вторник, 17 сентября 2013 г.

Евангелие тайного братства

Учение таинственной секты ессеев дошло до нас благодаря свиткам, найденным на берегу Мертвого моря. Эти тексты заставляют по-новому взглянуть на личность Иисуса Христа и его жизненный путь.


Согласно современным научным знаниям, иудейская секта ессеев (в переводе с иврита - «благочестивые») оформилась примерно в первой четверти II века до нашей эры. Римские писатели, обратившие внимание на этих странных еврейских философов, спорили и терялись в догадках - самостоятельное это учение или же разновидность иудаизма. Некоторые находили сходство с египетскими мистиками, некоторые - с религией вавилонян, некоторые ссылались на учение Пифагора. Когда современники не могут однозначно определить место религиозной общины, дело не в скудости сведений, а в том, что эта группа занимает особое место. Что это за место, римлянам стало ясно, когда в Иудее объявился Мессия. Мессия, который и сам происходил из этой общины. Так гласит дошедшее до нас предание ессеев. И гностическое Евангелие от Иисуса, ныне известное как Евангелие мира.


Секта или нет?

Ессеи верили, что их учение происходит от пророка Еноха, передавшего избранным тайное знание об устройстве мира и назначении человека. Иудеи же считали ессеев обыкновенной сектой. Но в то же время особых гонений на ессеев в Иудее не было, хотя их вера и образ жизни не одобрялись. Хотя документов ессеев, позволяющих представить их жизнь, осталось совсем немного, можно сказать, что их община была похожа скорее на тайный орден. Известны ступени посвящения с первой по четвертую. Эта иерархия даже в I веке нашей эры соблюдалась жестко, братьям разного уровня посвящения даже не позволялось общаться друг с другом. При вступлении в братство ученик принимал послушничество, длившееся от года до трех. И только после этого становился полноправным членом общины - давал клятву, соблюдал бедность, скромно питался и одевался, избегал проявления разрушительных чувств и страстей. быт ессеев был, по сути, бытом монахов.

Сначала ессеи не выделялись из массы своих соплеменников, но с I века нашей эры стали избирать для своих поселений пустынные места. Они считали, что жители больших городов погрязли в грехе, и искали уединения для очищения от скверны. Несмотря на иерархию, жизнь ессея первого круга не отличалась от жизни ессея четвертого круга. Они не имели собственности, вступали в брак только для рождения детей, трудились на благо общины, соблюдали правила гигиены духа и тела и видели свою задачу в приближении того часа, когда Бог призовет их, как праведников, сражаться в последней битве с силами тьмы. Хотя в реальной жизни ессеям запрещалось проливать чужую кровь и брать в руки оружие. Они не употребляли никакой животной пищи. Вообще, ели и пили ессеи немного, так как готовили свои тела к переходу из плотной материи в тонкую, то есть в чистый дух.

Тайное знание

О том, что именно проповедовали ессеи, ученым стало ясно после находки в Кумране, на берегах Мертвого моря, написанных ими текстов. Эти тексты, ошеломившие весь мир, получили название свитков Мертвого моря. В I веке нашей эры они принадлежали ессейской общине в Кумране и были, предположительно, спрятаны от римлян. Эта община погибла примерно в 66 году нашей эры. Разбирая записи ессеев, ученые обнаружили древний свод Пятикнижия Моисея, а также интересные, хоть и небольшие, рукописи, в которых активно действует Мессия Иисус. Именно его слова сохранили ессеи в Евангелии мира.

Евангелие мира текст, без сомнения, гностический, рассчитанный на узкий круг единоверцев. Он написан в виде диалогов Иисуса и его учеников и описывает, как устроен мир, каково предназначение человека в нем. Каждый человек, считали ессеи, происходит от Земной Матери и Небесного Отца. Только так он становится Сыном Человеческим. От Земной Матери он получает чистоту своего тела, которое подчиняется земным законам. От Отца Небесного он получает чистоту своего духа.

