среда, 19 марта 2014 г.

Зефир судьбы


Кажется, чтобы сдержать сиюминутные порывы (не купить десятые джинсы, не завести ненужный роман, не съесть перед сном пирожное), надо лишь чуть-чуть напрячь силу воли. Однако исследования показывают: большинство людей изначально не в состоянии справиться с искушением.

Уютный детский сад, расположенный в кампусе знаменитого Стэнфордского университета, с виду ничем не отличался от обычных американских садиков 1960-х годов. Однако в течение 20 лет его воспитанники были испытуемыми для сотрудников исследовательской лаборатории психологического факультета. А симпатичные дяди и тети, регулярно предлагавшие малышам интересные игры, впоследствии стали классиками мировой науки.


В один прекрасный день худощавый «ученый дядя» Уолтер Мишел, как обычно, пришел к малышам, но в этот раз принес им упаковку маленьких белых зефиринок — тех самых, что забавно раздуваются на палочке, если их подержать над огнем. Еще у Мишела было полно печенья и крендельков. Но просто так дядя Уолтер и его помощники раздавать сладости не хотели. Вместо этого они отобрали 16 мальчиков и девочек в возрасте от трех до шести лет и предложили им поиграть в интересную игру.

Малыша приводили в пустую комнату, сажали за стол и клали перед ним то, что он больше любил, — зефир, печенье или крендель. Вкусняшку можно было съесть прямо сейчас, но хитрые дяди и тети говорили: если немного подождать, пока они сходят по делам, то сладостей будет уже две.

Экспериментаторы исчезали на 15 минут, а малыш оставался один на один с зефиром (или тем, что он выбрал). Искушение было велико, но испытуемые старались ему противостоять: они отворачивались, закрывали глаза руками, пинали стол. Когда становилось совсем тяжело, дети облизывали лакомство и катали его по столу. К возвращению взрослого две трети сладостей оказывались съедены.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов «испытание зефиром» прошли более 600 малышей, и статистика оставалась неизменной: двое из трех детей не могли противостоять соблазну. «Стэнфордские малыши» помогли Мишелу разработать теорию, которая объясняла способность человека откладывать удовольствие.

Ученый предположил, что сила воли зависит от двух систем — «холодной» и «горячей». «Холодная» — это рациональное мышление, благодаря которому человек может понять, почему он не должен есть сладость прямо сейчас. «Горячая» отвечает за быстрые, почти рефлекторные реакции на стимулы. По сути, это ангел и демон, сидящие на разных плечах. И, как показывает практика, демон зачастую гораздо сильнее ангела: курильщики тянутся за очередной сигаретой, не задумываясь о раке, барышни спускают всю зарплату на туфли, которые никогда не наденут, а любители сладкого полнеют, будучи не в силах устоять перед очередной зефиркой.

Работа Мишела выявила и еще один неутешительный факт: способности сопротивляться искушению почти невозможно научиться, если она изначально не заложена в человеке. Через 20 лет после опытов в Стэнфорде постаревший ученый проверил, как сложилась жизнь его подопытных. Выяснилось, что малыши, которые во время эксперимента смогли получить две зефиринки, во взрослом возрасте обладали повышенной концентрацией внимания и усидчивостью, умели лучше планировать, были более уверены в себе и стрессоустойчивы. Учились они гораздо успешнее импульсивных сверстников: уровень IQ и баллы стандартизированного теста для приема в вуз (SAT) у тех, кто устоял перед искушением, были значительно выше.

Недавно психологи из двух крупных исследовательских центров США выяснили, что умение дожидаться «журавля в небе» и сдерживать свои порывы остается с человеком на всю жизнь. Специалисты разыскали 59 участников стэнфордского эксперимента. Добровольцы, которые разменяли уже пятый десяток, вновь приняли участие в изучении самоконтроля, а часть из них даже полежала в томографе. Оказалось, что у людей, которые умеют сдерживать себя, более активны участки коры головного мозга, отвечающие за способность делать выбор и анализировать желания и выгоду. И таким людям требуется намного меньше усилий, чтобы выйти из соцсетей и пойти работать или не взять очередной кредит на новый гаджет. 

(с) Алексей Паевский, Снежана Шабанова