четверг, 9 января 2014 г.

Веронский Вифлеем


Почти 2013 лет назад, согласно библейским текстам, в пещере недалеко от Вифлеема родился Божий сын, Спаситель, Отец Церкви - Иисус Христос. В католической Европе празднование Рождества - это украшенные огнями и гирляндами улицы, многодневные ярмарки со сладостями и подарками, поздний праздничный ужин в семейном кругу. В Италии в каждом городе - на площадях, у порогов домов, в соборах - ставят вертепы - изображения сцены Рождества. И ежегодно больше всего их собирается в Вероне, на «Международной выставке вертепов».


Рождество перестало быть чисто религиозным праздником давно. Воображение светского человека рисует его картинками из американских фильмов с Санта-Клаусом, романтичными катками и рекламой «Кока-колы». Последние три-четыре года этот образ вытесняют европейские ярмарки.

В Италии, Германии, Франции, Прибалтике -по всему Евросоюзу - центральные площади городов обрастают лотками с вязаной одеждой, сладостями и подарками. Улицы и фасады домов украшают гирляндами, художественной иллюминацией и еловыми веточками.

В домах - внутри и снаружи, - у церквей и соборов, в парках, в ратушах появляются рождественские вертепы. От самых простых, из картона или папье-маше, до «живых».

Тысячелетний сюжет

Вертеп - это изображение в трехмерной модели библейской истории о рождении младенца Иисуса.

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», - такое описание Рождества дает Евангелие от Луки.

После рождения Христа поклониться ему пришли пастухи, призванные ангелом, и мудрецы, увидевшие в небе звезду, указывавшую место, где родился Божий сын.

Нередко в вертепных композициях показывают последующие сюжеты - избиение младенцев и бегство в Египет Святого семейства от царя Ирода. Но основу всех вертепов, неизменную и обязательную уже две тысячи лет, составляют два персонажа: Дева Мария и младенец Иисус.


От поделки до театра

Изначально инсталляции Пещеры Рождества создавали прихожане местных церквей. Каждый делал свою часть композиции: одного из персонажей, саму пещеру, освещение, звезду... Небольшие макеты из картона, дерева или папье-маше ставили в церкви, украшали снегом из ваты, подсвечивали лампадой и наслаждались получившейся «картиной».

Стремясь почувствовать причастность к моменту рождения Иисуса, люди стали мастерить вертепы дома и ставить их под елку, на подоконник или на крыльцо - чтобы было видно с улицы. В ход шло все, что попадалось под руку: картон, нитки, веточки, листья, косточки, пуговицы и обрывки ткани. Дети - а именно они обычно придумывали образы Рождества - находили самые неожиданные и трогательные способы изобразить Святое семейство.

Искусство развивалось: от примитивных картонных фигурок, вырезанных чаще всего детьми, оно выросло до скульптурных шедевров лучших европейских мастеров. В XX-XXI веках появляются вертепы, вылепленные из глины; искусно вырезанные из дерева (нередко -в цельном массиве); из металла, камня, стекла и кости; вертепы из драгоценных камней, вырезанные во фруктовых косточках или на кончике карандаша. И вот уже над изображениями Пещеры Рождества трудятся лучшие мастера своего времени!

Деятели современного искусства воплотили древний сюжет в новых жанрах: минимализм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм... И так вплоть до неузнаваемости. Попробуйте распознать Иисуса, Марию и Иосифа в запчастях от «Фиата» или в жестяных банках. А ведь для художника такая форма имеет конкретный смысл и, возможно, даже несет социальный или этический посыл!

Внесли свою лепту и технологии. Теперь в механических или электрических вертепах пастухи действительно идут поклониться новорожденному, а из пещеры доносится треск костра.

С распространением католицизма - а следовательно, и традиции мастерить вертепы - в Африке, Азии и Южной Америке, картина рождения Спасителя приобрела национальный колорит. Не удивляют ни этнические наряды типа сомбреро или кимоно, ни темная кожа, ни переплетение библейского сюжета с народными, почти языческими верованиями.

