Стремление непременно понравится окружающим, даже в ущерб себе, хроническая тревожность и неуверенность в себе, заниженная самооценка, беспокойство о том, что подумают другие, встречаются у современных мужчин и женщин настолько часто, что это можно считать эпидемией XXI века. Несмотря на то, что все эти проблемы очень сильно портят нам жизнь, мы редко заостряем на них внимание, так как считаем, что это просто особенности нашей личности, с которыми ничего не поделаешь.
Авторы этой книги провели обширное исследование и выявили первопричины подобных проблем и считают, что даже их запущенные формы поддаются корректировке. Они описали семь революционных практик трансформирующегося человека, которые помогут вам измениться, поверить в себя, обрести гармонию в личной жизни и стать счастливым.
Практики, представленные в этой книге, помогут вам:
- побороть постоянную тревожность;
- лучше узнать самого себя, научиться самоустраняться от суеты и блокировать неприятные чувства;
- управлять собственными эмоциями;
- наладить гармоничную сексуальную жизнь;
- осознать свою невероятную женственность/мужественность;
- наладить отношения со своей семьей и партнером;
- понять, почему личное пространство так важно для гармоничных отношений;
- оценить, насколько важны дружеские отношения.
Три главы из книги (эксклюзив от издательства "Альпина паблишер"):
1. Как создать славного человека: последствия тревожной привязанности
ВСЕ НАЧАЛОСЬ, КОГДА Я БЫЛ РЕБЕНКОМ
Комик Стивен Райт шутил, что кесарево сечение, благодаря которому он появился на свет, совсем на него не повлияло, но «...каждый раз, уходя из дома, я пользуюсь окном». Современная культура уже пришла к пониманию того, что на наши чувства и поведение влияет то, как мы росли. Так что вас, скорее всего, не поразит заявление о том, что психологические корни славности растут из детства.
Славные люди встречаются в разных окружениях, обстоятельствах и этнических группах. Но всех их объединяет общая фундаментальная неудовлетворенность, берущая начало в раннем детстве. Здесь возникают тревожность и страх, которые управляют поведением славного человека.
Неудовлетворенность, о которой мы говорим, возникает из-за недостатка надежной, постоянной и гармоничной любви матери (или другого человека, который заботится о младенце в самом начале его жизни). Это мешает созданию безопасной привязанности, здоровой связи между матерью и ребенком.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Как невидимая пуповина, безопасная привязанность создает канал для беспрепятственного течения эмоциональной заботы к ребенку, одновременно передавая информацию о потребностях малыша к матери. Пока привязанность безопасна, младенец чувствует себя спокойно, нуждаясь в матери и завися от нее, а по мере взросления это спокойствие распространяется на других людей, заботящихся о ребенке. Безопасная привязанность, зародившаяся в общении с матерью, позже превратится в уверенность в себе, которая позволит строить здоровые и открытые отношения во взрослой жизни.
Безопасная привязанность — это эмоциональная основа спокойной и уверенной личности. Чтобы безопасная привязанность развивалась, ребенок должен верить, что мама:
• будет рядом, когда она нужна;
• будет способна и готова удовлетворить его потребности;
• будет дарить любовь охотно и постоянно, без отказов и перерывов;
• эта любовь будет «настроена» на него, не будучи навязчивой или требовательной.
Разумеется, никакая мать не способна всегда все делать безупречно. Даже женщина, идеально подходящая для материнства, будет иметь свои слабые и сильные стороны, равно как хорошие и плохие дни. Однако исследования показали, что дети довольно стабильны и могут компенсировать небольшие неточности, ошибки и разочарования.
Но даже с учетом этого «достаточно хорошая мать» должна быть достаточно надежной, достаточно ответственной, достаточно внимательной и достаточно доброй, чтобы ребенок чувствовал безопасность привязанности. Она также должна переносить нормальную агрессию или капризность ребенка, не закрываясь и не мстя. Если она не в состоянии надежно справляться со всем этим, ребенок становится тревожным и неуверенным. Малыш начинает бояться, что сверхважная связь с матерью под угрозой из-за его врожденных свойств — зависимости, агрессии, злости и желания отделиться. Если ситуация не поменяется, тревожность может зафиксироваться в теле и психике ребенка.
ИЗБЕГАЮЩАЯ И ДЕЗОРГАНИЗОВАННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ
На другом конце спектра — два вида привязанности, которые представляют собой сбой в отношениях матери и ребенка: избегающая и дезорганизованная. Избегающая привязанность — результат постоянного эмоционального пренебрежения, что приводит к отторжению ребенка от родителя. И хотя таким детям требуется поддержка, они ведут себя так, словно она им не нужна, и кажется, что они эмоционально закрыты, даже в ситуациях, когда их способны подбодрить. Став взрослыми, они, скорее всего, будут недооценивать важность близких отношений.
Дезорганизованная привязанность формируется, когда родитель регулярно подавляет и запугивает ребенка. Такие дети постоянно сталкиваются с невыносимым противоречием: инстинкт подталкивает их искать утешения у того же человека, который их запугивает. Отчаявшись установить связь с родителем, они вынуждены подавлять наполняющие их страх и гнев. Когда дети вырастут, эти эмоции время от времени будут проявляться, создавая проблемы в отношениях.
МЕЖДУ ЭТИМИ КРАЙНОСТЯМИ МЫ ОБНАРУЖИВАЕМ СЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА
Между безопасной и избегающей или дезорганизованной привязанностью находятся дети, которые вроде бы что-то и получают от своих матерей, но этого им явно недостаточно. Эти дети застревают в состоянии неудовлетворенного желания родительской заботы. Такая связь между родителем и ребенком — тревожная привязанность — общее условие взросления всех славных людей.
Разумеется, есть много причин, по которым материнская забота непредсказуема. Чаще всего мать сама не получала достаточной родительской заботы в детстве. Но даже на женщин, у которых в детстве была безопасная привязанность, могут негативно повлиять пренебрежительные, грубые или отсутствующие партнеры. Исследования показывают, что на качество воспитания сильно влияют и жизненные трудности, такие как серьезные утраты, болезни и бедность.
Дети с тревожной привязанностью не хотят (и не могут) прекратить свою погоню за любовью и близостью, которых им так отчаянно не хватает. Их матери обычно непредсказуемы и суматошны, они неспособны отвечать своим детям постоянной любовью, они на них не настроены. Прерывистость заботы напоминает случайный характер азартной игры вроде рулетки. И подобная неравномерность — разочарование слегка приправлено случайными вознаграждениями — способствует созданию зависимости, какую мы видим в азартном игроке: он готов терять огромные суммы, но не имеет сил уйти из казино.
Дети, чья связь с родителями была нарушена, часто склонны к навязчивому поведению. Ребенок может казаться гиперчувствительным или беззащитным, нежелающим отделяться от матери, отца или объекта своей любви. Может проявляться удивительная склонность к определенным мини-ритуалам, например, какую руку первой засовывать в рукав, или сколько раз надо сказать «Я тебя люблю», прежде чем свет перед сном будет выключен. Конечно, все дети порой ведут себя подобным образом, но дети с тревожной привязанностью делают подобное достаточно часто для того, чтобы это поведение казалось частью их личности.
Следует понимать, что взрослая славная личность не есть неизбежный результат подобных предпосылок. Ребенок, переживший тревожную привязанность, может разобраться с подобными чувствами. В отношениях с родителями может возникнуть более надежная привязанность, если ребенку дать внимание и заботу, которых ему не хватало в раннем детстве.
Как и в случае со многими болезнями, с тревожной привязанностью проще справиться, если диагностировать ее достаточно рано. К сожалению, особенности семьи, приводящие к проблемам в младенчестве, не меняются в достаточной степени, пока ребенок растет. Ребенок с тревожной привязанностью — довольно серьезная проблема для воспитывающих его родителей. Даже если мать стала стабильнее, отец доступнее, а финансовое состояние семьи благоприятнее, родители обычно не готовы дать ребенку ту терпеливую и настойчивую поддержку, которая нужна ему для того, чтобы восстановить надежное эмоциональное ядро (табл. 1).
