжечь войну или использовать террор. Значит, мирными средствами люди не хотят принимать те или иные ценности? Если насильственные методы не проходят, то сплошь и рядом мы видим различные способы манипуляции сознанием. И все для одного — заставить человека поверить и впитать в себя некоторые тиражируемые ценностные установки и с фанатической верой следовать им.

Идеи правят миром. Но какие? И почему они потом также быстро забываются потомками и проклинаются бывшими поклонниками? Идеи — это мода? Обычная такая мода, которую мы наблюдаем в смене нарядов? Перманентно меняем «прикид» вместе с изменением нашего сознания? Но почему же так легко происходит появление новых идей, а затем отказ от них, вплоть до полного отрицания? Они появляются с конкретным человеком — двигателем тех или иных идей, а потом уходят вместе с ним в могилу? Как уж больно просто такой вариант развития событий.

Александр Македонский и Юлий Цезарь, Владимир Ленин и Адольф Гитлер, Мао Цзэдун и Наполеон Бонапарт, — да много кто еще пытался доказать своим «личным примером», что он сможет предложить миру новую модель развития. И внедрить ее в массы, при этом создав новые параметры жизни. Огромные потоки людей «поднимались по тревоге» и отправлялись в это «страшно увлекательное», но чреватое потерей собственной жизни путешествие за счастьем. Вот надо только выяснить: «добровольно» ли каждый реализовывал свою трактовку «счастья» или по рецепту своего ведущего? Итог подобных «походов» нам известен.

Высшей ценностью и поклонением в мире являются другие фигуры — Иисус Христос, Магомет, Конфуций, Будда. Равно как мы помним имена Платона, Коперника, Эйнштейна… Но оказывается, что очень часто не политики и не военные, и даже не мудрецы, пророки и ученые становились кумирами миллионов, входили на долгие годы в сердца людей. Ими становились писатели, артисты, спортсмены, музыканты: Коко Шанель и Алла Пугачева, Джон Леннон и «Битлз», Пеле и Лев Яшин, Владислав Третьяк и Валерий Харламов, Вячеслав Тихонов и «Машина времени», Марадона, Месси, Рональдо… В советский период был в ходу анекдот: «В энциклопедии о Брежневе написано: политический деятель во времена Аллы Пугачевой». Личности с большой энергетикой вели массы за собой. Политики подхватывали и использовали этот порыв, но зачастую не представляя и не оценивая последствий. Ни для себя, ни для людей. Как будто сами находились в некотором анабиозе или бурном помешательстве.

Почти весь XX век прошел под знаком противоборства, состязания капитализма и социализма. Своего рода «границы» проходили между СССР и США. Этот своеобразный водораздел разъединял, в свою очередь, всех тех союзников, которые подтягивались обеими сверхдержавами к их ценностям, к их идеологии. Но сейчас вроде бы уже нет того острого антагонизма двух формаций. Уже и западные экономисты, социологи и политологи признают, что капитализм не существует в «классическом» виде, где частная собственность превалирует над всем. Джон Кеннет Гэлбрейт подчеркивает, что ругательное слово «капитализм» попытались заменить более благозвучным «свободная рыночная экономика». И при этом обосновать и отстоять «миф о независимости потребителя». Что из этого вышло? Поменяли название. Как сейчас говорится, провели ребрендинг. Но суть не изменилась. Реальность осталась «в плену у социальных и устоявшихся предпочтений, либо у личной и материальной выгоды».

С другой стороны, социализм тоже в классическом неидеальном своем варианте вроде бы исчез в прошлом вместе с СССР. Но при всем при этом и капиталистические идеологи хотят понять, куда двинулся капитализм, а социалистические идеологи — куда и почему растворился социализм. И здесь — даже здесь — уже происходит какая-то конвергенция, перемешивание. Все как-то перемешалось и утратило для многих в восприятии четкие идеологические и ценностные контуры. «Геополитический суп» кипит. Но что в сухом остатке? Западные теоретики говорят о том, что мы движемся к социализму — непонятно только, к какому, к «шведскому» в кавычках или какому-то иному. А последователи социализма, точнее, его первопроходцы, родоначальники, поскольку в СССР он все-таки 70 лет существовал как форма правления, наоборот, пытаются идти в сторону капитализма? Кроме того, все еще осталась — может быть, уже не столь ярко выраженная, как раньше, — идея мировой революции, точнее, покорения мира одной универсальной идеологией. Только сегодня это происходит не за счет разжигания костра революции, а через транснациональные корпорации, через идеологические информационные потоки, назначение которых — надавить на мозги человека и все равно заставить его поверить, что именно эта модель единственно верная.

