четверг, 9 января 2014 г.

Футбольный анамнез


Прошлогодний чемпионат Европы застал меня в тосканской глуши. Мы жили в маленьком приморском городе, где никто не запирал дверей и окон. По вечерам в каждом доме начинал работать телевизор - показывали, само собой, футбол. И, если ненароком заглянуть в распахнутое окно первого этажа, можно было увидеть, как мужская половина семейства напряженно вглядывается в зеленый квадрат экрана. А уж как они кричали, было слышно на всю улицу.

Еще одна подобная картина была узрета мной в Апулии, кажется, где-то в Галлиполи, на самом «каблуке». Близилась ночь, мы свернули на какую-то пустынную улочку. Ставни заперты, ни души - только в самом конце улицы настежь открыты двери какого-то бара. Человек пятнадцать мужчин всех возрастов сидят спинами к улице и смотрят в телевизор, не отрываясь - чей-то стул стоит в помещении, чей-то - уже на брусчатке. Мы прошли мимо шумной толпой, о чем-то споря по-русски. Никто даже не повернулся. И это было странно: мы привыкли к тому, что в Апулии наша компания и язык, на котором мы говорим, вызывает у местных любопытство. Но этим мужчинам было не до заезжих иностранцев. Они смотрели футбол.

Фанатская культура в Италии - нечто удивительное. Причем удивительное во всех проявлениях: начиная от сидящих на улице простых апулийских мужиков и заканчивая красочными трибунами Сан-Сиро. Увы, мы, как всегда, склонны видеть плохое.

Фанат - значит преступник?

«Итальянские фанаты - истеричные типы, - писал в одной из своих книг Дуги Бримсон,- когда игрок «Кальяри» угодил в штангу, я думал, что скакавший передо мной фанат покончит жизнь самоубийством».

Фанатские группировки появились в Италии в конце шестидесятых и всегда были связаны с политикой. Если не углубляться в перипетии футбольных противопостояний, но составить более-менее верное представление о том, что происходит вне поля, достаточно посмотреть один из фильмов: или «А.С.А.В», или «Ультра», культовый для всех болельщиков. Там будет все - драки, полиция, изломанные судьбы и весь ужас футбольного насилия. Наш недавно выпущенный и растиражированный в прессе фильм «Около футбола» по сравнению с этими картинами - просто детская сказка про Лунтика.

Но факт остается фактом - все эти фильмы и медийная пропаганда заставляют нас ассоциировать футбол скорее с беспорядками и насилием, чем с объединением и дружбой. «Футбол спасет только химиотерапия», - сказала спортивный журналист Мария Командная в эфире телеканала «Дождь». Вот точная цитата: «Футбольные фанаты - те, что устраивают беспорядки, дерутся с ОМОНом, вывешивают нацистские флаги - не что иное, как раковая опухоль российского футбола. И от нее нужно избавляться как можно скорее. От химиотерапии российскому футболу сперва будет очень плохо, даже невыносимо. Матчи без зрителей, заоблачные цены на билеты, десятки кордонов, получасовые досмотры, списки не допущенных на стадионы лиц - в здравом уме это не может понравиться никому. Но рано или поздно именно такие методы и спасут российский футбол. Опухоль постепенно начнет уменьшаться и рано или поздно исчезнет сама».

Увы, наши «врачи» забыли, что во время химиотерапии гибнут не только раковые клетки, но и здоровые. И получается, что каждый фанат -преступник.

Суровые методы

Сторонники «химиотерапии» также любят припомнить то, что на западе - там, в Италии, Сербии, Британии - дела обстоят еще хуже. Подтверждений тому не счесть, и человек, от мира футбольных фанатов далекий, посмотрев какое-нибудь «огненное» видео с римского дерби или драки польских фанатов, действительно согласится: да, «химия». И еще, как говорится, «резать к чертовой матери!».

Но когда проводишь несколько лет среди тех, кто «бесчинствует и устраивает беспорядки», становится понятно, что все эти методы просто бессильны, они сделают только хуже. В моей жизни было несколько таких эпизодов. Первый. Матч на стадионе имени Стрельцова, «Локомотив» против ФК «Москва», две тысячи девятый год. После матча все мужское «население» красно-зеленых трибун распихивают по автобусам и увозят в неизвестном направлении. При мне забирают отца семейства - его жена и маленький сын стоят в ужасе. Пришли, называется, на игру. Еще полночи мы мотаемся на такси по отделениям, пытаясь как-то помочь невиновным знакомым. Их забрали, потому что кто-то зажег на трибуне файер. Этим «кем-то», как вы понимаете, вряд ли был тот мужчина, который пришел на футбол с семьей.

Еще один эпизод, который приходит в голову: «Зенит» - «Локомотив» в Питере, тоже несколько лет назад. На гостевую трибуну пробираются фанаты «Зенита» и устраивают «месиво». На этой московской трибуне - женщины, дети. Обычные люди, болеющие за «Локомотив», а не за «Зенит». Помню, как меня, как и других девушек, мужчины столкнули к ограждениям и встали вокруг нас плотным кольцом, закрывая от горящих стульев и крепких кулаков. Потом - снова досмотры, попытки вырваться со стадиона («У меня поезд! У меня самолет! Дайте выйти, я ничего не сделал!»).

Почему же питерцы оказались на московской трибуне? Все просто - им продали билеты в кассах на стадионе в Черкизове. Вот и все. Какой тут рак, ребята, дали бы что-нибудь «от головы».

Объединение, не вражда

Я не боюсь ходить на римское дерби. И на Сан-Сиро - тоже не боюсь. Я знаю, что если я ни в чем не виновата, меня за это никто не обвинит. Да, будут файеры, петарды и дым, и будут выкрики, и будут все «футбольные беспорядки». Но если я пришла посмотреть футбол и оказать поддержку своему клубу - все будет хорошо. Я в это верю. Если я держу баннер «Forza Inter», это еще не значит, что я хочу на кого-то кинуться с кулаками. Мало кто говорит о других аспектах ультрас-культуры. О красочных растяжках, о песнях, о поддержке на стадионе, о барабанах - все это пришло к нам из Италии, и именно это зачастую заставляет команду идти вперед и побеждать. Мало кто говорит о чувстве единения и радости, когда твой клуб забивает гол. Я мало знаю вещей, объединяющих совершенно незнакомых людей больше, чем футбол.

В России нет фанатской культуры. Ее не будет еще долгие годы. И прививается она - нет, не километровыми кордонами, не матчами без зрителей, нет. Ненависть всегда будет провоцировать ненависть. И любовь к футболу никогда не возникнет там, где ее всячески пытаются разрушить.

Каждый раз, когда я вспоминаю замерший тосканский городок в преддверии финала, когда в воображении всплывают трибуны итальянских стадионов, я думаю о том, что футбол должен объединять, а не разрушать.

Давайте учиться этому у итальянцев. Несмотря ни на что, понятия «боление» и «болезнь» - они различают. 

(с) Анастасия Феоктистова