Что бы ни было причиной проблем в семье, результат таков: ребенок часто не получает необходимой эмоциональной поддержки и заботы. И вот он вырастает в человека, чье самоощущение и эмоциональная стабильность серьезно подорваны. Тревожные мальчики и девочки становятся славными людьми.
СЛАВНЫЕ ЛЮДИ — ТРЕВОЖНЫЕ ЛЮДИ
Хотя славные люди могут не выглядеть тревожными, тревожность их не оставляет. Способность справляться с этим ощущением разнится от человека к человеку, а перемена условий жизни может повлиять на изменение ее уровня. Тем не менее славные люди — это тревожные люди, и даже если они этого не подозревают, именно тревожность управляет их жизнями.
Тревожность варьируется от легкой озабоченности до панических приступов, требующих медицинской помощи. Подобно лисе, попавшей в капкан и готовой отгрызть собственную лапу, славный человек готов почти на что угодно, чтобы избежать тревожности или смягчить ее проявления.
Сложность в том, что сами славные люди думают: тревожность возникает из-за обстоятельств их жизни. Складывается впечатление, что все время происходит нечто, угрожающее их безопасности, будь то финансы, карьера, семья, свидания, учеба или другие ежедневные проблемы. Славные люди всегда способны назвать пару (или десяток) вещей, которые выбивают их из колеи. Однако они не в силах понять, что проблема хронической тревожности в неспособности достичь состояния покоя.
Довольно неприятной может показаться идея о том, что тревожность способна внезапно и бесконтрольно вырваться из глубины вашего сознания. Никому не хочется думать, что проблема таится внутри них. Славные люди строят свою жизнь вокруг всяческих стратегий по облегчению тревожности, надеясь когда-нибудь заполучить любовь, которую они так желают. Эти стратегии основываются на том, что в мире есть что-то, а лучше кто-то, способный дать им то, чего им не хватает.
Краеугольный камень трансформации славного человека — осознание того, что тревожность возникает внутри, а не извне. Трансформирующийся человек должен принять тот факт, что что-то не так, что-то не работает, что-то отдаляет его от самого себя.
Для славных людей подобная рефлексия (или, если хотите, «внутренняя инвентаризация») может показаться невозможной. Они всю свою жизнь пытались понять, чего хотят и что думают другие, что заставит окружающих их полюбить или хотя бы не отвергать. Забавно, что их озабоченность другими всегда крутилась вокруг них самих, их беспокойства о том, как их воспримут другие, и постоянного чувства вины по любому поводу.
Такой образ мыслей сложно назвать рефлексией, поэтому он не ведет к озарениям и росту. Для славного человека тревожное состояние проявляется в нервозных мыслях, которые никуда не ведут. Чтобы заглянуть за занавес психики, славным людям придется развить способность испытывать сильные чувства.
ИЗ ХОРОШИХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ
Славный человек рано понимает, что любовь — приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви.
Каждый младенец хочет научиться получать любовь, внимание и заботу. Однако ребенок, имеющий безопасную привязанность, получает материнскую любовь даром. Он может экспериментировать, становясь тихим, беспокойным, капризным или раздражительным, и не переживать при этом за мамину любовь и ответную реакцию.
С другой стороны, ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь — вещь хрупкая и она постоянно висит на волоске. Давайте возьмем для примера историю одного такого ребенка. В возрасте двух лет Чарли надеется, что сможет обеспечить себе необходимую любовь. Ему нужно поскорее найти способ стать достойным любви. И когда он начинает изучать поведение матери, чтобы понять, в каком случае ему достается больше любви, оказывается, что она спокойнее, когда он ведет себя хорошо (не шумит и ничего не просит). Иногда такое поведение позволяет ему получить немного любви. Он понимает, что главное — не создавать проблем и быть «хорошим мальчиком».
Именно в этот момент он начинает становиться славным. Став «хорошим мальчиком», Чарли замечает, что и внешний мир работает примерно так же. В школе и церкви его хорошее поведение вознаграждается улыбками, похлопываниями и похвалами, в то время как плохое поведение вызывает недовольство и наказания. Разумеется, мир устроен так же для всех нас, но это гораздо сильнее влияет на тех, кто особенно чувствителен к невнимательности и страстно желает получить хоть немножко одобрения. «Хороший мальчик» Чарли будет посвящать свое время тому, что сочтет добрыми делами, и мало что способно отвратить его от выбранной стратегии.
Чарли растет и придумывает более сложные способы заработать расположение и избежать неприятия. Но не только это определяет, кем он станет. Он также подавляет свою агрессию и неудовлетворенность, что питает его скрытую враждебность. Эти качества он начинает в себе презирать, потому что именно они (так ему кажется) мешают ему быть любимым. По прошествии лет Чарли будет испытывать стыд при малейшем намеке на их появление — он будет настаивать, что не сердится, не обижен и ни в чем не нуждается, — и станет прятать эти чувства от себя и остального мира. Несмотря на все его попытки, эти «запретные» эмоции будут так или иначе проявляться во всех областях его жизни.
Став подростком, Чарли заметит, что есть проявление внимания, которое для него дороже всех остальных: улыбка красивой женщины. Его интерес к девушкам не выделяет его из толпы подростков, но сила этого пристрастия куда продолжительнее, серьезнее и болезненнее, чем у сверстников. Он разобьется в лепешку, чтобы быть достаточно «славным» для получения внимания своей избранницы. Какое-то время это даже может приносить плоды. Некоторые девушки поддаются на напор и настойчивые ухаживания, ошибочно принимая их за страстный пыл. Другим может понравиться его воспитанность и обходительность, особенно по сравнению с жестокостью «плохих парней». Свойственная этому возрасту неуклюжесть разжигает в Чарли чувство стыда, вызывая депрессии и снижая самооценку.
В конце концов Чарли взрослеет и начинает свое путешествие по ловушкам взрослого мира. Работа сменяет школу, становясь организующей частью его жизни. Он платит налоги, покупает машину, ходит на выборы. Он ушел (или убежал) из родительского дома, но свобода лишь усиливает чувство одиночества в этом мире. Его обнадеживающая фантазия безжалостно опровергается: взросление не излечивает его от тревожности.
Юный «славный парень» Чарли не может смириться с чувством, что он недостаточно хорош, но этого осознания не удается избежать. Его тревожность на поверку оказывается неизлечимой, и он будто застревает на беговой дорожке, заставляющей его вести себя «славно». И при этом Чарли получает лишь краткие моменты облегчения. В результате скрытые страхи продолжают заполнять его жизнь, что зачастую происходит за пределами его сознательного разума. Бессознательно он выпускает свое недовольство через пассивно-агрессивное поведение (покупает шоколадки подруге, сидящей на диете) или пассивно-избегающее поведение (полная неспособность запомнить дату ее дня рождения).
Вероятнее всего, его одержимость женщинами — или одной женщиной — также растет вместе с ним. Детские шаблоны тревожной привязанности закреплены в его психике. Первоначальная надежда, что, будучи достаточно славным, Чарли сможет заставить маму себя полюбить, незаметно превратилась в мечту, что он найдет спасение в руках возлюбленной.
ДАВНЫМ-ДАВНО...
У каждого славного человека своя история, но все объединены схожими сюжетами. Рассмотрим последствия детского опыта одной девушки.
Нельзя сказать, что мать Табиты жестока или пренебрегает своими обязанностями. Она любит своих детей и заботится о них, но все время поглощена собственными заботами и делает все возможное, чтобы справляться с ними — и так каждый день.
Для Табиты это сложнее, чем может показаться. В три года ей следовало бы думать о себе и о том, чего она хочет в каждый конкретный момент, но все чаще и чаще вместо этого она думает о том, чем можно порадовать или огорчить маму. На этом этапе ей следовало бы изучать собственную зарождающуюся личность, ощущение отдельности от матери и остального мира. Это изучение требует ощущения безопасности связи с матерью, знания, что мама будет любить ее и заботиться о ней в любом случае. Однако Табита не может похвастаться таким ощущением безопасности. Связь с матерью ненадежная, любовь под вопросом. Эта незащищенность не делает из Табиты истерички, но приводит к изменениям, которые могут повлиять на всю ее жизнь, если оставить их без внимания.
ТРЕВОЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ
К моменту, когда человек становится взрослым, его внутренний мир уже практически сформирован. Когда происходит перелом, неизбежно образование костной мозоли. Так и у женщин и мужчин, выросших с тревожной привязанностью, все те внутренние отклонения, которые когда-то можно было исправить, теперь застыли. Их чувства, их представление о том, как работает мир, теперь укладываются в их собственное понимание «нормы».
Многие взрослые люди, борющиеся с тревожной привязанностью, будут спорить с тем, что они хронически несчастны, и станут всячески создавать образ общительного человека, чтобы поддержать свою иллюзию. Они могут казаться как веселыми и дружелюбными, так и откровенно циничными. Часто они переживают тот или иной кризис, и испытываемые в это время эмоции служат прикрытием для
постоянного внутреннего кипения. В глубине души они страдают от непоколебимой убежденности в том, что с ними что-то неладно, есть что-то, чего стоит стыдиться. Они хотят демонстрировать себя миру с более приемлемой, как им кажется, стороны. И многие мужчины и женщины выбирают быть славным человеком.
ВНУТРЕННИЙ МИР СЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА
Преследуемые чувствами вины и собственной неполноценности, а также непрекращающейся тревожностью, славные люди постоянно озабочены ощущениями окружающих — часто даже не подозревая об этой своей особенности. Эта озабоченность может быть выматывающей. Это не их выбор — постоянно быть одержимыми тем, что подумают или почувствуют другие, — они просто не могут остановиться. Как со всеми тревожными состояниями психики, мысли, чувства и фантазии не поддаются контролю, они внезапны и нежелательны, а часто и неосознанны.
Для славного человека любые отношения становятся полем эмоциональной битвы. Это особенно верно для романтических отношений, где интенсивность эмоций и личностная значимость особенно высоки и поток эмоций и мыслей способен переполнить любую чашу, не оставляя места для понимания и осмысления. Тревожность славных людей смешивается с романтической привязанностью, как алкоголь смешивается со спорами, усиливая и искажая каждую эмоцию и жест. Любовные отношения славятся способностью лишать людей рассудка, но чаще всего это состояние недолговечно: безопасный и кратковременный полет фантазий и более стабильный и продолжительный период вслед за ним. Для славного человека все отношения, будь то на месяцы или на годы, могут превратиться в постоянные американские горки. Обычно этот «аттракцион» имеет плачевные последствия как для обоих партнеров, так и для окружающих (например, детей), которые могут быть серьезно вовлечены в отношения.
Славные люди привыкли выживать, «подстраиваясь» к эмоциональной системе другого, и многие в этом преуспели. К сожалению, вершина мастерства — полное «отключение» от собственных эмоций.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Вина. Поскольку тревожная привязанность возникает в раннем детстве, славные люди редко знакомы с расслабленностью и спокойствием. В нормальном состоянии они могут быть довольно сильно возбуждены. Иногда симптомы тревожности совсем не похожи на ее проявления. Один из примеров — привычное ощущение вины, даже когда вина не будет адекватной реакцией. Славные люди испытывают вину по каждому поводу, заставляющему их чувствовать тревожность: отношения, секс, работа, воспитание детей, религия, здоровье, отдых и т. д. Эта вездесущая вина пропитывает все важные отношения, особенно романтические. Она проявляется двумя способами:
1. Извиняющаяся позиция: славный человек чувствует вину и извиняется по любому поводу. Он может иметь привычку говорить «извини» всякий раз, когда пахнет возможностью конфликта или противоречия. И даже если он молчит, язык тела выдает волнение.
2. Защищающаяся позиция: в этом случае славный человек реагирует на возможные обвинения предусмотрительным уходом в глубокую оборону. Такой человек не признает ошибок и болезненно реагирует на любую критику. В то же время он склонен отрицать, что сердится или хотя бы раздражен.
Низкая самооценка. Славные люди часто страдают от ощущения своей неполноценности и страха несостоятельности. Им кажется, что они снова и снова должны доказывать свою значимость и совершенство, и хотя они могут быть вполне компетентными в профессиональной и социальной жизни, они продолжают нервничать из-за этого. Ощущение того, что все в порядке, не задерживается надолго, и славные люди регулярно чувствуют себя не в своей тарелке.
Особенно интересно то, что термин «самооценка» фактически употребляется неверно, так как только кажется, что неуверенность славных людей проистекает из их оценки себя. У славных людей обычно нет собственного мнения (или оно их не волнует). На самом деле их беспокоит, что думают о них другие, и эта обеспокоенность возникает из-за глубокой неуверенности в себе. Славные люди постоянно боятся, что их могут отвергнуть, и несмотря на все свои усилия, они неспособны чувствовать себя в безопасности. Поэтому они могут даже не особенно представлять, кто они (и даже где они находятся); их самоощущение в лучшем случае довольно неясное.
Порой старания славного человека подавить собственную неуверенность настолько сильны, что со стороны он может показаться не тем, кто есть на самом деле. Нередко окружающие считают славного человека слишком самоуверенным, даже высокомерным.
Проблемы в отношениях. Тревожность славных людей особенно сильно проявляется в любовных отношениях. Более подробно об этом мы поговорим позже (особенно в третьей и девятой главах), а пока просто опишем, как имевшаяся в прошлом тревожная привязанность проявляется в отношениях славных людей с супругами и любовниками.
Людям важно чувствовать свою принадлежность к семье и обществу. Из-за того, что у славных людей нет уверенности в принадлежности к чему бы то ни было, они не чувствуют себя в безопасности, будучи членами любого сообщества, даже если знают, что им там рады. Чтобы компенсировать это, они склонны вкладывать слишком много в свои любовные связи, почти ничего не оставляя для остальных отношений, которые могли бы их поддержать. Особенно часто славные люди пренебрегают отношениями с представителями своего пола (см. седьмую главу «Практика братства»).
Тревожность лишает славных людей внутренней гибкости, «эмоциональной иммунной системы», которая могла бы их защитить от типичных проблем окружающего мира. Поскольку славные люди никогда не чувствовали себя в безопасности, они не строят достаточной защиты в случае, когда их благополучию что-то угрожает. В близких же отношениях они готовы терпеть холодность, оскорбления и безразличие за крохи внимания и заботы. Им очень тяжело даются отказы даже на необоснованные требования и запросы, и они скорее сделают что-то, о чем потом пожалеют, чем рискнут пойти на конфликт. Из-за нетерпимости к жизни в одиночестве они будут держаться за отношения до последнего, даже когда те этого не стоят. Это приводит к злости и обидам, что прорывается наружу в виде саморазрушения и пассивно-агрессивного поведения, направленного на партнера.
Важно понимать, что жизнь и отношения славных людей не всегда катастрофичны. В их стратегиях выживания есть множество плюсов: они могут быть терпеливыми, нежными, полными сочувствия и понимания, а все это, как правило, поддерживает близость. Когда тревожная привязанность отступит, эти качества станут бесконечно ценными, объединившись с независимостью и силой, что сделает настоящую близость возможной.
НАЙТИ ВОИНА ВНУТРИ СЕБЯ
Великий футбольный тренер Винс Ломбарди сказал: «Усталость всех нас делает трусами». Говоря это, Ломбарди отметил прочную связь между нашими чувствами и делами. Он описывал ситуации, в которых сила, смелость и настойчивость подрываются физическим изнеможением.
Так и славные люди постоянно ослаблены, хотя их недуг и носит эмоциональный характер. Хотя они могут быть полны силы, смелости и настойчивости, эти прекрасные качества теряются в глубине тревожной души.
Микеланджело как-то сказал, что Давид уже был в необработанном куске мрамора, работа художника — освободить его, убрав все лишнее. Сильный и бесстрашный человек уже существует внутри — так же, как и спокойный, уравновешенный и заботливый. После целой жизни, проведенной в страхе, славным людям может быть тяжело поверить в то, что однажды они будут расслабленными и довольными, станут уверенно продвигаться в карьере и отношениях, будут всюду чувствовать себя как дома. И все-таки такая трансформация возможна.
