воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Марина Дяченко, Сергей Дяченко. Темный мир. Равновесие

Меня зовут Даша Лебедева. Филфак МГУ, второй курс. Я растяпа и, в общем, середнячок. Когда раздавали таланты, меня явно оттеснили куда-то в конец очереди… До того, как все это завертелось, я и не догадывалась, что серебряный кулон, доставшийся мне от отца, – мощный артефакт и с его помощью можно видеть Теней. Я и представить себе не могла, что эти ужасные бессмертные создания, которые высасывают из людей радость, любовь и жизненные силы, будут угрожать моим близким. И, конечно, даже не подозревала, что на меня могут обратить внимание сразу двое парней – самоуверенный мажор Сэм и честный добряк Миша.

Но обо всем по порядку. А началась эта история с того, что я умерла…

Отрывок из книги:

Молнии хлестали одна за другой, а дождя не было; я сидела на скамейке, растерянная и злая, время от времени сжимая в кулаке амулет.

Гроза, увиденная моим особым взглядом, выглядела жутко и завораживающе. В небе чередовались сизые нисходящие и оранжевые восходящие воздушные потоки, боролись, сплетались, вздымались гребнями, и страшно было представить, что такой вот воздушный океан нависает над нашими головами каждый день. А сейчас океан штормило, и я очень скоро отвела от неба глаза: меня начало мутить.

Инструктор оказался манипулятором. Лиза орет на меня, как фельдфебель. Чего и ждать – это же я, у меня вечно проблемы, мама сказала бы: «Проверь, что ты делаешь не так. Не может быть, чтобы все кругом были плохие, одна ты хорошая».


– Ой, Машенька, папа звонит! Машенька, возьми трубку! Папа звонит!

Я подпрыгнула от неожиданности. Завертела головой; рядом никого не было. Это Машин телефон вдруг ожил, разговорился, забормотал дурашливым голоском:

– Папа звонит! Машенька, возьми трубку!

Машенька не могла взять трубку – она умирала, не приходя в сознание, в одной из частных московских клиник. Я провела пальцем по экрану, принимая за нее этот вызов.

– Что ты говорила насчет «помочь»? – мой собеседник говорил, будто каждое слово давалось ему с трудом. – Ты кто такая? Врач?

– Нет, я не врач, но… Я догадываюсь, что происходит с вами и вашей дочкой. Я могу…

– Ты заодно с ним, да? Скажи ему: я отдам этот доллар. Пусть возьмет.

– Я… нет. Я не заодно с ним. Я…

– Ты мне врешь?!

– Нет, послушайте…

В трубке раздались странные звуки. Я с ужасом распознала рыдания.

– Я хочу все вернуть, – прорыдал человек в костюме. – Я отдам все… Если ты не с ним, как ты мне поможешь?

– Назовите адрес, – сказала я твердо.

В трубке воцарилась тишина.

– Только приезжай одна, – прохрипел его голос. – Если я узнаю, что это подстава…

Когда он начинал угрожать, у него, видимо, делалось светлее на душе. Он угрожал легко и естественно, как щуки плавают, а воробьи летают.

– Если вы будете мне хамить, я не приеду, – сказала я. – Выбирайте.

Обрушился дождь. Первые капли обещали великий ливень.

– Приезжай, – сказал мой собеседник в трубке. – Адрес я пришлю.

* * *

Было ли мне страшно? Чуть-чуть. Адреналин бушевал так, что страху не оставалось места.

Сомневалась ли я в том, что делаю? Нисколько. Мне уже приходилось сталкиваться с Тенями. Легкие победы развращают, но в тот момент я об этом не задумывалась.

Частная клиника помещалась недалеко от университета. Когда я вышла из метро, дождь уже перестал. Я включила навигатор на Машином телефоне и скоро уже входила в стеклянные двери больницы, невероятно пафосной снаружи и внутри.

– Вас предупредили, что я приду?

Охранник на входе кивнул.

