пятница, 7 февраля 2014 г.

Андрей Князев: Я создаю свое маленькое княжество


Несколько лет назад один из фронтменов культовой рок-группы «Король и Шут» Андрей Князев начат сольную карьеру под именем «КняZz». В настоящий момент его новый коллектив готовит уже третий полноформатный альбом «Роковой карнавал». Песни «КняZz» часто касаются фантастических и мистических тем, поэтому мы не могли упустить возможность пообщаться с Андреем - в том числе и о незавершённых делах его давнего соратника Михаила Горшенева, безвременно покинувшего нас минувшим летом.


Музыка вашей группы достаточно далеко ушла от творчества «Короля и Шута». Многие по старой памяти относят её к панк-року, но лично я не слышу в ней таких элементов. В одних песнях чувствуется хард-рок. в других - хэви-метал. А как вы сами определяете свой стиль?

Я бы сказал, что это скорее пост-панк и поп-панк. Насчёт хэви-метала я бы не утверждал, но элементы других стилей есть. В плане аранжировок мы стараемся себя не ограничивать и готовы использовать любые музыкальные ходы, которые приходят в голову. А отличия от старого доброго «КиШа» закономерны. Так же, как и разница между ранними альбомами и более поздними. Тут стоит определиться, что мы понимаем под творчеством группы «Король и Шут». Когда мы работали над первыми пятью альбомами, музыканты ещё толком и играть-то не умели. Аранжировки и даже сами песни были адаптированы под наш музыкальный уровень. С альбома «Жаль, нет ружья!» началась тенденция к усложнению и утяжелению музыки, которая достигла своего пика в «Бунте на корабле». А вот последний альбом, где я участвовал, «Театръ демона», оказался совершенно непохожим на всё, что делалось ранее. Таким образом, «КиШ» бывает «ранний», «классический», «поздний», «акустический», «утяжелённый». - но всё это очень условные определения, конечно.

Как видите, даже «КиШ» отличается от самого себя. Создав сольный проект, я начал искать собственное звучание, опираясь на предыдущий опыт. Передо мной сейчас стоит несколько задач. Во-первых, я хочу реализовать весь свой архив, накопившийся за долгие годы работы. Во-вторых, учитывая профессионализм наших музыкантов, я имею шанс более полно раскрыться как композитор. Дело не стоит на месте, и у нас появляются всё новые и новые музыкальные идеи. В-третьих, мы с каждым годом совершенствуем своё звучание и стараемся выйти на международный уровень качества. Третий год работы открывает перед нами новые возможности - как технические, так и бюджетные, - и мы планируем небольшое, но значимое увеличение команды. И нам в равной степени нужны как концертные, драйвовые «боевики», так и распевные, медленные баллады. Весь студийный материал мы адаптируем к живым выступлениям, и, чтобы получить полное представление о нашем творчестве, стоит не только послушать альбомы, но и сходить на концерт.

Очевидно, что один из источников вашего вдохновения - фантастическая и приключенческая литература. Какие авторы оказали на вас наибольшее влияние?

Это Пушкин, Булгаков, Гоголь. Это Дюма, Жюль Верн, Конан Дойл. Это Эдгар Аллан По и Говард Филипс Лавкрафт. Это Брэдбери, Шекли, Стругацкие. Из философской литературы это Шри Ауробиндо, Сатпрем и Ото. Иногда идеи приходят из фильмов, но я пишу песни не по мотивам сюжета, а скорее на основе отложившейся в голове основной мысли. В моём деле идея первостепенна. Лишь затем я ищу подходящий язык изложения, а дальнейшее уже дело техники.

Моё детское воображение рисовало много интересных картинок, и поэтому свои первые комиксы я начал создавать в раннем школьном возрасте. Тогда же появилось и первое стихотворение. И ещё с детских лет меня вдохновляла русская деревня. До сих пор, когда я проезжаю мимо старых, полузаброшенных деревень, меня тянет остановиться и впитать в себя атмосферу этих мест. Мне хочется заходить в старые дома, где жив дух прошлого. Именно поэтому в ранних песнях «КиШа» было так много деревенских персонажей. Теперь, спустя годы, я хочу снова погрузиться в ту атмосферу.

На какой стадии находится сейчас работа над альбомом «Роковой карнавал»? Это будет концептуальный альбом или просто подборка песен? Название отсылает нас к жанру музыки или как-то обыгрывает другое значение слова «роковой», то есть «фатальный»? Нет ли тут отсылки к творчеству Эдгара По?

