вторник, 14 октября 2014 г.

Настоящий товар

На экране слабая засветка. По карте я выяснил, что никто ещё до меня тут не копался.

Наука и космонавтика разрушают иллюзии.

Нет коренных марсиан на Марсе, только приезжие. Так что — земной след. Человеческий.

Посадив глайдер неподалёку, я вышел. Спустился в кратер. Мой грязно-белый скафандр быстренько стал грязно-рыжим.

Ну да.

Шестиколёсный самоходный аппарат, прибывший когда-то с Земли, стоял, уткнувшись в стену кратера, в тени. Его покрывал густой налёт красноватой пыли.

Склон обрушился, присыпал. Недавняя буря с торнадо прошлись — оголили.

Чей агрегат — можно установить, лишь порывшись в компьютере. Земные ресурсы уже на грани истощения. В период индустриально-коммерческого использования ближнего космоса, до кризиса, послать аппарат для поисков дефицита могли сюда многие.

Я рассматривал оснащение марсохода, в надежде снять какие-то элементы, конечно, если работоспособны.

Датчик воды и водных минералов, нейтронный.

Рентгеновский спектрометр для определения состава горных пород. Несколько метеорологических датчиков.

Радиоизотопный генератор, на плутонии. Конечно, дохлый.

Всё очень старое, забитое мелкой всепроникающей пылью. Даже если что-то и работает — чистки на две недели.


Просканировать электронику. Ведь некоторые чипы категорий «спейс», «милитари» ещё в ходу, пользуются немалым спросом.

Нет, глухо. Всё безнадёжно устарело. Драгоценных металлов крохи, возни больше.

Тащить ради переплавки — нерентабельно.

Экспонат для музея.

Но музеи — учреждения бедные. И найти верного покупателя на подобный хлам труднее, чем раздобыть на Марсе настоящий товар.

Поднявшись, я повернул глайдер на триста шестьдесят градусов — чтобы его сканеры не упустили ничего.

Сканеры выдали засветку.

На карте место отмечено, всё же надо слетать, неприятно возвращаться домой с пустыми руками...

Ну да.

Корабль, наполовину засыпанный красным песком.

Чёрный обгорелый корпус деформирован, проломлен, герметичность нарушена.

При входе в атмосферу потеряны внешние датчики. Реактор повреждён необратимо.

Я походил вокруг, потом — внутри, потыкал ручным сканером в разные закоулки.

Что можно отсюда повыдирать и выгодно сбыть, давно повыдирали и выгодно сбыли.

Вздохнув, я постоял не шевелясь.

Розовое марсианское небо голубело. Наступал вечер. И в пробоины виднелись звёзды; им безразлично, с пустыми руками я вернусь или нет.

Долгое время я жил с предчувствием, что моя скучная жизнь должна измениться. Когда меня выставили с завода, на котором из местной руды выплавлялся рений, я подумал; ну вот, моя скучная жизнь начала меняться.

Я понятия не имел, насколько моя скучная жизнь изменится. В худшую сторону. В земной экономике спад, в марсианской — тоже.

Немногочисленные предприятия закрыты.

Счастливчики, у которых сбережений хватило на билет, устремились на Землю.

Я взял на распродаже глайдер, в кредит. Стал марсианским старьёвщиком. Надеялся как-то зарабатывать.

Второй месяц возвращаюсь с пустыми руками. Даже просрочил очередной взнос.

* * *

Остался на Марсе один купол.

Раньше был наполнен воздухом. Сейчас преобладает угарный газ — продукт электролиза, позволяющего добывать кислород из марсианской углекислоты.

Хоть давление поддерживает. Воздух лишь в квартирах. Люди ходят по улицам в масках. И носят баллоны с дыхательной смесью.

Встретить мужа Светка не вышла. Тоже без работы. Нашла утешение в компьютерных играх.

Детей мы завести не успели. Теперь — не ко времени.

Я погремел на кухне пустыми кастрюлями.

В комнате, под аккомпанемент батальной какофонии, поинтересовался:

- Не могла ужин приготовить к приходу любимого супруга? Целыми днями рубишься.

- Отвали, — буркнула Светка, не отводя глаз от монитора.

- Хм... Если бы я сказал тебе «отвали», ты бы сильно обиделась. Назвала бы грубияном.

- Я могу сказать тебе «отвали». Ты — не можешь.

- Да? Почему это?

- Потому. Отвали.

- Железная логика.

Упомянуть женскую не рискнул. Смотрел на жену. Свитер, хвост на затылке, острый нос. Опять в игру с головой ушла.

В дверь позвонили.

На экране терминала — суровое лицо представителя компании, у которой я взял глайдер.

Уже миновал шлюз, в тамбуре снял маску.

Не спрячешься.

- Вы просрочили взнос! — заявил представитель. — Отключили свой телефон!.. Откройте!

Впустив незваного гостя, я начал лихорадочно придумывать оправдания.

Представитель услышал звон мечей и скосил взгляд на Светкин монитор. Суровое лицо вытянулось:

- Прошли на пятый уровень?.. Как?! Светка похлопала ресницами:

- Ну, прошла... Ничего сложного.

- Я возглавляю марсианское отделение Межпланетного клуба геймеров... Люди готовы платить за подсказки!.. Вы освоили хотя бы с дюжину игр?

- Полный шкаф, — буркнула Светка.

- Невероятно!.. Хотите, я буду вашим личным агентом? Всего за десять процентов!.. Вы не пожалеете, клянусь!

- Чего?.. — опешила супруга.

- Золотая жила!..

- Кризис, — не поверил я.

Незваный гость повернулся ко мне:

- В этой сфере циркулируют огромные деньги! И при любой экономической ситуации!.. Гейм-рынок я знаю!

- А ваша работа в компании?

- Да к чёрту компанию! К чёрту!

Я, слегка ошалев, подумал, что, наверное, получу отсрочку платежа.

И вообще наше финансовое положение резко улучшится.

Игровые подсказки. Вот он, настоящий товар!

Не ожидал.

(с) Валерий Гвоздей