Книга знакомит с основными принципами управления потоками денежных средств и дает простой и понятный инструментарий, который поможет руководителю компании, а также ее финансовому директору выстроить оптимальную систему управления финансами. Вы поймете, как в самых разных ситуациях можно формировать стабильно положительный денежный поток, как выгодно использовать излишки средств, как распознавать признаки надвигающегося дефицита финансов до того, как он перерастет в масштабный кризис, — причем не только в своей компании, но и у торговых партнеров.
Глава 1. Основные концепции
Какая бы деловая тема ни была в моде — глобализация, аутсорсинг, выбросы углекислого газа, — внимание всех компаний неизменно сосредоточено на денежных средствах. Они, пожалуй, самый важный из всех ресурсов, а денежный поток имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивого ведения дел. Вместе с тем инвесторы при оценке результатов работы компании принимают во внимание гораздо более широкий круг показателей. В их число входят доход, прибыль, EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации), активы, оборотный капитал и заемные средства. Некоторые из них имеют лишь опосредованное отношение к денежному потоку, но эффективное управление ими не менее важно для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Когда СМИ сообщают о результатах деятельности транснациональной компании, основной акцент делается на прибыли или убытках за последние 12 месяцев. Данные о задолженности, доходах компании и даже заработках ее топ-менеджеров приводятся чаще, чем информация о денежных средствах или их движении. Следовательно, поскольку данная книга посвящена управлению потоком денежных средств, необходимо иметь четкое представление о том, какое влияние те или иные действия оказывают на различные аспекты коммерческой деятельности. Ключевой составляющей достижения стабильно положительного денежного потока является эффективное управление всеми прочими ресурсами компании, а потому наличие полного представления о них служит ключом к пониманию того, как сформировать денежный поток.
В этой главе рассматривается ряд концепций и принципов, на основе которых можно сформулировать определение успешного бизнеса, главные показатели финансовой отчетности и подход акционеров к оценке результатов деятельности компании. (См. также книгу «Пособие по финансовому менеджменту» (Guide to Financial Management), где все эти и другие концепции и принципы рассматриваются более подробно.)
Успешный бизнес
Цель большинства компаний — обеспечение стабильной, высокой прибыли на инвестиции, или доходности инвестиций (ROI). Прибыль — это вознаграждение инвестора за риск, сопряженный с вложением средств в предприятие. Здесь можно провести параллель со сберегательным счетом в банке, на котором размещены средства, приносящие инвестору проценты. Сберегательный счет считается низкорискованным объектом инвестирования, а потому доходность по нему невысока.
Таким образом, если на сберегательный счет в банке положить $1000, а годовой брутто-процентный доход будет $30, доходность инвестиций составит 3%.
Предприятию, если оно стремится стать успешным, необходимо вознаградить инвестора более высокой прибылью, нежели та, что он может получить, разместив средства на сберегательном счете. Более высокая прибыль — это компенсация за более высокий инвестиционный риск, обусловленный неопределенностью, которая присутствует при управлении предприятием. Требуемая доходность может в два или более раз превышать доходность сберегательного счета — в зависимости от уровня воспринимаемого риска, который предопределяют такие факторы, как характер основной деятельности и репутация предприятия.
Доходность инвестиций в предприятие определяется отношением его прибыли к денежным средствам, вложенным с целью получения этой прибыли.
Таким образом, если инвестор вкладывает в предприятие $1000 и оно получит годовую операционную прибыль $200, доходность инвестиций составит 20%.
Бизнес-модель
На приведенной на рис. 1.1 бизнес-модели показана финансовая структура предприятия и движение денежных средств между его различными составляющими.
Когда предприятие создается, инвесторы и другие заинтересованные лица, к примеру, банки, предоставляют начальный капитал в виде денежных средств для его финансирования. Существует два основных способа потратить эти денежные средства:
■ капитальные расходы на так называемые основные фонды, которые будут использоваться при ведении основной деятельности (т. е. не будут проданы), как правило, в течение нескольких лет. К их числу относятся здания, оборудование и транспортные средства;
■ операционные расходы на позиции, которые будут потребляться, использоваться или продаваться при предоставлении товаров или услуг клиентам или же будут расходоваться на управление этими видами деятельности. В их число входят коммунальные ресурсы, персонал и комплектующие.
Вложив денежные средства в основные и операционные ресурсы и прилагая необходимые усилия, предприятие может создавать товары и услуги, востребованные клиентами. Продажи будут осуществляться либо на условиях кредита (как правило, если клиентом выступает другое предприятие), либо на условиях немедленного платежа (как правило, если клиентом выступает конечный потребитель). Продажи в кредит будут приносить денежные средства только спустя какое-то время, несмотря на то что доход будет признаваться в отчете о прибылях и убытках в момент продажи.
