суббота, 1 июня 2013 г.

Google угрожает Интернету?

Поисковик Google теперь не только ищет подходящие пользователю сайты, но и сам предлагает полезную информацию. Без сомнений, это хорошо для пользователей. Но хорошо ли для Интернета?


Поясним, что мы имеем в виду. Google — это в первую очередь поисковик, то есть сервис, предоставляющий пользователю ссылки на сайты, на которых содержится информация по введенному поисковому запросу. В последнее же время компания Google стала предлагать принципиально иной вид услуг: данные об актерах из ваших .любимых фильмов, наиболее выгодные предложения продавцов цифровой техники и тому подобную информацию поисковик готов давать вам напрямую, избавляя от необходимости переходить по ссылкам. Проект «Сеть знаний» (Knowledge Graph), запущенный в США уже более года назад, а в других странах — несколько позже (например, в России — в декабре 2012 года), представляет собой мини-энциклопедию, встроенную в поисковый сервис Google, и по сути является фундаментом для воплощения в жизнь новой бизнес-модели.

«Сеть знаний» позволяет выводить справа от результатов поиска информационную панель, на которой отображаются сведения о людях, местах, фильмах и т. п. То есть Google дает прямой ответ на запрос пользователя без перехода на сайт — источник информации. Таким образом обычный поиск постепенно утрачивает свое значение, а привычные результаты поиска начинают играть второстепенную роль: зачем открывать другие страницы, если Google и гак предоставляет всю нужную информацию?

Пользователям новинка от Google позволяет заметно сэкономить время, но для владельцев веб-сайтов расширение проникновения «Сети знаний» может обернуться катастрофой. Дело в том, что с се помощью из посредника Google превращается в конкурента другим ресурсам: обращаясь к панели «Сети знаний», пользователь перестанет переходить на тот или иной сайт, если наиболее актуальная информация с него уже есть в Google. В результате сайты лишатся доходов, получаемых от рекламодателей, которые размешают объявления на их страницах, гак как последние готовы платить лишь за размещение своей информации на популярных — имеющих много переходов — ресурсах.

Чтобы иметь возможность давать прямые ответы на запросы пользователей, Google использует огромную базу данных, включающую в себя около 700 млн понятий. Однако следует принимать во внимание, что для эффективной работы системы важны не только собственно факты, но и взаимосвязь явлений и предметов друг с другом. Для Google важно понимать, что именно ищет пользователь. Какую информацию хочет увидеть на экране человек, вводящий в поисковике запрос «Отверженные»? Расписание киносеансов на неделю или электронное издание романа Гюго? А может, его интересует список актеров мюзикла? В «Сети знаний» сохранена информация, что запрос «Отверженные» наиболее тесно связан с такими понятиями, как «Кино», «Фильм» и «Энн Хэтэуэй». Эти сведения получены на основании содержащихся в базе примерно 3,5 млрд взаимосвязей, которые, в свою очередь, основаны на запросах пользователей. Именно эти данные и выдаст Google в первую очередь, если ввести в поисковик «Отверженные», — на панели справа появятся имя режиссера последней экранизации, список актеров и краткое описание сюжета.

В «Сеть знаний» попадает все

Если ввести в поисковой строке имя музыканта, Google выдаст его дату рождения, название группы, в состав которой он входит, список популярных песен и график гастрольных туров. Если в строке поиска окажется имя футболиста, Google расскажет в первую очередь о его клубе, биографии и предполагаемом размере дохода, если географическое название — поисковик покажет фрагмент карты с сервиса «Карты Google». Кроме того, система выдаст самые популярные картинки по вашему запросу. На сегодняшний день в США панель «Сети знаний» появляется при введении запроса в 9% случаев, а, например, в Германии, где этот сервис стартовал на полгода позже, «релевантных понятий» меньше — около 4%. Официальных данных о распространенности «Сети знаний» в России нет, но учитывая, что в нашей стране проект был запущен в то же время, результат, полагаем, будет близким к немецкому.

Объем знаний, доступный первой — американской — и более поздним — национальным — версиям «Сети знаний» (в том числе российской), различается. Информация поступает в базу данных сервиса в основном из открытых источников. В России это почти в 100% случаев русскоязычный раздел «Википедии». В Америке помимо англоязычного раздела сетевой энциклопедии используется еще и онлайн-справочник «Всемирная книга фактов ЦРУ» (CIA World Factbook) и Freebase — большая база структурированных данных, собранных из множества источников, например отдельных вики-проектов, целью которой является создание глобального ресурса, позволяющего людям и машинам иметь более эффективный доступ к общеизвестной информации.

Не вся информация находится в свободном доступе, поэтому компании Google пришлось, к примеру, купить лицензию у Национальных институтов здравоохранения США (National Institutes of HeallJi — учреждение Министерства здравоохранения США, состоящее из 27 институтов и исследовательских центров, которое является основным органом правительства США. ответственным за исследования проблем здравоохранения и биомедицины) на использование данных из их базы. Именно по этой причине американской версии «Сети знаний» известно то, чего не знает российская.

