пятница, 30 августа 2013 г.

Свадьба на вынос


Думаете, совершить обряд бракосочетания за рубежом предпочитают лишь немногие оригиналы? Подумайте еще. По данным Wedding Report, 20% американских молодоженов отказались идти под венец на родной земле, а в Британии, если верить таблоиду Daily Mail, таких пар уже 25%. Проявится ли модный тренд в таких масштабах и в России? Как знать... Ведь порой свадьба за границей обходится дешевле, чем в России. Предпринимателям, претендующим на самые сладкие куски свадебного пирога «на вынос», самое время заявить о себе на рынке и потеснить туроператоров с их скучными шаблонными предложениями.


Некоторые из крупных туроператоров предлагают организацию свадеб за границей в связке с пляжным отдыхом, но, что называется, без души: поскольку основной специализацией этих компаний является отправка клиентов на отдых, то и в предложении для «брачующихся» акценты расставлены соответствующим образом. Потеснить туроператоров в этом узком (пока еще) сегменте рынка возможно, считает Ольга Саулина, основательница агентства Honeymoon. Ее фирма изначально «отстроилась» от свадеб в отелях, предложив клиентам полное, в том числе и юридическое, сопровождение: от официальной регистрации брака за границей до индивидуально разработанной программы торжества. «Мы специализируемся на планировании свадеб, а организация сопутствующей поездки — лишь дополнительная услуга», — говорит Саулина. Заказывая «гостиничную» свадьбу у крупного туроператора, клиент получает заранее разработанный стандартный пакет услуг, а в специализированном агентстве координатор торжества согласовывает с заказчиком все нюансы, подбирает стилистов, музыкантов, фотографов, кондитеров и прочий персонал — в зависимости от формата мероприятия и предпочтений клиента. Еще одно предложение, на которое делают ставку мелкие игроки, — помощь в заключении официального брака за границей, получении соответствующих документов и их «легализации» в России. «Регистрация отношений и смена фамилии вдали от родины — не такое сложное дело, как кажется на первый взгляд. Чтобы разобраться во всех деталях, нам достаточно было один раз внимательно изучить юридические и бюрократические нюансы каждой страны, в которой мы предлагаем сыграть свадьбу», — продолжает Саулина.

Разумеется, официальное оформление отношений не является ключевой услугой и не предлагается всеми игроками. По мнению совладельца агентства «Соната» Александра Аннушкина, «порядочные» агентства заранее предупреждают клиента о том, получат ли они настоящее свидетельство о браке или красивую «филькину грамоту», не имеющую никакой юридической силы. Клиенты «Сонаты», как правило, не готовы тратить деньги и время на получение официальных бумаг. Стандартного двухнедельного отпуска, по подсчетам Александра, может не хватить на заключение брака в Таиланде, где его агентство проводит свадебные церемонии.

Чаще всего россияне покупают свадебные туры на Кубу, в Доминиканскую республику и Чехию. «Во-первых, это самые доступные варианты. Во-вторых, эти направления активно продвигаются туристическими агентствами и операторами», — поясняет Ольга Саулина. Скромная свадьба в Чехии обойдется в 1,4 тыс. евро, в Италии или во Франции — в 3,5 тыс. евро. «Парадоксально, но свадьба за рубежом стоит иногда дешевле, чем в России», — замечает Наталия Кудрина, директор агентства Exclusive Wedding.

Верхний уровень цен ограничен только фантазией молодоженов и количеством гостей. К примеру, бюджет свадьбы на 20 персон (включая перелет, проживание, церемонию, ужин и т.д.) в среднем составит 35-40 тыс. евро.

Как правило, зарубежные агентства за организацию свадьбы берут комиссию в размере 10-15% от бюджета мероприятия. «А мы оговариваем фиксированный гонорар, размер которого зависит от сложности поставленной клиентом задачи», — говорит Мария Кичигина, учредитель агентства «Мой свадебный распорядитель». По ее мнению, основная трудность (и одновременно залог успеха в этом бизнесе) — найти партнеров, которые будут оказывать услуги за границей. «Чем теплее регион, тем ленивее местные подрядчики, — сетует Кичигина. — Даже за границей мы стараемся полагаться на русских эмигрантов, так как у нас одинаковый стиль и темп работы».

Понимая, что повторных обращений от одних и тех же клиентов ждать не стоит, агентства готовы идти на маленькие хитрости, чтобы выиграть в цене у конкурентов: например, они нанимают фотографа не на целый день, а на минимально возможное время, или «забывают» упомянуть о том, что продают участие не в индивидуальной церемонии, а в массовой регистрации. По словам Наталии Кудриной, стоимость обряда в городской ратуше на территории Чехии —1400 евро, но отдельные фирмы предлагают ту же услугу за 660 евро, не уточняя, что молодожены будут в ратуше не одни: в этот же день там же свяжут себя узами брака еще пять пар.

По мнению опрошенных нами игроков рынка, минимальный объем стартовых инвестиций для запуска агентства, продающего свадебные туры, составляет всего 100-150 тыс. рублей. Этих денег должно хватить на то, чтобы зарегистрировать юридическое лицо, создать сайт, оплатить рекламную кампанию в интернете и, возможно, арендовать офис (на помещении, впрочем, можно сэкономить). Прежде чем стать директором екатеринбургского агентства Exclusive Wedding, Наталия Кудрина работала свадебным фотографом. «Три года назад у меня появился интерес к организации свадеб за границей. Тогда в Екатеринбурге подобную услугу предоставляла только одна фирма», — вспоминает Наталия. Взяв в банке в кредит 160 тыс. рублей, Наталия приступила к поиску заказов, причем в первые три месяца ей даже не понадобился офис. Доходы компании Кудрина не раскрывает, но говорит, что из арендованного офиса подумывает переехать в собственный, который собирается купить. Бухгалтеров и юристов Наталия в штате не держит, привлекая их исключительно на условиях аутсорсинга.

Ольге Саулиной для старта бизнеса в Москве понадобилось всего 100 тыс. рублей. «Мы начали с того, что искали партнеров в разных странах и параллельно готовили сайт — основной инструмент продвижения наших услуг», — вспоминает она. Впрочем, понимая, что клиенты больше доверяют компаниям, у которых есть офис, агентство Honeymoon сразу открыло офис в Москве. А вот Александр и Виктория Аннушкины, владельцы воронежского агентства «Соната», от офиса отказались за ненадобностью, поскольку сами живут в Таиланде и встречают своих клиентов уже «тепленькими». Общение с потенциальными заказчиками из России происходит в основном через интернет и по телефону. Как и другие агентства, «Соната» берет на себя роль посредника между заказчиками и местными подрядчиками. За свои услуги Аннушкины берут 10% от стоимости свадьбы, которую трудно назвать завышенной: 500 евро за двухчасовое торжество или 1,2 тыс. евро за праздник на целый день.

Нет ничего удивительного в том, что в эпоху интернета игроки рынка находят своих клиентов в разных городах. Например, в Exclusive Wedding обращались пары не только из Екатеринбурга, но и из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга. Агентство такого размера в высокий сезон (с февраля по октябрь) обычно организует от восьми до пятнадцати свадеб ежемесячно, а в остальное время — от пяти до семи бракосочетаний в месяц. Находить клиентов помогают социальные сети и «сарафанное радио». «Около 70% наших заказчиков — женщины до 30 лет, — говорит Мария Кичигина. — Идея сыграть свадьбу за границей в первую очередь привлекает именно женщин. Мужчины же обычно выступают в качестве критиков, плательщиков... ну и женихов, конечно».

(с) Ольга Бахлина