У производственного предприятия, как правило, имеются запасы как сырья, так и готовой продукции. Также у него есть незавершенное производство (изделия на различных стадиях сооружения или сборки). Товарноматериальные запасы и незавершенное производство связывают денежные средства, а потому контроль за этими позициями — важная составляющая эффективного управления денежными средствами.
Чтобы предприятие было прибыльным, объем денежных средств от продажи товаров или услуг в конечном счете должен превышать объем средств, необходимый для их предоставления. Этот избыток затем можно снова вложить в бизнес, чтобы обеспечить его дальнейший рост, или возвратить инвесторам.
Со временем у предприятия могут накопиться основные фонды, которые уже не используются, устарели или используются неэффективно. В таком случае их можно обратить в денежные средства, которые позволят приобрести новые активы.
Эта бизнес-модель служит основой для всех осуществляемых операций и, следовательно, основой для их фиксирования, оценки и контроля с целью обеспечить эффективный финансовый менеджмент. Самой важной составляющей этого процесса являются денежные средства, которыми необходимо управлять вместе со всеми другими ресурсами, а не отдельно от них. К примеру, знать, какой уровень товарно-материальных запасов необходим для обеспечения надлежащего обслуживания клиентов или в каких количествах следует заказывать сырье и материалы, чтобы расходы на них были минимальными, очень важно с точки зрения оптимизации прибыли, однако увеличение товарно-материальных запасов может привести к уменьшению денежных средств. Необходим разумный баланс между оптимизацией уровня денежных средств и прибыли, который определяется текущей ситуацией в бизнесе и экономической конъюнктурой.
Финансовые отчеты
Существует три основных вида финансовых отчетов, которые позволяют получить полное представление о финансовом положении компании; в них приводятся данные по активам, пассивам, коммерческой деятельности и денежным средствам:
■ Балансовый отчет, или отчет о финансовом положении. В нем фиксируется финансовое положение компании на определенный момент времени. Он содержит информацию об активах, пассивах и средствах, вложенных инвесторами. В балансовом отчете приводятся статьи, которые в будущем либо принесут выгоду, либо станут для компании проблемой. Также балансовый отчет можно рассматривать как перечень всех активов, приобретенных на денежные средства инвесторов, и пассивов, сформировавшихся в процессе ведения бизнеса.
■ Отчет о прибылях и убытках. Это — отчет о коммерческой деятельности, где приведены цифры по доходам и расходам за определенный период времени. Расходы включают все позиции, которые потреблялись или расходовались в процессе ведения бизнеса для получения дохода. В конечном итоге профицит при разнице доходов и расходов (иными словами — прибыль) ведет к увеличению объема денежных средств, а дефицит (или убыток) — к уменьшению. Однако воздействие на денежные средства необязательно проявляется одновременно с отражением профицита или дефицита в отчетности, поскольку, к примеру, часть доходов может приходиться на дебиторскую задолженность, часть расходов — на кредиторскую и т. д. В долгосрочной перспективе прибыльный бизнес генерирует денежные средства.
■ Отчет о движении денежных средств. Сводная информация о поступлениях и выплатах денежных средств за определенный период времени. По сути, это выписка с банковского счета, где приведены все зачисления и списания денежных средств.
Все эти отчеты имеют ретроспективный характер: в них представлено то, что произошло в прошлом, а не то, что может произойти в будущем. И, хотя ретроспективный анализ может дать информацию об усредненных результатах деятельности, которая позволит сделать предположения касательно будущего, куда большую пользу для управляющего принесет составление прогноза потока денежных средств и анализ его связи с бюджетами и бизнес-планами — это поможет избежать дефицита денежных средств (см. главу 2). Управлять будущим компании определенно проще, глядя вперед, а не назад.
Эти три вида отчетов связаны друг с другом: балансовый отчет фиксирует ситуацию на определенный момент времени, а отчет о прибыли и убытках и отчет о движении денежных средств содержат информацию о деятельности компании за определенный период, — как правило, год.
В таблице 1.1 приведены разделы балансового отчета и отчета о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств рассматривается в главе 2.
Финансовые принципы
Существует множество финансовых принципов, в соответствии с которыми бизнес-деятельность компании отражается в двух вышеназванных отчетах. В этом разделе рассматриваются те из них, которые помогают понять суть наиболее важных показателей и то, как на них могут влиять действия топ-менеджмента компании.
Признание дохода
Доход признается в отчете о прибылях и убытках в момент предоставления товаров или услуг клиенту. Необходимо отметить, что этот момент необязательно совпадает с моментом получения денежных средств. Если одно предприятие заключает сделку с другим, покупатель, как правило, приобретает товары или услуги на условиях кредита, а потому денежные средства поступают на счет продавца через 30-90 дней после предоставления таких товаров или услуг. Совершенные продажи, по которым деньги еще не получены, отображаются в балансовом отчете как дебиторская задолженность.