Я надела бахилы и сжала амулет в кулаке…

Широкий бурый след вел от входа по коридору. Как будто здесь провезли на каталке дырявую цистерну с кровью, а не хрупкую девушку. У меня задрожали ноздри, как у Пипла, – мне померещился запах, которого не было и быть не могло, ведь на самом деле в коридоре блестела чистотой вымытая плитка.

В глубине коридора у двери стояли два телохранителя. Ее отец как-то очень серьезно относился к жизни.

У входа в палату я вдруг испугалась.

Преодолела страх, постучала и вошла.

* * *

На обеих руках у нее были катетеры, вокруг толпились стойки с капельницами, на экранах отражались пульс, очень слабый, и давление, очень низкое. В палате никого не было, кроме пациентки – и человека в костюме.

Он успел избавиться от пиджака и галстука. Нагрудный карман его белой рубашки выглядел так, будто в нем держали свежеотрезанный палец: кровь заливала рубашку до пояса. Печать на виске топорщилась уродливым кожистым наростом.

– Что это? – я указала на карман его рубашки.

– Ты кто? – спросил он отрывисто. – Экстрасенс?

– Что у вас в кармане?

Он поглядел на меня со страхом. Дрожащей рукой потянулся к карману…

На его ладони лежал доллар-единичка. Надорванный край, чернильная клякса, – эта купюра видала виды.

Амулет впился мне в ладонь. Я увидела истинную суть этой купюры – она была пропитана кровью и пронизана копошащимися червями.

– Что это?!

– Это мой талисман, – прошептал он. – Подарок. Приносил мне счастье. Пацанов перебили в девяностые – а я цел. Партнеры разорились в кризис – а я наварился… Это просто обыкновенный рваный бакс!

Он дышал сквозь зубы – понимал, что это не обыкновенный бакс, хоть и рваный. Он чуял, что за вещь лежит сейчас на его ладони. Если бы мог увидеть – поседел бы, наверное, в один момент.

– Подарок – чей?

– Мне заплатили, – повторил он упрямо. – Честно…

– Когда?

– Двадцать лет назад…

– Не может быть, – вырвалось у меня.

– А теперь он хочет, чтобы я вернул долг… Набежали проценты…

– Кто хочет? Назовите его имя! За что он вам заплатил?

Он смотрел на меня больными воспаленными глазами.

– Я продал душу, да? – спросил шепотом. – И нет спасения, да? А Машенька-то в чем виновата? Она ни в чем… Я могу в ад… А ее за что?!

Смотреть, как рыдает старый прожженный воротила, было очень страшно. Он подошел к кровати, на которой умирала его дочь, и опустился на колени:

– Я не знал, я не знал, я не знал, что так повернется, что ты за мои грехи расплачиваться будешь, я не знал…

– Да все ты знал, не прикидывайся, – сказал спокойный, почти веселый голос.

Я резко обернулась. У двери палаты стоял доктор в халате и шапочке, в марлевой повязке, закрывающей лицо. В руке у него, выбиваясь из общей медицинской картинки, лоснился соком здоровенный надкушенный помидор.

Доктор прикрыл дверь палаты:

– Ты сам заключил сделку, ты выбрал, как жить. Я на тебе много поимел, и ты себя не обидел.

Он оттянул повязку с лица вниз, на шею, и с наслаждением откусил от помидора. На больничный пол закапал свежий сок.

Я сжала амулет. Доктор был Тенью, и такой отвратительной, что я не готова была глядеть на него дольше секунды.

– Я тебя вижу! – выкрикнула я.

– Привет и тебе, Турук-Макто, – отозвался он вполне доброжелательно. – Что нового на Пандоре?

В человеческом обличье он выглядел ухоженным, в меру загорелым, сухим и поджарым мужчиной лет тридцати. Его открытое лицо располагало к себе: пациенты должны верить такому доктору…

– Ты хотела знать, за что я ему заплатил? За услугу. Очень простую. Он изнасиловал в темном переулке одну не в меру гордую девицу. Сбил спесь, так сказать. Я заплатил ему этим баксом – и еще удачей, безопасностью, великой прухой на много лет. И как он развернулся в девяностые! Пока обделывал свои делишки, скольких людей разорил, довел до петли, тупо заказал… А кое-кого сам придушил, было ведь дело?