Чтобы ее начать, славному человеку нужно понять: обнаружение проблемы — ключ к истинному характеру, скрытому внутри. Это не работа, призванная изменить вас, а скорее возможность наконец-то обнаружить и освободить настоящего человека, ждущего внутри. Последующие главы проведут вас по пути осознания к этой непростой трансформации.
2. Естественная история славного человека
Мы узнали, что движущая сила «хронической славности» — это тревожная привязанность. Мы также знаем, что тревожная привязанность вызвана разрывом связи между родителями и детьми. Но как получилось, что «хроническая славность» достигла масштабов эпидемии? В нашем обществе существуют силы, подрывающие здоровую структуру семьи. Культура безразличия и жадности, изоляция семьи, темп перемен и пагубное влияние окружающей среды объединились, чтобы создать огромное давление на родителей и детей, своеобразную «культурную наковальню» для сотворения взрослого славного человека, и сырьем здесь выступает ребенок с тревожной привязанностью.
Комбинация физиологического стресса и отсутствия поддержки всей семьи (включая дальних родственников) мешает родителям отдавать достаточно эмоциональных усилий своим детям. Трагический результат не заставляет себя ждать: огромное число матерей, перегруженных работой и нуждающихся в поддержке, и отцы, которые физически или эмоционально отсутствуют — идеальный котел для варки тревожной привязанности.
Что же создает такие условия? Если бы каждый читатель прислал свой ответ на этот вопрос, разнообразие и число правильных ответов было бы потрясающим. В этой главе мы представим обзор некоторых основных способов социального давления на семью. Читая ее, помните о двух основных причинах формирования тревожной привязанности:
1. Матери, не получающие должной поддержки.
2. Отсутствующие отцы.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
• Отсутствие поддержки сообщества и семьи (в широком смысле, то есть включая дальних родственников).
• Карьера обоих родителей.
• Неполные семьи.
• Работа родителей вдали от дома.
• Передача моделей воспитания и семьи по наследству.
• Влияние культуры на девочек:
- традиционная структура семьи;
- традиционные религии;
- корпоративная структура;
- вредные и противоречивые послания СМИ;
- коммерциализация женской сексуальности;
- определение женщин в терминах карьеры и экономической свободы;
- появление понятия «супервумен».
• Влияние культуры на мальчиков:
- мальчикам нужно учиться мужественности у мужчин;
- женское влияние в школе и психотерапии;
- нетерпимость и недоверие к мужчинам;
- противоречивые послания СМИ;
- зависимость от стороннего одобрения;
- тревожность и окружающая обстановка.
ОТСУТСТВИЕ ПОДДЕРЖКИ СООБЩЕСТВА И СЕМЬИ
Большинство из нас уже не живет рядом с родственниками: общество построено таким образом, чтобы разделять нас. Едва став взрослыми, мы обнаруживаем, что работы поблизости нет и карьеру построить тем проще, чем дальше мы уедем. Многие и сами не против того, чтобы между ними и родственниками было достаточное расстояние. В прошлом это было непросто и даже опасно, поэтому мы, скорее всего, остались бы дома. Сегодня Интернет позволяет искать работу и мгновенно общаться с людьми по всему миру. А на самолете можно достичь почти любого места на планете менее чем за сутки.
По этим причинам детям не так уж часто удается вырасти рядом с родственниками. В лучшем случае общество бабушек и дедушек, братьев и сестер, дядьев, теть и кузенов могло бы создать колыбель благополучия, систему поддержки, способную обогатить жизнь детей множеством способов. Если мама работает, нашелся бы кто-то, кому она доверила бы посидеть с ребенком. Если ей нужен час, чтобы спокойно почитать, заняться спортом, поспать, прийти в себя, у нее была бы такая возможность. В ее распоряжении была бы мудрость других женщин ее семьи. Если она одинока, братья и дяди проводили бы время с ее детьми, давая им важное ощущение присутствия мужчины, такое значимое для их развития. Без этой разносторонней поддержки родители несут полную ответственность за развитие своих детей, а это непростая задача.
КАРЬЕРА ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ
Экономические причины часто заставляют обоих родителей работать вне дома. Это часто приводит к тому, что и папа, и мама недоступны для детей на протяжении значительной части дня. Нетрудно понять, что это приводит к принятию неправильных решений, давлению времени, непониманию и изнеможению, повышая уровень стресса у всех членов семьи. Вот пример сложностей, с которыми сталкиваются семьи, где работают оба родителя:
• отсутствие согласованности;
• постоянное чувство крайнего беспокойства;
• принятие противоречивых решений (никакого плана по воспитанию нет, потому что родители просто не успевают договориться);
• замена этики целесообразностью;
• недостаток терпения.
НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ
Статистика говорит, что от 40 до 50% браков, заключенных в настоящее время, закончатся разводом, но нам достаточно посмотреть на себя, своих друзей и родственников, чтобы убедиться: многие дети растут в неполных семьях. Родители-одиночки обычно слишком много работают, слишком подавлены, слишком напряжены и слишком измотаны. В таком состоянии трудно быть достаточно хорошим родителем. Потребность в дополнительном заработке или поддержке друзей часто уводит родителей-одиночек из дома, делая их еще менее доступными для детей. В противном случае родители лишаются необходимых средств и постоянно обеспокоены денежными вопросами. У них нет времени на развлечения, спорт, друзей, и потому родители-одиночки не имеют возможности снять стресс. Все эти сложности превращаются в тревожность, проникающую в отношения родителя с ребенком.
С ростом числа разводов увеличилось количество гражданских браков, приемных родителей и смешанных семей (с детьми от разных браков). И хотя мы понимаем, что хороший приемный родитель может быть настоящим сокровищем (и даже создать условия для возникновения безопасной привязанности), корректное включение в семью нового взрослого члена всегда требует времени. Новые обстоятельства могут нарушить ощущение стабильности и уверенности и вызвать еще большую тревожность в и без того тревожном ребенке. Частая смена новых взрослых в доме также повышает уровень тревожности.
РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ВДАЛИ ОТ ДОМА
Индустриальная революция сместила работу прочь от дома, забрав отцов (а порой и матерей) из повседневной жизни детей. Когда отца нет дома, мать снова остается одна и часто вынужденно несет единоличную ответственность за все принятые решения и каждодневные родительские обязанности. Стресс матери может усугубиться, когда она пытается (или испытывает вину за то, что не пытается) быть одновременно и мамой, и папой для своих детей. Дети учатся на живом примере. В иные времена, проводя время с мамой и папой и даже работая вместе с ними, можно было прекрасно учиться тому, как быть взрослым.
Когда отец работает вдали от дома, между ним и детьми возникает психологическая дистанция. Сердце и разум отца отданы миру, совершенно отделенному от его дома. Когда отец приходит домой, он уже устал. Он вступает в мир, созданный и организованный его женой, и порой это похоже на визит в другую страну. Ребенок весь день проводит в материнском мире и, встречая отца, может чувствовать аналогичное несоответствие. Ему требуется время, чтобы настроиться на отца. Нужно быть очень уравновешенным человеком, чтобы оставить работу за дверью и погрузиться в мир своих детей.
ПЕРЕДАЧА МОДЕЛЕЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ ПО НАСЛЕДСТВУ
Прежде чем мы поговорим о давлении, которое испытывает ребенок, важно вспомнить, что тревожность, как и любая другая семейная особенность, может быть передана по наследству от поколения к поколению. Например, сын израненного войной и эмоционально закрытого человека становится славным парнем отчасти потому, что он так сильно нуждался в любви отца. Затем этот славный парень и сам женится. Он самозабвенно угождает своей жене, стараясь всячески ее радовать и не вступать в конфликты. Такую же модель брака он создает для своего сына. Когда и тот обзаведется семьей, есть неплохие шансы, что и он построит подобную «славную» модель.
Аналогичная история может случиться с дочкой и ее мамой. Вы можете сами придумать историю про бедность, алкоголизм, отца-алимент-щика или болезнь кого-то из членов семьи. И конечно, вы можете сочинить историю про здоровье, смелость, эмоциональную открытость, любовь к игре на кларнете или волейбол в парке. Все дело в том, что уровень жизни и особенности воспитания (включая тревожность) передаются по наследству и наши дети передают все это своим сыновьям и дочерям.
