пятница, 26 апреля 2013 г.

Предвестник изобилия


“Лучший способ предсказать будущее — создать его самому”. Для основателя фонда X Prize Питера Диамандиса это не просто красивые слова, а руководство к действию. Фактически вся отрасль частных космических полетов обязана своим появлением Диамандису. Он не принимал непосредственного участия в создании космического корабля SpaceShipOne, который стал отправной точкой для компании Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, но именно объявленный Диамандисом конкурс с призом в $10 млн. стал катализатором для разработки этого и других летательных аппаратов. С тех пор фонд X Prize объявил множество других конкурсов, целью которых является как решение наболевших проблем человечества, так и новые технологические прорывы. Данная статья - наиболее интересные фрагменты состоявшейся беседы на закрытой встрече Питера Диамандиса с членами Entrepreneurs' Organization.


О РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Сегодня предприниматель-одиночка может делать то, что раньше было по силам только правительствам и крупным корпорациям: влиять на жизнь миллиардов людей, браться за решение серьезнейших глобальных проблем. Я уверен, что благодаря этому в течение следующих нескольких десятилетий мир преобразится. Наступит эра изобилия, мировые проблемы будут решены, и все люди на нашей планете смогут удовлетворить свои потребности.

Когда я говорю об этом, многие — особенно те, кто не являются предпринимателями, — относятся к моим словам скептически. Для меня это показатель того, что многие мыслят линейно. Так уж устроен человеческий мозг. Мы развивались миллионы лет, реагируя на среду, в которой находились. Представьте, какой была жизнь дикарей на равнинах Африки сотни тысяч или миллионы лет назад. Наш мозг формировался в условиях, когда жизнь была локальной и линейной. Она была локальной, потому что все, что нас затрагивало, происходило на расстоянии максимум одного дня пути. Если что-то происходило на другой стороне земного шара, мы не имели об этом ни малейшего понятия. И она была линейной: наши предки и их потомки на протяжении многих поколений жили одинаково. Сегодняшняя жизнь экспоненциальна и глобальна. Если что-то произошло на другом конце земного шара, вы можете узнать об этом через считаные секунды. А изменения происходят уже не от века к веку, не от десятилетия к десятилетию, а год от года. И в этом заключена большая проблема, потому что люди в массе своей продолжают мыслить линейно — в том числе и те, кто сидит в советах директоров и инвестирует в наши проекты. Но мир уже не линеен — в нем появились наноматериалы, синтетическая биология, компьютеры, сетевые системы. Технологии, от которых мы уже зависим на ежедневном, непосредственном уровне, развиваются стремительно. Разрыв, возникающий между нашим линейным мышлением и экспоненциальным развитием мира, может стать либо огромным стрессом, либо огромной возможностью — в зависимости от того, как вы смотрите на вещи.

Вспомните, что случилось с компанией Kodak. В 1996 году она входила в сотню крупнейших американских компаний, имела 140 тыс. сотрудников в штате и рыночную капитализацию $28 млрд. В прошлом году она объявила о банкротстве, а виной всему наступление новых технологий. Что обиднее всего, именно в Kodak изобрели и запатентовали технологию, которая сокрушила компанию, — цифровые камеры. Почему так произошло? Дело в том, что они слишком полагались на свои достижения в сфере аналоговой фотографии: «Мы же Kodak, наша технология должна позволять делать безупречные снимки с высоким разрешением, а цифровые камеры — это детские игрушки». Они не подумали о том, как экспоненциальное развитие может изменить технологию. В тот же год, когда Kodak обанкротилась, Facebook купила за $1 млрд. Instagram — компанию с 13 сотрудниками. Вот в таком мире мы живем — в мире, где предприниматели могут делать экстраординарные вещи. И вам самим решать, какой будет ваша компания — экспоненциальной или линейной.

ОБ ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОМ РОСТЕ
Несколько лет назад я стал одним из основателей Singularity University — университета, который изучает экспоненциальный рост технологий. Наши исследования говорят о том, что нынешнее поколение предпринимателей имеет беспрецедентную возможность изменить мир. Нет такой проблемы, которая была бы слишком велика. Нет задачи, которая слишком сложна, чтобы за нее браться. То, что сейчас является дефицитным, — это не деньги, не ресурсы, а мировоззрение, не позволяющее нам от линейного мышления перейти к экспоненциальному. Если я сделаю 30 линейных шагов, то окажусь на расстоянии 30 метров от того места, где нахожусь сейчас. Все люди умеют делать такие экстраполяции, наш мозг отлично научился справляться с этим. Но если я попрошу прикинуть, где я окажусь через 30 экспоненциальных шагов, лишь очень немногие смогут представить, где я буду находиться. Это расстояние настолько велико, что я мог бы 26 раз обойти земной шар. Вот этот разрыв между линейной и экспоненциальной экстраполяцией, между 30 метрами и 26 кругосветными путешествиями, и делает ее такой интересной для изучения — и такой пугающей для крупнейших корпораций.