Вроде бы ничего плохого нет в том, что мы постоянно конкурируем. Но дело в том, что противоборствуем мы друг другу подчас чрезмерно жестко и жестоко. И не по делу. А так, по принципу: «Ах, ты меня не уважаешь?!» Фактически нужно ведь доказать свою правоту. Но в чем? Где аргументы? Где опыт, «сын ошибок трудных»? Эти легкие с виду информационные «тычки», связанные с теоретической битвой идей, очень часто заканчиваются реальной войной. Когда не находится аргументов словесных и вместе с тем чувствуется избыток силы, возникает соблазн: а ну ка, мы сейчас отстоим с оружием в руках свою идеологию! И все, в мясорубке уже и не до того, чтобы узнать досконально, за какие ценности кто воюет. Включается или выключается в голове программа, под стать компьютерной игре, «свой-чужой». Или ты убьешь, или тебя. Другого сценария как бы и не предусматривается. Тут уж, конечно, идеология заканчивается и начинается нечто совсем другое. Под эгидой идеологии на самом деле ведется борьба за ресурсы и власть. А борьба за идеи оказывается всего лишь поводом к развязыванию полномасштабных военных действий. Как, собственно, в истории и случалось не раз.

Вот отсчет Первой мировой войны мы ведем с убийства 28 июня 1914 года в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Правда, предтеча вооруженного конфликта, захватившего десятки стран и народов, уже была «подготовлена» задолго противоречиями между ведущими державами, предыдущими Балканскими войнами 1912–1913 гг., в частности, и теми, кто всячески препятствовал объединению и независимости южных славян.

Как сегодня ответить на банальный вопрос школьной программы: «Какой путь развития кажется более перспективным — капиталистический или социалистический?» Парадоксально — ни тот, ни другой, потому что они являют собой две крайности. Но можно сказать — и тот, и другой являются важными составляющими для осмысления. На сегодняшний день есть то, что можно взять от капитализма — некоторые либеральные ценности, элементы демократии, экономическая предприимчивость, и то, что есть в социализме — коллективное начало, солидарность. Как в природе: по одному муравьи тонут, а вместе они сцепляются, образуя плот, и вот так на волнах плывут до ближайшей земли и выживают.

Тут нужно учитывать вот какой парадокс: ни при капитализме, ни при социализме власть не хочет отдать свои рычаги под самоуправление. Вот ведь самое главное! Получается, даже не в идеологии дело, а в том, что и капиталистическое развитие, и социалистическое приводит фактически к одной точке, к одной меже. Это как две стороны одной медали. А мы все ребро медали изучаем в поисках сути явлений. И в этой точке власть должна осознать, что завтрашний день возможен только через режим самоуправления. Но кто и когда, скажите, сам и добровольно отказывался от власти? От такой сладкой иллюзии, что власть может осуществляться, но при наличии народа-раба, но при этом быть приятной и вечной.

В книге российского журналиста Юрия Сигова «Сингапур. Восьмое чудо света» наглядно показано, что государство может развиваться как управленческая и политическая структура, а страна — как копилка традиций вне идеологий. Главное — моральные и профессиональные качества руководителя, который стоит у руля. И все! Остальное — мифы, пытающиеся подвести теоретический базис, обосновать собственную немощь и прикрыть неблаговидные дела.

В 1989 году в своей книге «Конец истории» Фрэнсис Фукуяма обосновал будущее мировой системы как либеральный капитализм западного образца. Либеральные институты, такие как верховенство закона, представительская демократия, свободные СМИ и рыночная экономика, приобретают универсальное значение. По словам Фукуямы, то, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть конец идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления. Некоторые американские «реалисты» провозглашали однополярность и американскую гегемонию в мире как наилучшую форму мирового порядка. По их мнению, государства со значительным экономическим и силовым потенциалом должны стремиться максимизировать власть, а не стабильность и безопасность. Международная дипломатия переходит на уровень технического оформления реального экономического и политического передела мира.

После выхода книги Фукуямы многие — в том числе и в России, сподвижники и последователи Ельцина — восприняли ее как «Отче наш». Они двинулись не просто в сторону американского образа жизни, а приняли без критики американскую установку: все, либеральные ценности побеждают, потому что СССР пал, социалистическая идея окончательно доказала свою несостоятельность и т. д. Лапки кверху, и покорно ползти на «фабрику по исправлению». Что же в итоге? Две самоценные половинки (капитализм и социализм) в принципе могли бы развиваться, соревноваться, показывать те или иные преимущества. Где-то и в чем-то, возможно, сливаться. Соприкасаться не потому, что образуют единую, целостную, монументальную формацию, а контактировать отдельными своими точками. Взаимодействие двух систем могло сформировать стимулы роста как для одной модели, так и для другой. Но выбран был другой вариант. Оказалось, что нужно банально уничтожить конкурента и построить монополию. Игра в монополию с заведомо известным результатом.

