среда, 13 ноября 2013 г.

Что-нибудь

Из Брюсселя в Брюгге автобус шёл час с небольшим, по шоссе Е40. Всю дорогу я листал путеводитель — изучал диспозицию.

Выйдя из автобуса, попал в Средневековье. Автомобиль не понадобится, улочки в городе узкие, для машин не приспособлены. Город-музей. От ворот на юге до ворот на севере — три километра, всего-то.

Конные экипажи с кучерами в старомодных костюмах и шляпах. Древние мосты, с одной стороны канала на другую. Белоснежные лебеди, скользящие по воде.

Глазеть на достопримечательности и на памятники старины я не любитель. Залечь на дно в Брюгге — тоже не собирался.

До назначенного срока много времени. Решил пройтись.

Гуляя, сверялся то и дело с путеводителем.

Скоро поднял воротник куртки: с моря дул пронизывающий ветер.

Бург, выложенная брусчаткой старая площадь с ратушей. В двух минутах ходьбы главная площадь Гроте маркт с колокольней Белфорт. На площади находится базилика Святой Крови Христовой, где хранят сосуд, а в нём капли упомянутой Крови, наследие Крестовых походов.

О, кружевница, пожилая женщина в очках, работает прямо на улице, на стульчике сидит, перед ней столик. Проворные руки стучат коклюшками и плетут кружево — аттракцион для туристов... Но может, кто и купит. Это же в Брюгге начали плести знаменитые брабантские кружева, из самого тонкого в мире льна, растущего на окрестных полях.

Ступил на площадь Занд, посмотрел на скульптурное изображение двух велосипедистов. Место встречи с доктором Лундом.


Времени полно, успею поужинать в старейшем заведении, открытом пятьсот лет назад, в ресторане «Влиссинге», Блекерстраат, 2.

Ресторан маленький. Столик, видимо, нужно заказывать предварительно. Рискнём, однако.

Вошёл, осмотрелся.

Домашняя обстановка, под старину. Потрескивал в печи огонь, на подстилке в углу спала хозяйская собака. Чинные клиенты наслаждались традиционной кухней.

Повезло, один столик не занят.

Я сел. Подошла официантка в белом фартучке и белом чепчике. Заказал рыбу с овощами, кружку пива. Рыба оказалась вкусной. И пиво не подкачало.

На место встречи явился минута в минуту. Увидел седую шевелюру, сияющую при свете фонарей, породистое лицо, статную фигуру. На докторе Лунде были табачного цвета пиджак из твида, серебристая водолазка, белые свободные брюки. На груди фотоаппарат. Выглядел как турист. Глубокомысленно созерцал велосипедистов.

— Оптимальный транспорт для Брюгге, — тихо произнёс я, подойдя.

Лунд вздрогнул, услышав заранее оговорённую фразу.

Не оборачиваясь ко мне, отозвался также оговорённой фразой:

— Вы правы.

Двинулся к пристани. Я выждал немного и последовал за ним.

* * *

В будни желающих покататься немного.

Арендовали внушительную моторную лодку с лодочником, на двоих. Лодка ползла тесным каналом, зажатым стенами. Над головой проплывали дуги мостов — каменных или деревянных. По воде плясали разноцветные огни.

Лодочник сидел на корме, там, где безостановочно тарахтел мотор. Не подслушает.

— Как случилось, что вы попали в зависимость от криминала? — спросил я Лунда.

— Ничего странного, были нужны деньги на исследования... Полагал, что расплачусь. Но ошибся. К тому же моя жена подала на развод, ушло много средств... Вас рекомендовали как человека, способного разгрести любой завал.

— Они хотят получить вашу разработку?

— Да. Мерзавец Рутгер дышит в затылок. Может съездить по лицу. Может и прикончить. Вот такая широта взглядов.

