Книга протоиерея Вячеслава Тулупова необычна. Она о том, как вера входит в жизнь самых разных людей и меняет ее до неузнаваемости. Рассказы построены на событиях, свидетелем которых был сам автор. Ведь все чаще и чаще человек идет за помощью в Церковь. Долг священника состоит в том, чтобы показать единственно возможный путь спасения – путь к вере. У каждого он свой, и дорога эта подчас нелегка. Но когда выбор сделан, то Роса небесная сходит на землю и совершаются чудеса!
Рассказ из сборника:
Стефан
Стефану на вид лет за шестьдесят. Среднего роста, чуть сутулый, он всегда смотрит на собеседника удивительно чистыми, ясными глазами. Его лицо обрамляют густые с проседью волосы и длинная серебряная борода. Из-за благообразной внешности его часто принимают за священника. В последнее время Стефан живет и трудится при монастырях и скитах. Он много ездит по святым местам. В дороге попутчики нередко обращаются к нему с различными вопросами о православной вере. К этому их побуждает сам Стефан, который стремится всякого, с кем познакомится, привести ко Христу.
Стефан жалуется на свою необразованность. Говорит, что окончил всего полтора класса. Однако его ум просвещен благодатью Божией, и поэтому суждения Стефана ясны, мудры и логичны. Стефан не обладает ни малейшим представлением о психоанализе, психотерапии, психологическом консультировании, но ведет беседу с человеком и помогает решить волнующую его проблему так, как будто знаком с работой психоаналитика. Конечно, методы Стефана по своей сути совсем иные. Они основаны на духовном опыте православного человека. Однако по внешней манере беседы Стефана с людьми очень напоминают методики из области прикладной психологии, о чем этот раб Божий и не догадывается.
Стефан считает, что грехи родителей и предков влияют на человека. В подтверждение своего мнения он приводит случаи из жизни знакомых ему людей. До беседы со Стефаном я полагал, что в новозаветной Церкви каждый человек отвечает перед Богом только за себя. Грехи предков никоим образом на него не влияют. Однако, слушая рассказы Стефана, я несколько изменил свое мнение. Очень вероятно, что если христианин отступает от Церкви, то подпадает под действие некоторых ветхозаветных заповедей. В этом случае за совершенные человеком грехи его потомство несет наказание до седьмого колена. Конечно, если среди потомков такого человека появляется благочестивый христианин, то на нем действие ветхозаветного закона прекращается. Вот один из случаев, услышанных мною от Стефана.
Как-то в поезде рядом со Стефаном села женщина. Разговорились о жизни, о вере. Попутчица спросила:
– А как ты объяснишь, почему умирали дети у моего деда? Он жил во время Октябрьской революции, у него родились три девочки, после каждой из них рождался мальчик. Все шестеро выросли и достигли зрелых лет. Однако когда первому брату исполнилось сорок два года, он наложил на себя руки. Второй брат тоже по достижении сорокадвухлетнего возраста покончил жизнь самоубийством. Третьего в сорок два года растерзали звери. У сестер же в жизни всё было благополучно. Они вышли замуж за хороших людей и создали крепкие семьи. Как ты думаешь, в чем причина смерти сыновей моего деда?
– А каким был твой дед, как человек? – спросил Стефан.
– Дед жил в Троицком районе на Юге России. Там при советской власти он занимал большую должность и был очень уважаемым человеком. Его именем даже улицу назвали, – рассказала женщина.
– Меня не это интересует. Какой он был с духовной точки зрения? – опять задал вопрос Стефан.
– Ну, если говорить про его духовную сторону, то он был безбожник и большой матерщинник.
– Так, три его сына умерли нехорошей смертью в сорок два года. В чем причина? А ты вспомни, чем занимался твой дед, когда ему самому было сорок два года? – продолжил расспрос Стефан.
– Как раз в это время он принимал участие в революции и гражданской войне.
