среда, 12 ноября 2014 г.

Космический стимулятор

Илон Маск

Он хотел, чтоб на Марсе цвели яблони, и поэтому создал собственную космическую корпорацию. Илон Маск, один из самых богатых, влиятельных и интересных людей планеты - а в будущем, если ему не изменит удача, то и двух планет.

Один юноша из Претории (это в Южной Африке, если что) обладал редким сочетанием талантов: у него был инженерный ум и серьезные способности к продажам. По крайней мере, еще подростком Илон Маск создал собственную компьютерную игру и умудрился ее продать за 500 долларов, деньги же вложил в акции - а не купил себе мопед, как поступили бы некоторые. Сбережения пошли на эмиграцию: сперва в Канаду, а потом в Америку на учебу. Учился Илон ни шатко ни валко, зато на паях с тремя другими студентами основал свою первую компанию Zip2. Когда ее купила компания Compaq Computer, Маску досталось 20 миллионов. В результате - личный самолет (вот он, мопед) и новая компания: X.com, которая впоследствии - в результате слияний и разнообразных перестановок - превратилась во всем известный PayPal. Вот отсюда уже можно было переходить в высшие сферы. В космос.


Per aspera


Космическая одиссея началась, когда eBay купил PayPal за впечатляющие полтора миллиарда долларов. Маску как соучредителю принадлежало чуть больше 11% акций PayPal, и, когда сделка состоялась, Илон Маск стал богаче на 165 миллионов долларов и начал искать, куда же вложить свои деньги и свои силы.

Каким-то невероятным образом объектом для вложений был избран Марс. «Я начал с безумной идеи и назвал это миссией Mars Oasis («Марсианский оазис»), - говорил Маск в своем интервью журналу Wired. - Идея заключается в том, чтобы построить небольшую теплицу на поверхности Марса, в которой будет обезвоженный питательный гель, выстеленный на почве и получающий из нее влагу». Конечно, никто не собирался превратить Марс в сельскохозяйственный придаток Земли: идея завиральная. То, что он хотел, - это подстегнуть воображение людей и вернуть интерес к освоению космоса, утраченный за последние годы.

Занявшись воплощением идеи всерьез, Маск столкнулся с двумя проблемами: невероятной дороговизной космических перевозок и тем, что прогресс в этой области практически остановился. Люди, как на заре космической эры, по-прежнему отправляются на орбиту в жестяных чайниках, которые стоят какие-то бешеные миллиарды. «Реальная причина, по которой мы не собирались на Марс, это отсутствие дешевой и доступной ракетной техники. С точки зрения американского народа, финансово нецелесообразно было лететь на Марс». Когда в 1989 году была озвучена сумма, необходимая для отправки на Марс человека - 500 миллиардов, - проект перестали даже обсуждать. Политиков понять можно: кому охота, чтобы политические противники тыкали избирателям в лицо баснословными цифрами. А простой избиратель - существо незамысловатое, для него что освоение космоса, что адронный коллайдер - просто дорогущая опасная бессмысленная затея. Нет чтоб налоги снизить и русских к ногтю прижать. В общем, все как у нас, с поправкой на образ врага.

Для отправки оранжереи на Красную планету Маску требовались две ракеты, и транспортировка обошлась бы в 130 миллионов минимум. Маск рассматривал возможность использования российских межконтинентальных баллистических ракет, что обошлось бы дешевле, в 15-20 миллионов каждая, но технические характеристики подкачали. Пришлось посмотреть на проблему под другим углом: если нужной техники нет, ее нужно сделать. Так на свет появился SpaceX.

Илон Маск

Ad astra


В команду Илона вошли люди, в компетентности которых Маск имел возможность убедиться во время предварительной разработки проекта «Марсианский оазис» - в основном это были инженеры NASA, которых не устраивал откровенный застой в их профессиональной области. Подготовленные компетентные специалисты, которым предоставили возможность работать над новым и интересным проектом, плюс хорошее финансирование, так что шесть лет спустя, в 2008 году, состоялся первый успешный запуск ракеты Falcon 1.

Перед этим, правда, было еще три неудачных запуска, включая тот, при котором были потеряны два малайзийских спутника и один американский военный спутник, а также прах для захоронения в космосе. Но это не помешало SpaceX продолжать работу и не заставило NASA разорвать с нею контракт на поставку полезных грузов на орбиту и на МКС. NASA нужны были грузовики, поскольку программа «Космическая транспортная система» была прекращена в 2011 году, и шаттлы были списаны. Теперь для доставки грузов на МКС используется космический корабль Dragon (людей по-прежнему возит наш проверенный «Союз»).

В середине апреля этого года состоялся уже девятый запуск более тяжелой ракеты-носителя Falcon 9 с транспортником Dragon. За стыковкой корабля с МКС, куда транспортник привез 2,5 тонны груза, можно было наблюдать практически в режиме реального времени, на сайте корпорации.

Вторая ступень, которая успешно приводнилась в Атлантическом океане, была оснащена посадочными опорами, которые в будущем позволят ей садиться на твердую землю вместо воды. А это первый шаг к ракете вертикальной посадки, а значит, возможности совершать рейсы «туда и обратно», как оно и необходимо для марсианской миссии.

На грешную землю


Нельзя сказать, что Маск не отрывает взгляда от звездного неба над нами, в сферу его интересов входят и дела сугубо земные. Например, в компанию Tesla Motors, которая занимается разработкой электромобилей, Маск вложил 7,5 миллионов.