Один из примеров экспоненциального роста — резкий рост объема данных. С начала времен до 2003 года в мире было оцифровано около пяти эксабайтов информации (эксабайт — миллиард гигабайтов). В 2010 году пять эксабайтов информации создаются за два дня. В этом, 2013 году мы будем оцифровывать пять эксабайтов каждые 10 минут. Мы в буквальном смысле находимся посреди информационного взрыва. И это очень мощный ресурс, который вы можете использовать для того, чтобы вести свой бизнес и создавать новые возможности. Главное — умение найти нужную информацию в потоке, извлечь ее и проанализировать.

Мы изучили, как с годами менялась вычислительная мощность, которую можно купить за $1000, и увидели, что получилась очень гладкая кривая. Скорость, с которой развивались технологии, не увеличивалась в мирное время и не падала во время войн, не менялась во время бурного роста экономики или депрессии. Она была примерно одинаковой, как предсказал основатель Intel Гордон Мур, потому что быстрые компьютеры все время создавали еще более быстрые компьютеры. Если мы продолжим эту кривую на сто лет в будущее, то увидим нечто совершенно удивительное. В 2010 году средний ноутбук стоимостью $1000 совершал сто миллиардов вычислений в секунду. Через десять лет, в 2023 году, средний ноутбук за $1000 будет делать 10 в шестнадцатой степени вычислений в секунду. Если мы поговорим с нейрофизиологом, он скажет нам, что это скорость мозга при распознавании паттернов — скорость, с которой аудиальный и визуальный кортекс распознают всю совокупность информации об окружающем мире. Что случится с нашими компаниями и нашими клиентами, когда средний ноутбук начнет работать со скоростью человеческого мозга? А ведь прогресс на этом не остановится; еще через 25 лет средний ноутбук начнет работать со скоростью работы мозга всего человечества.

В феврале 2011 года суперкомпьютер IBM Watson, названный в честь основателя IBM Томаса Уотсона, выиграл у людей в телевикторине Jeopardy (российский аналог — «Своя игра»). Компьютер, размещающийся в небольшой комнате площадью около 5 кв. м, имел доступ к базам данных. В частности, на него была скопирована Википедия. К интернету во время игры он не был подключен. На нем была установлена программа распознавания естественного человеческого языка и модуль синтеза речи, который позволял ему отвечать. Если вы посмотрите в интернете запись этой игры, вы убедитесь в том, как быстро и естественно Watson разговаривает и отвечает на вопросы. Представьте себе время, когда Watson будет жить в «облаке», будет постоянно вам доступен и сможет отвечать на все ваши вопросы. Вычислительная мощность, которая была самым дефицитным ресурсом, становится доступной каждому по цене электричества. Цена падает, а возможности растут экспоненциально.

О КОНКУРСЕ X PRIZE
Я — дитя 1960-х, поэтому всю свою жизнь влюблен в космос, верил в открытие новых горизонтов в космосе, это было моей страстью. Я запустил с десяток компаний, обслуживающих космическую промышленность. Одна из них доставляет людей на космические станции. Другая моя компания называется Zero G, это единственная коммерческая компания в мире, которая предлагает сертифицированные Федеральным авиационным ведомством США полеты с имитацией невесомости на самолете Boeing 727-200. Имея опыт запуска компаний в этой отрасли, я знаю, как трудно это реализовать. Однажды я прочитал об американском летчике Чарльзе Линдберге, который в 1927 году пересек по воздуху Атлантику, чтобы выиграть приз Ортейга. Реймонд Ортейг родился во французских Пиренеях, эмигрировал в Америку, прошел путь от официанта до владельца нью-йоркского отеля Lafayette. После Первой мировой войны, поверив в огромные перспективы авиации, он решил преддожить приз — $25 тыс. тому, кто совершит первый перелет из Нью-Йорка в Париж. Таким образом он привлек девять независимых команд, которые в совокупности вложили в проект $400 тыс., чтобы выиграть этот приз в $25 тыс. Я подумал: вот это здорово! Это мечта любого лидера. Он заплатил только выигравшему, никаких расходов на проигравших. И заставил девять групп людей потратить в 16 раз больше для реализации задачи.