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые различия.
Влияние культуры на девочек
Давление общества на славных девочек может быть чудовищным. Традиционно считается, что патологическая самоотверженность и хроническая славность — верная дорога к женственности. Девочек, которые пытаются вырваться из этих оков, часто наказывают. Одновременно с этим культура нередко требует от женщины самореализации через карьеру и экономической независимости. В славных девочках, отчаянно нуждающихся в близких отношениях, подобная сверхнезависимость вызывает глубокий внутренний конфликт.
Традиционная структура семьи
Традиционная для нашего общества структура семьи такова: девочки должны поддерживать мальчиков, а женщины — формировать фундамент, на котором держится вся семья. Во многих семьях считается нормальным, если носки мальчиков разбросаны по всему дому, но для девочек это непозволительно. Ничего удивительного, если мальчик-подросток случайно разобьет окно, превысит скорость, выпьет лишнего или будет заниматься сексом, но такое поведение неприемлемо для девочек: оно недостойно, неженственно и совсем не мило. Мальчики находятся в центре внимания семьи. Все это похоже на футбольную команду: девочки поддерживают мальчиков, отцов и дядьев с трибун, мило улыбаются и помалкивают. Посыл очевиден: быть славной — женственно, и именно такое поведение поощряется. Для девочки с тревожной привязанностью это сильный стимул. И хотя неравноправие такой семейной модели активно критиковалось писательни-цами-феминистками (а позже и прочими писателями), оно никуда не делось.
Традиционные религии
Традиционная структура семьи часто неразрывно связана с традиционной религией. Многие религии учат девочек тому, что подчиняться и оказывать поддержку — их обязанность, одновременно с этим ограничивая их собственные желания и амбиции. Когда такие девочки становятся женами и матерями, их жизнь превращается в пытку материнством, и они обязаны жертвовать своей личностью ради семьи и друзей. Эти «славные» наставления бывает непросто заметить, потому что они тесно переплетаются со здоровыми духовными практиками служения и гуманизма. А девочке с тревожной привязанностью особенно тяжело отличить здравые посылы от нездравых.
Корпоративная структура
Мужская корпоративная структура нашего общества ставит перед работающей женщиной непростые задачи. И хотя в этом вопросе наблюдается некоторый прогресс, по-прежнему существует заметное давление на женщин: они должны выбирать «женские» профессии, связанные с работой в помещении, более безопасные и требующие проявления щедрости и заботливости. Эти профессии могли бы идеально подходить расположенным к ним женщинам, если бы они не подразумевали меньшую зарплату, меньшие привилегии и более низкий статус: секретари, учителя и медсестры по сравнению с инженерами, администраторами и докторами. Конечно, все чаще можно увидеть женщин-инженеров, врачей и директоров, но обычно они встречают немало препятствий на своем карьерном пути — насмешки, скептицизм, домогательства, необходимость следовать мужскому стилю работы. Общество ясно дает понять работающим женщинам: будь славной девочкой, и мы тебя похвалим (хотя заплатим немного), попробуешь быть кем-то другим — и тебе не поздоровится.
Вредные и противоречивые послания СМИ
Культура потребления нашего общества ненасытна и переменчива. Она может взять любой идеал, прихоть, теорию или факт — и превратить это в источник денег. Послания бывают безжалостны, как дорожный каток, но лишены сути или направления. Также они могут быть весьма противоречивыми. Девочкам и женщинам постоянно говорят, что они должны:
• жить собственной жизнью и полагаться на мужчину;
• отвечать за свою сексуальность и подчиняться удовольствию мужчины;
• быть агрессивно успешной и привлекательно покорной;
• привлекать внимание и уступать его мужчинам;
• владеть бизнесом и быть хорошей домохозяйкой;
• самое главное, женщина должна хорошо выглядеть, делая все перечисленное выше.
Другими словами, девушке надо хорошенько постараться, чтобы ее оценили окружающие мужчины, другие женщины и все общество. Противоречия в этих посланиях достаточно вредны для любой девочки или женщины, старающейся постичь истину, но для славной девочки, всегда стремящейся радовать, они могут оказаться смертельными.
Коммерциализация женской сексуальности
Коммерциализация женской сексуальности очень сильно влияет на славных девочек. Для них жизненно важно нравиться людям. Они также склонны заключать неосознанные сделки со своими возлюбленными: «Я буду тебя хвалить, если ты будешь меня любить», «Я буду тебе поклоняться, если ты будешь ко мне добр», «Я сделаю тебе приятно, если ты меня не бросишь» (см. третью главу «Пьедесталы, алтари и золотые клетки»). Этих же девочек и женщин постоянно бомбардируют коммерческими изображениями сексуальных тел: реклама («Купи эту помаду, и мужчины будут от тебя без ума»), журналы (42,5 способа удержать мужчину), знаменитости с узкими бедрами, полными губами, крохотными носами, большой грудью, и повсюду призывы: «Похудей!» или «Качай мышцы!». Эти послания усугубляют и без того тревожное состояние славной девушки, попадая в самое сердце ее страхов: «Нравлюсь ли я людям?», «Что они обо мне думают?» или «Когда появится мой принц?». Она может выбрать один лозунг, например, «Мужчинам нравятся хорошие девушки, которые умеют быть плохими в постели», и пуститься по этому пути в поисках любви, забыв о собственных желаниях и предпочтениях. Либо она настолько подавлена изобилием продуктов и трендов, что решает: отношения не для нее, потому что «все это слишком сложно». В любом случае она игнорирует себя настоящую, а склонность забывать про свое тело и желания ради внешнего одобрения только усиливается.
Определение женщин в терминах карьеры и экономической свободы
Движение за права женщин порой определяет слабый пол в терминах карьеры и экономической свободы от мужчин, и эта концепция уже изрядно укоренилась в нашей культуре в целом и в сознании многих женщин. И хотя подобная идентификация хороша для битвы с гендерными ограничениями общества, она слишком ограниченна для определения всей жизни женщины. Живым людям нужны отношения. Многие женщины больше всего хотят быть матерями и женами. Славные девочки, которые уже смирились с экономическим определением своей ценности, обнаруживают, что их собственные устремления вступают с этим в противоречие. Из-за этого им стыдно быть теми, кто они есть. Пока не проделан значительный путь по дороге трансформации и не обретено понимание того, какая часть потребности в отношениях здравая, а какая болезненная, женщине трудно понять, что важнее — работа или семья, отношения или карьера.
Появление понятия «супервумен»
Как только движение за права женщин начало создавать тип сильной женщины, не зависящей от мужчин, общество проглотило его и переработало и вскоре выдало образ супервумен. Этот новый женский идеал не более реален, чем героиня комиксов, но он отлично помогает в продажах. Славная девочка, мечтающая стать супервумен, должна быть одаренной матерью, корпоративным двигателем, сексуальной тигрицей и заботливой женой. Супервумен похожа на бумажную куклу: вы должны купить все наряды, чтобы одеть ее, а если у вас не хватает хотя бы одного из них, вас поднимут на смех ваши же соседи. В 1970-х годах духи Enjoli представили публике образы трех женщин: одна в деловом костюме с сумкой для покупок, вторая в банном халате со сковородкой и третья в шелковом вечернем платье. Все три с микрофонами в руках пели следующие слова:
Я бекон принесу домой,
И пожарю на сковороде.
Я никогда не дам тебе позабыть,
Что ты мужчина,
Ведь я — женщина... с Enjoli.
Супервумен была создана, чтобы вызывать в женщинах тревожность, побуждающую их покупать все новые и новые вещи. Маркетинговая стратегия сработала пугающе хорошо, ведь славные девочки особенно уязвимы перед супервумен.
Влияние культуры на мальчиков
Одно из самых пагубных влияний культуры на мальчиков — недостаток общения с отцами и другими мужчинами. А если добавить к этому противоречивые модели мужественности, которые преподносит современная культура, не стоит удивляться, что мальчики находятся под давлением, не уверены в себе, сбиты с толку и тревожны.
