суббота, 18 января 2014 г.

Японские инновации


За 67 лет эта компания подарила миру множество уникальных продуктов, помогла подняться разрушенной после войны Японии и завоевала лидирующее положение на мировом рынке электроники. В данной статье мы расскажем про корпорацию Sony.

История корпорации берет свое начало с 7 мая 1946 года, когда два молодых инженера, Масару Ибука и Акио Морита, зарегистрировали в Японии компанию Tokyo Tsushin Kogyo, сокращенно — Totsuko. Изначально офис данной фирмы находился в заброшенном торговом центре, который чудом уцелел после бомбежек Токио во время Второй мировой войны. В этом же помещении до открытия никому еще не известной Токийской телекоммуникационнопромышленной компании Масару Ибука работал в собственной мастерской, которая занималась ремонтом различного электронного оборудования. Первые инвестиции в созданную фирму составили $500, которые Морита взял взаймы у собственного отца. Через год после регистрации предприятие, насчитывающее к тому времени около двадцати человек в штате, переехало в округ Гинза, получив в свое распоряжение отдельное здание. Акио Морита занял пост президента компании.


У молодых инженеров было множество различных идей, связанных с созданием электротехники, но в качестве первого изобретения они выбрали электрическую рисоварку, которая обещала быть актуальной в тяжелое послевоенное время. Однако идея нового устройства провалилась на практике: у рисоварки оказался ряд серьезных технических недостатков. Впрочем, лидеры компании не стали опускать руки и нашли новое применение электронагревателю, который использовался в неудачном продукте. Доработав его, они создали подушку с подогревом, которая была воспринята на ура местным населением, несмотря на то, что технические проблемы никуда не делись. Каждый обладатель «теплоподушки» должен был быть морально готов к зрелищному ночному фейерверку: изделие порой искрилось и даже воспламенялось. Впрочем, прагматичный Акио Морита, чтобы не испортить репутацию будущей компании, предусмотрительно наладил поставку данной продукции от имени другой фирмы — Ginza Nessuru Shokai. Примечателен тот факт, что после затяжной войны далеко не у каждого жителя Японии водились в кармане обычные деньги, поэтому в качестве платы за свои товары основатели Totsuko принимали даже натуральные продукты (преимущественно рис), а потом уже сами продавали их за настоящую валюту.

Окрыленные первым успехом, который вместе с вдохновением принес и минимальные средства на развитие бизнеса, Ибука и Морита обратили внимание на радиоприемники. В то время местные устройства отличались низким качеством, вследствие чего получать сигнал из-за границы было весьма проблематично. Молодые инженеры придумали и наладили серийное производство специальных коротковолновых приставок к радиоприемникам, которые позволяли принимать международные программы. Люди по-прежнему расплачивались в основном продуктами, но приставки покупали исправно, вдохновляя компанию на новые свершения.

Радио и телевидение: смена эпох

Настоящим прорывом для Tokyo Tsushin Kogyo стало создание первого бобинного магнитофона японского производства в 1950 году. Еще до этого Масару Ибука с командой инженеров несколько лет занимались разработкой магнитной ленты и достигли больших успехов в новой сфере. Сам же магнитофон, получивший название Type G, весил 35 кг и использовал для записи бобины диаметром 25 см. Акио Морита, который занимался продвижением всех продуктов компании, приложил титанические усилия для того, чтобы новое устройство вошло в жизнь простых японцев, но цена в 168 000 йен была слишком высокой. Впрочем, заказы на магнитофон стали поступать из судов, школ и других государственных предприятий. Первую оптовую закупку, принесшую фирме более миллиона йен, совершил Токийский окружной суд: там испытывали заметную нехватку стенографисток, решили проверить на практике эффективность новых аппаратов для записи — и не прогадали.

