Если бы Иероним Босх жил и творил в наши дни, он наверняка взялся бы иллюстрировать романы Чайны Мьевиля. Хотя Нью-Кробюзон и стал самым влиятельным городом-государством Бас-Лага, только лишь по нему впечатление об этой вселенной не составить. Скучных или непримечательных мест в морях и на континентах мира, созданного воображением Чайны Мьевиля, не найдётся — даже если не принимать во внимание народы, их населяющие. Впрочем, любителям расслабляющего пляжно-экскурсионного отдыха Бас-Лаг противопоказан, — а вот искатели приключений, бунтари, исследователи и авантюристы вряд ли захотят вообще когда-нибудь его покинуть.
СУРОВЫЙ СЕВЕР
Безрассудный человек, который отправится из Нью-Кробюзона на север и преодолеет горы, окажется на берегу пресного моря Холодный Коготь в землях гриндилоу — Дженгрисе. Там почти нет чужаков, разве что несколько заезжих торговцев — людей и водяных. Никто не хочет селиться в Дженгрисе и его окрестностях из-за жутких слухов. Якобы участь тех, кого захватили гриндилоу, более чем незавидна, и рабство — ещё благоприятный исход. Чужакам строго ограничен доступ в поселения; для них действуют суровые правила, которые лучше не нарушать. Гринд илоу такое положение дел более чем устраивает, потому что они контролируют всю северную часть моря Холодный Коготь. И пойдут на всё, чтобы сохранить статус-кво.
К счастью для гриндилоу, им, по крайней мере, не грозит ковровая бомбардировка. Нью-Кробюзон отказался от использования цветовых бомб после атаки на Сурош в 1545 году по местному летоисчислению. Считается, что бомбардировка положила конец Пиратским Войнам. Спустя почти сто лет на руины отправилась команда учёных-исследователей, усиленная милицией и штатным гелиотипистом (фотографом) Сакрамунди. Туда дирижабль принёс двадцать шесть человек, а вернул только десять. Ещё трое умерли от мутаций или покончили с собой уже дома. Сакрамунди был настолько шокирован увиденным на развалинах, что за свой счёт напечатал тираж альбомов с фотографиями и распространил его по книжным магазинам. Разразился невероятный скандал, и опыты с Вихревыми потоками прекратили. А развалины Суроша на побережье Вздувшегося океана заслуженно пользуются дурной славой и по сей день.
За пустошью Глаз Дракона и морем Холодный Коготь располагаются богатейшие копи Шаттерджекса и Великий Кромлех — страна, где живые, если повезло, обитают в гетто, а если нет, то пополняют ряды рабочих-зомби на особых фабриках. Высшие ступени общества занимают набальзамированные и оживлённые мертвецы-танати. Люди тоже могут стать таиати, если у них достаточно денег для усыпления и последующего оживления под руководством опытного некрурга. Высокую касту придётся приобретать отдельно. Есть в Кромлехе и свои неприкасаемые — вампиры. Они считаются отбросами общества и существуют за счёт подачек сердобольных живых людей.
ДИКИЕ ЛЮДИ. ДЕТИ ГОР
Климат степей Галагги отлично подходит для земледелия, чего не скажешь о почве. Кланы пастухов-виноградарей кочуют между оливковыми рощами следом за стадами виносвиней, защищая их от хищников. По осени с лозы-симбионта, растущей на боках животных, снимают урожай винограда, делают вино и продают в соседний Теш.
Болотным племенам копьеруков не так повезло. Они не одомашнили никаких животных и до сих пор существуют за счёт охоты, активно используя магию. Дети лепят из тины маленькие фигурки, оживляют их и заставляют по своей воле двигаться и замирать. Повзрослев, копьеруки применяют это умение уже на животных и врагах. Големастер Иуда Лев учился своему искусству именно у этих племён.
В полупустыне у загадочного Какотопического пятна живут кочевники-боринатчи, напоминающие кентавров. Их длинные — выше человеческого роста — нож не гнутся, но вращаются, как на шарнирах, в любых направлениях, развивая огромную скорость. А руки могут протягиваться сквозь соседние реальности и наносить удары прямо оттуда, причём жертва не знает, откуда ожидать нападения. Эти существа сохраняют нейтралитет, но не терпят вторжения на свои земли, особенно если чужаки - вооружённый отряд или строительная компания. К беженцам и мирным поселенцам боринатчи терпимы.
Само же пятно обходят стороной все существа, наделённые инстинктом самосохранения. Даже границы этого места непредсказуемы и смертельно опасны. Например, скалы и камни могут здесь внезапно становиться туманом и так же неожиданно возвращаться в прежнее состояние. Живое существо, попавшее в этот туман, каменеет. Разумеется, до сих пор не нашлось безумцев, которые рискнули бы исследовать центр пятна.
