вторник, 21 января 2014 г.

Джон Харвуд. Тень автора

В свое время Австралия была для европейцев землей неизведанной и загадочной. Прошли годы, но австралийская литература для многих из нас по-прежнему terra incognita. Поэтому я просто не мог пропустить переиздание романа The Ghost Writer (выходившего как «Призрак...» и «Тень автора»), тем более что книга в 2005 году получила премию Международной гильдии ужаса.

Однако напрасно я ожидал чего-то тесно связанного с австралийским антуражем и особенностями тамошней жизни. Конечно, это скорее проблема читателя, чем автора; Джон Харвуд не зря выбрал формат готического романа в современных декорациях. История о молодом австралийском библиотекаре Джерарде Фримане, который с детства ведёт переписку с британской сверстницей-инвалидом. выполнена весьма атмосферно. Современные Австралия и Британия, показанные в книге, выглядят, пожалуй, даже менее реальными, чем Англия позапрошлого века - та Англия, в которой происходит действие вставных новелл романа. Фриман пытается разгадать прошлое своей матери, понять, отчего (и от чего) она бежала в Австралию из родного поместья Стейплфилд.


Роман написан в виде исповеди Фримана, однако в неё то и дело вторгаются другие тексты: письма его таинственной подруги, новеллы из старых журналов. Все это постепенно складывается в единую картину... и вот тут-то, надо признаться, читателя ждёт некоторое разочарование. Части оказываются куда более интересными, чем целое. Любая из вставных новелл выглядит более увлекательной и художественно совершенной, чем сама история Фримана. Истории о таинственных картинах, призраке возлюбленной и роковых совпадениях при всей кажущейся типичности завораживают и пленяют. Их вполне можно читать отдельно от романа, хотя то. что события из новелл перекликаются с событиями из истории Фримана, добавляет им занимательности.

А вот сквозная интрига — а в подобных романах многое держится именно на ней! - оказывается очень уж предсказуемой. Да, от этого она не становится менее жуткой, но всё-таки хотелось бы чего-то поизящнее.

Итог: в сухом остатке получаем довольно странную книгу. Хоть бери да советуй читать из неё только новеллы (к счастью, составляющие львиную долю от общего объёма).

Джон Харвуд. Тень автораДжон Харвуд. Тень автора