Человек в окровавленной рубашке застонал.

– И мне вышла выгода, – снова заговорил «доктор». – Все его жертвы за двадцать лет стали моими жертвами. Он никогда не задумывался, что сам – тоже звено в пищевой цепочке, разве что пожирнее… А ты, посвященная, как думаешь: он достоин жизни?

Он втягивал меня в разговор, и я дала слабину:

– Он – ладно, но девушка ни в чем не виновата!

– Она его дочь, она точно такая же, и ты это знаешь. Вот дверь, посвященная. Если ты сейчас уйдешь – я сделаю вид, что тебя не видел.

Он смачно откусил от помидора. Полился сок. Тоненько запищал медицинский прибор у кровати – тревога, непорядок, беда, на помощь…

Я выхватила из сумки бутылку молока, которую заранее купила у метро. Этот прием уже сработал однажды, и сработал отлично, отчего бы ему не сработать теперь? Изо всех сил я плеснула молоком в стоящую передо мной Тень…

Молоко волной ударилось о больничную стену и разбилось белой кляксой. Там, где только что стоял «доктор», уже никого не было.

– Детский сад, – сказали у меня за спиной.

Он сидел на подоконнике в пяти шагах от меня, со скучающим видом. Тут мне впервые сделалось страшно.

– Твоя наивность граничит со слабоумием. Очень жаль.

Он соскочил с подоконника и шевельнул пальцами. Цепочка моего амулета вдруг дернулась на шее – и стянулась, врезавшись в кожу, как удавка.

Я вцепилась в нее руками. Цепочка резала пальцы и сжималась все туже. От такого натяжения она должна была порваться, эта тоненькая серебряная цепочка, но как я ни старалась, освободиться не могла.

Потемнело перед глазами. Пол вскинулся дыбом и ударил меня в лицо. Только не паниковать, подумала я и забилась в жуткой панике.

Постучали в дверь палаты. Сперва неуверенно, потом резче. Дверь дернулась, но не открылась. Откуда на больничной двери такие прочные замки?!

Я поняла, что теряю сознание. Мир нависал надо мной, перевернутый, с искаженными пропорциями. Я видела снизу конструкцию кровати, шланги капельниц и блестящие туфли «доктора». Я видела, как человек в окровавленной рубашке с безумным лицом подкрадывается к «доктору» сзади. Как заносит стул, держа за ножку…

И он ударил. Стул грохнулся об пол, оставив выбоину на ламинате. «Доктора» на прежнем месте не было – он стоял в другом конце комнаты, за кроватью, и глядел укоризненно:

– Пожил. Признайся, пожил, и знатно пожил! Рассказал бы о своих похождениях, покаялся напоследок, как положено…

Человек в окровавленной рубашке осел, как апрельский сугроб, шагнул вперед и вдруг упал перед «доктором» на колени. Хотел что-то сказать – и схватился за сердце.

– Ну, ну, – «доктор» остановился над ним, скорчившимся на полу. – Альфа-самец. Хозяин жизни.

Он обернулся ко мне. Вдруг весело подмигнул. Цепочка у меня на шее ослабла, давая возможность вздохнуть.

– Ты хорошая девочка, и я могу тебе кое-что предложить со скидкой. Например, сведения о твоем папаше. Оно того стоит.

Я дотянулась до амулета и сжала в кулаке. Отвратительная Тень стояла передо мной. На стенах палаты все ярче проступала вязь символов, а над кроватью, у самого потолка, бурой краской – кровью?! – были написаны четыре слова: «Папа идет на помощь».

Кому?!

– Я не возьму с тебя дорого, – Тень склонилась ко мне, безликая, отвратительная, страшная. – Сделки с посвященными – совсем по другим тарифам. Для начала я оставлю тебя в живых. Кивни, если согласна.

Измененный мир плыл перед глазами. Вместо девушки на кровати лежала мумия, спеленатая белыми нитями. Наверное, Маша была уже мертва.