Организации, которые предоставляют такие услуги, как перевозки (к примеру, авиакомпании и туристические фирмы), или страховые компании, обычно получают деньги до того, как клиенты начинают пользоваться своими покупками. Это выгодно с точки зрения движения денежных средств, но не играет никакой роли с точки зрения признания дохода, поскольку такое признание все равно происходит в день предоставления товаров или услуг покупателю. В такой сфере, как страхование, доход признается равными суммами в течение срока действия страхового договора.
Еще один пример различия между моментами признания поступления денежных средств и дохода — сектор мобильной связи, где часть абонентов получают соответствующие услуги на условиях предоплаты, а часть — постоплаты, заключив контракт с оператором мобильной связи. С точки зрения признания дохода никакой разницы нет, так как доход от соединения признается в момент совершения вызова (а точнее, в момент завершения разговора) или отправки текстового сообщения. А вот с точки зрения признания поступления денежных средств разница есть, причем значительная. В первом случае денежные средства поступают за месяц-два до совершения вызова, а во втором — через месяц-два после. Поэтому, если абонент, ранее получавший услуги мобильной связи на условиях предоплаты, заключает с оператором контракт, предусматривающий оплату по факту, последствия такого перехода в контексте управления денежными средствами будут весьма существенными.
Признание расхода
Расход признается в отчете о прибылях и убытках тогда же, когда и доход. Расход считается понесенным в момент получения выгоды от товаров или услуг. Такая выгода возникает необязательно в момент доставки предметов на предприятие: к примеру, комплектующие детали для производства сразу же определяются на склад, где пребывают до востребования. Применительно к отчету о прибылях и убытках существует так называемый принцип соответствия: расходы на предоставление товаров и услуг клиентам увязываются с доходами, полученными от их продажи. Соответственно, выгода от комплектующих, используемых при производстве изделий, возникает в момент продажи, а не в момент изготовления.
Независимо от того, используются комплектующие сразу же или хранятся какое-то время на складе, они, как правило, оплачиваются в течение 30-90 дней после доставки. Расходы, уже понесенные, но еще не выплаченные, отображаются в балансовом отчете как кредиторская задолженность — счета от поставщиков, которые подлежат оплате.
Помимо такого пассива, как кредиторская задолженность, существует еще и такой пассив, как начисленные расходы. Начисленные расходы — это примерная стоимость товаров и услуг, выгода от которых уже получена или частично получена, но счет за которые еще не выставлен: к примеру, потребление электроэнергии, счет за которую выставляется по окончании определенного временного периода после снятия показаний счетчика. Соответственно, начисленные расходы — это предполагаемая кредиторская задолженность, которая включается в отчет в целях обеспечения правильности учета расходов для определения прибыльности. Начисленные расходы выплачиваются, как правило, после погашения кредиторской задолженности, но оба этих пассива относятся к неизбежному оттоку денежных средств.
Толкование отчета о прибылях и убытках
В отчете о прибылях и убытках отображается деятельность компании, а не движение денежных средств. По нему можно судить о том, насколько она прибыльна, но нельзя судить о ее денежной позиции. Временная связь между различными событиями для производственного предприятия представлена на рис. 1.2.
На многих предприятиях единственным документом, предоставляемым операционным менеджерам и содержащим финансовую информацию, является так называемый бюджетный отчет, являющийся аналогом отчета о прибылях и убытках. Поскольку эти менеджеры не располагают информацией о движении денежных средств, у них нет ни стимула, ни умения контролировать его или управлять им.
Стоимость активов
Раздел балансового отчета, на который обычно приходится наибольшая сумма денежных средств, — основные фонды, в число которых входят земля, здания, оборудование и транспортные средства. Из этого следует, что основные фонды также могут принести наибольшую сумму денежных средств, когда в них возникнет необходимость. Вместе с тем сумма, которая приводится в балансовом отчете, не отображает текущую рыночную стоимость основных фондов. Она определяется по следующим принципам.
■ Первоначальная стоимость. Для активов в балансовом отчете указывается изначальная стоимость за вычетом амортизации (см. ниже). Если фактическая стоимость какого-либо актива выросла, в отчетности она обычно не пересматривается (хотя это и возможно) — отчасти ввиду переменчивости ситуации на рынке, но главным образом потому, что до заключения сделки стоимость носит лишь индикативный характер. Особенно это касается активов, изготовленных по заказу, которые сложно или вовсе невозможно перепродать.
■ Анализ на предмет обесценения. Директора раз в год должны анализировать портфель активов и определять, имело ли место устойчивое обесценение какого-либо из них. После этого производится частичное списание стоимости с учетом возможного изначального ее завышения.
