вторник, 17 сентября 2013 г.

Дуэлянт в юбке


Эта женщина обладала прекрасным контральто и пользовалась популярностью среди ценителей оперы во Франции XVII века. Однако намного чаще ее вспоминают как заядлую дуэлянтку, убившую на поединке во время одного из балов троих человек.

Короткая жизнь этой женщины больше напоминает сюжет романа. Неудивительно, что в 1835 году, спустя почти 130 лет после ее смерти, поэт и романтик Теофиль Готье написал книгу, озаглавленную тем именем, под которым, эта эксцентричная и великолепная дама вошла в историю, - «Мадемуазель де Мопен». Она пела в опере, дралась на дуэлях, пускалась в авантюры и не дожила до сорока лет. Но умерла не от удара шпагой, а тихо скончалась в монастырской келье.


Бурная юность

Мадемуазель де Мопен - это сценический псевдоним, который взяла в начале своей карьеры в парижской опере француженка Жюли д'Обиньи. Она родилась в 1670 году в семье Гастона д'Обиньи, секретаря Луи де Лоррена, графа д'Арманьяка. Однако в детстве Жюли не помышляла о сцене.

Отец дал Жюли превосходное по тем временам воспитание - девочку обучали танцам, пению, живописи и фехтованию. Будучи еще совсем юной, но уже весьма эффектной девушкой, Жюли привлекла внимание графа д'Арманьяка. Вскоре она стала его любовницей и поселилась при его дворе. Граф позаботился о ее судьбе, найдя для нее достойного супруга - сьера де Мопена.

Однако при муже Жюли оставалась недолго. Она влюбилась в своего учителя фехтования, Серрана. Когда в 1688 году его обвинили в убийстве на дуэли (а дуэли тогда были запрещены законом, хотя и случались повсеместно), влюбленные вместе бежали в Марсель. Там они зарабатывали на жизнь тем, что устраивали публичные бои друг с другом и с любым, кто отваживался бросить им вызов. А также пели и рассказывали истории в тавернах. Во время представлений Жюли надевала мужской костюм. Но не для того, чтобы притвориться мужчиной, а для того, чтобы привлечь к себе больше внимания.

Вскоре Серран наскучил ветреной Жюли, и у нее появилось новое увлечение. На сей раз это была девица из благородной семьи, которую ее родители вскоре отправили в монастырь. Но Жюли это не остановило. В качестве послушницы она поступила в тот же монастырь и вскоре выкрала свою возлюбленную, оставив в комнате тело мертвой монахини и устроив там пожар. Через три месяца обман раскрылся, и девицу вернули в семью. За похищение, надругательство над трупом и поджог Жюли заочно приговорили к сожжению. Однако ей удалось скрыться от правосудия.

Жюли д'Обиньи отправилась в Париж, переодевшись мужчиной. По пути она сразилась на дуэли с тремя дворянами, победив их всех. Один из них оказался сыном герцога де Люиня. Когда на следующий день ей принесли от него письмо с извинениями, она переоделась в женское платье и навестила его. Вскоре они стали любовниками. Позднее молодой де Люинь был вынужден вернуться в Руан по приказу отца, а Жюли продолжила свое путешествие в сторону Парижа - уже в компании Габриэля-Венсана Тевенара, одного из известнейших баритонов Большой Парижской оперы. Кроме того, она дала знать о своих проблемах с законом графу д'Арманьяку, остававшемуся ее покровителем. По личной просьбе графа мадемуазель д'Обиньи было даровано высочайшее королевское прощение.

Сцена и слава

Прибыв в Париж в 1690 году, Жюли дебютировала на оперной сцене под псевдонимом мадемуазель де Мопен. Она имела большой успех как певица. Уже спустя два года о ней писали как об обладательнице прекраснейшего голоса в мире. Зрители любили ее не только за голос, но также и за страстный темперамент и пылкость актерской игры. Впрочем, любили ее не только зрители. Череда романов Жюли продолжилась бурными отношениями с другой звездой оперы, Мари ле Рошуа, из-за которой де Мопен даже дралась на дуэли. Чуть позже она влюбилась в певицу Фанчон Моро, любовницу французского дофина. Когда Фанчон отказала ей, Жюли даже пыталась покончить с собой, но быстро утешилась.