Вскоре после наступившей «магнитофонной революции» Totsuko купила патент на производство транзисторов у американской компании Western Electric и вплотную занялась разработкой транзисторных радиоприемников. В 1954 году было изготовлено устройство Regency TR-1, которое куда лучше ловило сигнал по сравнению с ламповыми аналогами и отличалось на удивление малыми размерами — уже тогда компания взяла курс на компактность устройств, которого придерживается и сегодня. Совсем скоро появились улучшенные приемники — модели TR-55 и TR-63, которые не только завоевали японский рынок, но и произвели настоящий фурор в США, поразив американцев качеством и миниатюрными размерами. Успех компании за рубежом имел очень важное стратегическое значение и, по сути, предопределил ее дальнейшее развитие и лидирующее положение на международном рынке в течение многих лет. Кстати, продажи радиоприемников уже шли под новой торговой маркой. Дело в том, что оригинальное название фирмы трудно давалось иностранцам, что особенно ясно осознал Акио Морита во время своего очередного делового визита в Штаты. Даже попытка использовать сокращенное название Totsuko не могла исправить ситуацию, поэтому было принято решение о переименовании будущей корпорации. После длительных исследований и многочасовых дискуссий выбор пал на Sony, легко запоминающуюся игру созвучных между собой слов — латинского «sonus» («звук») и английского «sonny» (уменьшительно-ласкательное «сынок», в те времена так называли активных молодых людей). Так был сделан вклад в становление имиджа компании на зарубежном рынке. Подбирая слово, которое не встречается ни в одном языке мира, Акио Морита балансировал буквально «на грани» в отношении рынка внутреннего, ведь в японском похожая комбинация звуков с более выраженным длинным звуком «п» дословно обозначает определение «неуспешный бизнес».

Шестидесятые годы прошлого века можно назвать началом «золотой эры» компании. Сначала Sony выпустила первый в мире черно-белый телевизор TV8-301 с диагональю восемь дюймов, работающий на транзисторах. Затем, после серии визитов Мориты в США (Акио всегда повторял, что с американским народом бизнес делать нужно только от имени американской фирмы) в 1962 году в Нью-Йорке открылось американское представительство компании и первый выставочный зал. Спустя два года бывшая компания Tetsuko запустила в производство первый настольный калькулятор, а в 1968 году вновь удивила мир, уже привыкший к некогда загадочной телевизионной картинке. «Дни радио сочтены, будущее человечества за телевизором!» — уверенно заявил основатель корпорации Масару Ибука и от имени всех сотрудников, днями (а порой и ночами) напролет трудившихся над новым проектом, представил миру цветной телевизор Sony Trinitron, который общественность приняла на ура, поражаясь сочным и естественным цветам.

В Sony не собирались почивать на лаврах, несмотря на оглушительный успех: основатели воплощали все новые и новые идеи своих талантливых инженеров. Например, в 1971 году была выпущена первая в мире профессиональная видеокамера и цветные видеокассеты, а спустя четыре года в свет вышел уникальный домашний видеомагнитофон Betamax VCR, с помощью которого пользователи смогли записывать для себя полюбившиеся им телевизионные программы и фильмы.

Конец XX века: время развлечений

Следующей сферой для покорения компании стала музыка. Так, в 1979 году вышел портативный музыкальный плеер Walkman, чье название придумали молодые сотрудники Sony. Пользователи, которые теперь могли сами выбирать, какую музыку им слушать и где, просто-таки смели миниатюрное устройство с прилавков, обеспечив компании более 100 миллионов единиц продаж. Немногим позже инженеры Sony разработали новый, цифровой формат звука PCM. Существующие магнитные ленты подходили для записи, но были не вполне удобны. Поэтому в качестве носителя совместно с голландской компанией Philips был разработан оптический диск CD-DA (Compact Disk Digital Audio). Изобретение произвело настоящую революцию в музыкальной индустрии, предлагая прослушивание музыки на качественно новом уровне. Диск был рассчитан на 74 минуты записи (кстати, ровно столько требуется, чтобы записать всю Девятую симфонию Бетховена), а первым альбомом, записанным в новом формате, стала работа Билли Джоэла, выпущенная студией Columbia Records. Спустя пару лет были созданы портативные проигрыватели компакт-дисков, немногим позже также получившие название Walkman, и постепенно начали вытеснять кассетные плееры.