— А в чём суть? Если мерзавец Рутгер знает, должен знать я. В противном случае Рутгер будет иметь преимущество. Учёный помолчал, видимо, с мыслями собирался. Потом стал объяснять:

— Сначала небольшой экскурс в нейрофизиологию. Элементы памяти не локализованы — распределены в массиве нервных клеток... Информация может записываться в разных долях мозга... Вопрос — как информация хранится, в каком виде? Мозг содержит нервные клетки, синапсы, кровеносные сосуды, упаковочный материал. Лишь механизмы, которые передают сигналы посредством химических реакций. Отыскать носитель памяти — не удаётся... На мой взгляд, информации в голове просто нет.

— Как нет? Память же извлекает воспоминания.

— Механизмы нашей памяти не извлекают нужную информацию — генерируют. Нервные клетки, формирующие кору головного мозга, создают электромагнитное поле. Наша память, как сознание в целом, полевой феномен, на квантовой основе. Компьютерные системы ныне хранят информацию в «облаке». При включении происходит загрузка программ, файлов — из виртуального «облака»... Ну, а моё устройство — считывает информацию поля, создаваемого человеческим мозгом. Что-то вроде ауры. Считывает, переводит в аудиовизуальный ряд.

— И Рутгер видел устройство?

Доктор Лунд помедлил, не сразу отважившись сообщить более конкретные сведения:

— Рутгер видел прототип значительных размеров. Сейчас устройство помещается в кейс. Рутгер не в курсе.

— Понятно. — Я потёр лоб.

Признаться, не ожидал, что всё настолько серьёзно.

Если, конечно, Лунд не морочит голову.

Он закурил:

— Птицы выстилают гнезда фильтрами от сигарет — чтобы изгнать паразитов. Чем выше концентрация ацетата целлюлозы в фильтрах, тем меньше клещей в гнезде. Наиболее ценны фильтры выкуренных сигарет.

— Хоть какая-то польза от курения, — пробормотал я.

* * *

Мы шагали по улочке, направляясь к жилью, в котором нашёл приют доктор Лунд.

Я спросил:

— Почему вы не обратились за финансовой помощью к официальным структурам?

— Моё устройство могло оказаться не в тех руках.

До чего банально. О чём раньше думал, гений?

— И в результате ваш аппарат вот-вот окажется в руках преступников... — сказал я. — Да и какие руки — те? Зачем вообще сотворили эту штуку?

— Был захвачен своими идеями. Возможностями изучения мозга, сознания... В медицине, в нейрофизиологии аппарат способен произвести революцию.

— Вряд ли мгновенно засекретят. Насколько я понимаю, спасать требуется и вас, и ваше детище. Кейс с вами?

— Да. Прототип остался в Генте. Я разладил его.

Маленький дворик, отгороженный железной решёткой, в ней кованая железная калитка, с амуром, вооружённым луком и стрелами.

Доктор Лунд провёл карточкой по щели магнитного замка. Щёлкнув, замок открылся.

Мы вошли, поднялись на крыльцо. Приблизились к входной двери. На дверь легли наши чёрные, гротескно изломанные тени.

Учёный приложил ладонь к сканеру. Внутри двинулась сверху вниз полоска света.

В прихожей Лунд сказал:

— Дом родителей. Они в отъезде. Проходите в гостиную.

Включил потолочную люстру.

Светлый ковёр на полу и мягкая удобная мебель голубого цвета, кресла, диван. Круглый столик в центре. Небольшой камин справа. Дверь на кухню. Вдоль стены, украшенной пейзажами в рамках, длинная лестница на второй этаж.

— Присаживайтесь.

Я предпочёл диван.

Лунд взял пульт дистанционного управления, махнул в сторону музыкального центра.

Комнату заполнила музыка. Звуки рояля напоминали о хрустальных родниках, бьющих в горном лесу.

— Найду что-нибудь выпить. — Хозяин поспешил на кухню.

Впрочем, с выпивкой заминка. Доктор Лунд в гостиную вернулся, отступая перед двумя гостями, явившимися до него. Замки, сканеры не гарантируют неприкосновенность жилища.

Один гость напоминал шагающий экскаватор, с пистолетом в могучей лапе. Ткнув стволом в грудь учёному, вынудил сесть на диван рядом со мной. Главным был не громила, нет. Главным был человек более скромных габаритов. Серый костюм, серые, наполовину седые волосы и серые глаза. Изящная трость.

