пятница, 24 мая 2013 г.

Безупречная блондинка


Отпраздновав сорокалетие, Гвинет Пэлтроу, похоже, вовсе не собирается переходить к возрастным ролям и переживает на экране вторую молодость. Ее озорная Пеппер Поттс из комиксовой франшизы о Железном Человеке ловко снует на острых каблучках среди взрывов и отчаянно флиртует со своим инфантильным начальником-супергероем, попутно спасая его ото всех бед этого мира. Гвинет выглядит на экране так, что кажется, будто бы он затеял всю эту войнушку только для того, чтобы она лишний раз насмешливо подняла бровь. Она не вписывается ни в какие стереотипы. Американка, выросшая в Бруклине, прославилась, играя безупречных англичанок во «Влюбленном Шекспире» и «Эмме» по забронзовевшей британской классике. Она жена рокера, но ее образ бесконечно далек от богемной оторвы - любая мать подрастающей дочери могла бы найти в ней хороший пример того, как должна выглядеть безупречная женщина. А в довершение всего она еще и поет.

Гвинет Пэлтроу появилась на свет 27 сентября 1972 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, в артистической еврейской семье. Она родилась, что называется, «с серебряной ложечкой во рту» - ее отец Брюс Пэлтроу был известным телепродюсером и обладателем девяти премий «Эмми», мать Блайт Даннер - известной актрисой, снимавшейся в «Госпитале МЭШ», «Коломбо» и выступавшей на Бродвее. Ее крестный - сам Стивен Спилберг, а она - юная принцесса, которой с рождения было обеспечено место среди элиты и положенные по статусу привилегии, которых, как многим казалось поначалу, она вовсе не заслужила. Когда девочке исполнилось 11 лет, ее родители переехали в Нью-Йорк, где Гвинет и ее младший брат Джейк сызмальства привыкали вариться в артистической богемной среде, посещая экспериментальные театральные постановки и наблюдая за жизнью творческих родителей. Неудивительно, что, едва окончив престижную частную школу для девочек The Spence School, в свои восемнадцать она уже дебютировала на сцене. Довольно скоро последовала и первая крошечная роль в кино - в фильме с Джоном Траволтой «Вопль» (1991) про подростков и рок-н-ролл. Не обошлось и без протекции крестного: Спилберг снял юную Гвинет в своем фильме «Капитан Крюк» (1991), где она сыграла подружку Питера Пэна Венди в детстве - пора было привыкать находиться на одной съемочной площадке с голливудскими звездами категории «А».

РОМАН С ОТРЕЗАННОЙ ГОЛОВОЙ

Спилберг Спилбергом, но настоящим прорывом для Пэлтроу стало участие в мрачнейшем атмосферном триллере Дэвида Финчера «Семь» (1995), где она играла, по сути дела, роль второго плана и могла бы запросто потеряться на фоне мощных перформансов Брэда Питта, Моргана Фримена и Кевина Спейси, если бы не одно обстоятельство: шокирующий финал. Серийный убийца, который хочет очистить мир от скверны смертных грехов и аранжирует каждое преступление, будто мрачную симфонию из крови и теней, в финальном аккорде, чтобы сломить волю упертого полицейского, наступающего ему на пятки, посылает ему отрезанную голову его возлюбленной - Гвинет - в картонной коробке.

Никогда в своей последующей карьере Пэлтроу не приходилось принимать участие в таком мрачном эпизоде. Но встреча с Брэдом Питтом на съемках у Финчера положила начало их роману. Питт был старше ее на девять лет и находился на полпути к тому, чтобы стать признанным идолом Голливуда, но пока еще им не стал. Роман с «Леди Совершенство» льстил его самолюбию простого парня, который выбился из низов, но на последовавшее после трех лет прекрасной дружбы предложение руки и сердца гордая аристократка ответила отказом. Оба впоследствии избегали комментировать свой разрыв, Гвинет лишь осторожно оправдывалась, что на тот момент «не была готова к замужеству», и говорила, что еще долго потом переживала депрессию, называла Питта «хорошим человеком» и каялась, что не сложилось у них исключительно по ее вине. Впрочем, много позже она обмолвилась, что в ее представлении «идеальный мужчина не должен быть центром внимания везде, где бы ни появлялся», и назвала свой роман с Питтом и последовавшую за ним связь с Беном Аффлеком «странными и какими-то нереальными».

АНГЛИЙСКАЯ КЛАССИКА И ХИЧКОКОВСКИЕ БЛОНДИНКИ

Позже об этом периоде своей жизни повзрослевшая актриса скажет: «Знаете, довольно страшно пережить пик своей карьеры всего лишь в 24 года». Она была молода, но уже достаточно опытна, а главное - сыграла целую череду ролей, которые наилучшим образом соответствовали ее собственному образу, внутреннему складу и актерскому темпераменту. Честолюбивая и насмешливая английская аристократка Эмма из классического романа Джейн Остин, независимая в суждениях и взявшаяся выдать замуж своих менее удачливых подруг, едва не упускает за этими хлопотами лучшую партию для себя самой («Эмма», 1996). Гордая и самовлюбленная Эстелла становится любовью всей жизни для сироты Финна в современной экранизации романа Диккенса, действие которого Альфонсо Куарон перенес в Америку наших дней («Большие надежды», 1998). Аристократка Виола грезит о театральных подмостках, нанимается в труппу, чтобы играть на сцене мужские роли, и становится музой начинающего драматурга по имени Уильям Шекспир («Влюбленный Шекспир», 1998). В хичкоковском триллере «блондинка в опасности» пытается избежать козней мужа, который нанял для ее убийства ее же любовника («Идеальное убийство», 1998). И снова «блондинка в опасности»: нежная невеста богатого аристократа Дики Гринлифа Мардж становится жертвой коварного хамелеона Рипли, который присваивает личность ее жениха («Талантливый мистер Рипли», 1999).

