ПК с шестеренными механизмами и космический корабль с паровым приводом: познакомьтесь с тем, как хай-тек в стиле «стимпанк» создает связь с аристократической эпохой.
Современный мир без двигателей внутреннего сгорания и компьютерной техники? Понятно, что так не пойдет, но представить можно: стимпанк соединяет возможности современной техники с внешним видом в стиле эпохи ранней индустриализации. В результате возникает по-своему оригинальный и точный стиль. Он обязан своим названием словам «steam- («пар») и punk- (от «киберпанк»). Подоплека его такова: в викторианскую эпоху, прежде всего во второй половине XIX века, паровые машины помимо железных дорог работали и на всякого рода фантастических аппаратах. Так, повседневная жизнь обогатилась различными видами дирижаблей, а также ездящих, плавающих и думающих машин. В это время еще царит всеобщая эйфория, техника считается идеальным решением для всех вопросов и проблем. Стиль стимпанк переносит этот захватывающий и одновременно наивный восторг во многие фильмы, сериалы и видеоигры нашего времени, где техника вызывает все больше скепсиса.
Источники 150-летней давности
Отцом-основателем стимпанка считается Жюль Верн. В таких романах, как «Паровой дом» и «20000 лье под водой», фантазия французского писателя почти 150 лет назад додумывала технику своего времени. Он описывал будущее с автоматизированными пишущими устройствами, механическими слонами и подземками, все приводилось в движение силой пара и гидравликой. Поскольку электричество тогда еще не играло большой роли, такое развитие техники казалось ему логичным.
Пар и жизнь
Долгое время называемые детской или даже бульварной литературой произведения пионера научной фантастики даже через сто лет вдохновляли других писателей на создание историй о ретро-технике. Например, Уильям Гибсон после своей трилогии «Нейромант», созданной в 80-х годах, в 1990 году в книге «Машина различий» сделал ставку на то, что в викторианской Англии могли соорудить аналоговый компьютер. Стивен Бакстер в 1993 году в книге «Антилед» исследует возможности для создания паровых космических кораблей и ракет в середине XIX столетня.
Молодые авторы почти полностью погружаются в мир стимпанка, как и родившаяся в 1975 году Чери Прист со своей серией «Заводной век», издавая целые циклы. Создатели фильмов и разработчики видеоигр открывают интригующий мир научной фантастики как увлекательные декорации для странных историй и характеров.
Такое ностальгически приображенное представление хай-тека прошлого в стиле ретро привлекает все больше поклонников. Они шьют себе костюмы в стиле стимпанк, которые любовно дополняют такими элементами, как механизированные бинокли и портативные компьютеры. Другие в соответствии с эстетикой стиля украшают свои ПК филигранными корпусами, паровыми клапанами и клавишами от пишущих машинок или даже конструируют кофе-машины и туалеты, чей внешний вид будто бы происходит из альтернативного мира техники. Так что стимпанк для многих его фанатов стал не просто жанром научной фантастики, но и культурным движением и альтернативным образом жизни.
Не только «панк»
Стимпанк — не единственный научно-фантастический поджанр со странным названием. Помимо стимпанка — понятия, возникшего в 80-х годах прошлого века — существует почти дюжина разновидностей, обращающихся к альтернативному ходу технического прогресса — например, клок-панк, обозначающий мир часовых и пружинных механизмов. Киберпанк, наоборот, подразумевает компьютеры и виртуальную реальность, которые способны управлять жизнью людей — правда, негативным образом.
В направлении дизельпанк, истории которого разыгрываются во времена Первой мировой войны, абсолютно все приводится в действие дизельными двигателями - не только автомобили, но и соковыжималки. Манипуляции с организмом и генами относятся к тематике направления биопанк, возникшего почта 20 лет назад. Наконец, атомпанк, описывающий параллельный мир, где царит непрерывная эйфория от атомной энергии. Между тем, отделить один жанр от другого достаточно сложно, границы размыты. Так, часто пересекаются стимнанк и клокпанк, а также дизельпанк и атомпанк.
Стимпанк: превращение в игру
Странные миры из труб, котлов, гигантских машин и приключений? Стимпанк будто создан специально для видеоигр. Уже в 1993 году появился простой шутер The Chaos Engine для ПК, Amiga и Nintendo, в котором игрок вместе с двумя наемниками палит из оружия в стимпанк-мире. Своими паровыми роботами и диковинными машинами серия Thief тоже обязана стимпанку. Ну и, конечно, в недавно вышедшей «стрелялке» Bioshock Infinite, как и во всей серии Bioshock, явно доминируют стимпанковские мотивы.
По-настоящему симпатично это выглядит в заявленной на февраль 2015 года игре The Order 1886 для Playstation 4. В роли рыцаря ордена охотников за монстрами игрок должен обеспечивать порядок в Лондоне в 1886 году. При этом столица представляет собой идеальную картину стимпанк-мира: по небу плывут гигантские дирижабли, с шумом проносятся по своим воздушным рельсам паровые трамваи.
Пришествие в Голливуд
От Голливуда стимпанк уже неотделим. Однако для сотворения мира в этом стиле создатели фильмов лишь отчасти обращаются к самому жанру. Так, в приключенческом фильме 2011 года «Три мушкетера» в XVII веке появляется футуристический дирижабль. Фильмы «Шерлок Холмс» режиссера Гая Ричи переплетают мир гениального детектива с сумасшедшей оружейной техникой и странными аппаратами. В хитовом фильме Уилла Смита «Дикий, дикий Запад» на Диком Западе появляется огромный паук-убийца.