Рутгер.

Прошёл к массивному креслу, поддёрнув брюки, сел. Трость установил между колен. На рукоять опустил холёные руки, на руки водрузил подбородок. Задумчиво посмотрел на меня.

К сожалению, моя чарующая улыбка не возымела действия — Рутгеру я не понравился. Я мало кому нравлюсь.

— Зачем явились? — поинтересовался он.

— Поддержать компанию.

— Рекомендую: господин Дорн, эксперт по работе с персоналом.

Вынув клетчатый носовой платок, Дорн хрюкнул в него. Пистолет в руке не шелохнулся.

Эксперт заставил по очереди встать, повернуться к нему спиной. Грамотно обыскал.

Выяснил, что оружия нет. Позволил сесть.

* * *

— В прошлом носили форму, — кивнул я Дорну. — Камуфляж спецназа.

— Почему решили?

— Взгляд у коммандос специфический — взгляд убийцы.

— Не обижайтесь, но у вас такой же.

— Я не обижаюсь.

Дорн. Извилин недобор. Зато с мускулатурой явный перебор. Всегда говорит с напором, даже в тех случаях, когда он неуместен... А чаще всего — неуместен... Рецидивы палеолита в сознании.

— Какой пистолет? — спросил я, чтобы сделать эксперту приятное.

— «Сфинкс-3000», — ухмыльнулся Дорн. — Хай-класс. Девять миллиметров. Шестнадцать патронов в магазине.

— Вам нравится?

— Мягкий спуск, руку меньше ведёт. У нас все предпочитают «сфинкс».

— Полезно выслушать специалиста. Обмен любезностями вызвал недовольство Рутгера:

— Вы не представились.

— Вы тоже.

— Не забывайте, я контролирую ситуацию.

— Ваши достижения впечатляют. Но методы...

— Вам не приходит в голову, что мои достижения прямо вытекают из методов?

Я думал, Рутгер — примитивный уголовник, с кругозором шимпанзе. Но у Рутгера было тонкое, интеллигентное лицо, он говорил, как человек с образованием. Хотя иногда что-то в нём проскальзывало, низменное, грязное.

— Предлагаю оптимизировать наши отношения, — проговорил Рутгер, посмотрев на часы. — Расскажите всё. У вас минута.

— Всего минута?..

— Уже пятьдесят шесть секунд.

— Хорошо. Я представитель фирмы, заинтересованной в приобретении аппарата.

— Что за фирма?

— Название вам не скажет ничего, мы себя не афишируем. Военные заказы, миллиардные обороты. Связи наверху.

— Аппарат создавался на мои деньги. А мои люди в Генте присматривают за ним. Короче, я контролирую ситуацию.

— Вынужден признать, у вас хорошо получается. — Я тяжело вздохнул.

— Едем в Гент. Там Лунд продемонстрирует аппарат.

— Необходимости в этом нет, — сказал я. — Лунд располагает портативным вариантом.

Скрыть изумление доктор Лунд не сумел — он посмотрел на меня с болью и неприязнью, как на предателя. Вдохновляющая новость для Рутгера. Даже не слишком рассердился на Лунда, за то, что учёный забыл сообщить о новом достижении.

— Принесите, — велел он.

Лунд поплёлся к лестнице. Рутгер оглянулся на Дорна, хотел скомандовать: «Проследи». Но, покосившись в мою сторону, промолчал, не желая остаться без охраны.

Доктор Лунд, разумеется, не сбежал, не выпрыгнул из раскрытого окна второго этажа.

С похоронным видом принёс кейс.

— Мы всё равно едем в Гент, — объявил Рутгер.

Возражать смысла не было. Не я контролировал ситуацию.

* * *

От Брюгге до Гента пятьдесят километров.

Ехали на синем «БМВ» Рутгера. Вёл Лунд. Рутгер сидел на правом кресле. Я с Дорном — сзади. Экскаватор не сводил глаз с меня, ловил каждое моё движение.