ПОЕЗДА И КОРАБЛИ
Путь на юг куда безопаснее. Трансконтинентальный Железный Трест даже начал прокладку железной дороги к городам Миршок и Толстоморье. С её завершением вести дела с торговцами этих городов-сателлитов стало бы куда проще. Ради торжества прогресса отсталые племена вроде болотных копьеруков выселяли или уничтожали, если дорога проходила через их земли. Однако рабочие (из которых выжимали все соки, но забывали платить, как случается у капиталистов) по неведомым причинам взбунтовались. И с боями угнали паровозы вместе с рельсами в дикие местности за Какотопическим пятном. Беглую бригаду окрестили Железным Советом, и угнетённый пролетариат Нью-Кробюзона сделал их символом классовой борьбы. Viva la revolucion!
Толстоморье представляет собой небольшой провинциальный городок с вечной чехардой во властных структурах, состоящих из зажиточного купечества. Впрочем, бойкой торговле тканями и элитными винами это никак не препятствует. Миршок, гораздо более крупный торговый узел, напоминает уродливую кальку с самого Нью-Кробюзона. Городская архитектура явно и неуклюже подражает столичной, а жители с трогательной провинциальной старательностью пытаются копировать кробюзонский образ жизни. В этом портовом городе, как и в столице, есть диаспоры водяных, гаруд из соседней пустыни Цимек и влиятельная община кактов. Поскольку порт располагается на морском побережье, а не в дельте реки, водяные не могут разгружать суда при помощи своей магии, как в Нью-Кробюзоне. Корабли буксируют прямо к берегу приручённые морские змеи.
На северной оконечности пустыни Цимек находится город кактов Шанкелл. Нравы в нём царят простые и жестокие — чего стоят известные на весь мир официальные гладиаторские бои с крупными денежными ставками. Основа же процветания Шанкелла - большой торговый флот. А какты городка Дрир-Самхер, что на юге Цимека, предпочитают честной торговле пиратство. На их кораблях по вантам лазают выдрессированные шимпанзе: сами моряки слишком тяжелы для такой работы. Зато в абордажном бою кактам нет равных. Жители стран, у которых нет собственных флотилий, охотно нанимают этих морских волков. А ещё моряки из Дрир-Самхера знают тучу баек, да таких правдоподобных!
ЖИЗНЬ - ИГРА СО СМЕРТЬЮ
Игрокам прямая дорога в Мару’ахм. Дилетанты и любители могут попытать счастья в дурачка или кости, а личности посерьёзней предпочитают совсем другие игры. Только здесь в казино можно играть на оружие, любовь или даже на законы. Да-да, удачливые игроки могут выиграть у власти любые законы, а парламент, чтобы иметь право применять свои же нормативные акты, будет вынужден отыгрывать их обратно. В этом городе есть нумерологи — профессиональные гадатели по числам - и даже специальная академия, где учат правильно повышать ставки.
О городе Теш известно немногое, и то по большей части из нью-кробюзонских пропагандистских листовок. Местный государственный строй называется ведьмократией, и здешняя элита обладает огромным влиянием на соседние с Теш области благодаря странным, непостижимым для кробюзонцев магическим способностям. Заклинания — аналоги цветовых бомб, а также умение искривлять пространство — это далеко не самое опасные из знаний тешан. Их сложная многоступенчатая атака на Нью-Кробюзон, последствия которой стали сказываться ещё до её начала, едва не увенчалась успехом.
Старик, которого считали безобидным городским сумасшедшим, несколько месяцев рисовал в случайных местах спирали. Граффити долго казались бессистемными, хотя на самом деле были частью масштабного и сложного узора, покрывшего весь город. В небе появлялись огромные глаза, в людных местах возникали гигантские призрачные лампы и фантомные насекомые выше человеческого роста. Оказавшиеся поблизости прохожие умирали, но все считали сверхъестественые явления не связанными между собой происками вражеских магов. Финальным аккордом должен был стать вызов бога-убийцы из другой реальности, но старичку-дипломату не повезло — нашёлся противник, сведущий в магии Теш.
Принято считать, что причиной войны с Теш стали пиратские корабли этого города-государства. Пираты нападали на суда Нью-Кробюзона в проливе Огненная Вода, мешая торговать с богатыми городами на дальней оконечности континента. Ответные боевые действия испортили репутацию Нью-Кробюзона на мировом рынке. В городе наступил экономический коллапс и начались бунты.