Мальчикам нужно учиться мужественности у мужчин
Как мы уже говорили, мужчины часто эмоционально или физически удалены от дома, а это значит, что мальчикам приходится узнавать о мужественности от матерей. Трудно переоценить влияние матери в развитии мальчика, однако мужественность — это такой род отношений с миром, который передается от мужчин.
Мальчики, которые узнают о мужественности главным образом от женщины, даже если она прекрасная мать с лучшими намерениями, получают женский взгляд на то, каким должен быть мужчина, а чаще на то, каким он быть не должен. Если у женщины много неприятных воспоминаний о мужчинах, ее страхи и обиды найдут тысячи способов вырваться наружу. Без уравновешивающего присутствия адекватного мужчины может накопиться значительный негативный эффект. И лишь став взрослым, мужчина обратит внимание, что ему стыдно иметь мужские чувства и мужское тело — что ему стыдно быть мужчиной.
Мальчик полон фантазий, упрямства, грубых шуток, нежности, жестокости, неистовства и задумчивости. Годами позже природа сильно повысит концентрацию тестостерона в этой микстуре. Только проводя время с отцом или другим подходящим мужчиной, мальчик станет ценить свои врожденные мужские качества. У хорошего отца он научится использовать свою мужественность сдержанно, терпеливо, решительно и целостно.
Женское влияние в школе и психотерапии
Недостаток вклада мужчин заметен и в образовании. Большинство учителей начальной школы — это женщины. Более того, учебные методы государственных школ не соответствуют способам познания мира мальчиками. Недавние исследования показали, что мозг мальчиков и девочек развивается и функционирует по-разному, и порой это приводит к неприемлемому и даже оскорбительному поведению мальчиков в современных классах. И снова на подсознательном уровне читается: быть мальчиком — стыдно.
Кроме этого, мужчинам бывает трудно найти терапевтов и психологов, которые хорошо понимают, как с ними работать. Когда мужчина входит в кабинет психотерапевта, он вынужден пользоваться той же моделью «озвучивания переживаний», которая бесила его в школе. Другими словами, ему придется сидеть и говорить. А ведь мужчин учили, что заниматься самокопанием или обращаться к кому-то за помощью — это не по-мужски. Славные парни — так же, как и все, — купились на эти лозунги.
Нетерпимость и недоверие к мужчинам
В нашей культуре преобладает атмосфера недоверия и нетерпимости к мужчинам. Из телевизора на нас смотрят либо неуклюжие шуты, либо машины убийства. Предполагается и доказывается, что войны, насилие и порабощение — часть мужского естества. Но не так уж трудно посмотреть на мужчин вокруг нас — наших братьев, друзей, дядьев, отцов и сыновей, да и просто на подавляющее большинство мужчин, чтобы понять, что это не так. Демонизация мужчин — особенно опасный стереотип современной культуры.
Мальчикам с тревожной привязанностью эти негативные представления посылают мощный сигнал: «Есть что-то неправильное в том, чтобы быть мальчиком. Я постараюсь это исправить и буду настолько славным, насколько это в моих силах». И в самом деле, многие славные парни стараются скрыть именно свою мужественность. Ставший привычным женский вопль «Куда пропали настоящие мужчины?!» отчасти есть следствие того, что славные парни прячут свою силу, свое либидо и свое ощущение уместности в этом мире.
Противоречивые послания СМИ
При всем при этом наша культура постоянно посылает весьма противоречивые послания. Крутые парни, волки-одиночки, бесстрастные ребята — персонажи вроде ковбоя Мальборо и Джеймса Бонда, знаменитые актеры (Клинт Иствуд, Арнольд Шварценеггер и Вин Дизель), рэперы (Эминем и 50 cent) и так много рок-звезд, что всех не перечислишь, — всем этим героям подражают школьники. Ведь, в конце концов, у них всегда много девушек, правда? Но что совершенно потрясает славных парней в этих мифических героях, так это то, что им все равно, получат ли они девушку. Да и вообще, совершенно очевидно, что стоит проявить малейшую слабость — и тебя будут презирать. Славные парни считают свои потребности недостойными и ненавидят себя за них.
Одно из важных качеств мужественности — потребность в осмысленной работе. Дело, как и семья, остепеняет и определяет мужчину. Но наша культура создала среду, в которой мальчики и мужчины больше не определяются тем, что имеют хорошую работу — такую работу, которая приносит пользу семье и обществу.
Эта среда может заставить славного парня, который уже имеет проблемы со своей мужественностью, окончательно запутаться. В ответ некоторые славные парни надевают маску бессердечных ублюдков и начинают гоняться за принятыми в обществе ценностями (тачка, шмотки, работа с карьерными перспективами, пятнадцать минут славы). Но чаще они просто стараются изо всех сил работать в команде, которая бросит их при малейших экономических сложностях.
Так они и барахтаются между недостатком мужской поддержки и противоречивыми требованиями культуры. Лишенные хороших примеров мужского поведения, они пытаются применять свою детскую модель выживания: быть славными. Этому есть немало плачевных подтверждений.
ТРЕВОЖНОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА
Окружающая обстановка радикально изменилась, и мы встречаемся со множеством порождающих тревожность стрессов — раньше они были незначительны или вовсе не существовали. Давление среды действует на людей по-разному, отчасти потому, что у каждого человека — свое окружение, а отчасти потому, что у всех разная чувствительность. Взгляните на список возбудителей тревожности, чтобы оценить, сильно ли они на вас влияют (табл. 2).
Если вы сложите все получившиеся у вас баллы, сумма окажется в диапазоне между 17 и 85. Каждая строчка, где вы набрали 3 и более баллов, заслуживает пристального внимания и требует изменений. Если вы набрали больше 35 баллов, окружающая среда оказывает на вас серьезное давление; сумма баллов выше 50 говорит о том, что факторы стресса серьезно влияют на ваше здоровье.
ИНОГДА КУЛЬТУРА ЭТО ПРОСТО ТО, ЧТО РАСТЕТ В ЙОГУРТЕ В ГЛУБИНЕ ХОЛОДИЛЬНИКА
В этой главе мы рассмотрели, каким образом под давлением общества формируются славные люди. И хотя напоминания о постоянных источниках тревожности могут показаться излишними, об этом важно помнить. Это часть пути к силе, радости и удовлетворенности жизнью. Пока мы ничего не знаем о том, как общество влияет на нас, мы ничего не можем с этим поделать. Сам факт осознания тягот детства и каждодневной тревожности это и есть момент, когда мы говорим: «О, точно, это я! Это про меня!» И это начало трансформации.
Но прежде чем мы перейдем к семи практикам, будет еще одна остановка. Нам надо разобраться, что славные люди втайне думают о любовных отношениях — и что они чувствуют.
3. Пьедесталы, алтари и золотые клетки
Хотя тревожная привязанность так или иначе влияет на все аспекты жизни взрослого славного человека, очевиднее всего она проявляется в одной области — в любви.
Романтические отношения для кого угодно могут быть как раем, так и адом. Нет ничего сравнимого со счастьем ощущения любви и страсти, нет ничего более ужасного, чем боль отказа. Хитросплетения любовных историй — волшебных воссоединений и трагических расставаний — существуют повсеместно со времен Адама и Евы.
Для славных людей подобные драматические крайности регулярны и даже ежедневны. Метания «любит — не любит» создают эмоциональные американские горки, побуждающие на славные поступки, такие как постоянные извинения и уступки.
ПЬЕДЕСТАЛ — ИДЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗЛЮБЛЕННОГО
Мы все мечтаем о совершенстве, целостности и наслаждении. Иногда мы проецируем эти мечты на человека, идеализируя его. Это может быть возлюбленный, учитель, родитель или кто-то далекий. Обычно идеализирующие фантазии быстро проходят — как только мы сталкиваемся с реальным человеком, с его слабостями и пределами возможностей.
Идеализация типична для начала отношений. Влюбленные смотрят друг на друга через розовые очки, они полны смелых и несбыточных надежд. Им кажется, что с ними случилась самая большая любовь всех времен и что судьба улыбнулась им — они наконец-то отыскали по-настоящему родственную душу.
