пятница, 24 января 2014 г.

Деловая нехватка


Улучшение бизнес-климата стало для властей идеей фикс. Почему же, несмотря на все усилия сверху, инициатива снизу не спешит себя проявить?

Открыть свой бизнес в России - дело перспективное. В теории. Огромный потребительский рынок, квалифицированная рабочая сила, упростившиеся бюрократические процедуры и налогообложение... На практике же мы по-прежнему предпочитаем наемный труд. Что мешает россиянам начать работать на себя?


КАКИМ АРШИНОМ МЕРИТЬ?

За девять месяцев 2013 года в России было зарегистрировано 304 446 индивидуальных предпринимателей (ИП), тогда как 745 822 бизнес закрыли, констатирует ФНС. С юрлицами похожая история: начали работать за тот же период 326 381, а прекратили - 340 340. В стране явно неладно с бизнес-климатом. Но международные рейтинги, например Doing Business или «Барометр предпринимательской активности», утверждают обратное: трудиться у нас за последний год стало легче и веселее.

Все эти рейтинги - большая условность, объясняет первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Так, в Doing Business для сравнения разных стран берут унифицированные задачи: строительство склада определенной площади в столичном регионе. Да и организационно-правовая форма рассматривается одна - ООО. Вряд ли справедливо проецировать эти результаты на все сферы экономики. А если уж давать обобщенную характеристику условиям ведения бизнеса, то г-н Корочкин предлагает следующую: хорошо, что не ухудшились.

Мы побеседовали со многими предпринимателями, и они не были единодушны в оценке бизнес-климата. Одни выражали оптимизм, другие - осторожность, третьи говорили лишь о негативе. .. Сказывались различия в сфере деятельности, регионе проживания, вынужденность или добровольность предпринимательства и, наконец, успешность, ведь, как известно, неудачу проще списать на внешние обстоятельства, нежели на собственные промахи. Но общие моменты выделить удалось.

ТОТ ЖЕ РЭКЕТ, ВИД СБОКУ

Откровенного рэкета со стороны бандитов образца лихих 90-х уже практически нет, единогласны опрошенные. Теперь монополия на поборы перешла к органам власти. Да, процедура регистрации бизнеса стала проще, но затем надо получать многочисленные разрешения, и тут ситуация по-прежнему грустная. «Законы труднопонимаемы и потому трудноисполнимы, требования одного ведомства зачастую противоречат требованиям другого, - сетует владелец сети магазинов «Стилист» из Белгородской области Феликс Губатов. - Самым сложным для меня было вывести собственную недвижимость из жилого фонда, получить разрешение на переделку фасада, пройти СЭС и пожарную инспекцию».

Владелица московского кафе пожаловалась нам на санитарные правила для предприятий общественного питания, принятые еще в марте 1991 года: «Они годятся для крупных заводских столовых, а маленькие городские кафе с небольшой кухней априори оказываются вне закона». Собственник небольшого автоателье сказал, что главный барьер в его работе - сложная и дорогостоящая процедура лицензирования и оформления товаров на таможне. Подобные истории может рассказать, пожалуй, любой владелец бизнеса. «И все это было бы грустно, если бы не одно «но»: суровость российских законов нивелируется необязательностью их исполнения, - усмехается гендиректор ООО «Комфорт-Тепло» Роман Малышев. - Это позволяет предпринимателям работать и развиваться».

Впрочем, немало и тех, кто практически не сталкивается с коррупцией. «Разве что участковый попросит на ремонт опорного пункта», - говорит Александр Пашков, председатель Домодедовского клуба молодых предпринимателей и директор сети салонов красоты «Стриж». Проблемы возникают гораздо позже. «Ко многим моим друзьям, у которых малый бизнес вырос в средний, поступают предложения за бесценок или вообще бесплатно передать компанию представителям силовых структур, - продолжает г-н Пашков. - Из-за этого они в какой-то момент решают все продать и уехать за границу».

Такие истории настолько типичны, что многие не начинают своего дела вовсе. «У нас сложился симбиоз исполнительной власти, в особенности силовых структур, и бизнеса, и люди предпочитают не ввязываться в предпринимательскую деятельность, если у них нет нужных связей, - замечает научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. - Сегодня нужно быть не в бизнесе, а скорее во власти».

ПОЧЕМУ НИЗЫ НЕ ХОТЯТ

Пессимистичный настрой потенциальных бизнесменов поддерживается ситуацией на рынке труда, сложившейся в крупных российских городах. «В России низкий уровень безработицы, -подчеркивает доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская, курирующая страновое исследование в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». - У специалиста всегда есть возможность найти хорошую работу, и мало кто готов сделать выбор в пользу собственного дела, в том числе и потому, что силен страх провала». В подтверждение -данные общероссийского исследования, проведенного Институтом социологии РАН в начале 2013 года. Оказалось, что активнее всего предпринимательская инициатива проявляется в небольших населенных пунктах - там, где не хватает работы. «Если этим бизнесменам предложить выгодную вакансию, они тоже могут уйти в наемные работники», - уверена г-жа Верховская.

«Очень сложно начать зарабатывать достаточно денег в бизнесе, - соглашается директор по развитию типографии «Вишневый пирог» Евгений Тимощенко. - Любой умный человек видит альтернативный путь: корпорация с приличной зарплатой или органы государственной власти с получением связей и доступа к административному ресурсу». Подобный настрой встречается сегодня повсеместно.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Безусловно, есть и такие, кому важно работать на себя, а не на дядю. Сколько их, сказать трудно: согласно тому же исследованию РАН, лишь 8% россиян старше 18 лет имели опыт предпринимательства. Могла бы их доля быть больше? Очевидно, что да. Более того, она уже сегодня больше. В катастрофической статистике о «смертности» индивидуальных предпринимателей «зашита» немалая часть тех, кто выжил, но ушел в тень. Но даже те, кто остался на светлой стороне, одним из главных секретов выживания называют услуги «грамотного» бухгалтера, помогающего оптимизировать налоги.

Государство, несмотря на всю риторику о поддержке малого бизнеса, мучается над дилеммой: рассматривать малый и средний бизнес (МСБ) как источник роста и структурного обновления экономики или же как обычный источник налоговых поступлений. Да, власти подготовили новые планы по поддержке предпринимательства: так, правительство развивает систему гарантийных фондов, выделяет 100 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния на кредитование МСБ по ставке не выше 10% годовых, подключает его к программе госзакупок с долей 15%, решается на эксперимент с налоговыми каникулами... Но будут ли действенны эти меры?

«Несмотря на то что теме предпринимательства уделяется все больше внимания, условия для ведения бизнеса качественно не меняются, - говорит заместитель председателя комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России» Антон Кронов. - На региональном уровне предлагаются разовые механизмы, не позволяющие выстроить благоприятную, предсказуемую обстановку в целом по стране. Главная проблема - непредсказуемость действий регулятора. Наша власть отличается способностью принимать резонансные законы, не обращая внимание на мнение общества».

Когда эти количественные улучшения, инициированные государством, перерастут в качественные изменения бизнес-среды, предпринимательство в России оживет. Благо деловая жилка у нашего народа присутствует - достаточно вспомнить эпоху НЭПа. Можно не сомневаться: бизнесмены как люди с развитой интуицией нутром почуют момент истины. И статистика регистрации новых предприятий станет более правдивым отражением потепления бизнес-климата, чем очередные подъемы в международных рейтингах.

(с) Оксана Антонец