Получив за роль Виолы во «Влюбленном Шекспире» свой первый заслуженный «Оскар», Гвинет Пэлтроу больше не должна была доказывать недоброжелателям (а таковые имелись), что она не просто миленькая пустышка, попавшая в кино по родительской протекции. Но следом за почетной наградой на нее обрушились и все карьерные сложности, сопутствующие ее новому статусу заслуженной актрисы. Пэлтроу настигло так называемое «проклятие “Оскара”». Эта маленькая статуэтка всегда подымала гонорарную планку до небес: отныне лауреату предлагали заоблачные гонорары за участие в не слишком подходящем ему материале - этакие «предложения, от которых невозможно отказаться, по-голливудски», которые рушили его карьеру. И в то же время хорошие роли проходили мимо. Как впоследствии описала ситуацию сама Гвинет, «в представлении многих студийных боссов я стала слишком дорогой актрисой для их фильмов, хотя сама я вовсе не настаивала на бешеных гонорарах».

На помощь не мог не прийти папа - режиссер и продюсер. Он снял Гвинет в своем фильме «Дуэты» (2000), истории шестерых неудачников, которые съезжаются с разных концов страны на конкурс исполнителей караоке. В этом фильме Гвинет впервые запела сама и даже выпустила два сингла из него, которые попали в музыкальные чарты. Она начала разделять свои фильмы на те, где снимается «по любви», и другие, на которые согласилась только ради денег. К первой категории относились «Семейка Тененбаум» (2001) Уэса Андерсона, где она сыграла талантливую, но не нашедшую признания писательницу-чудачку Марго, и «Сильвия» (2003) - биография поэтессы Сильвии Платт, которая страдала депрессией и покончила с собой в 31 год.

На тот момент сама Гвинет не понаслышке знала, что такое депрессия. Еще после разрыва с Питтом она страдала от анорексии и, как впоследствии признавалась, «питалась, кажется, только сигаретами и алкоголем, будто пытаясь выместить на своем теле недовольство собой». И снова вмешался Брюс Пэлтроу, познакомив дочь с Мадонной - та приучила ее к йоге и медитациям, и в течение долгих лет они с Гвинет оставались закадычными подругами. В 2002 году Брюс Пэлтроу скоропостижно скончался от рака - через три дня после того, как Гвинет отпраздновала свое тридцатилетие, что снова погрузило ее в пучину депрессии. В тот период она стала меньше сниматься, раз и навсегда постановив для себя, что больше не будет ради денег браться за материал, который не устраивал бы ее целиком и полностью. «Я пересмотрела свое отношение к актерству и заключила сама с собой пакт о том, что больше никогда не позволю себе компромиссов».


НОВАЯ ЖИЗНЬ В АНГЛИИ

Спустя несколько недель после смерти отца, пытаясь как-то совладать с тоской и отвлечься, Гвинет, которая перебралась на тот момент в Лондон в собственный дом в престижном районе Белгравия, отправилась на концерт британской рок-группы Coldplay. А через год она уже стояла у алтаря с ее солистом Крисом Мартином. Замужество заставило ее окончательно обосноваться в Англии. «Мне нравится английский образ жизни, люди здесь гораздо меньше заморочены деньгами, чем в Америке, и вместо того, чтобы бесконечно обсуждать свою работу и прирост капитала, говорят обо всяких действительно интересных вещах. Единственное, что мне тут не нравится, - это англичанки, когда они как следует напиваются».

Через год у Пэлтроу с Мартином случилось прибавление семейства - Гвинет родила дочь, которую назвали Эппл, а еще через два года - сына Мозеса. Беременность давалась ей тяжело, вдобавок не обошлось и без послеродовой депрессии. Но размеренная семейная жизнь и новая избирательность, которую она взяла за правило, отразились на ее актерской карьере наилучшим образом. Пэлтроу, с детства приученная держаться с достоинством, всегда высоко себя ценила: «Я никогда не буду притворяться, будто я скромная женщина с доходом 25 тысяч в год». Но теперь важнее шестизначных гонораров для нее было качество ролей, и она снялась в нескольких превосходных фильмах подряд.

В «Доказательстве» (2008) Джона Мэддена сыграла дочь гениального и безумного математика, оставившего после смерти среди бессмысленных каракулей научное открытие, которое теперь пытается найти в этих записях его ученик. До экранизации Гвинет несколько лет играла эту пьесу на Бродвее, и это сказалось на качестве ее работы - на экран она перенесла свою роль с отточенной виртуозностью. А в «Любовниках» (2008) Джеймса Грея она воплотила образ пронзительной, как струна, эгоистки, в которую до дрожи в коленках влюбляется тихий увалень в исполнении Хоакина Феникса. Роль девушки из высшего общества, ради которой парень начинает слушать оперу, чтобы дотянуться до ее уровня, подошла ей как влитая. А между сериями «Железного Человека» она снова выступила как поющая актриса, представ в фильме «Я ухожу - не плачь» (2010) в роли несчастной, измученной алкогольной зависимостью бывшей звезды кантри, которую менеджер-муж раньше срока забирает из реабилитационной клиники ради новых гастролей, что приводит к неизбежной драме.

Ее карьера на подъеме, а перипетии семейной жизни она предпочитает не выносить на всеобщее обозрение. «На церемонии вручения «Оскаров», где я появлялась одна, меня сразу спрашивали про мужа - почему он меня не сопровождает? Вы что - поссорились? А я вот не понимаю: я что -обязана теперь везде непременно таскать его с собой?»