Не в силах больше смотреть на то, что было у Тени вместо лица, я выпустила амулет. Передо мной был ухмыляющийся «доктор»:

– Созрела?

– А пошел ты!

Он поморщился с сожалением, но в этот момент стена за его спиной пошла трещинами. Распахнулся проем, и в комнату одним прыжком ворвалась Лиза. Белая дуга сорвалась с ее ладоней и ударила Тень… точнее, ударила бы, если бы за мгновение до удара «доктор» не сплел ладони, зеркально повторяя Лизино движение, и не отразил удар. Белая дуговая молния шарахнула Лизе в лицо и отшвырнула в сторону. Лиза упала на кровать рядом с Машей Хлебниковой и осталась лежать неподвижно.

Заполошно кричали приборы, сигнализируя о беде. Дрожала и подпрыгивала от ударов дверь – в нее колотили чем-то тяжелым. Мне очень хотелось кричать, но воздуха не было. «Доктор» обернулся ко мне, и цепочка на моей шее снова затянулась:

– Эх ты, бедная дурочка. Позорище своего отца. У тебя была чудесная возможность…

Распахнулась дверь ванной. На пороге возник человек – мне показалось, пожарный. Сознание, меркнущее от нехватки кислорода, подкинуло картинку: вызвали пожарный расчет… Вломились в ванную через окно… Сейчас зальют палату едкой пеной…

Человек в дверном проеме вскинул шланг, который держал в руках. Струя прозрачной жидкости ударила в лицо «доктору». И на этот раз он не успел увернуться.

Он застыл, будто играя в игру «замри», покачнулся и упал, как шахматная фигурка. Как парковая скульптура; как памятник со взорванным пьедесталом. Недоеденный помидор шлепнулся на пол перед моим лицом. Серебряная цепочка разжала хватку, я жадно задышала ртом.

Дверь в палату под ударами была готова слететь с петель, зато медицинские приборы, все как один, вдруг замолчали.

Человек в дверном проеме опустил шланг. Перед глазами у меня прояснилось, и я увидела, что это Инструктор.

«Доктор» лежал на полу в замерзшей луже. Его одежда, волосы, лицо, открытые глаза блестели инеем поверх тонкого слоя льда. По всей палате веяло глубинным, пронизывающим холодом. Я попыталась встать – в этот самый момент девушка Маша на кровати пошевелилась, дернулась, резко села…

– Это что еще такое? – в ее голосе был страх, но перепугал Машу не тот факт, что она пришла в себя в больнице, и не ужасные воспоминания о чем-то случившемся в университете. С испугом, переходящим в ужас, Маша смотрела на Лизу, которая волей судьбы сейчас лежала с ней в одной кровати.

Инструктор ввалился в палату. За его спиной я увидела просторный санузел и открытую рамку на кафельной стене: за ней угадывались бетонные стены подземелья с тусклыми лампочками в стальной оплетке. Вслед за Инструктором в палату протиснулись Гриша и Пипл, и Гриша сейчас же бросился к Лизе…

Она уже ворочалась, пытаясь подняться. От виска до подбородка ее лицо пересекал красный рубец, будто от удара бичом.

Маша, совершенно обалдевшая, посмотрела на катетеры на своих руках… А потом оглядела палату и увидела отца, который все еще стоял на коленях, привалившись плечом к стене.

– Папа! Папочка!

Она кинулась к нему, обрывая шланги капельниц…

Пипл заслонил от меня картину их единения. Рывком поднял с пола:

– Ты как?

– Не отвлекайся! – закричал Инструктор, склоняясь над вмерзшим в лед «доктором». – К порталу его! Скорее!

Пипл оставил меня и начал натягивать зимние варежки – но в этот момент послышался звук, будто разбили огромную витрину. По всей палате запрыгали осколки льда.

Тот, что был доктором, вскочил, освободившись от ледяного панциря. Мельком глянул на меня – больше ни на кого не обратил внимания…

И кинулся в окно. Пролетел сквозь стекло, растворился в дождевой мути, исчез из виду. И только через несколько секунд после его отбытия стекло рассыпалось на мелкие кусочки.

