пятница, 23 августа 2013 г.

Ребенок нашего времени


Раньше ребенку для игры достаточно было мяча, куска мела и асфальта во дворе. Сегодня российские салочки заменили финские Angry Birds на планшете, а вместо казаков-разбойников — Sony Playstation. Взрослым трудно понять, как вернуть чадо в реальность. А стоит ли, если мир вокруг изменился?

Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми. Но это не значит, что нынешние дети хуже или лучше сверстников из прошлого. Они просто другие. Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.


Никита Соколов, историк: Мир без прошлого

После распада Советского Союза начался процесс глобальной перестройки социальных механизмов. К началу XXI века сформировался новый мир с новыми общественными ценностями и социальным укладом. Советский человек, воспитанный на идеалах прошлого, с трудом адаптировался в новом социуме. Одно из важных изменений коснулось способов построения карьеры. В СССР существовала четкая схема: сначала человек учится в школе, потом выбирает специальность, оканчивает институт, и затем его распределяют на работу. Если раньше государство решало за человека, то сегодня приходится делать выбор самостоятельно. В условиях высокой конкуренции, чтобы оставаться востребованным, человеку приходится чуть ли не каждые пять лет либо осваивать специальности, смежные с основной, либо кардинально менять профессию.

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир — единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание.

Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой — ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.


Александр Снегуров, учитель: Взгляд в себя

Изменения в жизни настолько существенны, что формирование личности ребенка сейчас проходит более интенсивно с первых месяцев жизни. Если раньше к началу обучения в школе ребенок был словно чистый лист бумаги, то ребенок XXI века к этому времени имеет определенный набор ценностей. Дети потеряли многие волевые качества, снизился их общекультурный кругозор. Старшее поколение прекрасно запоминало отрывки из произведений, цитаты из фильмов, у нынешних детей такой необходимости нет. Они с детства знают, что хранить лишнюю информацию в голове бессмысленно, ведь всегда можно обратиться к Интернету. Думаю, поэтому у современных детей заметно снизилась память.

Дети выглядят более отчужденными, постоянно сидят в наушниках, играют в телефонные или компьютерные игры. Многие родители воспринимают это как проявление эгоизма и безразличного отношения к старшим. Но нельзя сравнивать современного ребенка с детьми прошлого столетия. Сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является как раз то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно. Стоит отметить, что у детей снизился уровень значимости экзаменов. Они научились подбирать альтернативные схемы и варианты обхода выпускных испытаний. Раньше подобные случаи были исключением, а не правилом.

Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма. Однажды с учениками 9-10-летнего возраста мы пошли в музей, где представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Я рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS'ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Но наша задача — привить интерес к истории.

Сегодня в школах учителя прибегают к мультимедиаурокам: презентациям, картинкам и фильмам. Так детей века компьютерных технологий можно вновь увлечь. Однако совсем уходить от старой школы не стоит. У учеников есть запрос на личное общение, на энергетику преподавателя. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.


Наталья Кириллина, психиатр: Погоня за успехом

В последнее время на прием к психологам и психиатрам все чаще приходят родители, обеспокоенные трудностями общения со своими чадами. Многие дети XXI века испытывают проблемы с коммуникацией в социуме. При этом они легко заводят друзей в социальных сетях, на форумах. Общаться через компьютер или SMS-сообщения всегда психологически проще, чем говорить что-то лично.

Но гораздо опаснее другая черта, присущая современным детям. Общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится. В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» — это две четверки в четверти.

Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях— уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример?

Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.


Дарья Халтурина, социолог: Личная свобода

Наше общество стало более контрастным: увеличилось количество социальных проблем, но появилась независимость. В начале 1990-х годов, когда в России произошла легализация алкогольного рынка, потребление спиртного резко увеличилось. Это привело к обострению конфликтов в семье, а следовательно, росту числа разводов.

В современном обществе неполная семья стала нормой. Дети, рожденные в таком социуме, по-другому воспринимают брак и родственные отношения. Семьи для них менее ценны. Для ребенка семья перестала быть опорой, местом, где ему могут помочь решить его проблемы. Современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно.

Но не все так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребенка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета.

Едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. У них появляется ряд новых возможностей, недоступных прошлым поколениям. При использовании гаджетов ребенок постоянно сталкивается с англоязычными словами и выражениями. Уже к моменту поступления в школу дети знают большое количество иностранных слов. Для современного ребенка усвоение второго языка происходит быстрее и легче.

Кроме того, Интернет открыл для ребенка новые пути развития личности. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в интернет-среду снизилась преступность. Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток — мир».

В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, решая схожие проблемы. Недавно наткнулась на подростковый форум, где дети делятся переживаниями. Советы, которые они дают друг другу, вполне адекватны. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. Разве это не прекрасно?

Современный ребенок — независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10-20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.


Игорь Конь, врач: Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Ребенок XXI века с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечно-го тракта, эндокринной системы, анемией. Причина глобального ухудшения здоровья детского населения связана с рядом неблагоприятных факторов, в том числе изменением питания.

В последние 30-40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали: экзотические фрукты, например помело. Увеличилось количество молочных продуктов — йогурты, творожки. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой — большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить. Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор — отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.


Данила Медведев, футуролог: Первое поколение нового мира

Главное изменение в жизни будущего поколения связано с развитием технологий и Интернета. Уже сегодня дети постоянно находятся в онлайн-среде. Это может привести к тому, что через несколько десятков лет люди будут существовать в альтернативной реальности. Ребенок сможет расти и развиваться, не выходя из дома и не вставая из-за компьютера.

Совершенствование теорий психологического развития, объясняющих, что происходит с человеком на этапе становления личности, приведет к возникновению в будущем более точных, чем существующие на сегодняшний день, научно обоснованных методов воспитания и обучения. Процесс развития ребенка из случайного, — когда каждый родитель пытается действовать интуитивно, как ему нравится, — превратится в контролируемый. На стыке психологических и компьютерных инноваций возникнет новая система обучения детей. В некоторых странах сегодня работает проект «Планшет для каждого ребенка», цель которого доказать возможность самостоятельного усвоения человеком школьных и институтских предметов при помощи компьютерной программы.

В небольшой индийской деревне провели эксперимент: установили компьютер с загруженным учебником по биологии на английском языке. В течение трех месяцев дети, никогда раньше не сталкивавшиеся с техникой, не обучавшиеся в школе, самостоятельно освоили программу. Пусть и не очень хорошо, на тройку, но все же освоили. Развитие подобной технологии приведет к исчезновению школ. Люди уйдут из-под контроля государства и станут развиваться в новой временной парадигме. Ребенок гораздо раньше сможет стать самостоятельным. Если сегодня юных бизнесменов мы называем уникумами, то в будущем ничего удивительного в этом не будет. Уже в 12-13 лет дети смогут реализовывать свои идеи.

Развитие технологий в области медицины позволит решить проблемы здоровья будущего поколения. С помощью генной диагностики можно будет найти отклонения на ранних стадиях развития плода и провести генную корректировку.

В будущем мы увидим мир помолодевших и здоровых людей. Нынешние дети — первое поколение нового социума, в котором мы еще успеем пожить.