суббота, 4 апреля 2015 г.

Хуан Хосе Мильяс. В алфавитном порядке

Хуан Хосе Мильяс. В алфавитном порядке
Что делать, если воображаемый мир, куда ты попал в состоянии горячечного бреда, со временем начинает казаться всё более реальным? Здесь пропадают буквы и слова, улицы города меняют направление, превращаясь в лабиринт, а в школах отменяют уроки из-за того, что учебники ожили и улетели в небо, - однако всё это представляется герою вполне логичным и, главное, упорядоченным по сравнению с зыбкостью и непредсказуемостью нашей действительности.

Один из самых сложных и интересных вопросов в лингвистике — языковая картина мира и границы её влияния на сознание индивида. Например, если в английской грамматике больше времён, чем в русской, значит ли это, что англичане по-другому ощущают течение времени? Собственно, «В алфавитном порядке» можно смело рекомендовать для чтения всем студентам-лингвистам в качестве художественной иллюстрации того, как меняющийся язык изменяет сознание героев и мир вокруг них. Впрочем, нелингвистам тоже будет интересно: несмотря на то, что автор уделяет немало места рассуждениям о грамматике, логике, речи и печатном слове, он не забывает о героях и их конфликтах. Радует, что персонажи не превращены в подопытных кроликов, пригодных исключительно для демонстрации лингвистических идей, нет впечатления «картонности» и нарочитости происходящего. Автор говорит о вечных темах - отцы и дети, семья, любовь и самоопределение — тонко, умно и без ненужного пафоса.


В первой части книги герой, будучи ребёнком, оказывается в параллельном мире, который поначалу очень похож на настоящий, однако чем дальше, тем больше начинает от него отдаляться. Пока в реальности мальчик болеет и лежит дома с компрессом на лбу, его сознание забредает в лабиринты узких улиц и странных разговоров и вскоре уже не может отыскать дорогу назад. Вначале моменты перехода (или переключения внимания) между мирами довольно чётко очерчены, поэтому в хитросплетениях сюжета не потеряешься — чего не скажешь о второй части романа, где уже взрослый герой Хулио ловко смешивает действительность, свои фантазии, статьи из энциклопедий, грамматику языка и историю о себе-в-детстве, и в какой-то момент читатель уже перестаёт понимать, что происходит на самом деле.

Роман о субъективности человеческого бытия: семейная драма сквозь призму языковой логики.

Хуан Хосе Мильяс. В алфавитном порядкеХуан Хосе Мильяс. В алфавитном порядке