Однако то, что Фукуяма и его последователи ошибочно приняли за «конец истории», на самом деле было началом новой. Постмодерновое общество, взращенное западной цивилизацией, привело к тому, что техника и деньги начали полностью вытеснять культуру и вообще человека как ценность. Оправдывать прежнее победоносное шествие западной модели истинностью в последней инстанции и незыблемостью догматов становится все труднее. Равно как и казарменному социализму. Давно просится к реализации третий вариант. Но его пока так и нет с точки зрения реальной практики. И мы вновь на перепутье. Современное развитие России — гремучая смесь между остатками советского наследия (в понимании, что прежнего социализма уже нет) и построением некоего капитализма по классической модели, которой тоже уже нет. Тогда что строим? Риторика советская и попытка вернуться к достижениям СССР во всех действиях власти, так как ничего нового сами предложить не могут. А на самом деле страна движется по худшему из американских сценариев, взятых на вооружение еще в 90-е годы ХХ века. Так и мир сегодня не имеет своего голоса. Кляп, вставленный всем в рот, позволяет говорить только одному главному солисту.

Чтобы огласить свежую повестку дня, надо разобраться в сегодняшних бедах и радостях, проблемах и обретениях. Понять, что сделал с прежними, такими мощными и стабильными идеологиями наш сегодняшний глобализирующийся мир, который взял да и взболтал в одной колбе все субстанции, находившиеся в разных пробирках. Что за мутная жидкость получилась? Нужно со всем этим внимательно разобраться. Надо показать, что жить со смыслом гораздо приятнее, чем прозябать в бессмысленных моделях накопительства и стяжательства, или же, напротив, в мире уравниловки. А жить со смыслом — значит выработать определенный, достаточно цельный мировоззренческий ориентир, сохранив ценностный гумус, которым мы пользуемся.

Ни в одной стране мира правители с властью расстаться не могут. Борьба идей, защита определенной национальной идеологии для них очень часто является лишь прикрытием собственной борьбы за власть и финансовое обогащение любой ценой и при любой идеологической модели, какой бы схоластической она ни была. В итоге, оказывается, пока строили «светлое будущее», в том числе и на капиталистический лад, получили «в подарок» наводнение и засилие мира корпорациями.

Многие граждане, запиханные в приготовленные для них «ценностные ячейки», оказались словно вещи, сданные в камеры хранения. Но такой судьбы для себя многие не хотят. И начинают внутренне сопротивляться. Поэтому наблюдается и возрастающий день ото дня уровень протеста в ряде стран мира. Это напряжение связано не столько с необузданностью каких-то религиозных фанатиков, а ответ рядовых граждан на неадекватные действия власти. В этот прогал устремляются те, кто хочет воспользоваться ситуацией и лишить мир возможности решать все вопросы мирным путем. Ценностные основания пытаются опустить «ниже плинтуса». На приоритетные позиции выходят групповые, клановые интересы. Их лидеры не церемонятся, когда понимают, что система страха и запугивания действует на законопослушных граждан почти безотказно. Это попытка навязать свои ценности, показать всем: смотрите, ребята, если не будете воспринимать все так, как нам надо, — мы все равно заставим, постоянным террором, партизанскими, пиратскими, бандитскими методами. Это борьба «всех против всех», безжалостная и бескомпромиссная. И против власти, и против населения. Это вызов тем, кто привык править регионами и странами, минуя мнения людей. Кто с легкостью сам может не только допустить, но и использовать террористические методы для разрешения той или иной конфликтной ситуации. А как мы понимаем, достаточно только раз использовать «террористическую карту», насилие по принципу «нет человека — нет проблемы», как потом эти легкие решения просятся сами собой для разрешения других возникающих ситуаций. Бандитские методы вошли в реальную практику и превращают нашу жизнь по законам в жизнь по понятиям. Ценности и определенные идеологии в этом случае уходят на задний план.