* * *

Я упала на бетонный пол в полной темноте. Сверху грохнулось твердое, тяжелое, очень холодное. Я взвыла от боли в придавленной ноге.

Щелкнул рубильник. Загорелась лампочка где-то под потолком. Я увидела, что валяюсь на бетонном полу, а на ноге моей лежит огромный металлический баллон вроде газового.

Рядом ворочалась Лиза, Гриша тяжело дышал, стоя на четвереньках.

– Ногу не сломала? – Пипл помог мне освободиться.

– А надо было?!

Лиза вдохнула сквозь зубы:

– Обожаю такое дело, когда вся толпа разом лезет в рамку, да еще криво поставленную…

– Извини, – обиделся Гриша. – Красную дорожку не успели постелить.

Все поднимались, отряхивались, растирали бока. Все пережили дикий страх и теперь от него отходили, как от наркоза. Все поглядывали на меня – со странным выражением на лицах.

Начал Пипл:

– Ты зачем туда пошла в одиночку?

– Ее отец мне позвонил…

– Ну и что? – вступила Лиза. – Ты зачем туда пошла в одиночку, тебе жить надоело? Еще и нас подставила…

– Мы же все равно собирались в больницу…

Они все заговорили разом. Инструктор поднял руку:

– Тихо!

Он единственный казался невозмутимым.

– Я сказал, тихо… Все в офис. Дарья со мной. Только ватник надень.

* * *

Дядя Толя, Серго и Иван Иванович повернули головы, когда я вошла в подземелье. Слегка кивнули и продолжали играть. Они не меняли позы, вообще почти не двигались, только шлепали по столу костяшками домино да изредка следили за чем-то взглядами.

Инструктор с натугой водрузил свою ношу на железную полку. Баллон был странный: облупившийся, синий, с одной стороны у него помещался вроде как заводской номер, буквы и цифры. А с другой стороны – сеть замысловатых символов, которым самое место в каком-нибудь справочнике тайных культов. Баллон лежал на тележке, к горловине крепился шланг с манометром.

– Это резервная криогенная установка, – сказал Инструктор. – Ее по технике безопасности нельзя выносить наружу, никогда.

В подземелье было зябко, зыбко, блестели иголочки инея на стенах. Но меня трясло не от холода. Как ни кутайся в ватник, как ни надвигай на лоб лохматую ушанку, а от воспоминаний никуда не денешься. На шее у меня остался красный след от впившейся цепочки, и как его объяснить, к примеру, Насте, я еще не придумала.

– Сегодня наступило «никогда»?

– Сегодня много чего наступило, – он не был настроен шутить. – Ты решила, если один раз получился фокус с молоком, – он всегда будет работать?

Я молчала.

– Сегодняшний день можешь считать вторым днем рождения, – сказал Инструктор.

– Спасибо.

– Спасибо в карман не положишь! – отозвался он с неожиданным сарказмом.

– А что еще?

– Иди сюда…

Вслед за ним я подошла к заиндевелой стене. Он чего-то ждал; я нехотя взялась за амулет, сжала в кулаке.

Стена превратилась в провал. В бездну с клубящимся туманом. В черную дыру. Я попятилась и в первый раз подумала: а Теням, должно быть, так страшно туда улетать… Что там внутри? В Темном Мире?

– Они стоят у портала и ждут, – сказал Инструктор, будто читая мои мысли. – Бьются, стучат, хотят войти. Чуют близко вашу кровь, радость, любовь к жизни, для них это как запах хлеба для голодного. Хотят войти и сожрать, присосаться, согреться. Редким удается просочиться сквозь щели, портал все-таки держит основную массу…

Он посмотрел на хранителей. Те равнодушно стучали костяшками домино.

– Первый прорыв случился в сорок восьмом году, – продолжал Инструктор. – Массовый прорыв, в грозу, вот как сегодня. Большую часть удалось потом отловить. Но несколько штук остались. И сидят здесь с тех самых пор. Почти семьдесят лет, представляешь?

