суббота, 9 августа 2014 г.

Лучшая зарубежная научная фантастика

Лучшая зарубежная научная фантастика
Вселенная огромна и таит множество тайн. Постичь её законы, встретиться с представителями иных цивилизаций, заглянуть в далёкое будущее, выжить в экологических катастрофах и космических войнах — вот лишь малая толика задач, которые стоят перед человечеством.

Среди тематических англоязычных антологий есть одна линейка, которая внушает почтение и священный трепет. «Лучшая научная фантастика» -объёмистые ежегодники, которые выходят вот уже более тридцати лет подряд. Собирает их один из лучших редакторов-составителей, Гарднер Дозуа, - и действительно отбирает лучшее из лучшего. Процент вещей вторичных, проходных или откровенно слабых в этих антологиях крайне мал, а вот шедевры встречаются чаще обычного.

Разумеется, каждый волен расширять и сужать рамки жанра, как ему заблагорассудится: для одних «научная фантастика» - это исключительно полёты в космос, другие же готовы признать таковой всё, что не похоже на фэнтези и мистику. Однако в этот раз НФ по Дозуа - это преимущественно произведения, связанные с естественными науками.

Исключение составляют несколько рассказов. «Политический заключённый» Чарльза Финли - это, по сути, история о политическом перевороте и суровой жизни в концлагере. Хотя действие рассказа формально и происходит на другой планете, НФ здесь скорее для декораций. И «Агенты» Кристин Раш - это рассказ не научно-фантастический, а альтернативно-исторический. Он увлекателен и отлично читается, однако для того, чтобы понять все тонкости авторской игры, читателю желательно освежить в памяти историю семьи Кеннеди и тогдашнего директора ФБР Джона Гувера.


Остальные произведения сборника принадлежат к «твёрдой» НФ в том или ином варианте. О ближайшем будущем размышляют Паоло Бачигалупи в «Игроке», Йен Макдональд в «Достойном юноше», Мэри Розенблюм в «Поставщике яиц», Морин Макхью в «Экстремальной экономике». Какие новые беды грозят человечеству в связи с прогрессом? Как повлияют на наш быт новейшие открытия? Особняком здесь стоит рассказ «Слова на букву „н“» Теда Косматей, в котором тот размышляет о судьбе двух разумных видов человека - нас и неандертальцев...

Разнообразию миров будущего посвящены «Шесть измерений пространства» Аластера Рейнольдса, «Лестер Янг и блюз "Луны Юпитера"» Джеймса Гарднера, «Бабочка, упавшая на заре» Альетт де Бодар, «Буджум» Элизабет Бир и Сары Монетт. Прекрасные, яркие образы, увлекательные сюжеты, профессионально прописанные вселенные. В «Буджуме» две писательницы отдают дань не только фантастам Золотого века, но и великому ктулховеду, Говарду Филлипсу Лавкрафту. Рейнольдс знакомит нас с миром, в котором монголы завладели Землёй и вышли в космос, а в рассказе де Бодар в Америке образовался сплав трёх цивилизаций: индейцев, европейцев и китайцев. Что до Горда Селлара, то он сочинил полную грусти настоящую джазовую композицию о таланте и одиночестве, этакий современный вариант «Войны миров».

О колонизации космоса и возможных проблемах, связанных с внеземным разумом, рассказывают Майкл Суэнвик в «И бежали мы от падшей славы вавилонской», Стивен Бакстер в «Яблоках Тьюринга», Карл Шрёдер в «Герое», Пол Макоули в «Приезжих»... Джеймс Камбиас в рассказе «Свести баланс» показывает нам мир глазами разумного космического корабля, а Ханну Райаниеми написал чудесный пастиш — «твёрдую» НФ, которая отсылает нас к сюжету «Пиноккио» и связана со знаменитым слоганом фонографа Эдисона, торговой маркой, давшей название рассказу: «Голос его хозяина». «Говорящее» название дал своему рассказу и Грег Иган: его «Хрустальные ночи» посвящены искусственному интеллекту и дилемме, связанной с искусственной же эволюцией, - а заодно намекают на еврейские погромы в ноябре 1938 года.

Неплохую повесть «Нексус Эрдмана» написала Нэнси Кресс - о том, что ждёт всё более «стареющее» относительно своего среднего возраста человечество. Джеймс Гарднер же сделал героем рассказа сверхмощный лучемёт, однако на самом деле сочинил ироническую и трогательную историю о любви.

Но, пожалуй, наиболее захватывают воображение картины далёкого будущего. «Дни чудес» Джеффа Раймана представляют нам людей, которые внешне мало чем напоминают нас нынешних и скорее похожи на детищ доктора Моро. «Пять триллеров» Роберта Рида - отличный образец повести, в которой есть и неоднозначный персонаж, и сложные этические задачи, и неожиданные сюжетные решения. Но больше всего впечатляет «Слеза» Йена Макдональда. Прежде на русском выходили его произведения, в основном посвящённые ближайшему будущему; здесь же автор разворачивает перед нами панораму планет и миров, представляет целую галерею разных форм разумной жизни - и завершает всё мощной, звенящей нотой.

Прекрасная подборка рассказов от ведущих авторов жанра. Подходит для многократного перечитывания.

(с) Владимир Пузий

Лучшая зарубежная научная фантастикаЛучшая зарубежная научная фантастика