Политики, продвигая свою идеологию, активно пользуются такими имиджевыми сюжетами. Вспомним историю принцессы Дианы. С одной стороны — пуританское общество Великобритании было за нее тотально и в большинстве. С другой стороны — королевская семья сделала все, чтобы ее убрать, как нарушительницу сложившихся устоев закрытости, как человека, который решил открыться обществу, солидаризироваться с ним, быть ему полезным. Чтобы защитить свою «вотчину», принципы толерантности перестали действовать. На них наложили «табу». Если даже исходить из того, что авария была чистой случайностью, — все двигалось к тому, чтобы Диану сделать изгоем. Авария же привела к тому, что она стала символом и мучеником веры. Как те ученые эпохи Возрождения, которые, идя на костер, доказывали, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца.

Современные идеологии, если они хотят реально работать на будущее, должны отражать в себе уровень счастья, удовлетворенности жизнью и творческой реализации человека, а не мифический рост ВВП, уровень средней зарплаты или какие-то другие банальности. 

Деньги — наше все

Сколько бы мы ни говорили о прекрасном и возвышенном, в основе ценностей современного человека, вне зависимости от страны и народа, лежат деньги. Это и философия, и символ поклонения, и мера власти и возможностей. Безудержное стремление к «презренному металлу» затмевает у многих сознание и разъедает душу. Вот цена выстроенной модели мироустройства. Есть ли у нас шанс вырваться из этих оков? И хотим ли мы этого сами?

Отношение к деньгам, обменным средствам, — довольно-таки странное и парадоксальное. Если задать вопрос любому человеку, что для него самое ценное, — он, как правило, ответит, что это, конечно, жизнь — собственная и близких ему людей. Выходит, однозначно не деньги. Немногие захотят публично признаться в своей истинной любви к богатству. А если исследовать вопрос объективно, то пирамида потребностей Маслоу в качестве приоритетных ценностей указывает самосохранение, насыщение, и потом уже — материальные блага. Однако в современном мире насыщение неотделимо от элементарного уровня материальных благ. Без питания человек ничем не может заниматься. Ни сексом, ни политикой — вообще ничем. А питание человек может добыть при условии, что у него есть деньги. Без денег сегодня невозможно ни жить, ни любить. Вот говорят, «с милым и в шалаше рай». Да, рай: один день, два, три, неделя. Потом начнутся разборки между двумя влюбленными. Потом появятся дети, которых нечем будет кормить. Да дети-то и не родятся.

Так что же получается? Мы с упоением эксплуатируем материальные ресурсы Земли, разрушаем фактически свою собственную среду обитания, получая за это монеты, деньги: доллары, рубли, юани и т. д. И тут снова нам придется вернуться к двум системам: капитализму и социализму. Классический капитализм означает, что все замешано на деньгах. Социализм — наоборот, являет уравнительно-распределительный принцип. Однако нельзя разводить мир по полюсам, полярностям, воспринимать его в черно-белой гамме — он гораздо более многообразен. Несомненно одно: в основу общества должны быть положены нравственные критерии, принципы доверия и ответственности. А как соединить деньги и мораль?

В древней Руси деньгами служил (при обмене) скот и шкуры животных. В русском языке слово «деньги» происходит от слова «тенге», имеющего тюркские корни. А корень этот имеет несколько значений, в том числе «баланс», «выравнивание» и «весы». Таким образом, вырабатывался инструмент, устанавливающий истинную меру вещей и вносящий справедливость в их отношения друг с другом. Именно поэтому до революции 1917 года у купцов, то есть у тех людей, которые взаимодействовали на экономических принципах, на денежных, — был активно развит принцип: договор на вере. Он был значительно выше, чем договор писаный. Слово купца! А договор на вере подразумевает, во-первых, ответственность обеих сторон, во-вторых — свидетельствует о том, что законы в итоге все-таки ниже, чем мораль, нравственность и традиции. Законы вытекают из традиций, а не наоборот. Еще раз зафиксируем в сознании эту чрезвычайно важную мысль: законы проистекают из традиции, из верований народов. Но законы не могут заменить традиции. Иначе они формализуют и создают какую-то ирреальность бытия. Да, мы говорим о правовом государстве, закон — это правила поведения в обществе, все должны следовать определенным нормам, выработанным всем обществом и закрепленным в законодательном порядке. Есть много нюансов, как эти законы формируются, ради кого и под кого. Но если в них не заложены традиции всего общества, не заложено доверие общества к закону — фактически это закон не общества и не для общества. Скажем об этом со всей определенностью.

Вернемся к деньгам, которые являются в современном мире эквивалентом материальных благ. До конца 1970 гг. основной мерой в мире был доллар, но доллар, обеспеченный золотом. А сами дензнаки как «кусочки» определенного всеобщего договора людей между собой. Но в таком случае, чтобы верить им, нам нужно убедиться в том, что эти «кусочки», а значит, и сам договор — подлинные.