Как Google зарабатывает деньги

Google отображает прямые ответы на запросы на странице выдачи с одной-единственной целью: как можно дольше удержать пользователя на своей странице. Это делается потому, что конкуренты Google, в первую очередь Facebook, в последнее время заметно упрочили свои позиции в борьбе за внимание пользователей — а следовательно, и за деньги рекламодателей. К примеру, посещение Facebook занимает около 13% того времени, которое средний американец проводит в Сети, а на долю сервисов Google, включая YouTube, остается лишь 11%. В мобильном секторе положение дел у Google еще хуже: 23% времени пользователи тратят на Facebook, и только 13% — на всевозможные приложения Google, включая «Карты», «Почту» и YouTube. Помимо этого Facebook в значительной степени перенял у Google ее бизнес-модель: персонализированные предложения в этой социальной сети — это не что иное, как контекстная реклама Google, формирующаяся под влиянием запросов и интересов пользователей.

Но как делать деньги на тех запросах пользователей, которые касаются абстрактных фактов или явлений? Ответ Google таков: не предлагать пользователю тут же нереити по ссылке, а задержать его как можно дольше на своей странице, показывая ему в это время рекламные объявления, поскольку чем дольше пользователь находится на странице Google, тем выше вероятность, что он перейдет по рекламной ссылке. Так, на soogle.com но запросу «Mamma Mia musical» пользователь увидит не только краткую информацию о мюзикле на панели в правой части окна, но и прямые ссылки дня покупки билетов на спектакль. Русскоязычная версия поисковика пока на это не способна, однако вскоре, полагаем, обзаведется полным набором возможностей такого рода.

Технологии «Сети знаний» применяются и в других сервисах, разработанных Google, — например, в Google Now, являющемся компонентом мобильного приложения Google Search. Google Now анализирует поведение пользователя и предлагает потенциально полезную для него информацию еще до того, как он введет запрос. Порой это очень удобно: приложение может заранее предупредить вас о пробке по дороге на работу или в стоп-кадре фильма отобразить информацию об актерах и интересные факты о том, как снималась данная сцена. Однако иногда программа откровенно действует на нервы — например, начинает предлагать вам снять гостиницу, как только вы въезжаете в другой город. Компьютерные очки Google Glass тоже таят в себе опасность: если просто гулять в них по городу, подолгу останавливаясь возле витрин магазинов, «Сеть знаний» проанализирует ваше поведение и сделает вывод о том, что вы любите покупать себе обновки.

На сегодняшний день «Сеть знаний» — это не более чем удобный для пользователей инструмент, но в перспективе он грозит превратиться в серьезную угрозу для веб-сайтов, основанных на использовании определенной базы данных, в первую очередь, для «Википедии». Впрочем, руководство онлайн-энциклопедии пока не спешит бить тревогу. «С появлением “Сети знании” число наших пользователей практически не изменилось — ни в большую, ни в меньшую сторону», — сообщает Катрин Шоненвиль, пресс-секретарь немецкого подразделения «Википедии». Google разделяет эту точку зрения. «Несмотря на то что мы упростили процедуру поиска, трафик возрос», — заявил на прошлогодней конференции Амит Сингхал, вице-президент Google. По словам Сингхала, панель «Сети знаний» призвана пробудить любопытство пользователя и заставить его делать все новые и новые запросы, от чего в конечном итоге выигрывают и Google, и владельцы сайтов. Тем же, кто критикует Google за переманивание клиентов, Амит Сингхал отвечает так: «Значит, веб-сайты должны предлагать пользователю больше. Кто станет переходить по ссылке, чтобы узнать, что два плюс два — четыре?»

Сейчас на панели «Сети знаний» отображаются только всевозможные интересные факты и информация для расширения кругозора, но кто сказал, что так будет всегда? Если уже можно без проблем «перепечатывать» выдержки из «Википедии», что помешает цитировать точно гак же и другие источники?

Почему бы, например, не взять свежие новости с сайта общественно-политического новостного издания, тесты из CHIP или рецензии из «Афиши»? Вероятнее всего? такой номер не пройдет безнаказанным — на Западе, по крайней мере. К примеру, в Европе недавно уже разгорелся скандал из-за того, какой объем информации с сайтов различных газет и журналов отображается на страницах сервиса «Новости Google»: тамошние СМИ, продавая свой контент за немалые деньги, были крайне недовольны тем, что фрагменты их материалов оказывались в свободном доступе через «Новости Google» и другие агрегаторы и поисковики. Вскоре после этого в Германии был принят новый закон, разрешающий издательствам брать деньги с поисковиков и агрегаторов за размещение фрагментов редакционных материалов в выдаче. Эксперты полагают, что в том случае, если объем информации, отображаемой той же «Сетью знаний», будет сильно увеличиваться, в отношении него и других аналогичных ресурсов могут быть применены схожие меры. Это в свою очередь будет стоить Google и его конкурентам, использующим аналогичные «Сети знаний» технологии и инструменты, огромных денег.

Впрочем, если такая форма представления информации покажется Google неработоспособной или неудобной, поисковик с легкостью от нее откажется — как ранее в этом году он отказался от демонстрации уменьшенного изображения страниц в выдаче. Данный инструмент был известен как Instant Preview и использовался с ноября 2010 года.