Какое-то время электрические автомобили были делом неприбыльным: 230 млн убытка за 2009 год. Хотя проблемы начались немного раньше, когда «первый в мире спортивный электромобиль» Tesla Roadster (320 км на одной зарядке) оказался вдвое дороже в производстве, чем его предполагаемая продажная цена. В этой ситуации Маск проявил себя как жесткий парень: уволил треть сотрудников, включая гендиректора Мартина Эберхарда (тот очень обиделся и долго поливал Маска грязью в Сети), продал свой Maclaren F1 и давил на поставщиков до тех пор, пока не сбросил цены на составляющие до минимума.

После того как акции Tesla Motors были выставлены на торги, дела пошли в гору, но вокруг компании по-прежнему что ни день, то скандальчик или скандалец. То журналист Джон Броудер напишет разгромную статью, а Маск докажет, что тот соврал, потому что машина передавала все логи передвижений прямиком изготовителям. редакторы New York Times в результате извинились, а вот пользователи задумались: что же это выходит, теперь все мои поездки под контролем? И в мотель не сгоняешь тайком?! То Daimler выступит с критическими воплями по поводу эксклюзивности зарядных станций Supercharger, когда пошла мода на унификацию (у Daimler, кстати, тоже специфический стандарт, так что чья бы корова мычала).

Однако дело пока движется, и хотя в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать массового перехода на электромобили - а кому охота проводить на каждой заправке по часу? - контора Маска зарабатывает хотя бы на том, что продает свои квоты на бензиновые двигатели (есть такая лазейка в законодательстве США) гигантам типа Honda.

И немного романтики


Большинство не испорченных техническими интересами граждан знает Маска не как инженера-ракетчика и ловкого бизнесмена, но как прообраз одного из известнейших голливудских героев, «Железного человека» Тони Старка, в роли которого выступил Роберт Дауни-мл. В сиквеле картины Маск даже сыграл эпизодическую роль, изображая друга Старка, самого себя и, соответственно, друга самому себе. Очень философично.

Если уж на то пошло, то образ-то - сомнительный. Долбанутый трудоголик-социопат, скандальный, самовлюбленный визионер, у которого явные проблемы с женским полом. Судя по всему, в некотором роде так оно и есть. Первая жена Маска, Жюстин, с которой он познакомился еще в канадском университете и прижил пятерых сыновей, говорила о нем как о человеке, с которым невозможно жить. Просто потому, что он все время занят собой и работой, не видит никого и ничего вокруг. «С ним можно жить только его жизнью». Впрочем, после развода в 2008-м она держится молодцом - пишет фэнтези для подростков. Даже со второй женой бывшего мужа, английской актрисой второго эшелона Талулой Райли, Жюстин была в хороших отношениях. Правда, брак долго не продержался - видимо, Талула пришла к тому же выводу, что и Жюстин.

Но то, что человек за своей работой не видит ничего вокруг, это еще полдела. Куда интереснее, что даже в своей работе он не видит фактов, которые противоречат его представлению о реальности. Не то чтобы он врал - он ведь искренне верит в то, что говорит. И масштаб его личности таков, что окружающие поддаются обаянию, начиная верить вместе с ним, хотя понимают, что подборка фактов, предложенная им, мягко говоря, тенденциозна.

Впрочем, искажение реальности работает. Упали раз за разом три ракеты? Ерунда, мы на верном пути! Глядишь, четвертая и полетела. Нет пока возможности основать марсианскую колонию? Фигня, все будет очень скоро и совсем недорого. Глядишь, и будет.

Илон Маск

Когда яблони зацветут


Может, они и действительно зацветут на Марсе, хотя пока совершенно неясно, когда именно и кто будет их подрезать и окучивать. Пару лет назад, когда Маску в Лондоне вручали медаль Королевского аэрокосмического общества за вклад в дело коммерческого космоса, Илон поделился с высокочтимой аудиторией своими представлениями о колонии. 80 тысяч человек, каждый из которых внесет по полмиллиона долларов, переедут на Марс навсегда и будут жить там в надувных куполах. А место им расчистит команда из 10 человек, которую доставит тяжелая ракета - пока еще не разработанная.

Правда, после этого случилось исследование 2013 года, в котором показано: при нынешней скорости передвижения космонавты за время путешествия на Марс получат смертельную дозу космической радиации, как ни укрепляй корпус. Так что пока не будет нового двигателя, помощнее, переехать на другой глобус не выйдет. Впрочем, ту же программу Mars One это не останавливает, они продолжают работать с добровольцами. Но везти их намерена другая аэрокосмическая корпорация - Lockheed Martin.

Так что, как именно и когда Маск собирается на Марс, доподлинно не известно. В конце концов он заявил, что собирается там умереть, так что время, видимо, еще есть. Ну а пока у него полно идей, в том числе и на Земле, типа проекта Hyperloop: пневматического транспорта, где капсула с пассажирами мчится с бешеной скоростью по полой трубе, расположенной на опорах. Власти Калифорнии, правда, приняли идею без энтузиазма и все-таки собираются строить между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско скоростную железную дорогу, вшестеро медленнее и вдесятеро дороже, зато привычно. Однако ж идеями прямиком из «Футурамы», которыми Маск регулярно потчует широкую аудиторию, нельзя не восхититься. Впрочем, как и оценить без высшего технического... В общем, поглядим, чья правда будет, может, кто-то из нас и умрет на Марсе - в окружении двадцати внуков и пары сотен правнуков, коренных жителей Красной планеты.

(с) Елена Ломакина