С другой стороны, как пишет журналист Андрей Остальский, «везде и всюду люди настолько верят в эти дензнаки, что, не задумываясь, готовы отдать за них все, что имеют, — будь то еда, одежда или земля. Даже талант литератора или художника. Весь вопрос только в цене — сколько чего и за сколько. Даже самые последние циники и скептики верят, что все остальные люди примут от них деньги. Знают, потому что весь их жизненный опыт говорит об этом».

Важно понять, что ценность денег, социальная вера в них может быть достигнута лишь тогда, когда само государство обеспечивает и гарантирует их своим авторитетом и властью. А если не гарантирует? Если отменяет «золотой» стандарт и вообще не задумывается над тем, как и что происходит с их финансами? Ведь и судьба доллара сегодня в руках не столько самого американского правительства. И даже не узкого круга лиц из Федеральной резервной системы Америки, которая контролирует печатание дензнаков. Где решается судьба доллара? В глобальном мире финансовые потоки, бумажные и электронные деньги оказываются как единый мировой спрут. Множество жил и капилляров соединяют эту бурлящую систему между собой. И где может возникнуть тромб, уже сказать не может никто.

Сегодня доллар тоже остается во многом главной валютой мира, но уже шатается как пьяный. Хотя им и не стали меньше пользоваться. Но это уже сродни запою, желанию побежать и отовариться новой бутылкой. Даже несмотря на то, что китайцы грозятся перейти на юань в расчетах с некоторыми странами, или Россия, которая якобы собирается перейти на рубли при расчетах по определенному спектру товаров и услуг. Несмотря на то, что в Европе используют активно евро, — тем не менее, доллар остается мировой валютой номер один. Но доллар на сегодняшний день не обеспечен золотом. То есть доллар сегодня не может быть для экономистов — а значит, для всего мира, и для банкиров, и для финансистов, и для политиков — не просто надежной валютой, а мерилом ценности товара. То есть если я покупаю чай, кофе и что-то еще — доллар сегодня не отражает реальную стоимость товара. Потому что доллар не обеспечен золотом. Так что же получается? Что сам капитализм в этом смысле, в ценностном, устроен как мыльный пузырь, как яркое казино? Идеологи капитализма рассуждают о таких абстракциях, как частная собственность, права человека и т. д. Но основа, базис, на котором возводится надстройка, все-таки экономическая, материальная. Какую идеологическую надстройку можно строить, если базис уже подгнил, непрочен и не соответствует современному времени?

А что с золотом — этим обольстительным металлом всех времен и народов? Хорошо, доллар содрогнулся, доллар печатается на станке, доллар фактически уже фантик. Потому что если сегодня и «американца» некоторые страны захотят сдать, золотой эквивалент они не получат. Допустим, скажут: «Ладно, золота не надо, дайте нам продуктами». Как в прошлые времена — натурой. Ведь продовольствие, особенно по-настоящему экологически чистое, без искусственных примесей и добавок, начинает активно дорожать во всем мире. Продуктами тоже не получат, потому что эквивалент «один доллар — одна кукуруза», или «два доллара — мешок пшеницы» не существует. Нет столько кукурузы, нет столько пшеницы. Деньгами просто можно будет обклеить стены или топить костер, если холодно. Гораздо более надежным эквивалентом остается золото. Оно начинает расти при неожиданных прыжках фондового рынка. Идет понимание того, что золото действительно ценнее, чем доллар. Доллар является универсальной валютой в обыденном хождении, в размеренном стабильном состоянии. Но если что-то в экономике начинает колебаться — от доллара стараются тоже избавиться. И если не бежать в евро, в рубль или еще куда-то — бежать некуда. Остается золото. Да, вроде бы золото — не просто красивый слиток, его можно взять, положить в банковскую ячейку, спрятать под подушку. Но парадокс заключается в том, что золото сегодня становится критерием гламура, некоего искусственного общества. Потому что золото при сегодняшнем развитии мира, когда человеку нужно что-то есть — не откусишь. Разве что возьмешь золотой слиток, как тяжесть, и пойдешь от кого-то отмахиваться, словно дубинкой. Используешь как орудие отъема у кого-то куска хлеба или сала. Долларом не убьешь, а из золота можно сделать какое-нибудь копье, стрелы. Или пушки золотые, в конце концов, или снаряды.