В дороге были с полчаса.

У Рутгера особняк в пригороде. Во дворе и в доме — никого. Должно быть, все дежурят в квартире Лунда, стерегут прототип, выведенный из строя.

Мы расположились в гостиной, хорошо обставленной. В прямоугольной вазе на столе — букет цветов. Они будто излучали свет.

Аппарат на столике, в корпусе ноутбука, с параболической антенной-рас-кладушкой.

— Нужно проверить, — сказал я. Не касаясь тонкостей, о которых говорил Лунд, пояснил: — Сейчас просканируем чей-то мозг.

— Чей? — нахмурился Рутгер.

— Доктор будет сидеть за клавишами. Я должен видеть экран. Значит, ваш мозг или мозг Дорна — выбирайте сами.

Один стул Лунд поставил вплотную к столику, другой — в двух метрах, там сядет объект.

— Садись, — приказал Рутгер подручному.

Тот сел. Включив аппарат, Лунд развернул и навёл антенну. Слегка робея, Дорн заёрзал.

— Некоторое время он будет заторможен, — предупредил я. — Но это не опасно.

— Что?.. Заторможен?..

Рутгер с подозрением изучал моё лицо. Я не вызывал у него доверия.

— Ну, тогда вы садитесь, — буркнул я. Засопев, расстегнув пиджак, Рутгер сменил Дорна:

— Гляди в оба.

— Не волнуйтесь, — заверил телохранитель, вставая за нашими спинами. Учёный подстроил аппарат. Считывались воспоминания «файлами», от совсем недавних — к более ранним.

Что-то было серым, отрывочным, путаным, что-то, значимое для Рутгера, подкреплённое сильной эмоцией, — походило на фильм, динамичный, с кинематографической детализацией.

На экран смотрел и телохранитель.

Занятно увидеть всё, что происходило недавно, с чужой точки зрения.

Хотя суть не в этом, конечно. Суть — в контроле над ситуацией.

Ведь у каждого есть что-нибудь тайное, скрываемое даже от приближённых.

Вот, например, глубоко личные планы Рутгера на ближайшее время.

От громилы избавиться. Продать аппарат. Начать жизнь респектабельного бизнесмена.

Сцена убиения телохранителя, знающего слишком много, Дорна впечатлила особенно.

— Хватит, — сказал я Лунду. — Убедили.

Доктор застыл, опустив голову, совершенно потерянный.

Рутгер встряхнулся:

— Никакой заторможенности. Вы напутали. Я контролировал ситуацию.

— Не совсем, — возразил я. — Взгляните на подручного.

Да, взглянуть стоило. Экскаватор в ярости, весь потемнел, набычился.

— Убить хочешь?! — Дорн пошёл вперёд, пыхтя, выпучив глаза.

До Рутгера дошло.

— Не подходи! — взвизгнул он, хватаясь за пистолет в наплечной кобуре. Стрельба в замкнутом помещении оглушает. Доктор сморщился, руками зажал уши.

Когда грохот смолк, и стул, и Рутгер — лежали на ковре.

Дорн отвёл взгляд, тяжело дыша.

Он был в шоке. Поэтому не заметил, как я поднял «сфинкс» покойного шефа.

* * *

Стерев отпечатки пальцев, я вложил оружие в ладонь Рутгера, ещё тёплую.

— Всё, уходим, — сказал я. — Собирайте аппарат.

— Думал, вы меня сдали... — пробормотал Лунд, ошеломлённый случившимся.

Доктор уверен, мои слова о могущественной фирме ловкий блеф, я — частный донкихот, выручающий недотёп вроде него.

Да, я так позиционирую себя.

Но время героев-одиночек прошло. И, вызволяя из беды чудаков, много не заработаешь.

В общем, доктор Лунд, с его невероятным изобретением, попадёт в руки мерзавцев куда более высокого полёта. Иначе Лунду — не выжить.

А может, я просто ищу какое-то оправдание. Ведь у каждого есть «что-нибудь».

За доктора Лунда я получу кучу денег от своих хозяев.

(с) Валерий Гвоздей