четверг, 23 октября 2014 г.

Крымский пирог

финансы крым

Сразу после присоединения Крыма к России в бизнес-сообществе стали шутить: «Если бы Крым сейчас не вошел в состав РФ, это следовало бы придумать». Подъем воодушевления и рост инвестиционных настроений в связи со стройками Олимпиады в Сочи испытала лишь небольшая часть крупных отечественных компаний. Средний и малый бизнес тогда оказался в стороне от солидного инфраструктурного пирога. Крым в этом смысле на многие годы — «напаханое поле» для приложения усилий со стороны всех заинтересованных предпринимателей с материка. Причем на перспективы освоения полуострова не смогут повлиять ни санкции со стороны мирового сообщества, ни юридическое непризнание в ближайшие годы Крыма как части российской территории.


Первые отечественные бизнесмены уже в апреле потянулись в Крым, где началась регистрация компаний в российской юрисдикции. Но, вопреки прогнозам, массового наплыва предпринимателей с материка, открывших свое дело на полуострове, до сих пор не наблюдается. Коммерсанты осторожничают из-за множества неясностей, повышающих риски. Иван Шариков, управляющий директор управляющей компании One Baltic Investment Group, инвестора в люксовую недвижимость, объясняет опасения: частные компании, в том числе девелоперы, появятся, когда поймут, что их деньгам на полуострове ничего не угрожает.

Сейчас на решение российских предпринимателей развиваться в Крыму влияют прежде всего три основных фактора: дорогая и долгая дорога до полуострова, неразвитость инфраструктуры и вопросы безопасности. Неопределенность до последнего времени и тормозила активность бизнесменов из российских регионов.

К настоящему моменту вопрос с инфраструктурой принципиально решен: государство намерено вложить в ее развитие очень много денег. В начале августа была утверждена федеральная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Согласно программе, общий объем финансирования в течение пяти лет составит почти 700 млрд рублей, из которых 660 млрд рублей — средства федерального бюджета. По уверениям главы правительства Дмитрия Медведева, столь внушительные ресурсы у государства найдутся. Видимо, в правительстве понимают, что только зря потратят время на поиск частных инвесторов, работающих исключительно на условиях возвратности инвестиций.

В программе указано, что на обветшалую инфраструктуру, которая не обновлялась с конца 1980-х годов, будет направлено более половины общей суммы: на восстановление инженерных коммуникаций и энергетических сетей и активов, а также на строительство дорог и аэропортов выделяется минимум 365 млрд рублей. А вот с вопросом безопасности от внешних угроз дело обстоит сложнее. Очевидно, что военной угрозы на полуострове уже всерьез не стоит опасаться. Но в ближайшие годы большинство иностранных государств юридически вряд ли признают Крым частью России. Это как минимум будет затруднять ведение бизнеса тем, кто ориентирован на зарубежные рынки.

В общем, нельзя сказать, что с момента воссоединения Крыма с Россией многие из материковых бизнесменов начали свое дело и уже получили отдачу. Полгода ушло на то, чтобы приглядеться, раскачаться и изучить возможные риски. Гендиректор консалтинговой фирмы «Метод» из Челябинска Татьяна Чечулина вместе с коллегами еще весной отправилась в Крым «на разведку». Она справедливо рассудила, что в ближайшее время на полуострове будут востребованы разнообразные консалтинговые услуги, от финансовых до подбора кадров. Татьяна хотела бы открыть филиал фирмы в наиболее развитом городе полуострова — Севастополе, но ее смущают высокие расходы на дорогу. От Челябинска до Крыма более 2,5 тыс. км. А внесезонных скидок на авиаперелет, конечно, предпринимателям никто предоставлять не будет. На поезде или автомобиле добираться не только дорого, но и долго.

Транспортная проблема, пожалуй, является одной из важнейших для тех, кто планирует бизнес в Крыму. Она тесно связана с другой неожиданной проблемой, о которой прежде никто не задумывался. Об этом рассказал глава юридическом компании из Москвы Дмитрий. В начале апреля он также отправился в Крым, рассчитывая в числе первых зарегистрировать там компанию (и оказался в третьем десятке). «У крымчан отсутствует понимание элементарных бизнес-процессов, они не знают о современных управленческих технологиях и корпоративных стандартах, о том, что такое мотивация или приоритеты развития предприятия, — сокрушается Дмитрий. — Уж не говоря о том, что там были в ходу другие, чем в России, правовые нормы и стандарты. Да и в целом там кадровый голод! Многое в бизнесе делается чуть ли не на кустарном уровне. Я чувствовал себя подобно продвинутому землянину Максу из повести Стругацких «Обитаемый остров», который прилетел на планету со средневековым общественно-экономическим укладом».