Земная Мать есть любовь и Небесный Отец есть любовь. Сын Человеческий также есть любовь, но только если он соблюдает законы Моисея и очищает свои тело и дух от скверны. Для очищения тела Иисус предписывал ряд медицинских процедур того рода, что и сегодня применяются в эзотерических школах. Для очищения духа - стандартные практики самоконтроля. Но предупреждал, что бессмысленное повторение мудрых текстов не делает заблудшего человека Сыном Человеческим. Мысли должны исходить из сердца и воплощаться руками. Каждый Сын Человеческий - дитя любви и должен нести в земной мир только любовь. Тогда земля станет подобна небесам и настанет рай на земле.

Другой мессия

Очевидно, рассказы об Иисусе были популярны именно в среде ессеев. В их текстах мы находим много сходного с тем, что записано в известных канонических Евангелиях. Правда, ессеев не слишком занимало родословие Иисуса, они больше ориентировались на изложение самых значимых пунктов его учения. Как и в Новом Завете, Иисус ессеев говорил притчами. И даже объяснял, что так простому человеку, далекому от философии, проще понять сокровенный язык посвященных.

Одним из важных аспектов было, очевидно, понятие греха и прощения. Тот, кто ничего не делает, - не ошибается. Тот, кто не ошибается, - не грешит. Тот, кто не грешит, - не живет. Тот, кто не живет, - не исполняет своей миссии на земле. Безгрешных людей нет. И всякий грех Бог прощает, если грешник в нем раскаялся. На примерах из притч давались заповеди здорового образа жизни, здорового питания и гигиены. То, что предлагал для исцеления души и тела Иисус, очень похоже на современные принципы экологического питания: употребление в пищу пророщенных злаков без использования термической обработки, очищение тела, голодание, правильное дыхание, солнечные ванны, купание и т.д. Евангелие мира -текст даже не столько гностический, сколько медицинский. Недаром римские писатели считали, что братство ессеев произошло от учения египетских терапевтов. И Иисус ессеев - это Иисус, пришедший врачевать мир слепых, глухих, хромых, кривых, расслабленных и одержимых, чтобы они вновь стали Сынами Человеческими.

При дележке наследия Иисуса и произошел конфликт между ессеями и набирающими силу христианами, которые взяли только одну сторону учения Иисуса - моральную. Хотя изначальный смысл был в равновесном соединении всех частей - в заботе о духе и теле. Христиане нарекли Евангелие мира гностическим и начали вести борьбу по его полному истреблению. Церковь, конечно, никак не могла одобрить Мессию, показывающего простому народу, каким образом сделать из тыквы клизму и как эту вещь использовать по назначению. Такой Иисус церкви был совершенно не нужен! Как, впрочем, и прощение всех грешников любящим их Отцом Небесным! Христианская церковь создавала себе совсем другого Иисуса Христа. И пошла иным путем.

Угасшая община

Ессеи пережили последствия римского завоевания и разрушение второго Храма. Часть их, скорее всего, влилась в ряды христиан, часть бежала из страны, часть растворилась среди порабощенного иудейского населения. Если во времена Иосифа Флавия насчитывалось около 4 тысяч ессеев, то в IV веке их практически не осталось. Почему? Истребили римляне? Более привлекательным оказалось христианство? Ответ гораздо проще.

Благочестивые ессеи, конечно, не совсем были лишены физического влечения к женщинам, но стремились сексуальных контактов избегать. Обычно им хватало однократного воспроизводства потомства на всю оставшуюся жизнь. И братство ессеев при таком сложном отношении к браку просто обязано было год от года количественно убывать. Оно и убыло. Насовсем. Оставив свои тексты и доктрины новым последователям, тоже стремящимся попасть в круг посвященных.

Одними из последователей оказались христиане-несторианцы, хранившие древние тексты и передавшие их в Ватикан после бегства с Амура от войск Чингисхана. Там текст Евангелия мира пролежал до XX века. Затем был частично переведен с арамейского и опубликован в 1937 году Эдмондом Секеем. Возмущению христиан не было предела. Ессейский Иисус им не понравился. Перевод они нарекли фальшивкой. А еще через 10 лет были найдены свитки Мертвого моря - с аналогичным текстом. И Иисусом, совсем не похожим на новозаветного Спасителя.

(с) Николай Котомкин