Большинство пар быстро проходят стадию романтической страсти. Идеализированные ожидания вытесняются реальным опытом, пережитым с другим простым смертным. Иногда в огне страсти погибают все чувства, и отношения заканчиваются или продолжаются лишь формально либо из вежливости. В лучшем случае пара учится заботиться об огне, используя его для «тепла и пропитания», и тогда страсть становится скорее средством, нежели смыслом отношений (см. третью часть).
Славные люди будут изо всех сил цепляться за свои идеальные фантазии, особенно когда речь идет о любви. Они уверены, что у них обязательно должен быть возлюбленный, достойный подлинного обожания, чье возвышенное положение превращает любовь в волшебное приключение. Им кажется, что обычный человек и обычные отношения их не удовлетворят.
Конечно, несправедливо идеализировать и обожествлять простого человека. Ни один мужчина, ни одна женщина не способны вынести таких требований и рано или поздно начинают прогибаться под весом завышенных ожиданий. К сожалению, славные люди не терпят разрушения иллюзий (см. девятую главу «Практика избавления от иллюзий») и готовы на многое, чтобы сохранить их. Они будут крепко держаться за идеальный образ своего возлюбленного, яростно отрицая несовершенства этого человека.
Важно понимать, что славные люди часто не отдают себе отчета в идеализации, исключают такую возможность и будут все отрицать, если им на это указать. Причина же одновременно проста, сложна и разрушительна: славные люди не могут справиться с болью и страхом, вызываемыми близостью с обычным человеком, поэтому все, что им остается, это идеализировать его. Обычные люди бывают эгоистичны, равнодушны, нечувствительны и грубы. Обычные люди могут их покинуть.
Славные люди мечтают о непоколебимой безопасности, которая им была так нужна в детстве, которую они так и не получили. И раз взрослые отношения не дают такой безопасности, им часто приходится фантазировать о своих нынешних или будущих возлюбленных. Они бессознательно идеализируют их, создавая пьедестал, призванный сдерживать пугающую реальность. Со временем этот пьедестал создает дистанцию и искусственность в отношениях, мешая той самой безопасности, о которой им мечталось.
Вначале Шеннон казалось, что она получает долгожданное внимание и обожание, ведь так приятно, когда тебя так почитают. Она грелась в лучах внимания Питера.
Но теперь, будучи объектом обожания Питера, она чувствует себя — ну да — как объект. Питер поклоняется богине, которую он нашел в Шеннон, зачастую не видя ее саму. Это кажется Шеннон неискренним отношением, но она не может понять почему.
Неосознанная идеализация Питера (именуемая в психоанализе проекцией) работает как дешевый ароматизатор воздуха, скрывающий все, что может пахнуть неприятно. Питер не сказал бы, что Шеннон идеальна, но он часто допускал, что мысли ее чисты, намерения достойны, даже когда правда могла быть чуть более прозаичной. Если Шеннон не справляется с его ожиданиями, плохо с ним обращается или высокомерно разговаривает, он, скорее всего, решит, что сам напросился — или просто неправильно ее понял.
Питеру и Шеннон было около двадцати пяти, когда они познакомились на свадьбе друзей. Благодаря случаю (или, как сказал бы Питер, «судьбе») им выпало идти парой к алтарю в ходе церемонии. В тот момент Питер мечтал, чтобы эта репетиция продолжалась всю ночь. За ужином выяснилось, что они оба интересуются водными лыжами и восточной философией. Питер решил, что Шеннон — самая красивая женщина, которую он когда-либо встречал. Он не мог удержаться от того, чтобы представить, как она идет к тому же алтарю, вся в белом, как она клянется ему в вечной любви. На Шеннон свадьба тоже произвела магическое действие. Ей понравилась мальчишеская улыбка Питера и его приятные манеры, поэтому она обрадовалась, когда через несколько дней он позвонил и пригласил ее на свидание.
Прошло шесть лет. Питер и Шеннон какое-то время встречались, были помолвлены, разошлись, снова сошлись и даже умудрились пожениться на фоне неразберихи и ругани. Шеннон, не особо понимающая, что ей делать со своей жизнью, недавно задумалась о том, не пойти ли ей в аспирантуру.
Сегодня Питер сделал ей сюрприз, сказав, что он увольняется со своей работы и принимает предложение инвестиционной компании. Он объяснил свое решение тем, что, хотя это означает уход с любимой работы, это позволит ему содержать их обоих, пока она учится. Шеннон почувствовала себя неловко от этого щедрого жеста, но не смогла понять почему. Она думала, что должна быть благодарна и счастлива, что ее муж настолько щедр. Вместо этого ее терзает смутное ощущение вины, она чувствует себя обязанной. Кроме того, ее раздражает показная демонстрация заботы, и, как ни странно, она чувствует к мужу легкое презрение. Питер, который втайне надеялся на большую благодарность, скрывает разочарование за улыбкой и спрашивает, не хочет ли она выпить чаю.
Славные люди — мастера романтических проекций, идет ли речь о давнем знакомом или о том, кого они только встретили. Если муж не особо силен в общении, про него можно сказать «в тихом омуте черти водятся». Привычка подруги вторгаться в частную жизнь превращается в «она просто очень заботлива». Сильные стороны раздуваются до «она самая...» или «он лучший...». Разумеется, никто не считает своих близких безупречными, просто на них смотрят сквозь розовые очки.
АЛТАРЬ — ЖЕРТВОВАТЬ, ЧТОБЫ УГОДИТЬ
Решив уволиться с любимой работы, Питер приносит жертву, которую он оправдывает любовью. Ведь Шеннон — его избранница, а любовь требует жертв, разве не так?
Питер не просто верит в девиз «Любовь причиняет боль», он пропагандирует его. Он ожидает, что отношения потребуют от него отказываться от важных для него вещей, и порой он готов пройти сквозь боль и потери, чтобы показать, как сильно он предан Шеннон.
Питер верит, что его стремление отдавать — знак пылкой любви к Шеннон. На самом же деле это знак его сильной потребности быть в безопасности. Он втайне надеется, что такое большое одолжение еще больше обяжет Шеннон и она никогда не покинет его. Шеннон — богиня, и Питер верит, что она даст ему безопасность и уверенность, которых он не мог получить от мамы с папой; он верит, что именно для этого отношения и нужны.
Питер использует свой любимый инструмент — славность. Когда он испуган, когда ему больно, когда ему нужно успокоение или поддержка, он будет славным, надеясь, что это позволит ему «купить» немного любви. Если сразу не получилось, он будет стараться еще сильнее. Он станет суперславным, мегаславным, турбославным!
Но эта славность не приспособлена для того, чтобы Шеннон было хорошо, она должна сделать ее обязанной. Поэтому щедрость Питера в конце концов принимает форму жертвы. Так было в детстве, и так есть сейчас: он готов переносить пренебрежение, он готов пожертвовать собой ради того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Это скрытое торговое соглашение, условия которого никогда не произносились вслух, поэтому нельзя сказать, что у Шеннон есть выбор. Питеру позарез нужен способ контролировать чувства Шеннон, поэтому он постоянно пытается поймать ее с помощью обязательств.
ФАКТОР ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
В своей книге «Вся президентская рать» Боб Вудворд и Карл Бернстейн приводят анекдот про Гордона Лидди. Лидди как-то раз, будучи на вечеринке, показывал свою выдержку, держа руку над пламенем свечи, пока плоть не начинала гореть. Кто-то спросил его «В чем фокус?», и Лидди ответил: «Фокус в том, чтобы не обращать внимания».
Это звучит жутковато, но примерно такие же процессы включаются, когда славные люди приносят жертвы. Они могут полностью пренебрегать собственным эмоциональным комфортом, «не обращая внимания» на ненужную боль или вред, надеясь на то, что некто их похвалит. Лидди был в здравом уме и сознательно игнорировал вред, причиняемый его ладони. Славные люди, в отличие от него, чаще всего не имеют понятия о том, что они становятся уязвимыми или причиняют себе вред.
Славные люди неспособны относиться к себе как к людям, достойным заботы. В случае с Питером в нем должен был зародиться сильный протест: «Подожди-ка, это отличная работа, такой не надо разбрасываться! Этой причины недостаточно для увольнения. Я не должен так с собой поступать!» Но подобные мысли, даже если они и появляются, звучат как робкий ропот, который легко подавляется потребностью Питера в любви Шеннон. Он не сможет противиться страху потерять ее любовь.
ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА — ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПЛЕННИК
Когда славным людям удается найти любовные отношения, которые они хотят сохранить, радость обычно сопровождается растущей тревогой, глубоким страхом потерять объект своей страсти. Этот страх обычно остается незамеченным и проникает в подсознание, озадаченное тем, чтобы возлюбленный не ушел. Не отдавая себе отчета в том, что они делают, славные люди начинают строить золотую клетку для своего избранника.
Саша только что сделала робкую попытку создать золотую клетку. Восьмилетней Мадлен может показаться, что она вдруг стала заложницей отношений, из которых ей не вырваться.
Подобную золотую клетку можно обнаружить и у Питера с Шеннон, хотя слагаемые взрослых брачных игр куда сложнее. В отношениях Питера и Шеннон есть место искренней любви и заботе, но там также нашлось место золотой клетке, которая медленно, но верно создавалась на протяжении нескольких лет. Золотые прутья клетки можно перечислить.
• Зависимость. Шеннон финансово зависима от Питера, особенно если она пойдет учиться или родит ребенка.
• Изоляция. Время Шеннон постепенно было монополизировано отношениями, а связи с друзьями и родственниками сведены к минимуму.
• Обязательства и долг. Постоянные «щедрые» самопожертвования Питера обязывают Шеннон, а невысказанная договоренность подразумевает, что она должна быть преданной мужу.
• Вина и стыд. Хроническая славность и привычка Питера оправдываться и защищаться подчеркивают, что его не в чем обвинить. Шеннон чувствует вину, когда сердится на него, и начинает себя ненавидеть при мыслях о разводе.
• Жалость. Питер дал понять, что будет буквально убит горем, если Шеннон не захочет быть с ним.
Эти золотые прутья — своеобразный контракт между партнерами, при этом оба они принимают участие в построении золотой клетки. И хотя контракт негласный и неосознанный, супруги чувствуют себя более обязанными друг другу, чем подразумевает обычный брак. Каждый человек примерно представляет, что он отдает, а что получает взамен. Славные люди обычно имеют одинаковые ожидания от отношений: «Я буду стараться изо всех сил, я пожертвую собой, я буду безупречно правилен. Ты никогда не будешь меня ругать, не откажешь мне, никогда меня не покинешь». Партнер может разделять эти ожидания или сопротивляться им, но он будет ощущать давление, принуждающее им следовать.
Стоит отметить, что золотая клетка почти невидима. Все нюансы отношений Питера и Шеннон (зависимость, изоляция, обязательства и долг, вина и стыд, жалость) возникли совершенно незаметно для обоих. Контракт был оформлен без обсуждений, без осознанного согласия.
ОБЕЩАНИЕ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ — САМЫЙ ПРОЧНЫЙ ПРУТ ЗОЛОТОЙ КЛЕТКИ
Когда люди представляют чистейшую форму любви, они часто используют выражение «безусловная любовь». Мы привыкли говорить, что Бог любит нас безусловно, что мама с папой должны любить своих детей вне зависимости от любых условий.
Многие пары также могут сказать, что любят друг друга безусловно. Есть серьезные указания на это в брачной клятве: «...в болезни и здравии, богатстве и бедности, пока смерть не разлучит нас». Для славных людей это обычно означает, что партнеры будут любить друг друга вечно — что бы ни случилось, что бы кто ни натворил.
Над этой клятвой стоит хорошенько поразмыслить. Мы же не можем всерьез сказать, что то, что может случиться, или то, что сделает наш партнер, не имеет никакого значения. Нетрудно представить себе крайности вроде побоев или предательства, которые могут и должны привести к концу отношений, даже если не всегда просто определить ту грань, которую лучше не переступать. Но где бы эта линия ни проходила, обязательства не могут быть безусловными. Зачем же мы утверждаем обратное?
Для славных людей такая клятва — попытка стереть страхи, вызванные тревожной привязанностью, чтобы установить безопасную связь, которой не хватало в детстве. Клятва в безусловной любви становится самым прочным прутом золотой клетки. Устоять невозможно, как невозможно отказаться от спасительного лечения для смертельно больного человека. Но это ловушка, столь же опасная, как троянский конь, впускаемый без сопротивления в глубину сердца.
РАСКОЛОТОЕ СЕРДЦЕ — СОТВОРЕНИЕ БОГИНЬ И ПРИНЦЕВ
Как говорилось в первой главе, тревожная привязанность возникает из-за того, что в раннем детстве связь с родителями носила противоречивый характер: иногда любовь и взаимопонимание присутствовали, иногда за них приходилось платить, а иногда получить их было невозможно. Воспоминания о получении долгожданной любви, ужасная боль, когда этого сделать не удавалось, — и то и другое осталось в памяти. Ребенок не мог примирить этот опыт, и потому возник внутренний раскол. Тревожный ребенок вырастает в славного человека, и этот раскол скрыт в глубине его души.
В результате у славного человека есть два противоречащих друг другу убеждения, и он держится за оба. Он одновременно считает:
1) «Большая любовь излечит мою тревожность и придаст моей жизни смысл»;
2) «Рано или поздно со мной будут плохо обращаться, меня отвергнут и оставят».
Славные люди не знают, как примирить эти два убеждения, но не могут отказаться ни от одного из них. Если они мечтают о волшебной романтике, то в голову быстро приходит мысль: парень (или девушка) их мечты непременно их отвергнет и обидит. Если же они пытаются смириться с мыслью, что обречены на бесконечное разочарование и боль, неугомонная надежда на идиллическую любовь то и дело мелькает перед ними.
Шторм чувств Питера был вызван внутренним расколом. Страх быть отверженным заставляет Питера представлять худшее и сводит его с ума, когда Шеннон предпочитает гулять в одиночестве. Чувство надвигающейся трагедии усиливается, поскольку Питер идеализирует Шеннон — она богиня, и поэтому есть опасность ее потерять. Питер обязан вернуть ее и окружить вниманием. Он испытывает экстаз, когда она принимает его предложение.
Когда Питер и Шеннон встречались уже примерно полгода, они отправились вместе в отпуск на ближайший морской курорт. Однажды утром Шеннон сказала Питеру, что хочет прогуляться по берегу. Питер спросил, хочет ли она, чтобы он составил ей компанию, и был поражен, когда она сказала, что предпочтет сделать это в одиночестве. Он выдавил жалкую улыбку и ответил, что не возражает.
Следующие часы Питер провел блуждая вокруг домика, переживая поочередно беспокойство, боль и злость — злость на себя, потом на нее, потом снова на себя. Он-то был уверен, что нашел любовь всей своей жизни. Почему же она так с ним поступила?
Шеннон и не думала его обижать. Она даже не подозревала, что утром Питер расстроился. Ей просто захотелось прогуляться в одиночестве. Она вернулась ближе к вечеру. Питер тщательно подготовился, накрыв стол со свечами и расставив цветы по всей комнате. Шеннон была потрясена таким сюрпризом, хотя это было немного чересчур. Она обняла его и нежно поцеловала, а потом убежала принять душ перед ужином. Питер почувствовал облегчение и радость воссоединения, счастливый от того, что он любит такую «поразительную» женщину.
ПЛОХАЯ И ХОРОШАЯ НОВОСТИ
В конце концов результат внутреннего раскола славного человека — его противоречивые убеждения — оказываются двумя сторонами одной медали: сотворением богини или принца (см. девятую главу «Практика избавления от иллюзий»). Каждая сторона нуждается в другой и неотделима от нее. Вся же конструкция держится на сильнейшей тревожности славного человека. Возвышение идеализированного возлюбленного (пьедестал), принесение жертв (алтарь) и заключение (золотая клетка) — все это вытекает из особенностей славного человека.
Плохая новость такова: чтобы измениться, славным людям недостаточно запомнить новые стратегии и выучить новые роли. Хорошая новость: волшебная трансформация все-таки возможна. Она опирается на развитие внутренней силы и сострадания к самому себе, что необходимо для полного изменения славного человека.