Таким образом, заключает юрист, сложилась следующая ситуация. Многие российские предприниматели изначально планировали открыть в Крыму филиалы и представительства. В них могли бы работать местные жители. Но в силу указанных причин пока очень сложно найти подходящих сотрудников. На переобучение, повышение квалификации уйдет немало времени. А постоянно ездить в Крым из-за дороговизны пути или переезжать туда насовсем вместе с персоналом готовы далеко не все. Поэтому сейчас на форумах бизнес-сообществ самой распространенной темой обсуждений стал поиск партнеров для основания или развития компаний в Крыму.

Тем не менее у крымского бизнеса великолепные перспективы, уверяют эксперты. Просто большинство коммерсантов пока не хотят рисковать собственными деньгами. «А крупные госкомпании не идут в Крым, потому что боятся нарваться на очередные санкции», — считает член совета директоров интернет-бухгалтерии «Мое дело» Олег Анисимов.

В общем, все хотят дождаться, когда будет готов «питательный бульон» в виде обновленной инфраструктуры, включая Керченскую переправу, законодательной базы, четко функционирующей банковской сети, проникновения мобильного интернета и т.п. Тогда, почувствовав комфорт и безопасность, предприниматели и начнут массовую экспансию на полуостров. «Конечно, выиграют те, кто рискнул сейчас, они получат «право первой ночи». Через два-три года войти на этот географический рынок будет труднее и дороже», — отмечает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Но опасения бизнесменов понять можно — они не хотят терять деньги или тратить время на усилия, если они окажутся бесплодными. «После присоединения Крыма к России в дополнение к дилерам мы открыли на полуострове собственный филиал, — говорит Игорь Черноголов, президент группы компаний «Пенетрон-Россия», производителя проникающей гидроизоляции из Екатеринбурга. — Сейчас ждем развития ситуации. Как только в Крыму всерьез возьмутся за реконструкцию и строительство, начнем активно работать, в том числе по открытию там своего производства».

За это время Запад свыкнется с мыслью о российском Крыме, что уже и происходит. Пока политики грозят санкциями, Крым «признали» некоторые зарубежные ассоциации, фонды и представители бизнеса. Так, в июле Международная организация гражданской авиации ICAO призвала Россию начать обеспечивать аэронавигационное обслуживание над полуостровом и территориальными водами. В середине августа Филипп де Вилье, основатель французского парка исторических аттракционов Puy du Fou, анонсировал подготовку к созданию подобного парка в Крыму. А совсем недавно, на завершении конкурса «Мисс Америка 2014», его президент Дэвид Мармел заявил, что планирует провести следующее шоу в Севастополе совместно с российским национальным конкурсом «Миссис Мира-Россия». Все это и без официального признания открывает дорогу на полуостров зарубежным деньгам.

На иностранный капитал, как и на частный российский, делается особая ставка. Для привлечения денег в Крым будет создана особая экономическая зона. Пока на 25 лет, но не исключается, что срок продлят до привычных 49 лет. Соответствующий закон уже подготовлен до финальной стадии и может вступить в силу 1 января 2015 года. «Очевидно, что на данном этапе правительство старается повысить инвестиционную привлекательность Крыма, потому что требуемые высокие темпы роста его экономики вряд ли можно обеспечить только за счет госинтервенций», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Потому делается все возможное, чтобы деньги от частников потекли пусть не рекой, но поначалу хоть небольшими ручейками.

Для иностранцев в рамках ОЭЗ предусмотрен льготный визовый режим при въезде на полуостров. Участниками ОЭЗ могут стать предприниматели, которые начнут проекты стоимостью не менее 100 млн рублей, а для малого и среднего бизнеса порог еще ниже — 20 млн рублей. Для них будет введен максимально льготный налоговый режим: нулевая ставка по налогу на прибыль сроком на 5 лет; освобождение от транспортного, имущественного и водного налогов на 10 лет; на 2 года могут быть установлены налоговые каникулы для представителей МСБ, перешедших на патенты или «упрощенку», а для аграриев при переходе на единый сельхозналог.