Это побудило меня учредить приз за полет в космос. Я предложил $10 млн. первому, кто поднимется на 100 км вверх, вернется на Землю и затем повторит этот полет в течение двух недель. Проблема была в том, что на тот момент у меня не было $10 млн. Когда члены моего совета директоров узнали о моей затее, двое из них тут же уволились. Но мне не казалось большой проблемой найти источник финансирования — какой спонсор не захочет заплатить $10 млн. уже после того, как прорыв будет совершен? И я поехал в Сент-Луис, чтобы объявить об этом конкурсе со сцены. Если вы хотите объявить о большой, сумасшедшей, смелой идее, многое будет зависеть от того, как именно вы о ней объявите. Наш разум имеет какой-то лимит доверия к тому, что нам говорят. Если вы объявляете о какой-то идее, которая не вписывается в этот лимит, люди просто отмахнутся, не вникая в суть, сочтут вас глупцом и больше никогда не станут слушать. Со мной на сцене было 20 авторитетных деятелей из сферы космонавтики — астронавты, глава NASA и т.д., и все они согласились, что это отличная идея! И, поскольку денег у меня еще не было, я пошел привлекать их, как сделал бы любой хороший бизнесмен.

И вот я разговариваю с Фредом Смитом, владельцем FedEx, и он говорит мне: «Питер, это отличная идея, она мне очень нравится, но почему этим не занимается NASA или кто-то в таком роде? Я не верю, что это сработает». Я разговариваю с Ричардом Брэнсоном — результат такой же. Я переговорил со 150 топ-менеджерами из более чем ста компаний по всему миру, и все они отказались меня поддержать. Тем временем наступил 2001 год, и около двадцати команд заявили о готовности участвовать в конкурсе. «Я тут уже строю космический корабль, а деньги у вас есть?» — волновались они. Я отвечал: «Доверьтесь мне, я их соберу», — но уже начал волноваться сам. И вот однажды я читаю в Forbes про одну успешную женщину — Ануше Ансари, которая тогда только что продала свою компанию Telecom Technologies. В ее биографии было написано, что ее мечта — суборбитальный полет в космос. Я перечитал эту строчку раза три, не веря своим глазам, и решил найти эту женщину. Я узнал, что последние два месяца она отдыхала на Гавайях. Я направил ей все материалы, и встреча со мной была ее первым делом по возвращении. Она и ее муж Хамид сразу же согласились стать титульными спонсорами приза.

Название конкурса X Prize было условным. Я планировал заменить «икс» на имя спонсора, который внесет деньги. Правда, букву X стали расшифровывать иначе — как 10 миллионов или как сокращение от слова «эксперимент». Я так долго искал спонсора, что название уже прижилось, так что приз стал называться Ansari X Prize. Все сработало великолепно. У нас было 26 команд из 7 стран, которые потратили $100 млн., чтобы попытаться построить корабль и выиграть приз. Были проведены эксперименты со всеми возможными конструкциями, и победил корабль SpaceShipOne, который совершил второй зачетный полет утром 4 октября 2004 года в пустыне Мохаве. Это было потрясающее зрелище, перед рассветом на запуск собрались посмотреть 30 тыс. человек. Среди них был финансист Пол Аллен, который вложил $26 млн., чтобы выиграть $10 млн., и Ричард Брэнсон, который за неделю до второго полета купил лицензию на технологию победившего корабля — и это после того, как дважды отказал мне! Таков уж Ричард, дай ему бог здоровья. И все же я ему искренне благодарен, потому что благодаря этому его поступку мы стали иметь дело не с историческим событием, а с рождением новой отрасли — а в этом и была наша цель. Брэнсон выделил четверть миллиарда долларов на коммерциализацию этой технологии, и теперь космические полеты стали доступными. После шквала публикаций по всему миру мне позвонили все те люди, которые мне отказали: «Черт возьми, мне нужно было поучаствовать в этом». Сейчас SpaceShipOne хранится в центре Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, над капсулой Apollo 11 и рядом с самолетом, который выиграл приз Линдберга. Это здорово! Это чувство, знакомое предпринимателям, — успех, пришедший за одну ночь после 11 лет тяжелой работы.