– Коль именем твоего деда большевики назвали улицу, значит, многих людей погубил.
– Всяко бывало, – подтвердила женщина.
– Вот тебе и причина, почему его сыновья умерли в сорок два года! В этом возрасте твой дед, наверное, много злодеяний совершил. Если бы сыновья жили духовной жизнью, с ними бы этого не произошло, – сделал вывод Стефан. – У дочек в жизни сложилось всё хорошо, значит, они пошли не в отца. Скажи, какой была их мать, твоя бабушка?
– Она была очень богобоязненна, всегда старалась людям помочь и делом, и словом, – сказала женщина.
– Видимо, дочки впитали благочестие матери и поэтому избежали участи своих братьев, – заключил Стефан.
* * *
Стефан рассказал, что его тесть почти всю Великую Отечественную войну провел на передовой. Уходя воевать, он взял с собой молитву «Живый в помощи» и иконку святителя Николая. Для отвлекающих маневров его батальон неоднократно бросали на позиции немцев, в то время как настоящий удар наносился в другом месте. После таких штурмов вражеских укреплений от батальона оставалось всего по нескольку человек. Но каждый раз среди них был тесть Стефана. Ни разу серьезно не раненный, он дошел до самого Берлина.
Подобные рассказы мне приходится довольно часто слышать от фронтовиков или их родственников. При этом я всегда вспоминаю мнение некоторых наших подвижников благочестия о том, что Великая Отечественная война была попущена Богом для очищения русского народа. На полях сражений погибли многие люди, принимавшие после революции участие в геноциде собственного народа и гонениях на Церковь. Но Господь хранил тех, кто раскаялся в содеянном, воевал с молитвой на устах и за кого усердно молились родственники.
В Крыму от одного фронтовика Стефан услышал следующий рассказ. Во время Отечественной войны этот человек окончил военное училище. Перед отправкой на фронт он предложил двум своим товарищам, один из которых был преподавателем в училище, пойти в церковь помолиться и поставить свечи перед иконами. Преподаватель категорически отказался идти в храм, другой товарищ сначала не проявил желания посетить церковь, но затем пошел.
В первом же бою преподаватель был убит. Второй товарищ, который с неохотой, но посетил храм, получил ранение и был отправлен в госпиталь. Самого же рассказчика, от всего сердца помолившегося перед отправкой на фронт, за всю войну не тронула ни одна пуля.
* * *
Однажды после богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Стефан познакомился с молодым мужчиной, которому на вид было лет тридцать. В разговоре выяснилось, что он воевал в Афганистане.
– Я часто думаю: как случилось, что я до сих пор живой? И не нахожу ответа на этот вопрос, – сказал мужчина. – Я не должен был вернуться домой с этой войны.
– Почему? – спросил Стефан.
– Я был во многих переделках, из которых чудом выходил живым. Однажды в наш блиндаж бросили гранату – невредимым из него выскочил только я один. В другой раз на меня набросились семь душманов. Отбиться от них мне удалось каким-то невероятным образом. Когда уже возвращался в Россию, на моих глазах душманы ракетой сбили самолет, который только-только взлетел с аэродрома. На борту находились двести шестьдесят солдат.
Среди них мог оказаться и я. Не понимаю, почему я до сих пор жив!
– Когда ты воевал, кто-нибудь из близких за тебя молился? – спросил Стефан.
– За меня молилась бабушка. Она постоянно в церкви вписывала мое имя в заздравные записки.
– Вот и благодари свою бабушку за то, что остался живым, – посоветовал Стефан.
– Не может быть! Вы что, считаете, что благодаря ее молитвам я вернулся домой?! – удивился «афганец», который до сих пор не придавал никакого значения молитвам своей бабушки.
– Да-да, благодаря ее молитвам ты и остался жив, – подтвердил Стефан и ласково посмотрел в озадаченные глаза бывшего солдата.