В числе первых, до вступления в силу каких-либо льгот, в Крыму обосновались представители банковской сферы. Требовалось срочно заместить ушедшие украинские банки. «Поскольку против некоторых российских банков с госучастием были введены санкции, то в финансовой сфере участники рынка пошли обходными путями. Например, там стали работать попавший под санкции КБ «Россия» и Российский национальный коммерческий банк, который уже открыл более 20 отделений на территории полуострова, — рассказывает Олег Анисимов. — Думаю, что план таков: пусть «Россия» и РНКБ и работают только в Крыму. Скажем, любой из госбанков вполне может профинансировать какие-то проекты через них, а сам не будет подставляться, расширяясь на полуостров».

Так что недостатка заемных средств, которые потреоуются для развития бизнеса в Крыму, скорее всего не будет. Бизнесмены смогут брать кредиты как на месте, так и на материке. Дефицита заемного финансирования можно было бы опасаться в связи с тем, что российским банкам-агентам оказался частично перекрыт доступ к рынку мирового заемного капитала. В значительной степени «длинные деньги», раздаваемые в России в виде кредитов, поступали из-за рубежа. «Думаю, что вмешается государство, и займы банков из зарубежных источников будут рефинансированы с помощью внутренних кредитов, — рассуждает Анисимов. — Но вообще-то сейчас денег много и внутри страны, банки гоняются за качественными заемщиками, имеющими залоги и поручительства».

Сфера, в которую давно и традиционно вкладывались россияне, — рекреационные услуги. Войдя в состав России, Крым сразу же попал в пятерку регионов-лидеров, обладающих высоким инвестиционным потенциалом в сфере туризма и отдыха.

Пока в этой отрасли наиболее развит сегмент гостиничной и жилой люксовой недвижимости. Российские корни имеют несколько десятков прибрежных санаториев, пансионатов и отелей уже постсоветской постройки. Среди них «Ялта-Интурист», «Мрия», «Миндальная роща» и еще немало отелей премиального уровня. Многие из этих объектов построены по смешанной форме — это и отель, и апартаменты, которые можно выкупить в собственность. В стадии достройки также минимум десяток объектов. Например, УК One Baltic Investment Group недалеко от Ливадии заканчивает возведение резиденции «Дипломат». Пансионат «Море» близ Алушты (по некоторым данным, его владельцем является совладелец НРК Александр Лебедев) уже введен в строй и достраивается «на ходу».

Вскоре на рынке появится еще ряд люксовых объектов: правительство Крыма национализировало активы украинского олигарха Игоря Коломойского и хочет распродать их «за долги». Так что, скорее всего, состоятельные российские инвесторы уже выстроились в очередь за покупкой почти 70 объектов недвижимости. Среди них гостинично-оздоровительный комплекс «Таврия» и апартаменты Nautilus в Гурзуфе.

Не только у крупного бизнеса нет недостатка в средствах и объектах для вложения. Небольшие предприятия настроены поучаствовать в дележке гостиничного крымского пирога: они массово претендуют на создание «сети» из мини-отелей. Казанский предприниматель Антон Душин видит себя застройщиком. Сожалеет, что сорвалась сделка по приобретению участка под Феодосией для гостиницы на 20 мест. «Но у нас на примете другой подобный участок в 500 метрах от пляжа, который можно выкупить за 5 млн рублей, так что затраты на проект составят всего около 7-8 млн рублей», — рассказывает о планах предприниматель. Компании Душина считаются надежными заемщиками, так что кредит выдадут, правда, по сравнению с прошлым годом возросла ставка — с 15% до 16%. Но и при таких процентах казанский бизнесмен считает проект мини-гостиницы выгодным инвестиционным вложением. И таких предпринимателей в России много, прежде всего в регионах.

Кажется, что именно от «регионалов» исходит наибольший интерес к экспансии в Крым. У многих бизнесменов из Поволжья, Урала и Сибири есть ощущение дефицита толковых и привлекательных проектов. Они уже освоили домашние рынки и ищут выход на новые. Крым, как сравнительно ненасыщенный рынок сбыта с не очень высоким уровнем конкуренции, видится им следующей целью.

«После нашей поездки в Крым для изучения бизнес-возможностей и дня не проходит без звонков от местных предпринимателей с вопросом о перспективах развития там того или иного дела, — говорит консалтер Татьяна Чечулина из Челябинска. — Мы уже провели множество семинаров для областных предприятий. Например, в среде среднего бизнеса это производители резинотехнических изделий, деревообрабатчики, бурильщики водных скважин. Также знаем, что и в соседних областях к теме наблюдается большой интерес. Некоторые челябинцы после наших консультаций поехали в Крым, чтобы оценить условия на месте».