Работа над альбомом идёт полным ходом. Мы уже представили аудитории интернет-сингл «Горгона», в который вошли три новых трека. «Роковой карнавал» назван по одноимённой песне о демонической клоунаде. Практически все песни объединяет концепция рокового исхода. В каждом сюжете рассказывается о недоброжелательной судьбе. Как вы правильно заметили. слово «роковой» намекает ещё и на слово «рок»! Рок-н-ролл! Но этому факту не нужно объяснений.

Я очень люблю делать в своём творчестве отсылки к мастерам хорорра, но «Роковой карнавал» немного о другом. Тут мы скорее ориентируемся на стиль американских ужастиков восьмидесятых, где время от времени всплывали сюжеты о балаганах ужасов, жутких клоунах и вратах в потусторонние миры. Для давних поклонников нашего творчества мы готовим сюрприз в виде старой, но многим известной песни. В группе «КняZz» это уже традиция: одну-две песни для каждой пластинки я беру из своего архива, и на каждом новом альбоме слушатель может найти что-то, что было написано во времена зарождения или расцвета «Короля и Шута», но раньше не выходило. В архиве оседали песни недоработанные, не подходящие по формату к основному материалу, а также музыка, ожидающая своего текста, или текст, ожидающий своей музыки. Например, музыка к песням «Человек-загадка» и «Ангел и демон» была написана в 1990 году, к «Триумфу» — в 1991 году, к песне «Мистер шок» — в 2007-м...

Параллельно с записью я придумываю, как оформить будущую пластинку. Сейчас я решил подойти к этому вопросу более основательно, чем раньше. К «Письму из Граисильвании» я делал обложку и несколько картинок с персонажами для буклета. К «Тайне кривых зеркал» — основное оформление и много карандашных иллюстраций, но почему-то не включил их в буклет. Для буклета к «Роковому карнавалу» я готовлю несколько полноценных иллюстраций, и каждая из них имеет шанс попасть на обложку. Мне понравился этот подход, думаю, я буду так поступать и дальше.

Многие ваши песни объединяет общий сюжет: некий персонаж, находясь словно бы за сценой, в тени, режиссирует какой-то процесс, что-то готовит. Эта тема всплывает, например, в «Марионетках», «Фокуснике», «Танце злобного гения»... На что именно намекают эти песни?

Скажу вам так: я никогда не занимался пророчествами. Но, как показывает практика, я начал предвидеть разные события, сам того не подозревая. Вдохновение связывает меня с космосом, а оттуда приходит интуиция, и она иногда воздействует на сюжетную линию. Сюжет может оказаться пророческим через несколько лет после его написания. Но я не беру на себя слишком много. Я просто наблюдаю. В моём творчестве нет никаких отсылок к современной политической ситуации и так далее. Оно анализирует тот мир, в котором я непосредственно нахожусь, и людей, что меня окружают. Я изучаю, как подсознание действует на творчество и самовыражение. «Король и Шут» был королевством, и его мира нам всем было вполне достаточно. Теперь я создал своё маленькое княжество на территории этого королевства и расширяю его.

Российские рок-музыканты не слишком часто выпускают концептуальные альбомы, но группа «КняZz» тяготеет к тому, чтобы ломать стереотипы. Может ли в будущем появиться альбом, полностью посвящённый какой-то одной теме, — например, основанный на литературном произведении или мифологической концепции?

Создать такую работу гораздо сложнее, чем написать сборник разнородных песен. Основной сюжет, на который всё завязано, должен быть очень сильным. К подобному я пока не готов: мне надо формировать собственный стиль, аудиторию, самоутверждаться на сцене в новом амплуа, так что я буду некоторое время охотиться за хитами. Когда мы выплеснем весь первичный заряд, мы станем более свободными и сможем удариться в эксперименты. Это мечта любой группы — достичь такого уровня, чтобы аудитория уважала любую твою работу и пыталась понять, что ты хочешь до неё донести. Мы прислушиваемся к пожеланиям слушателей и стараемся удовлетворять вкусы самых разных поклонников, но основная наша задача — вести публику за собой и приобщать к тому, что для нас свято. Учить их нашему языку. Сделать так, чтобы они понимали рок-н-ролл во всех его проявлениях.

Не собирается ли группа «КняZz» писать песни на английском языке и выходить на мировой уровень? Есть ли в планах гастроли в дальнем зарубежье?

