вторник, 28 октября 2014 г.

Яблоня от яблони

спортивный папаша
Я подвинул чехол с беговыми лыжами, перешагнул через горнолыжные ботинки, ударил палец о ролики, споткнулся о коньки, протиснулся мимо велосипеда — уфф, и все для того, чтобы посмотреть с балкона, открыты ли ворота на школьный стадион. Все детство я терпеть не мог физкультуру. Но вот мне 32 года, и что же? Теперь я самый спортивный папаша на свете. А все они, дети.

Считается, что это только дети берут пример с родителей. Но став отцом и проведя в этом статусе восемь с лишним лет, я сделал сенсационное открытие: родители точно так же равняются на своих чад. И порой, если не хватает мотивации, именно ребенок может спровоцировать тебя на занятия спортом.

Но обо всем по порядку. Был промозглый вечер, поздняя осень. Я сидел на веранде дачи своих друзей. Мы пили пиво. Темы поднимались, как водится в таких случаях, серьезные: судьба Отчизны, отношения между полами, футбол и отцовство.

Последняя тема присоединилась к списку в середине нулевых — тогда имена моих друзей трансформировались в отчества густым потоком и с пугающей скоростью. Хорошо хоть, что к началу десятых (когда и происходит сцена на веранде) мы обсуждали уже не унылые памперсы и методы укачивания, а более серьезные вопросы: в какую секцию отдать ребенка.


- На лыжи? — переспросил я.

- Да, давай всех запишем на горные лыжи, — подтвердил Рома.

- Мм... — процедил я сквозь пивную пену и задумался.

С одной стороны, водить с приятелем детей в одну секцию удобно: можно подстраховывать друг друга, да и вообще — лишний раз поболтать, пока дети становятся быстрее, выше, сильнее. Но с другой — какие еще лыжи, если я сам с горы катался только на картонке? В конце концов сомнения были растоптаны тем обстоятельством, что спортшкола оказалась предательски близко от дома. Раз уж гора пришла к Магомету, пусть будут лыжи.

С тех пор два раза в неделю я полтора часа переминался с ноги на ногу в компании мамаш и изредка папаш, наблюдая через ограждение, как ярко одетые дети съезжают, падают, плачут, поднимаются и снова падают. Все родители знают, что это самое скучное на свете занятие — водить детей на секции. Или все-таки пет?

- А тебе нравилось кататься, пока ты учился? — спросил меня 6-летний Саша, и они с 4-летним Гошей уставились на меня из-под заснеженных шлемов.

- Э-э-э, ну как тебе сказать... безумно, — соврал я, вспоминая, как последний раз стоял на лыжах, причем беговых. Тогда попытка сдать зачет по физкультуре в университете закончилась сломанной лыжей и пересдачей в мае уже на беговой дорожке (видимо, чтобы я не перепортил весь зимний инвентарь).

Но в этот раз я понял, что откосить мне не удастся: исчерпав аргументы, подтверждающие необходимость тренировок, я пообещал детям, что, когда они начнут кататься поувереннее, мы поедем в настоящие горы. В общем, как-то само собой вышло, что, отведя в секцию их, я подписал на лыжи и себя самого.

Спустя пару недель ранним утром в компании инструктора я стоял на вершине учебного склона, а через час, преисполненный восторга, недоумевал: как такое вообще может не нравиться детям? Да я бы на такие тренировки... И тут я запнулся.

В детстве я сам шел на все возможные хитрости, только чтобы не идти на всевозможные тренировки. Говорят, детям силу воли заменяет упорство родителей. Может, оно и правда так, но теперь мою силу воли укрепили сами дети: пропускать тренировки я нс мог, потому что надо было показывать им пример.

Впрочем, даже после горнолыжных занятий у меня все равно оставались свободные вечера, когда можно было наслаждаться приятным бездельем. Оно меня и подвело. Однажды я решил скоротать время за фильмом “Легенда №17”. Я удобно устроился на диване, нажал play и тем самым, как выяснилось, нанес еще один удар по своему ничегонеделанию. Ровно через 2 часа и 15 минут дети с криками “Тебе не больно, Харламов!” принялись кидать в меня всякие предметы, изображавшие шайбу. С тех пор чуть ли не каждый вечер мы стали выходить на один из соседних катков (по требованию детей, заметьте!).

За время этих вылазок я сделал немало открытий. Во-первых, катков около дома обнаружилось аж три. Во-вторых, жизнь на них сегодня не сильно отличается от той, что показывают в советских фильмах: дворовые команды рубятся в хоккей, молодежь играет в колдунчики... В-третьих, встретить на льду можно кого угодно — от соседей по лестничной клетке (которые, оказывается, любят кататься ночами, пока сын спит) до соседей по даче, которых видеть в городе всегда как-то странно.

Неожиданно я понял, что люблю зиму, хотя всю жизнь придерживался противоположной точки зрения. Еще пару лет назад необходимость гулять с детьми в это темное и холодное время года угнетала, теперь же вечерние прогулки стали любимым видом отдыха. В конце концов, на случай если захочется поваляться перед телевизором, у меня все еще оставались выходные.

Однако вскоре выяснилось, что валяться больше не хочется. А хочется того, чего не хотелось никогда, — поехать на лыжах в лес. Так, спустя 10 лет, я вновь примерил тот инвентарь, который уничтожил в университете.

Но только я вошел во вкус, как в марте, вместе с коммунальщиками, неожиданно узнал, что снег умеет таять. Настроение портилось. Убирая на полки лыжи и коньки, я все сильнее мрачнел. К счастью, выход снова подсказали дети. В отсутствие снега взрослые горнолыжные тренировки закончились, а детские превратились в занятия на роликах.

Порывшись на балконе, я откопал свои собственные роликовые коньки, которые пылились там со старших классов школы, и даже первый раз отвинтил с них тормоз (дети занимались без тормозов, так что деваться было некуда).

Так и понеслось: роликовые тренировки в секции стали дополнять акробатикой — и вот мы уже на даче вместе скачем на собственном батуте, и дети показывают мне приемы. Мальчики стали заниматься футболом — на даче вместо грядок появилась пара футбольных ворот, и я гонял между ними наравне с пацанами. Да что там футбол! Прошедшей весной (и частично осенью) я отводил старшего в школу, надев кроссовки и спортивные штаны, а возвращался домой бегом. Так я компенсировал выпавшие из моей жизни на теплый сезон лыжи (сказал бы кто еще пять лет назад, что мне потребуется такая компенсация, я бы благожелательно, но твердо не поверил).

Возможно, я впадаю в детство, но даже мечты у нас с последующим поколением стали совпадать. На день рождения я получил вожделенный велосипед, а недавно старший попросил записать его на занятия игрой на гитаре, и я тоже вспомнил, что в свое время так и не освоил этот инструмент. Что ж, может, теперь удастся?

(с) Антон Иванов