пятница, 10 октября 2014 г.

Независимая республика мечты

о необходимости путешествий
Писатель Саша Филипенко о необходимости путешествий.

Помните, как пела прекрасная группа N.R.M.? «Каб любщь Беларусь, нашу родную мацi, трэба у розных краях пабываць!» Золотые слова. К тридцати годам я посетил ровно тридцать стран. Так уж сложилось. Последней стала Грузия. Прекрасный Тбилиси, про который я, впрочем, ничего не могу сказать, потому что из-за работы провел четыре дня в гостинице, а не в городе, где великий Иоселиани снимал свои прекрасные фильмы. И теперь я понимаю, что обязательно вернусь туда.

Всякий раз, оправляясь в путешествие, я думаю, что это, пожалуй, одна из немногих вещей, по-прежнему способных удивить меня. А я ведь почти перестал удивляться. Меня больше не впечатляют ни бездарные футболисты, ни люди, которые приезжают на программу «Поле чудес», ни даже депутаты российской Государственной думы. Впрочем, кажется, вторые и третьи — это одни и те же люди. По-настоящему сильные и новые впечатления мне способны по дарить лишь мой сын и новые страны. А еще лучше, если мы путешествуем вместе. Ему нет и трех, но он уже был в Финляндии, Швеции, Дании, Испании и Франции. Надеюсь, он и дальше будет опережать меня.

Я понимаю, что мои странствия оказали на меня очень сильное влияние. Возможно, даже более сильное, чем школа и университет. Путешествия научили меня простым, но очень важным вещам: терпению, умению слушать других. Я понял, что мир велик и одновременно удивительно мал, что при многокультурности и разнообразии языков все мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами: злобой, похотью и желанием закомплексованных людей безраздельно властвовать. Благодаря путешествиям я лучше узнал себя и, что самое удивительное, родной город. Однажды, разглядывая Рейкьявик, я понял, что этот город странным образом напоминает мне белорусскую столицу. Всякий раз оказываясь в Хельсинки, я думаю, что именно таким должен был быть Минск. Недаром еще Алоиза Пашкевич (Цётка) писала, что финны должны стать примером для белорусов.


Была бы моя воля (часто, пристегиваясь в самолете, думаю я), после школы я бы в обязательном порядке отправлял каждого гражданина Республики Беларусь путешествовать. Прямо в обязательном. Вместо университета и армии. Вы можете не получать высшего образования, если у вас нет такого желания, но вы не имеете права не путешествовать целый год. Одно море (или океан) плюс четыре города, в которых вы обязаны пожить. «Государство разорится», — скажете вы. Ничего, Израиль же не разоряется. После прохождения службы многие израильтяне поступают именно так. Забирают деньги, которые государство выдает им на обучение, и отправляются путешествовать.

Если бы мой план осуществился — уверяю вас, мы бы получили другую страну. В этом случае Беларусь стала бы действительно центром Европы, а не «концом перспективы», как писал Бродский. Если бы со всего мира мы привозили накопленные годами впечатления, то однажды, уверен, научились бы брать лучшее отовсюду. В общем, если бы однажды... впрочем, простите, я тут чего-то вдруг размечтался, ведь в той же песне, много лет назад, Лявон Вольск все объяснил мне: «Ты не чакай — сюрпрызау ня будзе».