В конце восьмидесятых годов прошлого века руководство Sony приняло решение выкупить звукозаписывающую компанию CBS Records. В настоящее время подразделение под названием Sony Music Entertainment является одним из супергигантов музыкальной индустрии, выпускающим миллионы компакт-дисков и представляющим интересы сотен различных исполнителей. Однако останавливаться на достигнутом фирма не собиралась: в 1989 году Sony выкупила контрольный пакет акций у кинокомпании Columbia Pictures и уверенной поступью вошла в мир Голливуда. Позже во владение компании перешла также TriStar Pictures, а среди выпущенных продуктов особенно выделились такие знаковые фильмы, как трилогия «Люди в Черном», серия «Человек-Паук», фильмы про «Плохих парней» и многие другие картины. Параллельно Sony не забывала о внедрении в жизнь новых идей: так, только лишь 1990 году было реализовано более 500 различных проектов. Особо стоит отметить создание дисководов специально для IBM и сотрудничество с Nintendo в отношении разработки носителей для новой игровой приставки. Контракт с данной компанией так и не был подписан, но зато было принято решение о выходе на рынок игровых консолей.

В итоге в 1994 году мир увидел новое развлекательное устройство — Sony Playstation, которое моментально набрало сумасшедшую популярность у геймеров разных возрастов всего мира. Забегая вперед, отметим, что сейчас пользователи играют уже на консоли четвертого поколения, покупая видеоигры и общаясь в специально созданной сети PlayStation Network (PSN).

1996 год примечателен запуском в серийное производство марки цифровых фотоаппаратов Sony CyberShot и появлением линейки ноутбуков Sony VAIO, которые по задумке инженеров компании выполняют функции портативного мультимедийного центра. Спустя шесть лет корпорация разрабатывает оптический носитель информации Blu-ray преимущественно для записи видео высокой четкости (Full HD). В 2008 году новый продукт уверенно выиграл «войну форматов» у HD-DVD и стал полноправным хозяином на рынке.

Мобильная эра

В самом начале нового тысячелетия Sony, объединившись со шведским телекоммуникационным производителем Ericsson, создала подразделение Sony Ericsson Mobile Communications и приступила к созданию мобильных телефонов. Было выделено два основных направления: устройства для любителей музыки (телефоны линейки Walkman) и «камерофоны» под брендом Cybershot. Также выпускались смартфоны под управлением операционной системы Symbian UIQ, которые, впрочем, вскоре канули в Лету, не выдержав конкуренции с представителями более перспективной платформы Symbian S60. Затем в 2011 году Sony выкупила все права у компании Ericsson и продолжила активнейшим образом развивать смартфоны линейки Sony Xperia с операционной системой Android. В 2004 году Sony Music Entertainment стала совладельцем известнейшего музыкального лейбла BMG, а позже выкупила полный пакет акций. Через несколько лет к нему добавилась и знаменитая студия Е МI. Сегодня Sony владеет более чем 200 звукозаписывающими лейблами различного масштаба.

Рассказывая об успехах компании в сфере развлечений, нельзя не упомянуть тот факт, что в 2011 году инженеры компании создали Sony F65 CineAlta — первую в мире профессиональную видеокамеру, способную снимать в разрешении 4K (4096x3112 точек) — стандарте, в четыре раза превышающем Full HD (1920x1080 пикселей). Наверное, не стоит даже говорить о том, что в настоящее время данная камера активно используется голливудскими мастерами кинематографа.

Всемирный кризис не прошел мимо Sony Corporation, и особенно сильно он сказался на американском отделении компании. В настоящее время корпорация, насчитывающая восемь отдельных подразделений и более 160 000 сотрудников, все еще переживает период некоторой стагнации производства. Тем не менее руководство с уверенностью смотрит в будущее и чтит традиции, заложенные Масару Ибукой и Акио Моритой. Согласно манифесту «Дух Sony», разработанному еще при жизни отцов-основателей, ими являются гармония, стремление к инновациям и служение обществу.

(c) Александр Полукорд