Финальный на сегодняшний день аккорд в истории развития вертепа поставили в Италии. Здесь композиции отличаются консервативностью, сдержанностью. Итальянцы - не экспериментаторы, когда дело касается религии, их вертепы изображают людей так, как закреплено традицией, часто - в натуральную величину...

Развитие этой мысли привело к появлению «живых вертепов» - статичных сцен, в которых все роли исполняют реальные люди - и целых театральных постановок под открытым небом. И теперь ни один итальянский город не обходится без хотя бы одного «живого вертепа», появляющегося на центральной площади или у кафедрального собора в канун Рождества. В Риме, Флоренции или Неаполе можно устроить себе целую экскурсию по разным изображениям Святого семейства, переходя от площади к площади, от храма к храму, от одной ожившей картины к другой. Но самым интересным приключением будет увидеть вертепы всех стран и традиций разом - в одном городе, на одной площади, на одной арене - на «Международной выставке вертепов» в Вероне.

Рождество на арене

В Италии есть своя Вифлеемская звезда. Она зажигается 30 ноября на площади Бра в Вероне. Это одно из самых грандиозных сооружений современного искусства: похожая на гигантского морского ежа белоснежная звезда-комета как будто вылетает из самого центра веронской Арены и приземляется на площади, а хвост ее образует совершенную арку. Она соединяет десятки обликов Иисуса, собранных внутри Арены (тоже своего рода вертеп), с городом - остальным миром. В ее почти дзенской простоте видна настоящая чистота чуда рождения и Рождества.

Внутри самого «колизея» устроен длинный коридор, стены которого - это витрины, окна диорам и даже маленькие окошки, подойдя к которым можно «подглядеть» сцену в Пещере Рождества как бы со стороны случайного прохожего.

Здесь, в Вероне, собрались все представители искусства вертепов (за исключением, разве что, живых). Бесхитростные модели из простых материалов из восточной Италии, где вертепы всегда были скорее элементом быта и доброй традицией, нежели искусством. Яркие и переливающиеся цветами и украшениями тосканские поделки, больше похожие на дорогие кукольные домики. Масштабные и очень подробные южные вертепы - иногда целые города, - в которых бывает трудно отыскать Святое семейство и разглядывать которые можно часами.

Тут же выставлены работы современных скульпторов и мастеров, которые часто настолько переполнены подтекстами и скрытыми смыслами, что разобраться в них, кажется, совсем невозможно. Но внимания эти вертепы точно заслуживают! Представьте себе Марию, Иосифа и Христа, изображенных в виде японского сада камней. Это завораживает!

Отдельной частью выставки стоят национальные вертепы, выполненные китайцами, перуанцами, африканцами, коренными народами Северной Америки, Океании и Аляски. Чем-то жуткие, чем-то смешные, но все одинаково точно отражающие христианство в верованиях и традициях разных народов.

Прогулка по Арене, украшенной десятками вертепов, - это почти паломничество. И не нужно быть христианином, чтобы понять, насколько прекрасна, наивна и чиста сцена рождения Божьего сына, «увиденная» сотнями людей.

Цирк и храм

Самое сильное впечатление от выставки - это сочетание в ней двух, казалось бы, несовместимых вещей: яркости, насыщенности, блеска цирковой арены или карнавального спектакля и храмового пространства.

Выставка - это шоу, представление. Вертепы заводят, маленькие человечки двигаются, играет музыка, переливаются радужным светом звезды... В то же время свет приглушен, а разговаривать получается только шепотом, и к каждой витрине подходишь, будто к иконе.

Организаторы - а может, все итальянцы - нашли способ не превратить в буффонаду и игрушку Священное Писание, но и не увязнуть в консервативном пуританстве и косности. Они наверняка поняли, что какой бы смысл ни вкладывал каждый человек в библейский сюжет, он не перестает быть светлым, добрым и попросту человечным.

(с) Кирилл Куликов