Кроме амурных похождений и сцены, ее излюбленным времяпрепровождением были дуэли. Надо сказать, что женские дуэли в те времена вообще-то не были редкостью. И как раз на XVII век приходился пик моды на них. Женщины могли бросить вызов друг другу по самым разным причинам. Косой взгляд, неосторожное высказывание, вспышка ревности, одинаковые платья, мужчины - все что угодно могло повлечь за собой смертельный поединок. Женские дуэли были куда более кровавыми и ожесточенными, чем мужские. Для сравнения: поединок женщин заканчивался смертью кого-то из противниц в восьми случаях из десяти, в поединке мужчин кто-то умирал только в четырех случаях из десяти. Однако, как правило, ни дамы, ни кавалеры не вызывали на дуэль противников противоположного пола.

Поэтому в мадемуазель де Мопен современников удивляло не столько ее виртуозное владение шпагой, сколько то, что она осмеливалась скрещивать ее с клинками мужчин. Самым известным и самым скандальным эпизодом с ее участием была дуэль, состоявшаяся в 1693 году на балу при королевском дворе. На этот бал де Мопен явилась в мужской одежде и со шпагой на поясе. Насчет того, как именно развивались события дальше, существует две версии.

Согласно первой из них, один из присутствовавших мужчин в насмешливом тоне поинтересовался, зачем даме шпага, и тут же получил от Жюли вызов на дуэль. Удивившись, он отказался драться с женщиной. Тогда певица потребовала от него публичных извинений. Устроители бала были недовольны ее поведением и попросили ее покинуть зал. Она отказалась, продолжая требовать извинений. Поколебавшись, дамы предложили мужчинам вывести вон «зарвавшуюся певичку». Когда Жюли с сопровождающими вышла в сад, она обнажила шпагу и напала на одного из них. Остальные были растеряны и поначалу не восприняли ее всерьез. Первый из них умер почти мгновенно. Двое других вступили в бой, но тоже были повержены разгневанной фехтовальщицей. После того как все трое были мертвы, Жюли вернулась на бал и продолжила танцевать.

Вторая версия гласит, что де Мопен, переодетая мужчиной, начала ухаживать за прекраснейшей девушкой из тех, что были на балу. Нескольким молодым людям это не понравилось. Они попросили мнимого шевалье оставить даму в покое и в ответ получили вызов на поединок.

Так или иначе, тройное убийство и публичное нарушение закона о запрете дуэлей были серьезными причинами для того, чтобы покинуть Париж на некоторое время. Стремясь избежать суда, мадемуазель де Мопен была вынуждена бежать в Брюссель. Там она провела несколько лет в качестве любовницы Максимилиана Эммануэля, наместника Священной Римской империи в Баварии.


Последние годы

Снова на сцене Жюли появилась в ноябре 1697 года. Сначала она пела в брюссельской опере, а затем вернулась в Париж, заменив собой покинувшую большую сцену примадонну и свою бывшую любовницу Мари ле Рошуа. С 1698 по 1705 год мадемуазель де Мопен продолжала блистать в опере. Для нее находились роли в самых новых и популярных произведениях. Композитор Андре Кампра написал партию девы-воительницы Клоринды в своем «Танкреде» специально для контральто де Мопен.

К массовому удивлению парижан, ожидавших новых сплетен о любовных похождениях певицы, в 1700 году Жюли вернулась к своему супругу, покинутому ею двенадцать лет назад. Что еще удивительнее, тот с радостью принял ее в своем доме, и они прожили в мире и согласии целых пять лет. В последний раз мадемуазель де Мопен порадовала поклонников своим выступлением в «Венецианке» Мишеля де ля Барра в 1705 году.

В 1705 году муж Жюли де Мопен умирает. Тогда тридцатипятилетняя актриса, все еще остающаяся эффектной красавицей, обладательницей незаурядного таланта и прекрасного голоса, вместо возвращения в оперу и высший свет Парижа отправляется в монастырь в Провансе.

Там, в тишине монастырских стен, Жюли д'Обиньи, более известная как мадемуазель де Мопен, скончалась спустя два года. Остаток бурной жизни певицы и дуэлянтки был посвящен молитвам и покаянию. Жизнь этой в высшей степени необычной женщины можно было бы счесть романтической выдумкой, если бы не многочисленные свидетельства современников, дошедшие до нас документы и афиши Большой Парижской оперы. Поражать воображение окружающих она продолжала даже после своей смерти.

(с) Анна Тихонова