– Нет.

– Они ведь бессмертные. Не стареют. Жрут человеческую жизнь, тепло, энергию.

– Семьдесят лет?!

– Шестьдесят шесть, если точно. Чем больше жрут – тем больше им хочется. И тем они делаются сильнее. Мы их зовем Консервами.

– Значит, этот «доктор»…

– По моим прикидкам, самая первая Тень, которая к нам вошла. Сколько людей он за это время сожрал, страшно представить… И еще у него на счету шесть убитых посвященных.

Я долго молчала. Меня бил озноб.

– И вы все это знали?

Он кивнул.

– И не предупредили?

– Ты испугалась бы. Ребята могли… ну, не струсить, но засомневаться. Пойми, я не мог бы приказать ни им, ни тебе. А брать его необходимо было, даже зная, что он такое. Особенно зная.

– А я пошла туда в одиночку…

– Молодец.

– Что?!

– Ты пошла туда, потому что хотела спасти человека. Ты была права. Девушка тебе чужая, ее папаша – мерзавец и гнида, преступник, тварь… Но ты пошла, потому что ты на стороне людей. У ребят не осталось выбора – они пошли за тобой, как только Гриша получил твою эсэмэску с адресом… И мне ты тоже не оставила выбора.

– Вы взяли эту фигню на колесиках…

– Забудь, что ты ее видела. Это смертельно опасная вещь. Ее ни в коем случае нельзя применять так, как я сегодня это сделал.

– Почему нельзя?!

– Потому что малейший промах будет означать экологическую катастрофу. С жертвами.

Еле слышно гудела холодильная установка. Шелестел хладагент в невидимых трубах. Стучали костяшки домино.

– Ну пойдем, ты же замерзнешь, – он протянул мне руку. На нем, как и раньше, был только старомодный костюм без галстука, с расстегнутой на верхнюю пуговицу полосатой рубашкой, а ладонь оказалась почти горячей.

– Вы его заморозили, а мы его упустили, – сказала я.

– Не вы первые.

– И он будет продолжать убивать людей…

– Особо извращенным способом, – печально согласился Инструктор. – Но попытаться и проиграть – гораздо лучше, чем отказаться от попытки. В следующий раз он улетит в портал – попомни мое слово.

– Как вас зовут?

Он удивился:

– Инструктор.

– У вас ведь было имя, пока вы не стали хранителем.

– Было и прошло.

– А…

– Что?

Мы вышли в бетонный коридор, длинный и холодный, пролегающий на страшной глубине. Над нами громоздились переборки и перекрытия, массив земли, фундамент и вся громада Главного здания. Страшно представить.

– Этот… эта Тень предлагала мне… Якобы рассказать о моем отце.

– А кто твой отец?

– Я не знаю, в том-то и дело, – моя рука коснулась амулета. – Я думаю… он был не совсем… простой человек. А скорее всего, совсем не простой. И не человек. И, может быть, он был как-то связан с Темным Миром.

Инструктор неразборчиво хмыкнул. Мы остановились перед лифтом; здесь было теплее, можно было снять ватник, ушанку и валенки и сложить все это в старый шкаф.

– Скажите, пожалуйста. Вы знали моего отца?

Он неопределенно мотнул головой. Это можно было истолковать, как «нет», но при большом желании – как «да».

– Ладно, я тогда спрошу конкретнее… Вы – мой отец?

Он поперхнулся. Даже закашлялся. У меня вспыхнули уши: внутренние порывы, сколь угодно сильные, не должны так просто обращаться в слова. Говоря по-простому, думай, прежде чем языком ляпать.

– Умеешь ты удивить, – прохрипел он, откашливаясь. – Ответ – нет. Да и зачем тебе нужен такой отец, как я?

Мне нужен любой, подумала я, но на этот раз промолчала.

Марина Дяченко, Сергей Дяченко. Темный мир. РавновесиеМарина Дяченко, Сергей Дяченко. Темный мир. Равновесие