Я иногда задумываюсь, что для меня рок-н-ролл. Образ жизни и язык для общения или миссия? Вероятно, и то, и другое. Я считаю, что прошёл немалый путь, и всегда меня окружали и окружают люди, которые, как и я, не мыслят жизни без музыки. За границей живут точно такие же люди. У них есть свои проблемы, но я уверен, что мои песни, если их перевести на другой язык, не перестанут быть понятными. Хотя, если смотреть на вещи здраво, надо признать, что путь к мировому признанию совсем не прост. К тому же я большой поклонник родного русского языка. И, кстати, русскоязычной аудитории везде предостаточно, поэтому зарубежные вылазки я давно планирую.

Вы известны не только как музыкант, но и как оригинальный художник. Вы где-то применяете этот талант, кроме оформления альбомов? Не собираетесь создать что-нибудь вроде графического романа?

Я рисую параллельно с сочинением музыки, но не настолько продуктивно. В последнее время я решил более плотно этим заняться и готовлю дюжину разных работ. Я стараюсь иллюстрировать каждую песню на новом альбоме, а в будущем планирую нарисовать картинки ко всем песням группы «КняZz». Сейчас я освоил флэш-анимацию и надеюсь когда-нибудь сделать рисованный клип на одну из наших песен. Возможно, в столь кропотливом деле мне понадобится помощник. Для выставки у меня пока нс хватает материала, но через год его будет гораздо больше.

Михаил Горшенёв упоминал, что собирается написать книгу в жанре фэнтези. Извесгно ли вам что-либо о сюжете той книги? Остались ли черновики, есть ли шанс, что книга будет дописана? И не собираетесь ли вы тоже попробовать свои силы в художественной литературе?

У нас с Михаилом было схожее качество: хвататься за интересные занятия, обещать, что скоро будут результаты, и откладывать всё на потом. Хотелось бы верить, что не всё им написанное было утеряно. Если я найду что-то в своих архивах — обязательно обнародую. Что же касается меня, то я не раз пробовал себя в литературе и даже кое-какие книги доводил до конца. Но это смешно читать. Я сейчас могу написать гораздо лучше, но пока не пишу. Всему своё время.

Какие фантастические книги, фильмы, игры вам нравятся? Вы могли бы назвать себя закоренелым фанатом какой-нибудь фантастической франшизы?

Охотно назову! Я большой поклонник «Властелина Колец» и волшебного мира «Гарри Поттера». Ещё мы с женой «подсели» на сериал «Игра престолов». Я приостановил исследование компьютерного мира, поскольку интересных игр становится всё больше, а времени на них — всё меньше. И выделю я, пожалуй, только «Корсаров». В этих путешествиях я провёл немало часов, несмотря на то, что моя любимая часть была вся в багах.

К моему большому сожалению, космическими сагами кинематограф нас радует не слишком часто. Я не люблю обыденный космос, который встречается во многих произведениях. Я люблю научную фантастику про открытие планет и загадки Вселенной. Мне нравятся и миры будущего, и далёкое Средневековье. Лучшим фантастическим фильмом я считаю «Аватар». Хочу ещё такого же! Люблю, когда умные люди снимают фильмы.

Если бы вам предложили возможность пообщаться с кем-нибудь из великих писателей, композиторов или художников прошлого, кто бы это был?

Полагаю, меня бы интересовали только писатели. А кто именно - их имена прозвучали в начале нашей беседы.

В одной из биографических книг я прочитал ваши слова о том, что вам приходилось сталкиваться с необычными явлениями. Вас нельзя назвать убеждённым скептиком. Считаете ли вы, что каждый человек должен время от времени оглядываться на потусторонний мир?

Я обожаю простонародные повествования о встречах людей с нечистой силой. В юном возрасте я был готов часами убеждать окружающих в том, что сверхъестественное существует. Но мне надоело себя расходовать попусту. Что мне с того, поверят в это другие или нет? Вопрос в том, во что верю я! Верить надо в Бога и в высшую силу, сотворившую нас. Эта вера куда более полезная, чем вера в чёрта. В чёрта надо не верить — его надо отрицать. Таким образом вы не дадите ему шанса пробраться к вам в душу. Так думают некоторые православные. Я с ними согласен, но вопросы всё равно остаются. Когда-то разговоры о других измерениях, НЛО были в диковинку, а нынче вам и без меня об этом расскажут уйму историй. Правда, веских доказательств, как и раньше, никто не предоставит. Поэтому верить или не верить - вопрос личный.

(с) Антон Вильгоцкий