* * *
Стефан вырос в украинском селе, и многие его рассказы связаны с сельской жизнью.
– В нашей деревенской глуши, – говорит Стефан, – когда речь заходит о духовном, почему-то сразу вспоминаются истории о колдунах и бесах. Хочешь рассказать о чем-нибудь возвышенном, так нет же: чаще всего на память приходят случаи про всякую нечисть. Может быть, это оттого, что люди здесь намного проще, чем в городах. И поэтому бесы борются с ними более открыто, а горожан прельщают тонкими соблазнами. И сами являются горожанам реже.
Шутить с бесами нельзя, подчеркивает Стефан. Некоторые хотели получить от них земные блага и одновременно не повредить своей душе. Шли на обман бесов, но такие штучки с ними не проходят. Вот, например, был случай.
Одна женщина решилась разбогатеть с помощью нечистой силы. Узнала, что бесы любят того, кто работает на великие христианские праздники. И если такой человек вызывает их, то они немедленно являются. Чтобы побеседовать с бесом, эта женщина стала чесать коноплю на Троицын день. Нечистый дух явился и спросил, что ей от него надо. Она ответила:
– Хочу богато жить.
– А что мне за это будет? – спросил бес.
– Тебе за это достанутся курица и три цыпленка, – хитро пообещала женщина, зная, что нечистым духам надо от людей совсем другое.
– Хорошо, пусть будет по-твоему, – согласился бес.
С тех пор женщина стала жить очень богато. Со временем у неё родились три дочки, которые росли в полном достатке. Однако, став девушками на выданье, они внезапно скончались одна за другой. После младшей умерла и сама женщина, решившая перехитрить беса.
Другая женщина также решила договориться с бесами о своем земном благополучии. Ночью, сотворив какой-то магический обряд, она должна была выйти во двор своего дома и ожидать там демона. Чтобы его обмануть, она вместо себя поставила чучело, а сама села у окна наблюдать за происходящим. Среди ночи явился бес в образе огромной птицы. Он набросился на чучело, схватил его и скрылся с ним во мгле. А женщину, сидевшую у окна, от страха разбил паралич.
* * *
Эту историю Стефан услышал от своей матери Ксении.
Жил в старину в их родном украинском селе богатый человек по фамилии Голубчик. Его степенный вид, добротный дом и большое хозяйство вызывали у соседей уважение. Особенно поражали воображение простодушных и бедных сельчан выезды Голубчика в церковь на красивой повозке, запряженной превосходными лошадьми. Зрелище – для всей округи!
Как-то раз Голубчик с супругой отправился в храм, оставив свою дочь дома. Он велел ей к их приезду приготовить вареники. Только девушка начала стряпать еду, как к ней в гости пожаловала подруга. Гостья сразу включилась в процесс приготовления вареников. Через некоторое время она с удивлением спросила хозяйку, почему та не кладет в тесто соль? Дочь Голубчика ответила, что у них в семье принято готовить пищу без соли. Мол, за обеденным столом каждый сам кладет себе соли столько, сколько ему нужно. Этот ответ еще больше удивил девушку. Она начала доказывать, что пищу надо солить во время ее приготовления, а не после. Голубчик с ней не согласилась. Тогда подруга схватила щепотку соли и кинула ее в тесто:
– Вот увидишь, как будет вкусно!
Дело сделано – спорить бесполезно. Приготовили девушки вареники. Приехали из церкви родители. Все сели за обеденный стол. Только глава семьи отправил в рот вареник, как тотчас его лицо помрачнело, и он закричал, обращаясь к дочери:
– Ты что натворила?!
Девушка объяснила, что вареники посолила подруга, а она не смогла ей противиться. Выслушав дочь, отец горестно в раздумье сказал:
– Что же теперь с нами будет?
