воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Ричард Форд. Предвестник бури

Ричард Форд дебютировал в фантастике в 2011 году со стимпанком Kultus («Культус»). Ажиотажа книга не вызвала, и, вероятно, поэтому Форд решил попробовать силы в другом жанре - авантюрном фэнтези с элементами эпика. Отнести роман к полноценному эпическому фэнтези не позволяет то, что все события разворачиваются в стенах одного города — Стилхэвена, столицы непрочного союза Свободных Штатов. На государство обрушились варвары, но самой войны в романе мы не дождёмся. Баталии гремят за пределами Стилхэвена, однако у центральных персонажей романа, глазами которых мы видим происходящее, и без нашествия хватает проблем. Главных героев здесь куда больше, чем обычно бывает в фэнтези. — аж семеро. Наследница трона, ловкий молодой убийца, ставший кузнецом ветеран, юная карманница, оказавшийся на подхвате у бандитов мелкий дворянчик, воительница из древнего ордена и ученик чародейки. Компания получилась пёстрая, да и сюжет ей под стать. Одних героев ждёт жестокое кровопролитие, другое окажутся в центре криминального триллера, третьи — в круговерти политических интриг...


Пожалуй, рассказчиков даже слишком много. Автор неспешно знакомит нас с героями: до середины романа ничего толком не происходит, а многочисленные сюжетные линии почти не пересекаются. Сперва кажется, будто вместо единой мозаики у Форда выходит несколько отдельных невыдающихся картин, срисованных ремесленником с работ мастеров. Возникает соблазн махнуть на роман рукой — но я поступил иначе и не пожалел. Герои пусть и не сразу, но оживают, и простые фэнтезийные типажи превращаются в сложных, многогранных личностей. Теми событий постепенно нарастает, сюжетные линии переплетаются в тугой клубок, а повествование становится напряжённым и увлекательным. Правда, подлинного размаха действие достичь не успевает, а большинство историй обрываются на многоточии. На страницах «Предвестника бури» Форд завершил лишь несколько локальных конфликтов. Как и намекает название романа, буря только собирается, а грянет, очевидно, уже в следующих томах.

Итог: интересным роман становится лишь к финалу. Потенциал у автора есть, но до уровня мэтров Форду ещё расти и расти.