Конкурсы, подобные X Prize, позволяют получать идеи от гениев по всему миру — и платить только победителям. В нашем случае на разработку было потрачено в 10-40 раз больше по сравнению со стоимостью приза, появилась целая новая отрасль, участниками конкурса было найдено много нестандартных решений. Посмотрите, $10 млн., потраченные семьей Ансари, привлекли более $100 млн. на разработку космических аппаратов и более $1 млрд. инвестиций в рынок частных космических полетов. На волне этого успеха я смог собрать потрясающий попечительский совет, в который вошли Ларри Пейдж, Джеймс Кэмерон, Ратан Тэта, сама Ануше Ансари и др. Сейчас у нас открыты конкурсы в ряде направлений — энергетика и окружающая среда, освоение пространства, образование и развитие, биология и медицина. Например, участники конкурса Google Lunar X-Prize могут получить $30 млн., отправив на Луну робота, который проедет 500 метров и произведет фото- и видеосъемку. Что важно, NASA добавило к этому призовому фонду контракты на общую сумму $30 млн. В конкурсе участвует 26 команд со всего мира. А до этого момента построить луноходы удавалось только двум сверхдержавам — США и СССР.

Зачастую наши конкурсы—это реакция на происходящие в мире события. Помните разлив нефти после аварии на бурильной платформе компании BP в Мексиканском заливе, который все продолжался и продолжался? Кинорежиссер Джеймс Кэмерон, который очень любит океан, начал требовать, чтобы мы что-то с этим сделали. Мы посмотрели на технологии очистки и увидели, что за десять лет, прошедшие с последнего масштабного разлива нефти, они не изменились. Тогда мы решили объявить конкурс на новую технологию очистки вод. Спонсором стала Венди Шмидт из Schmidt Marine Science Research Institute, призовой фонд составил $1,4 млн. Мы поставили перед командами задачу удвоить скорость очистки вод — чтобы их можно было очистить до того, как они достигнут побережья. Мы получили заявки на участие от 350 команд. Лучшие десять команд встретились в самом большом в мире комплексе для очистки воды от нефти. Эти команды были созданы в основном предпринимателями, и семь из них смогли вдвое увеличить стандартную скорость очистки, принятой в отрасли, ворочающей миллиардами долларов. А команда-победитель увеличила скорость очистки в шесть раз!

Кстати, одна из команд, которой удалось удвоить скорость очистки, была сформирована после встречи ее будущих участников в тату-салоне в Лас-Вегасе. Я не шучу. Такое невозможно придумать. Мастер-татуировщик был предпринимателем и дизайнером, а один из клиентов решил его поддержать. Когда мы спросили его при подаче заявки, как долго он работает в нефтяной отрасли, он, прежде чем ответить, на полном серьезе уточнил: «Включая сегодняшний день?» Мне кажется, очень важно — и удивительно — то, что очень часто настоящие открытия, инновации приходят от людей, не имеющих опыта в той сфере, в которой они совершают прорыв. Как правило, эксперты — это люди, которые могут со всей убедительностью объяснить вам, почему то или другое невозможно. А люди, пришедшие со стороны, неожиданно спрашивают: «А почему бы не сделать все это совсем по-другому?» В этом суть предпринимательства. Самыми прорывными и успешными становятся сумасшедшие идеи, а сумасшедшие идеи по своей природе имеют большую вероятность провала. Где в вашей компании место для этих сумасшедших прорывных идей? В своей книге я говорю о важности риска и о том, как в рамках компании безопасно создавать возможности для риска. Очень важно и даже необходимо стимулировать людей к риску. Для этого очень хорошо подходят конкурсы с призами. В таком конкурсе вы задаете участникам рамки: у вас столько-то времени и столько-то денег, чтобы решить проблему. Большинство людей скажут, что это невозможно. Отлично! Значит, эти люди сходят со сцены, а вместо них приходят те, кто готов попробовать. В таких условиях они вынуждены отказаться от всех старых проверенных способов — и они заранее знают, что успех не гарантирован. Но если они достигнут успеха, то это будет прорыв.

ОБ ЭПОХЕ ИЗОБИЛИЯ
Я написал книгу, которая озаглавлена «Изобилие: будущее лучше, чем вы думаете». Она поднялась до первого места в списке бестселлеров Amazon и занимала второе место в списке The New York Times на протяжении девяти недель. Когда я говорю людям, что мы будем жить в эпоху изобилия, они недоумевают: «Да неужели? Вы слуны свалились, Диамандис? Не заметили всплеск насилия и терроризма? Не знаете, что Европа разваливается под тяжестью долгов? В каком это смысле мы будем жить в эпоху изобилия?»

