среда, 14 августа 2013 г.

К школе готовы!

Как заведено, в первый день осени дети идут в школу, нетерпеливо предвкушая встречу с одноклассниками и знакомство с вновь пришедшими учениками. Но проходит неделя, и от радостного настроя не остается и следа. Ребенок уже не рвется по утрам в школу, жалуется на усталость и головную боль. Что произошло?


Синдром 1 сентября

Специалисты уверены - речь идет о так называемом синдроме первого сентября, которому в большей или меньшей мере подвержен каждый школьник. Его (ребенка) психологическое состояние усугубляет тот факт, что перерыв в занятиях был таким длительным.

Вспомните свои школьные годы. Или поверьте психологам на слово - это настоящий стресс для ребенка возвращаться в школу после летних каникул. Что его вызывает?

1. Тревога, что школьник забыл весь учебный материал, который был успешно пройден в предыдущем классе.
2. Страх, что одноклассники и новые соученики по какой-то причине отвергнут его.
3. Переживания, связанные со встречей с уже знакомыми учителями и знакомством с новыми преподавателями.
4. Опасение потерять любовь родителей из-за плохих отметок.
5. Ужас от расставания с родителями и другими значимыми взрослыми (этим переживаниям особенно подвержены первоклассники).

«Обычно к концу августа дети начинают скучать по школе, но стремятся они туда скорее для того, чтобы встретиться с одноклассниками, обсудить летние впечатления, - говорит детский психолог Наталья Санчук. - Уже через несколько дней праздничная суета стихает, ребенок понимает, что впереди будет много работы, большие и непривычные для него нагрузки, и настроение ухудшается - это и называется синдромом «1 сентября». По сути это дезадаптация, когда ребенок не может быстро приспособиться к изменившейся ситуации». Иными словами, чем резче переход из летних каникул к школьным будням, тем труднее будет перестроиться вашему ребенку.

Адаптационный период

После напряженной работы во время учебного года летнее безделье расслабляет ребенка. Наш контроль за его режимом дня также снижен. Мы не требуем, чтобы он рано ложился спать и рано вставал. Ему не нужно ежедневно делать домашние задания, а можно целыми днями гулять или играть с друзьями. Плюс, как правило, именно в период летних каникул взрослые стараются организовать для всей семьи интересную поездку на море, в другую страну...

Дети быстро привыкают к такому расслабленному ритму жизни. Зачастую взрослые уверены в том, что детская психика очень гибкая и ребенок сможет быстро перестроиться. Мол, хватит 2-3 дней, чтобы от летнего ничегонеделания перейти к строгой школьной дисциплине.

Знайте, что на самом деле этот период занимает от 2-3 недель до полутора месяцев! Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Чаще всего трудности адаптационного периода испытывают меланхолики. Ребенок с таким темпераментом легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на происходящее. Также и холерикам перестройка дается с трудом. Такие дети порывисты, способны отдаваться делу со страстью, преодолевают трудности, но в то же время неуравновешенны, склонны к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Кроме того, обратите пристальное внимание на первоклассников и учеников 5-го и 10-го классов, когда дети из младшей школы переходят в начальную, а потом в среднюю. Им приходится привыкать не только к смене режима и увеличению нагрузки, но и к появлению дополнительных предметов и новых учителем. Для этого им потребуется много времени - до полутора месяцев.

Также к группе риска относятся дети, имеющие хронические заболевания. И те, кто перегружен дополнительными занятиями (музыкальные, художественные школы, секции, кружки).

Подготовка к новому учебному году

Она должна начаться... во время летних каникул. Да, свежий воздух, подвижный образ жизни, ягоды и фрукты и море положительных эмоций - обязательная часть программы подготовки к новому учебному году.

Вторая составляющая успешной адаптации - соблюдение режима. Как минимум за 2 недели до 1 сентября начинайте укладывать ребенка спать на 10 минут раньше. И на утро разбудите его на 10 минут раньше. Ежедневно сдвигая график его сна к началу учебного года, вы сможете выиграть более двух часов.

«В 22 часа ваш ребенок уже должен быть в кровати, оптимальное время сна для него составляет 7-10 часов, -говорит педиатр Анастасия Катюхина. - Дневной сон полезен ученикам начальной школы. Необходимо делать 10-15-мииутные паузы в процессе приготовления домашнего задания, чтобы не перегружать зрительные анализаторы». Педиатр считает, что после школы ребенок должен не менее 2 часов провести на свежем воздухе.

Первый раз в первый класс

Лето - идеальное время для увеличения физической активности ребенка. Но наступает 1 сентября, и его вольная жизнь подходит к концу: с утра и до обеда он вынужден сидеть на уроках в душном помещении. Результат: головная боль, утомляемость, общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушение сна и эмоциональная нестабильность ребенка.

«Для первоклассников смена режима - большой стресс, - полагает преподаватель физкультуры Екатерина Соболева. - Поэтому в сентябре не загружайте детей дополнительными занятиями, пусть они много гуляют, и не старайтесь загрузить их физически, записывая в спортивные секции».

Екатерина считает, что экстренно начатые закаливающие процедуры приведут к обратному результату. Если эмоциональный стресс от смены режима, который вызывает снижение иммунитета, сопровождается дополнительными физическими нагрузками, детский организм может с ними не справиться...

«Посвятив сентябрь адаптации, в октябре можно заняться укреплением мышечного корсета и компенсацией гиподинамии, - продолжает Екатерина Соболева. - Танцы, единоборства, гимнастика и хореография - все это будет способствовать укреплению мышц, формирующих осанку». Если у ребенка неправильная осанка, ему показаны плавание и лечебная физкультура.

Средних и старших школьников научите произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Это улучшает межмышечную координацию, активизирует обменные процессы в скелетной мускулатуре. Как правило, дети стесняются делать такую зарядку на перемене. Статические упражнения почти незаметны, их можно делать из любого исходного положения, воздействовать на все крупные мышечные группы. Чередуя статическое напряжение (3-5 сек.) и расслабление разных мышц, активизируется кровообращение головного мозга, верхних и нижних конечностей.

Здоровье школьника

Детский организм, отвыкший за лето от серьезных нагрузок, не желает резко перестраиваться. Происходит слом регулирующих механизмов, снижается иммунитет, и ребенок становится восприимчивым к вирусам и бактериям, начинает болеть. Многие родители не принимают жалобы своих детей всерьез и подозревают в симуляции. Между тем, часто у ребенка действительно что-то болит из-за сильного напряжения в школе, страха и тревоги. Психическое истощение является также причиной психосоматических заболеваний, например, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, нейродермит, бронхиальная астма, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенный колит, тиреотоксикоз.