пятница, 26 декабря 2014 г.

Юбилей летучей мыши

Бэтмен

Среди всех супергероев Бэтмен в нашей стране, наверное, пользуется наибольшей популярностью. В этом году он отмечает не просто очередной день рождения, а юбилей. Почетному дружиннику Готэм-сити исполняется 75 лет. Возраст солидный, если не сказать пенсионный, но даже старый Бэтмен, как известно, статистику раскрываемости не портит. Да и вообще - за одного Бэтмена двух Робинов дают.

Впервые этот персонаж появился на страницах майского номера журнала Detective Comics за 1939 год. Принадлежало это издание компании National Comics (сейчас DC Comics), она же выпускала еще один журнал - Action Comics, который начал выходить годом ранее, в июне 1938-го. Именно тогда и произошло событие, во многом предопределившее рождение Бэтмена: в первом номере АС состоялся дебют самого Супермена. Коммерческий успех истории о беженце с планеты Криптон стал для компании сигналом - даешь больше героев, хороших и супер.


ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО...


С заданием придумать образ нового борца со злом руководство National Comics обратилось к художнику Роберту Кейну. Использовав в качестве источника вдохновения буквально все, что под руку подвернулось, - истории о Зорро,популярные в те времена фильмы, рисунки да Винчи - он сделал первые наброски персонажа, которого и назвал Bat-Man. Только походил тот больше на того же Супермена, чем на всем известного ныне защитника Готэм-сити.

Герой носил красный костюм, черные крылья и небольшую маску. О Бобе Кейне можно сказать всякое, и мы это всякое утаивать не будем, но все же в чувстве самокритики ему не откажешь. Понимая, что такой набросок вполне может стать для него пропуском в чудесный мир безработных, он обратился за помощью к своему знакомому - сценаристу Биллу Фингеру.

Обложка комиксов 1940 года

Именно Фингер предложил заменить маску капюшоном с прорезями для глаз, а крылья - на плащ. Именно Фингер посчитал, что Бэтмену больше подойдут цвета помрачнее - синий и серый. И что герой обязательно должен носить перчатки, дабы не оставлять отпечатков пальцев. Ну и наконец, настоящее имя этого персонажа - Брюс Уэйн - придумал тоже Фингер, соединив в нем шотландского короля Роберта I Брюса (того самого, что засветился в «Храбром сердце» Мэла Гибсона) и американского генерала времен войны за независимость Энтони Уэйна по прозвищу «Безумный».

Новый герой пришелся по душе руководству National Comics, понравился он и публике. И все были бы довольны, если бы не одно «но»: авторские права Боб Кейн оформил только на себя. Более того, он заключил с издательством контракт, в силу которого в течение 20 лет на обложках комиксов про Бэтмена должно было указываться, что создателем главного героя является Кейн и никто более. При этом оба - и Кейн, и Фингер - продолжали работать над серией, и оба, например, претендуют на право называться авторами еще одного ключевого персонажа этой вселенной. Речь идет о заклятом враге Брюса Уэйна и об одном из самых ярких злодеев в истории комиксов - Джокере.

Что во время действия контракта, что после него - Кейн всячески старался приуменьшить заслуги партнера, порой чуть ли не обвиняя того в мошенничестве. Ситуация изменилась лишь после смерти Фингера в 1974 году. Боб Кейн скончался в 1998-м, и в поздних интервью он отзывался о покойном не иначе, как с почтением и даже сожалел, что не смог совладать с собственным эго, которое и стало причиной их размолвки. В вышедшем в честь 75-летия Бэтмена пресс-релизе DC Comics фамилии Кейна и Фингера стоят рядом, правда, при этом подчеркивается, что последний был сценаристом комиксов. Такая осторожность понятна - шаг влево или вправо в денежных вопросах (а вопросы авторства столь популярного персонажа к таким, несомненно, относятся) чреват судебными исками.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ


Первые годы Бэтмен стремительно набирал популярность, а создатели комикса старались насытить деталями мир, в котором жил этот пусть и не укушенный радиоактивной мухой, но все же супергерой. Появились используемые и по сей день гаджеты, например, бэтаранг. Стали известны детали биографии Брюса Уэйна, в том числе знаковый эпизод со смертью родителей. Обзавелся Бэтмен и достойными противниками, самым популярным из которых по сегодняшний день остается уже упомянутый Джокер. В 1940-м у Бэтмена появился напарник - Робин, с которым связан один из самых громких скандалов в истории серии. В 1954 году американский психиатр с немецкими корнями Фредрик Уэртэм в своей книге «Соблазнение невинного» обвинил издателей в том, что выпускаемые ими комиксы негативно влияют на психику подростков. В основном это касалось сцен насилия, но «Бэтмену» досталось еще и за пропаганду гомосексуализма. Справедливости ради заметим, что некоторые эпизоды с участием Бэтмена и Робина вроде утренних разговоров в постели действительно иначе как «странными» не назовешь.

В результате поднявшейся шумихи была создана Американская ассоциация комиксов (Comics Magazine Association of America), которая стала проводить политику внутренней цензуры. Так появилась Comics Code Authority, организация, которая до начала нынешнего века следила за тем, что публикуется на страницах журналов. На свалку истории она отправилась лишь после того, как с ней перестали сотрудничать крупнейшие издатели.


Современные комиксы про Бэтмена

Вселенная «Бэтмена» менялась не только под влиянием CCA. В тех же 50-х в ней раздавались отголоски набиравшей тогда темп научной фантастики, причем настолько громкие, что Брюсу Уэйну пришлось даже иметь дело с пришельцами. В те годы популярность серии стремительно падала, и в 1964 году руководство DC Comics даже стало подумывать об убийстве героя. Спас Бэтмена вышедший в 1966-м телесериал, параллельно с которым состоялось и возвращение комикса к детективным корням, - ведь изначально предполагалось, что Брюс Уэйн должен противопоставлять преступникам не только хук в челюсть и пуленепробиваемый костюм, но и смекалку, достойную Шерлока Холмса. На беду, через пару лет сериал был закрыт, и тиражи журналов снова начали падать.

Мы не знаем, возвращались ли издатели в то время к идее убить Бэтмена, но такое вполне возможно, потому как подобный ход для комиксов очень даже привычен. За примерами далеко ходить не надо - скажем, в 60-х годах по Воле сценаристов погиб Альфред, дворецкий семьи Уэйнов. Правда, вскоре его пришлось воскресить-гибель верного слуги пришлась не по душе читателям. Но эти же самые читатели в 1988 году не смогли спасти Робина. Более того, именно они его и убили. DC Comics провело телефонное голосование, участникам которого предстояло определить, погибнет этот персонаж или нет. С перевесом в 28 голосов победил первый вариант.

К тому времени Бэтмен вновь находился на подъеме, начавшемся после выхода в 1986 году серии комиксов The Dark Knight Returns. Ее автором стал Фрэнк Миллер, который, наверное, знаком даже далеким от темы людям, благодаря экранизации «Города грехов». Ну а потом, в 1989-м, был фильм Тима Бертона «Бэтмен», который при бюджете в $48 миллионов собрал почти в 9 раз больше - $410 млн. За ним последовали бертоновский же «Бэтмен возвращается», мультсериал, а также снятые Джоэлем Шумахером «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин». Затем пришел черед трилогии Кристофера Нолана и игры Arkham Asylum, ставшей родоначальницей целой серии экшенов. Сейчас ведется разработка уже четвертой ее части. Планируются съемки и новых фильмов, главную роль в которых должен сыграть Бен Аффлек. Споры о том, насколько он для нее подходит, ведутся самые ожесточенные. И этот ажиотаж, наверное, лучше всего доказывает: в свои семьдесят пять Бэтмен - мужчина в самом расцвете сил.