Эти принципы, если они применяются надлежащим образом, позволяют, например, для таких активов, как здания, учесть при росте рыночных цен скрытую стоимость, которая не отображается в балансовом отчете.
Амортизация
Амортизация — это распределение стоимости основного актива на весь срок его службы.
Стоимость актива — это цена его покупки плюс, где это целесообразно, расходы на его доставку и установку. Срок службы актива устанавливается решением топ-менеджмента. Одни активы, например компьютеры, имеют небольшой срок службы ввиду технического устаревания; другие, такие как здания, служат десятки лет. Соответственно, предприятие распределяет активы по категориям и устанавливает стандартный срок службы для каждой из них: к примеру, для зданий, находящихся в полной собственности предприятия, он может составлять 50 лет, а для компьютеров или автомобилей — три-четыре года.
Существует несколько методов распределения стоимости владения активом. Большинство предприятий используют линейный метод амортизации, при помощи которого стоимость равномерно распределяется по всему сроку службы актива.
Если актив списывается в конце срока службы, стоимость владения им соответствует стоимости покупки. Если же актив, такой как автомобиль, продается до того, как его текущая стоимость снижается до нуля, общая сумма амортизации, распределяемая по его сроку службы, равна его стоимости за вычетом потенциальной остаточной стоимости.
Как видно из рис. 1.3, линейная амортизация для тех активов, рыночная стоимость которых после покупки может быстро снизиться (например, компьютеров), дает такую балансовую стоимость, которая потенциально превышает рыночную.
Балансовые активы
Если компания успешно ведет бизнес и имеет положительный денежный поток, расхождение между рыночной стоимостью основных фондов и их балансовой стоимостью вряд ли будет проблемой. Эти активы удерживаются для того, чтобы их использовать, а не ради их рыночной стоимости, и такое расхождение со временем сойдет на нет. Рыночная стоимость актива обретает значимость только тогда, когда он уже не нужен компании или когда у нее возникает дефицит денежных средств, обуславливающий потребность в его продаже. Управление активами рассматривается в главе 5.
В отличие от основных фондов, для большинства других активов в балансовом отчете приводится стоимость, близкая к фактической. Топ-менеджмент должен регулярно анализировать перечень товарно-материальных запасов, чтобы списывать избыточные или не подлежащие продаже запасы, а также дебиторскую задолженность, чтобы списывать безнадежные долги. Решение менеджмента касательно списания может быть не совсем верным — не подлежащим продаже может оказаться большее или меньшее количество позиций запасов, а какие-то из безнадежных долгов будут в итоге быть выплачены.
Резервы
Основными пассивами являются кредиторская задолженность и резервы. Кредиторская задолженность, как сказано выше, состоит из конкретных краткосрочных обязательств, которые обычно урегулируются в течение нескольких недель. Резервы — это средства, необходимые для урегулирования будущих обязательств, размер и время исполнения которых неизвестны. Сумма резерва под конкретное обязательство устанавливается в соответствии с концепцией осмотрительности, которая требует, чтобы все реальные и потенциальные пассивы включались в балансовый отчет или обнародовались. Также эта концепция требует, чтобы доходы и прибыли включались в балансовый отчет только тогда, когда их получение не подлежит сомнению.
Примеры будущих обязательств — финансирование дефицита пенсионного фонда компании, возможное выполнение гарантийных обязательств производственным предприятием либо обязательство восстановить территорию после завершения работ по добыче полезных ископаемых. Резервы станут кредиторской задолженностью только тогда, когда обязательство будет формализовано одним или несколькими будущими событиями. Покуда же резервы остаются резервами, а не кредиторской задолженностью, непосредственная потребность в реальных денежных средствах по ним отсутствует.
Балансовые пассивы
Несмотря на то что в балансовом отчете отдельно указываются краткосрочные (подлежат погашению в течение года) и долгосрочные (подлежат погашению в течение периода, превышающего год) обязательства, это вряд ли поможет определить, какой объем денежных средств необходим для того, чтобы урегулировать обязательства, срок погашения которых приближается, не говоря уже о том, что и когда необходимо выплатить в более отдаленной перспективе.
Чтобы получить полное представление об обязательствах по выплате денежных средств, необходимо выработать прогноз денежного потока, содержащий информацию о том, какие поступления денежных средств ожидаются и когда, и о том, какие выплаты требуются или ожидаются и когда. Имея такую информацию, можно установить временные отрезки, когда вероятно возникновение дефицита или избытка денежных средств, и принять соответствующие меры для покрытия первого или эффективного использования второго. Процесс подготовки прогноза денежного потока рассматривается в следующей главе.
Джон Теннент. Управление денежными потоками. Как не оказаться на мели |