Золото еще можно сдать в ломбард. Но что в ломбарде вам дадут? Деньги? А зачем вам деньги, если вам есть надо? Куда вы их понесете? Кому? Тому, у кого на руках те же доллары, то же золото? И что они вам дадут взамен?

Деньги всех нас берут в общий оборот. Они по сути своей имеют вполне «социалистический» принцип объединения. Триады, крестные отцы, власть, бизнес, труженик — все воедино. Все стараются повысить свое благосостояние через возможности, которые дают деньги. Но пришел момент, когда нам нужно посмотреть на суть происходящего, в том числе и с человеком и его главным платежным средством, иначе.

Неостановимо идут процессы, которые мы должны понять и скорректировать, а может быть, даже кардинально изменить. Или — точка невозврата будет пройдена. Надо понять, что, если сидеть сложа руки, рано или поздно начнется война! Доллары, золото перетекут в оружие. Конечно, это аллегория, что из золота сделают копья со стрелами. На самом деле — золото будет использовано для того, чтобы сделать химическое, ядерное, бактериологическое, информационное оружие, организовать локальный конфликт, нанять наемников для свержения существующей власти. Что, собственно, сегодня с «успехом» и реализуется в разных точках планеты.

Сегодня в России мы больше говорим о проблемах политических свобод, нежели углубляющегося экономического кризиса, нереализованности, но все равно у нас есть вода, еда и все необходимое. У нас нет тотального ощущения голода и страха перед ним. Но существует ведь большое количество людей, целые страны, которые постоянно недоедают. Сегодня им нечем питаться и нечего пить. Значит — они будут как-то пробиваться через границы и переселяться на более благополучные территории, пытаться выжить любыми путями. Закрыться от этого великого переселения народов современной «Великой китайской стеной» не получится. Ну никак. И в этом случае деньги будут использоваться не только как экономический эквивалент и финансовый механизм прославления королей и президентов. А главным своим напором деньги будут кидаться в топку войн, насилия и захвата чужих территорий. 

Мигранты делают мир

Европа переживает последствия политики совсем недавно модной мультикультурности. Жители прежних колоний ринулись в бывшие и нынешние метрополии, так как границы оказались фактически открытыми. Происходит так называемый «эффект бумеранга». «Бумеранговая политика» приводит к формированию «бумеранговой жизни» общества уже в глобальном измерении.

Если раньше белые колонизаторы подчиняли себе менее развитые народы и страны, то теперь их потомки на своей собственной земле становятся изгоями. В СМИ, как вести с полей сражений, постоянно пестрят новости и сообщения похожего содержания. В них — незримая борьба за клочок земли, за ценности. Мусульманская община Воллсмосе (район города Оденсе на острове Фюн) насильственно выживает (без войны) коренных датчан. По сути дела это этнические чистки против коренных жителей. Грабежи, убийства, изнасилования — все это больше напоминает «справедливую» месть. Но за что? Возмездие за поруганные честь и достоинство в прошлом, за то, что когда-то были колонией? Только вот мир-то изменился с тех времен, и «новое» варварство может уже означать не просто локальную войну, а положить конец всей цивилизации.

Мир делают мигранты. Задумаемся над этим. Спусковой курок нажат. Происходит невиданное ранее перемешивание народов и культур. Мигранты, покидающиеся добровольно или вынужденно свои исконно освоенные места обитания, становятся маргиналами. «Неокочевники». То есть мир формируется руками тех, кто покинул отчий дом, утратил не только связь с родным очагом, но и прежним образом жизни, традициями, землей предков и правовыми нормами. Люди без корней в родной культуре. Такой тип личности, не привязан к определенным правилам поведения. Он пытается вписаться, легализоваться на новой для себя территории и в чужом социуме. Зачастую же теряет прежнее состояние, но не обретает нового качества. Такой «переходный» тип очень опасен. Как одинокий, злой и голодный волк, он будет пытаться естественным путем сбиться в стаи и отвоевывать место под солнцем уже на новом месте. И любой ценой, в том числе и террором против местных жителей!

