Священные бирмы — одни из самых изысканных и красивых породистых представителей домашних кошек. Кокетливые «маски» и сапфировые глаза, белые «перчатки» и «сапожки», как у аристократов, шелковистая шерсть и хвост-плюмаж, который они носят с неповторимой гордостью, вызывают восхищение. Есть у этих кошек и яркая легенда о происхождении, и утончённые манеры, привитые французскими заводчиками, и поддержка всех мировых фелинологических ассоциаций. Но при этом они почему-то остаются вдали от ярких лучей славы, оглушительной популярности и триумфального шествия по выставкам. Хотя всегда находятся почитатели породы, готовые работать с ней, не ожидая коммерческой выгоды от массовой любви к сакральным кошкам.
В чём же причина такой скромной известности священных бирм? И почему интерес к ним хоть и не очень велик, но неиссякаем?
Судьба благоволит кошкам этой породы с первых шагов на фелинологическом поприще. Стоило только священным бирмам появиться во Франции в 1919 году, как уже через шесть лет был принят первый стандарт, а в 1926 году одна из представительниц породы приняла участие в выставке кошек в Париже и получила титул Champion. Началось развитие породы в Европе. В 30-е годы XX века священными бирмами увлеклись заводчики Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Через два десятилетия породой заинтересовались в Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, а также в Австралии и Новой Зеландии. Кошки в «перчатках» и «масках» были известны буквально во всей Европе и стали заглядываться на Америку. Мечты о дальних путешествиях сбылись очень скоро — в 1959 году бирмы отправились в США и Канаду. При этом у породы никогда не было ярых противников, все фелинологические системы мира принимали её достаточно легко и быстро. Помимо этого, бирмы избежали неприглядной разнотипности и экстремальных нововведений, которые могли бы негативно сказаться на генетическом фонде. Почему же баловням судьбы не удалось стать популярной и массовой породой? Этому есть несколько причин.
Известно, что красота требует жертв, а бирманская красота требует от заводчиков, решивших работать с породой, не только жертв, но и железного терпения, глубоких знаний, неиссякаемой энергии и дюжего везения. Всё дело в визитной карточке священных бирм — окрасе колор-пойнт, который должен иметь чётко выверенные гармоничные белые отметины: «перчатки» и «шпоры», которые также называют «носочками», «чулочками» и «сапожками». Именно они служат критерием, определяющим класс кошки, — пет-, брид- или шоу-.
Как бы заводчики ни рассчитывали и ни планировали вязки, точно предсказать, будут ли у котят отметины идеальной формы, нельзя. Можно получить котёнка выдающегося типа, но с некорректным расположением белого на пойнтах — и прощай высокие места на выставках и в рейтингах. Конечно, заводчики могут использовать таких «неудачников» в бридинг-программах, но чаще всего продают их в качестве домашних любимцев. Небольшие «сбои» окраса не отменяют идеальный характер, правильный тип и принадлежность к этой зрелищной породе, но разведение — дело строгое и кропотливое, а разведение шоу-животных — тем более. Так что заводчики бирм работают над качеством, а не над количеством. К сожалению, не у каждого бридера хватает терпения и сил переносить поражения и неудачи в играх с природой, поэтому в этой породе мало не только кошек, но и заводчиков.
Помимо этого, у священных бирм самые серьёзные конкуренты среди других пород. В финальных Best in Show на выставках бирмы соревнуются с персидскими кошками, мейн-кунами, норвежскими лесными и невскими маскарадными. Даже если бы единственными соперниками были персы — и то шансы на победу невелики, а ведь есть ещё мейн-куны, которыми буквально «болеет» весь фелинологический мир. Заводчики из разных стран могут говорить, что у них популярны те или иные породы, но при этом фаворитами, как правило, обязательно назовут этих больших и ласковых гигантов в мире кошек. В Европе (особенно её северной части) священным бирмам приходится соревноваться не только с мейн-кунами, но и с норвежскими лесными. Так, на прошедшей Всемирной выставке в 2012 году было более 200 мейн-кунов, более 100 норвежских лесных и почти 50 священных бирм. И пока эта тенденция неизменна.