«Регионалы» не без оснований полагают, что в Крыму открываются практически безграничные возможности в любой сфере экономики полуострова. Очевидно, что государство здесь займется финансово емкими инфраструктурными проектами и реанимацией целых отраслей. В результате появится благоприятная среда и стимулы для входа частных, в том числе некрупных, игроков. В свою очередь, они будут формировать подотрасли и сегменты, которые традиционно находятся в зоне ответственности коммерсантов, а не государства. Например, если власти рассчитывают выстроить в Крыму рекреационный кластер, то бизнес одновременно займется созданием рабочих мест в обслуживающих его секторах. Это будет торговля и питание, разнообразный сервис, страхование, производство сувенирной продукции, вендинг, строительство площадок для занятий активным отдыхом.

К слову, экстрим-туризм в горном и ветреном Крыму с его длинной береговой линией может превратиться в самостоятельное направление бизнеса. До сих пор здесь стихийно развивались всевозможные проекты активного отдыха: дайвинг, спелеотуризм, горный байкинг, скалолазание и прыжки на парашютах со скал, дельтапланеризм, прыжки с аэростата и многое другое. Россияне уже обратили на этот сегмент пристальное внимание. Например, потенциальный застройщик Антон Душин одновременно является владельцем местного производителя обуви под маркой Red Line — в его линейке есть специальные туфли для скалолазания. Душин намерен в «бархатный сезон» отправиться на отдых в Крым и одновременно изучить возможность продажи туфель для экстремалов.

Пензенская компания «ЛСД Электронике» занимается продвижением военно-тактической игры лазертаг — она походит на пейнтбол, только стрельба производится из лазерного оружия. Сотрудник коммерческого отдела сообщил, что «ЛСД Электронике» намерена и в Крыму продвигать лазертаг-бизнес на принципах партнерского создания клубов, как это происходит по всей стране. А индивидуальный предприниматель из Омска Антон К. ищет партнеров для открытия сети салонов по продаже и аренде импортной мототехники. «Это будут лодки, катера, скутеры, мотовездеходы и прочие средства, — объясняет бизнесмен. — Есть налаженные связи с зарубежными производителями, и даже если я не найду компаньонов, то сам организую поставки техники на полуостров. Просто придется потратить немного больше денег, чем я сейчас рассчитываю». Сфера не требует серьезных начальных вложений, это от силы несколько сотен тысяч рублей. Тем она и привлекательна.

По аналогичной схеме партнерства государства и бизнеса, видимо, будут развиваться все остальные отрасли полуострова. «В краткосрочной перспективе предприниматели могут добиться результатов, инвестируя средства прежде всего в наиболее конкурентоспособные сегменты экономики региона, которые имеют фору за счет благоприятных базовых условий, — рассуждает Максим Клягин. — Помимо туристско-рекреационной сферы такой фундамент есть в аграрно-промышленном комплексе, в сферах услуг и морской и портовой инфраструктуры, в том числе в сегменте сервисного обслуживания флота, в некоторых секторах промышленности».

Одной из самых перспективных отраслей станет строительство. Ведь в Крыму возводить или ремонтировать нужно практически все — от жилых домов до дорог, энергетических станций и гидросооружений до аэропортов. А значит, сфера производства стройматериалов или поставки их с материка вскоре начнет развиваться бешеным темпом. Чему, например, в ГК «Пенетрон-Россия» только рады. Компания готова на максимально широкое участие в делах строительной отрасли Крыма, вплоть до Керченского моста или тоннеля: «Наши материалы снизят себестоимость строительства и увеличат долговечность сооружения, — уверен Игорь Черноголов. — Еще широкое поле деятельности для нас — реконструкция портовой инфраструктуры городов Крыма».

Не менее привлекательным видится агропром. Вряд ли с материка поедут рисоводы или виноделы, зато инвесторы готовы вкладываться, а производители небольших ирригационных и гидромеханизмов — поставлять свое оборудование местным фермерам. Предприниматель Сергей Вяземский из Иркутска заявляет, что уже получил предложение инвестировать в установки по искусственному капельному орошению в один из аграрных проектов на севере Крыма. Такая же ситуация в малой энергетике: в Крыму слабо реализованы локальные проекты получения электричества при помощи ветра, воды и солнца.

Появится поле приложения усилий и для игроков из высокотехнологичного сектора. В Севастополе в связи со спецификой города планируется создание кластера научного и военного приборостроения и отрасли IT. В итоге может получиться, как полагают эксперты, второе «Сколково».

(с) Ольга Венседорина