Когда-то европейские колонизаторы, переселившиеся через океан, вырезали большинство коренного населения Америки, индейцев. Оставшихся согнали в резервации под обещания безмятежной жизни. И те сейчас живут изгоями на земле предков. И вот уже племена Дакоты, ссылаясь на положения Конституции США, ставят периодически вопрос о своем суверенитете. «Чайна-тауны» так и не стали американскими. Мексиканцы вполне успешно штурмуют американский «бастион». По официальным данным, в США из 315 миллионов общего населения страны около 11 миллионов рабочих рук без паспортов, в основном из Центральной и Южной Америки. Если считать, что Америка — вообще страна мигрантов, то 3,5 % населения — это очень даже и немного. В России, по разным сведениям, от 10 до 15 миллионов нелегальных иммигрантов, в основном из Средней Азии. И это от 7 до 10 % населения. То есть в разы больше. Но это официальные данные, не забывайте. А по неофициальным данным, только латиноамериканцев, обитающих и работающих в США «на птичьих правах», около 20 миллионов. А всего латиноамериканцев сейчас 17 % населения. И это только латиноамериканцы. А еще афроамериканцы — по официальным данным 13 %. Итого — 30 %. Это уже серьезно. Плюс 5 % азиатов и т. д. По данным одних экспертов, «цветное» население через 50 лет вырастет в Америке с 37 % до 57 %. Из них 31 % будут выходцы из Латинской Америке. То есть каждый третий будет иметь латиноамериканские корни. Другие эксперты говорят о том, что все это произойдет не через полвека, а в два раза быстрее. При этом 90 % афроамериканцев и 60 % индейцев проживают в городах. То есть бесповоротно оторваны от прежних корней и традиций.

Расовые и этнические изменения среди населения США видны уже сегодня невооруженным взглядом. В 2011 году дети мигрантов впервые в истории Америки стали большинством в возрастной группе до одного года. К 2020 году подобная ситуация может сложиться и среди подростков.

США — страна мигрантов. Это ее великое завоевание. Но все равно существует определенное ядро нации, которое цементирует все общество. Если оно начинает распадаться, то и общество постепенно превращается в совершенно иную «субстанцию». Это примерно так же, как если при подготовке бетона не соблюсти пропорций между цементом и песком. Много песка — и все, конструкция становится непрочной. Сегодняшняя фактическая легализация незаконной миграции в стране ведут к окончательному размыванию «белого», теперь уже коренного населения, и установления власти мигрантов. Из кого и сам нынешний президент США. То есть нынешние «коренные» американцы, приехавшие на континент века назад, уходят постепенно в историю, и им на смену, как и несколько лет назад, приходят пришлые и заселяют эти плодородные земли. Вот она, «бумеранговая» политика. Бумеранг вернулся через несколько сотен лет. А старается современная власть Америки уже ради мигрантов, которые становятся в ряды голосующих на выборах. А значит, начинают влиять на власть и определять нынешнюю и будущую политику.

С распростертыми объятиями в Америку принимают «инвестиционных мигрантов». То есть тех, кто привезет с собой «в чемодане» и вложит в экономику страны не менее 500 тысяч долларов. Остальным мало что светит. Только полуподпольный «переход» границ, чем и пользуются особенно активно жители соседних с юга от США государств. Правда, есть один способ наиболее быстрого получения американского гражданства — пойти служить в армию и отправиться с оружием в руках защищать интересы Америки в чужие страны. Но, сами понимаете, нахождение в контингенте сил боевого базирования где-нибудь в Афганистане, Ираке или Ливии лишь гипотетически приближает к исходной цели. Можно ведь и не успеть получить гражданство. Да и какие, собственно, интересы будет защищать бывший мигрант, действующий от имени и по поручению американского государства на чужих территориях? Американских или вообще международных толстосумов?

Выходит, что единство американской нации, этот всем известный «американский плавильный котел» — пока лишь бурлящий, брызгающий горячей водой, обжигающий паром, но не прошедший нужного обжига горшок. Нация, замешанная на деньгах. Страна, по меткому наблюдению российского журналиста Юрия Сигова, «во всех своих проявлениях бесподобно и бескрайне циничная». А значит, такая конструкция вряд ли многими может быть воспринята как будущая модель мира.

Аналогичные процессы поиска своей «идентичности» перманентно происходят и в испанской Каталонии, где не желают подчас быть испанцами, и в Турции, где курды хотят жить в «отдельной квартире», и в других частях света. Их всех что, тоже испортил «квартирный вопрос»? Мы видим, какой мощный запал сохраняется внутри разных народов. Их не покидает неуемное желание выйти из-под покровительства сильного государства даже путем снижения уровня материального благосостояния и безопасности.

С Россией несколько иная ситуация. Мы никого не истребляли и не понуждали объединяться с нами. В основном все происходило на добровольных началах. Многие страны и народы сами обращались к России за помощью, просили защитить от агрессивных соседей, соглашались войти в состав Империи. Однако сегодня мы сталкиваемся с теми же процессами, что происходят в других странах. Это вал мигрантов, этнические ОПГ, возрастающее влияние диаспор, неуважение и враждебность по отношению к коренным народам, к русским. Власть своими действиями и бездействием только потворствует этим процессам. А ведь по данным, имеющимся в открытой печати, мигранты совершают каждое второе изнасилование в Москве и каждое третье в Петербурге. А по всей России?