Освоение российских просторов
Первый бирманский кот Petrouchka Accroche-coeur de Plantamour был привезён в нашу страну в 1993 году Элеонорой Ленёвой из Швейцарии, но в то время большого интереса порода не вызвала. Питомников было очень мало — никто не хотел браться за сложных в разведении священных бирм, да и персидские гималаицы в то время имели ошеломляющий успех среди любителей кошек.
Ситуация меняется только в первое десятилетие XXI века — в породу в нашей стране приходят энергичные и увлечённые бридеры, которые достаточно быстро поднимают её на должный уровень. Для этого они завозят отличных производителей из лучших питомников Италии, Финляндии, Германии, Швейцарии, Дании и Франции. Даже появляется неформальное объединение Russian Sacred Birman Breeders, созданное бридерами для активной работы с породой, обмена опытом и знаниями, со вместных участий в российских и зарубежных выставках. Сейчас в России примерно 15 питомников, что, конечно, сравнительно мало.
Так уж сложилось, что порода не известна широкому кругу любителей кошек, да и соперники не хотят подпускать её к сердцам посетителей выставок и покупателей котят. Основных конкурентов в полудлинношёрстной группе у священных бирм в России два: мейн-куны и сибиряки, точнее невские маскарадные. С мейн-кунами всё понятно — любовь к этой породе безгранична и бесконтрольна во всех странах. Если же говорить о неваках, то зрители на шоу просто-напросто путают эти две по роды с окрасом колор-пойнт. Ведь и у невских маскарадных по стандарту допустимы белые пятна, и нет-нет, да и встретишь на выставке кошку в белых «перчатках» на лапах, хотя, разумеется, эти отметины никогда не будут иметь чёткой графичности и не станут породным признаком. У священных бирм нет и присущей невским маскарадным брутальности, внешней мощи — они более утончённые и элегантные. В России более популярны неваки, и это тот случай, когда о вкусах не спорят. Станет ли священная бирма в нашей стране когда-либо массовой породой? Скорее всего, нет, но думаю, обязательно появится мода на эксклюзивность и мастерски выполненную работу бридеров, результатом которой являются священные бирмы во всей их красе.
Изменить неизменное
Стандарт породы практические неизменен с момента его первого принятия в Фелинологической ассоциации Франции в 1926 году. И это уникальная ситуация. Даже самые небольшие дополнения, вносимые в стандарт, вызывают жаркие споры среди заводчиков. Всё дело в том, что в бирманской породе наметилось сближение с персидскими кошками — «заперсючивание», как называют его бридеры. Поэтому любая корректировка стандарта — это либо шаг в сторону сближения священных бирм с персами, либо отказ от данного направления. Проблему пытались решить на Генеральной ассамблее FIFe в 2011 году, когда Клуб Словении предложил внести изменения в стандарт, касающиеся формы и размера глаз. Предложение было одобрено. Но проблема не решилась окончательно, и на выставках во всём мире можно увидеть бирм, форма головы и глаз, структура шерсти и тип которых явно персидские. Это происходит из-за незаконного подмеса к породе персидских производителей. Стоит отметить, что во всех фелинологических организациях мира вязки священных бирм с любой другой породой запрещены. Нарушая правила таким способом, некоторые заводчики пытаются уйти от частого инбридинга. Недопустимость подобных вязок важна не только по причине потери уникального типа бирм, но и в наследовании генетических заболеваний, характерных для персов (например, поликистоза почек).
Тихая необъявленная война между защитниками и противниками «заперсюченных» бирм ведётся постоянно. Чего стоит один только вопрос о перераспределении пород по группам шерсти. В 2011 году на той же Генеральной ассамблее было вынесено предложение о переводе священных бирм из второй — полудлинношёрстной группы в первую — длинношёрстную, в которой сейчас состоят только персы и экзоты. Предложение не было принято. Кто-то решил, что на этом вопрос закрыт, однако есть мнение, что возвращение к его обсуждению — всего лишь дело времени. Любопытен и тот факт, что в середине XX века, на этапе становления FIFe, бирманские кошки принадлежали именно к I категории шерсти (ДШ) вместе с персами.