ОСТРОВА В ОКЕАНЕ
Имперские амбиции никак не реализовать без хотя бы одной колонии. На далёком восточном континенте Беред-Кай-Нев, опустевшем после войн и эпидемий, был основан город Нова-Эсперум. По замыслу кробюзонского правительства, оттуда можно было бы рассылать экспедиции геологов на поиск новых месторождений. Однако из-за удалённости поселения и нерегулярного сообщения с метрополией полноправные граждане, не говоря уже об учёных, едут туда неохотно. А вот переделанных преступников никто не спрашивает — новую партию рабов завозят каждый год. И если гражданин может вернуться, когда закончится его контракт, то у преступников нет ни малейшего шанса.
На пути в Нова-Эсперум корабли останавливаются в городе креев Салкрикалторе. Здания из стекла, бетона и кораллов, предназначенные для сухопутных обитателей, возвышаются над океаном примерно на тридцать метров. Часть построек укреплена на дрейфующих платформах, соединённых мостками с неподвижными башнями. Большая часть поселения, предназначенная для креев, расположена под водой. Там же проводят переговоры с представителями Нью-Кробюзона: подводные жители присматривают за морскими буровыми платформами города. Не бесплатно, разумеется.
Далеко на юге, на острове Гнурр-Кетт, расположен Кеттай. Это закрытое высокоразвитое государство неохотно ведёт дела с Нью-Кробюзоном, предпочитая сотрудничать с кактами. Кеттайцы превратили свою столицу Кохнид в интеллектуальный центр региона, колыбель передовых идей, философские трактаты и изящные искусства стали их визитной карточкой (пусть авторство некоторых работ и присвоено). Сотрудничество интеллектуальной элиты Гнурр-Кетта с анофелесами не держится в секрете, но и не афишируется.
Остров анофелесов, также известный как Машинный берег, полностью изолирован от контактов с внешним миром со времён Малярийного жено-царства. Тогда, за две с лишним тысячи лет до событий романа «Шрам», люди-комары наводили ужас на южные земли. Культура анофелесов-мужчин переживала небывалый подъём: писались возвышенные философские трактаты, разрабатывались передовые технологии. А женщины-комарихи в это время обескровливали людей сотнями. В настоящее время на острове действует маленькая кактская миссия. Для вечно голодных женщин самхерские наёмники привозят скот, а для мужчин — задачи и рукописи на перевод. Анофелесам дозволено изучать только кеттайский язык, чтобы у них не возникало даже мыслей о побеге.
ПИРАТСКАЯ ВОЛЬНИЦА
Легендарные морские бродяги Армады не привязаны к какому-нибудь одному острову, где их можно было бы блокировать и уничтожить. Их город-государство состоит из тысяч переоборудованных и соединённых между собой кораблей всех времён и народов. При необходимости мощные буксиры перетаскивают всю громаду в другую часть океана. Жители выращивают овощи и скот для пропитания, ловят рыбу и опресняют воду, не нуждаясь в какой-либо базе на суше. У Армады есть манёвренный боевой флот, дирижабли-разведчики и отличные бойцы. Управляет городом-государством Совет кварталов.
Правители самого влиятельного квартала, Саргановых Вод, навязывают свои интересы всем остальным. Сопротивляться им пытается разве что гетто вампиров, которые здесь очень сильны, в отличие от своих кромлехских собратьев. Кровососущим армадцам нет нужды выпрашивать себе пропитание - обитатели подопечного им квартала Сухая Осень регулярно сдают «гемоглобиновый» налог. Хепри из Зубца Часовой Башни опекают городскую библиотеку, пополняемую книгами и рукописями, которые изымают с захваченных кораблей.
Армадцы нападают на определённые суда, чтобы сделать пассажиров — учёных и инженеров — своими гражданами и идти в ногу с техническим прогрессом. Механиков так вообще принимают с распростёртыми объятиями. А ещё пираты Армады похитили одну из плавучих буровых платформ Нью-Кробюзона, чтобы без помех добывать ценное ископаемое под названием «горное молоко».
Впрочем, будущее пиратского государства туманно. Армада смогла пережить атаку нью-кробюзонского флота, нападение гриндилоу и бунт вампиров, но неизвестно, что с ней случится у разлома в реальности на краю земли, где она оказалась в финале романа «Шрам».
* * *
Нью-Кробюзон, подобно Британской империи, протянул свои щупальца по всему миру. Даже формально независимые государства всё равно действуют с оглядкой на возможную реакцию с его стороны. Львиная доля мировой экономики основана на торговле — в частности, с этим городом. Даже исследователи-землепроходцы ищут в первую очередь новые рынки сбыта. В то же время в Бас-Лаге хватает независимых и сильных людей, которые занимаются наукой, ходят в экспедиции и творят шедевры без оглядки на выгоду или одобрение правительства. Возможно, мир ещё не полетел в тартарары только благодаря их стараниям.