Слушая этих людей, я понимаю, что сегодня мы живем в мире, где СМИ — торговцы наркотиками, а плохие новости и есть тот самый наркотик, которым они торгуют. Круглосуточно, семь дней в неделю, вас снова и снова настигает очередная плохая новость — в телевизоре, компьютере, планшете, телефоне. Люди буквально «подсели» на плохие новости, и на то есть причина. В височной доле нашего мозга есть зона, которая за миллионы лет эволюции научилась обращать внимание на плохие новости. Если в древние времена человек пропускал мимо ушей хорошую новость — это было, конечно, жаль, но не более того. Зато если человек не обращал внимания на плохую новость, это нередко означало, что он уже труп. Поэтому люди научились уделять гораздо больше внимания плохим новостям. Как только вы слышите что-то негативное, ваше тело приходит в состояние полной готовности, ваше внимание полностью сконцентрировано. И новостные СМИ знают это. Кровавые новости — самые интересные. Посмотрите на последние сто лет истории человечества. Это исключительное столетие. Продолжительность жизни человека увеличилась более чем в два раза. Доход на душу населения в каждой стране увеличился более чем втрое. Стоимость продуктов питания снизилась в 13 раз, энергии — в 20 раз, транспортировки — в 100 раз, а коммуникаций — более чем в 1000 раз! И технологии, которые сделали все это возможным, не остановились, не замедлились, а только ускорились. Профессор Стивен Спир недавно написал книгу, в которой утверждает, что мы живем в самое мирное время за всю историю человечества. Последние сто лет были исключительными. И сделали их такими технологии. Технологии высвобождают ресурсы.

Моя книга начинается с того, как в 1840 году Наполеон III пригласил короля Сиама на званый обед в Версаль. Его солдаты ели из серебряной посуды, сам Наполеон III — из золотой, а король Сиама, царственный гость, — из алюминевой. В ту эпоху алюминий был самым редким металлом на планете. Хотя на долю алюминия приходится 8,3% веса Земли, он встречается в природе только в виде соединений, его нельзя просто выкопать. И было настолько энергетически затратно получать алюминий из бокситов, что он стоил дороже золота и платины. По этой причине была покрыта алюминием и вершина памятника Джорджу Вашингтону в столице США: создатели хотели использовать самый дорогой в мире металл. А потом появилась технология под названием электролиз, и получать алюминий из бокситов стало очень дешево. И мы теперь используем алюминий как одноразовый материал — алюминиевая фольга, алюминиевые банки — и тут же выбрасываем. Это пример того, как развитие технологий уничтожает дефицит.

Давайте посмотрим, нехватка каких ресурсов нас все еще беспокоит. Часто говорят об энергетическом дефиците. Но мы живем на планете, которая буквально омывается энергией Солнца: до нас ее доходит в 5000 раз больше, чем мы, все человечество, используем. Энергия не является дефицитной, просто она пока не в той форме, которую мы можем легко использовать. Но это лишь пока, ведь прогресс в этой сфере идет семимильными шагами. Стоимость электроэнергии, преобразуемой из солнечного света, падает с каждым годом, и в США к 2020 году ее стоимость составит примерно треть от средней стоимости электричества в сегодняшних электросетях.

Если у нас есть изобилие электричества, то есть и изобилие воды. Мы живем на планете, которая на две трети покрыта водой. Выгляните в окно! Да, 97,5% запасов воды — это соленая морская вода, еще 2% — это ледники, и мы боремся за оставшиеся полпроцента. Но вспомните историю с алюминием и технологией, которая позволила добывать его из бокситов. Мой друг Дин Кеймен изобрел прибор под названием Slingshot, который способен из любой жидкости — хоть соленой воды, хоть сточных вод — делать воду такой чистоты, что ее можно использовать для инъекций.

У африканца с мобильным телефоном сейчас гораздо больше коммуникационных возможностей, чем было у президента США Рейгана двадцать лет назад. А если у него есть выход в интернет, то доступ к информации у него лучше, чем у президента Клинтона 15 лет назад. Мы уже живем в эпоху коммуникационного и информационного изобилия. Население планеты недавно превысило 7 млрд. человек. В 2010 году на земле интернетом пользовались около 2 млрд. человек. К 2020 году число таковых достигнет 5 млрд. Это три миллиарда новых умов, которые присоединяются к разговору во всемирной паутине. Это люди, которые еще ничего не покупали в интернете. Что они будут покупать? В частности — у вас? Что они захотят посмотреть? Какой вклад внести в общее дело? Что изобрести? Эти люди вольют в экономику десятки триллионов долларов. И еще они — величайшая инновационная сила. Вам кажется, что изменения происходят очень быстро и новые изобретения появляются постоянно? Вы еще не видели, что такое быстро! В следующие несколько десятилетий нас ждет взрыв инноваций.