воскресенье, 19 мая 2013 г.

Мой дом - это я


Он защищает нас, скрывая от посторонних глаз, и в то же время выдает нашу суть. Мы рвемся домой, мечтаем сменить обстановку или тоскуем в четырех стенах. Как расшифровать эти чувства, чтобы лучше понимать себя?

Каждый из нас понимает, что такое дом: здесь любят, страдают, смеются, обнимают друг друга, иногда плачут. Собираются за столом, разговаривают, смотрят друг другу в глаза. Еще недавно здесь рождались и умирали. А что сегодня? Как изменились наши чувства в эпоху, когда можно жить на два-три дома или вообще «в самолете»? Мечтаем ли мы о собственной усадьбе или предпочтем стерильную современную квартиру, где самое главное - кровать, душ и беспроводной доступ в интернет? Кочевники с мобильными телефонами и планшетами, мы все-таки боимся утратить свой «причал». Ценность дома осталась прежней - во всяком случае, эмоциональная. «Современным людям дом нужен так же, как и раньше, несмотря на то что мы стали динамичными и независимыми: открыл ноутбук в чистом поле и вышел в мировое пространство, - считает психоаналитик Екатерина Калмыкова. - Мы привязаны к месту нашего обитания и в этом мало отличаемся от наших предков». Лишь 4% участников опроса нуждаются в доме только для ночлега! Больше половины с удовольствием обустраивают свое жилище: ремонтируют, усовершенствуют, украшают, воплощают собственные идеи или вдохновляются картинками из журналов. За что же мы любим наш дом больше всего?

ЗАЩИТА И ОПОРА

«Дом - это место, где я чувствую себя в безопасности», - сказали 28% опрошенных; второй по популярности ответ - «место, где все связано с семьей» (26%). Ощущение «у меня есть дом» близко к ощущению «у меня есть семья». И в наше время, когда семей в традиционном понимании становится меньше, а одиноких людей, свободных отношений и вторых-третьих браков - больше, мы иногда хотим опереться... на стены своей квартиры. Хотя дело не в стенах, конечно. Нас оберегает и дает чувство опоры другое - простые знакомые вещи, родные запахи, дорогие воспоминания... В этом смысле ощущение «я дома» всегда переносит нас в родительский дом. Будем справедливы: во все времена были люди, предпочитавшие проводить жизнь в отелях или просто часто переезжать с места на место. «Страстное «в Москву, в Москву!» - это тоже про страх закоснеть, про жажду внести в свою жизнь какие-то изменения, - считает юнгианский аналитик Татьяна Ребеко. - Мы устроены так, что хотим и стабильности, и перемен. Дом, конечно, - отражение первого желания».

«В нашем воображении дом - часть пространства, отгороженная от мира, куда почти не проникают внешние раздражители, то, что мы никогда не потеряем», - объясняет Екатерина Калмыкова. Это очень важно - знать, что есть место, куда мы всегда сможем вернуться. «В очень мобильной Америке, которая вся на колесах, или в европейских странах, где легко меняют место жительства, на Рождество все, как правило, съезжаются к самому старшему (или самому «оседлому») члену семьи», - отмечает Татьяна Ребеко.

САМОВЫРАЖЕНИЕ

Попав в квартиру или в дом к новому знакомому, мы можем узнать его лучше, чем за несколько часов, а то и дней общения: какие цвета он любит, какие вещи стоят на самом видном месте, как он проводит время, насколько важны для него чистота, порядок, уют, уединение,тишина... «Мне было 14, и каждый, кто оказывался в моей комнате, сразу понимал, кто я такая: огромные постеры с рок-певцами, фотографии, афиши висели на стенах так густо, что обоев не было видно», - улыбается 30-летняя Ольга.

Наш дом рассказывает о нас другим, но и нам самим он многое может объяснить в нашей внутренней эволюции. «Дом - это отражение базовой, исходной сущности человека, которой мы очень дорожим, - говорит Татьяна Ребеко. - Если нам страшно, что мы можем ее потерять, мы будем изо всех сил держаться за старое и отрицать любое движение вперед, минимальный прогресс... Но если мы боимся застыть, то станем изо всех сил рваться, убегать. В повседневной жизни это выражается в перестановках мебели или перекраске стен, если нет возможности сменить жилище». Есть и другие проявления наших внутренних метаний. «Я поссорилась с матерью и несколько лет с ней не общалась, - рассказывает 42-летняя Алена. - Однажды утром мне вдруг захотелось, непонятно почему, достать из шкафа слоников, которые остались мне в наследство от бабушки, маминой мамы. Через два дня я позвонила матери. До сих пор не знаю, то ли мое желание простить побудило меня вытащить этих слоников, то ли это они подтолкнули меня помириться с ней».

«Многое из того, что человек фантазирует про дом (в том числе и в сновидениях): починить, обновить, поддерживать порядок или вернуться к нему, - можно отнести и к его телу, - говорит Екатерина Калмыкова. - Ведь по сути и тело, и дом являются вместилищем жизни». Эта связь между нашим глубинным «Я» и жилищем была замечена задолго до появления психоанализа: греческий философ, живший во втором веке до нашей эры, утверждал, что дом, являющийся нам во сне, есть образ нашего «Я». Нам может присниться дом без крыши, залитый солнцем, дом без окон или дверей, дом-лабиринт. Например, полуразрушенный дом может говорить о тяжелых переживаниях, потерях, а маленький бедный домик - о самоуничижении и обесценивании. «Если во сне мы переезжаем в новый дом или мечтаем о нем, скорее всего, мы на пороге важных перемен в жизни, - рассуждает Татьяна Ребеко. - Такие сны нужно интерпретировать, относя их к себе, к своим желаниям. К примеру, человек живет в квартире, а ему снится, что он переселился в пещеру. Возможно, ему нужно прикоснуться к земле. А если он едет в хрустальный замок? Об этом тоже интересно подумать».

ИСТОРИЯ МОИХ СВЯЗЕЙ

Обстановка в доме говорит не только о наших вкусах, культуре, убеждениях. Она хранит и историю наших связей. Ведь дом - это то место, где у нас складываются (или не складываются) личные отношения, где мы делим свою жизнь и чувства с другими людьми. С этой точки зрения устройство современных жилищ может многое сказать о нашем желании, к примеру, жить вместе с кем-то или отдельно. «Когда я впервые оказалась в его квартире, я сразу поняла, что это квартира холостяка и места для меня тут просто нет», - вздыхает 25-летняя Марина. Своя история отношений с домом - у тех, кто страдает депрессией, как 28-летний Николай: «Я хожу по городу ночью, смотрю на освещенные окна квартир и чувствую, что у меня, в отличие от других, нет места, где я был бы дома»... То, что мы делаем со своим жилищем, отражает наши бессознательные конфликты. К примеру, бесконечные переезды говорят о внутренней неустроенности. 45-летний Юрий переезжает каждые два-три года. Едва закончив ремонт в одной квартире, он уже ищет следующую. Его не смущает бесконечная стройка вокруг, потраченное время, неудобства, расходы. Только с помощью психотерапевта ему удалось осознать, что так он добивается признания от... своего отца. И что никакой ремонт не будет достаточно хорош, чтобы доказать его ценность как человека.

Наш дом - это огромный мир. Он приглашает нас в путешествие, причем мы можем сами выбрать, в каком направлении двигаться: углубиться в себя, исследовать историю своей семьи и родственные связи, а может быть, воплотить свои грезы. Словом, чтобы отправиться в путь, придется побыть дома.

(c) Елена Шевченко