Беда не заставила себя долго ждать. На следующее утро, войдя в свой огромный хлев, Голубчик обомлел: вся его многочисленная скотина висела на потолочных балках, засунутая между распорками. Чтобы снять коров и свиней, пришлось звать мужиков со всего села. Любят бесы вымещать злобу на скотине. Как тут не вспомнить евангельский случай, когда бесы потопили стадо свиней в Галилейском озере.
Впоследствии выяснилось, что Голубчик заключил договор с домовым, а точнее сказать, с бесом. За богатую, сытую жизнь Голубчик обязался выказывать домовому всяческий почет. В том числе он должен был часть приготовленной еды ставить в определенное место в знак внимания к домовому. Эта пища непременно должна была быть без соли. Почему именно несоленой? Чтобы Голубчик никогда не забывал, кто в доме настоящий хозяин!
Прошло время. У Голубчика умерла жена. Затем пробил смертный час и для самого Голубчика. Он подозвал к своему одру дочь и предложил ей, если она хочет жить богато, заключить договор с домовым. Дочь отказалась, сказав, что ей от домового ничего не надо. Отец настаивал, но дочь его уговорам и посулам не поддалась. Смерть Голубчика была долгой и мучительной.
Ночью после похорон отца к дочери пришел бес, одетый в свитку . Соседи услышали ее испуганный крик:
– Не надо мне никого и ничего!!!
После этого она в течение недели лишилась всего своего наследства. Один за другим сгорели все амбары, хлева и сараи. В огне пожаров погибло всё имущество, накопленное за долгие годы Голубчиком.
* * *
Ксения, мать Стефана, приютила одинокую парализованную старушку. В молодости перед Октябрьской революцией эта женщина была служанкой в семье богатого человека. За дочкой хозяина стал ухаживать молодой офицер. Служанка влюбилась в него. Но как бедной прислуге обратить на себя внимание красавца офицера? Девушка решила обратиться к колдунье. Та, взяв у нее деньги за услугу, обещала приворожить молодого человека. Она велела девушке по возвращении домой спуститься в темный погреб, зажечь свечу, поставить зеркало и сесть перед ним, но ни в коем случае не оглядываться назад. Колдунья сказала девушке, что ей в темноте принесут некую вещь. Эту вещь она должна постоянно хранить в своем доме, но так, чтобы будущий муж никогда не видел ее.
Девушка в точности исполнила указания колдуньи. В погребе к ее ногам неведомая сила бросила саблю. Подняв эту саблю, девушка положила ее в свой сундук. С этого времени офицер потерял всякий интерес к хозяйской дочке и вскоре неожиданно для всех женился на служанке. Несколько лет они прожили вместе. У них родился ребенок. Офицера переводили из гарнизона в гарнизон, и всюду за ним следовала его верная жена со своим сундуком, на дне которого лежала сабля.
Грянула революция. Семейству срочно надо было переезжать в какой-то город. Собирая вещи в дорогу, офицер вдруг наткнулся в сундуке на саблю. Потрясенный неожиданной находкой, он, обращаясь к своей жене, воскликнул:
– Откуда у тебя моя сабля? Каким образом она к тебе попала?!
Оказалось, что это была его офицерская сабля, которая внезапно исчезла перед их женитьбой. За пропажу личного оружия он тогда едва не лишился эполетов. В такой ситуации женщине было бессмысленно что-либо сочинять, и она рассказала мужу всю правду. К концу рассказа в сердце офицера не осталось и следа привязанности к жене. Наоборот, он почувствовал к ней непреодолимое отвращение. В тот же час офицер покинул жену. С тех пор она его никогда не видела.
Оставленная мужем женщина в суровые годы гражданской войны претерпела много скорбей. Однажды, впав в отчаяние, она бросила своего ребенка на вокзале. Спустя время женщина ужаснулась своему поступку, но было уже поздно. Всю свою жизнь она тайно страдала и только в глубокой старости, будучи парализованной, рассказала о своем горе матери Стефана.
Вячеслав Тулупов. Роса небесная |