Такое уже в истории было, когда внутренние и внешние процессы разрушили Византию. Мы, те, кто по сути дела является духовными продолжателями византийских идей, обязаны помнить уроки истории. Только нужно понять, кого, как и для чего мы должны объединить под своими знаменами.

Россия — современная уникальная страна, в основу которой заложены принципы общинности и солидарности. Именно поэтому страна восприняла и приняла социальные теории, устремленные в сторону более справедливого общества. Попытка внедрить в нее элементы иной цивилизации в формате дикой конкуренции, замешанной на денежном эквиваленте, бессмысленна с точки развития нынешнего формата страны. Значит, предполагается осуществить слом прежней парадигмы и перевода страны на новые рельсы. Молодое поколение России подвергают массированной обработке, чтобы склонить поверить в непреходящие прелести «западного» образа жизни. Впитавшее определенные установки технологической революции, юноши и девушки, тем не менее, все настойчивее ищут свои исконные корни. А они в том, что современная российская молодежь, в том числе в и центральной России, в отличие от досужих домыслов этнографов и социологов от власти, готова рожать много и в раннем возрасте. На Западе это уже невозможно в силу устоявшихся традиций и установок. И еще более станет нереальным после тотальной легализации однополых браков. Что ни говори, но против матушки-природы не попрешь. А в России пока еще возможно. Так где же власть? Опять безмолвствует или «тянет волынку»? Многое уже настолько очевидно неспециалисту, что диву даешься, как можно чего-то не замечать. Как говаривал Шерлок Холмс в известном фильме про великого сыщика: «Элементарно, Ватсон!»

Корова не может без травы и сена дать молока. И без доступного жилья не будет демографии, так как «слезы» материнского капитала не могут замешать бетон или позволить купить даже кусочек квартиры в крупном городе. Вот когда кредит на жилье будет доступным, тогда будет для семьи один из стимулов иметь детей. Скажем, официальная инфляция 7 %, а кредит — 8 %. Или правильнее — беспроцентные ссуды для покупки и строительства жилья для тех, кто хочет родить и воспитать 2 и более детей. Как это было в Советском Союзе, когда наши родители строили жилье посредством жилищно-строительных кооперативов. Почему власть не идет на такие очевидные меры? Ведь если бы они были введены, скажем в 2000 году, то новорожденные тогда дети сегодня было бы уже в подростковом возрасте! Но они так и не родились! Власть боится «обидеть» свои банки, где топ-менеджеры без стеснений могут получить, даже в структурах с госучастием, от 10 и более млн. долларов ежегодного дохода. Или признать публично, что реальная инфляция у нас раза в два больше официальной? А пока такое происходит, то мы получаем лишь ложные посылы, что русский мир растет и крепнет. И якобы по последним статистическим данным рождаемость в стране растет. Но где и как, если по той же статистике, русских, белорусов и украинцев, после последней переписи населения, стало в два раза меньше! Равно как меньше стало татар, башкир и многих других народов. Возникает резонный вопрос: за счет кого же растет русская цивилизация? Или нынешний правящий класс вознамерился склеить другое государство, с иным этническим составом населения и иными ценностными основаниями?

Россию хотят сделать страной мигрантов по американскому образу и подобию, объясняя современными тенденциями. Правящий класс пытается переформатировать все общество под эти лекала. Многим представителям власти кажется, что легче управлять «чужим» народом. Власть панически боится своих слишком умных и критически настроенных граждан. Но ведь надо же включать мозги и понимать, что приезжие со временем получат большинство и сменят власть на «свою» буквально через одно-два поколения. Одновременно произойдут захват территории, ресурсов, смена законов, обычаев. Этого хотим? Уроки истории красноречивее всяких слов говорят о том, что только опора на свой собственный народ может позволить лидеру остаться самим собой. Не только сохранить лицо и реноме для будущих потомков, но личное благополучие, честь и жизнь. Надежда сюзерена на свою придворную элиту и некого «дядю Сэма» извне, тщетна. Только слепцы и глупцы этого могут не видеть. Суд истории неизбежен. Судный день все равно настанет. 

Алексей Чернышов. Цена будущего. Тем, кто хочет (вы)жить...Алексей Чернышов. Цена будущего. Тем, кто хочет (вы)жить...