понедельник, 7 июля 2014 г.

Артур Салякаев. Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни

Артур Салякаев. Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни
Безусловно, на жизнь каждого человека прямое влияние оказывает его окружение. Успешные люди отмечают, что большую часть окружающих их людей составляют такие же успешные люди. Книга «Неслучайные связи» написана с одной лишь целью: выявить пошаговые алгоритмы эффективного выстраивания связей человека. 

Кто-то скажет, что это дело случая, везения или вовсе удачи! «Оказаться в нужном месте в нужное время» — вот что часто нам приходится слышать. Да, отчасти это соответствует действительности, однако исследования показали, что лишь на 15%. И наша главная задачаКС разобраться, в чем же секрет оставшихся 85%. 

Книга написана для желающих систематизировать свои представления об отношениях между людьми, проанализировать свой социальный капитал и научиться двигаться к поставленным целям шаг за шагом. 

Отрывок из книги:

ЧТО ТАКОЕ НЕТВОРКИНГ?

За последние годы мне приходилось слышать различные определения нетворкинга. И желание найти единую верную и ёмкую трактовку поглотило меня. В первую очередь, чтобы можно было в «двух словах» объяснить окружающим. Шли дни, недели, а определение все так и «вертелось на языке» Я начал составлять список из разных определений и объединять схожие. Когда закончил, мне стало очевидно, что единого определения нетворкинга просто не существует!


Нетворкинг — не научная дисциплина, в ней нет общепризнанных формул, аксиом и теорем. У каждого человека свой нетворкинг, свои правила установления отношений и свои «изюминки». Кому-то нетворкинг нужен для того, чтобы научиться уверенно знакомиться и общаться, кому-то для карьерного роста, а кому-то для душевной гармонии. Цели у всех людей разные, но вот инструменты и методология их достижения очень схожи

«Нетворкинг — процесс установления и удержания ценных связей».
Эта книга не ответит на вопрос «Что нужно сделать, чтобы стать первоклассным нетворкером?». Здесь раскрывается проблема «Что можно сделать, чтобы стать первоклассным не-творкером!». И каждый читатель для себя должен определить список главных правил и собрать свой инструментарий, необходимый для достижения собственных целей. И все же для себя я решил дать определение нетворкинга, проанализировав, какие задачи я решаю благодаря этим навыкам.

Только вам решать, пользоваться ли этим определением или же адаптировать его под себя. С одной стороны, определение простое, но в то же время оно имеет несколько очень важных составляющих. Чтобы было более понятно, я аргументирую их:

Процесс. Безусловно, нетворкинг — это процесс! Это не отдельное событие, не сиюминутное установление ценных связей. Нетворкинг — ежедневный процесс по установлению и поддержанию ваших ценных связей. Невозможно в один день стать мастером в этом вопросе. Невозможно за один день познакомиться со всеми ценными людьми. Этим нужно жить, совершенствуясь ежедневно.

Установление связей. Трудно переоценить значимость установления связей в нетворкинге. Установление связей, по сути, и есть цель нетворкинга. На это направлены основные силы, время и средства. Умение вовремя установить нужные связи — часто является определяющей нашего успеха в жизни и работе. В главе 3 «Установление ценных связей» это умение раскрыто, и даже дана определенная структура с развернутыми объяснениями каждого пункта, поэтому сохраним интригу еще на несколько страниц.

Удержание связей. Без удержания связей нельзя достигнуть эффективного и комплексного нетворкинга. В процессе общения со своими знакомыми и совместного анализа мы пришли к выводу, что установить связь гораздо проще, чем ее удержать. Это связано не только с неорганизованным и неавтоматизированным подходом в нетворкинге, но и с тем, что многие нетворкеры просто не знают правил удержания и поддерживания связей, как деловых, так и личных. В главе 4 «Удержание и поддержка ценных связей» раскрыта данная тема.

Ценные связи. Скажу без преувеличения, это ключевая фраза определения, которое я для себя выбрал. Мне не раз приходилось наблюдать, что многие неправильно понимают мораль книги «Никогда не ешьте в одиночку» К. Феррацци и начинают знакомиться чуть ли не на улицах с прохожими, начиная с вопроса: «Могу я Вам чем-либо помочь? Могу я для Вас что-либо сделать?». И это приводит меня в недоумение!

Безусловно, помогать другим нужно! Важно делать это безвозмездно и от души! Помогать нужно тогда, когда ты сам это хочешь делать, а не для «галочки» или в обмен на что-либо. Но, друзья, прошу вас, не принимайте советы по установлению связей так буквально. Вы должны понимать, что только ценные связи необходимы человеку. Хотите улучшить карму — подайте милостыню просящему, помогите заблудившемуся туристу. Но, согласитесь, это же не повод дружить с ними семьями. Под термином «ценные связи» я предлагаю понимать связи, ценности которых в той или иной степени отвечают вашим ценностям Не все деловые, личные и случайные связи могут соответствовать вашей зоне комфорта и системе ценностей. Поэтому, выстраивая отношения, убедитесь, что эти связи будут иметь большое значение для вас и тех, с кем вы их выстраиваете.

Процесс нетворкинга идентичен процессу выстраивания отношений между партнерами по бизнесу. Крепкие, надежные отношения между партнерами в бизнесе формируются только тогда, когда их сотрудничество взаимовыгодно и в нем заинтересованы обе стороны. Так же и в нетворкинге: очень важно, чтобы люди, с которыми вы строите отношения, тоже были заинтересованы в построении связи с вами. Именно поэтому при установлении новых связей нужно максимально фокусироваться на ценностях своего оппонента, если для вас он также имеет ценность!

МОНЕТИЗАЦИЯ НЕТВОРКИНГА! МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Пожалуй, самый распространенный вопрос, который активно обсуждается на тренингах и в интернет-сообществах: «Можно ли заработать на нетворкинге? Как его монетизировать? Вам платят за ваши контакты?»

Дорогие друзья, специально для носителей этих вопросов я решил ответить на них сразу же в первой главе. Те люди, которые изучают нетворкинг исключительно для личного дохода посредством знакомства с ценными и влиятельными людьми, поджигают фитиль взрывной установки. Дело в том, что при таких требованиях к нетворкингу вам придется постоянно подстраиваться и фальшивить при знакомствах для получения собственных выгод. Часто, идя по головам и наплевав на ценность и интересы ваших знакомых. Так вот, фитиль, который вы зажигаете в этот момент, может быть разной длины: короткий или длинный. Но неизбежно огонь с каждым новым знакомством приближается к взрывной установке, и в самый неожиданный момент происходит мощный взрыв. Последствиями взрыва будет публичное проявление вашей настоящей сущности, и тогда от вас отвернутся не только все ваши нынешние, но и потенциальные знакомые, с которыми вы уже никогда не сможете наладить отношения!

Я искренне рекомендую вам отказаться от прочтения данной книги, да и вообще другой литературы по теме установления связей, если во главу угла вы ставите корыстные цели воспользоваться чьей-то властью или связями. Это заведомо проигрышный вариант!

Тем не менее несколько вариантов монетизации в нетвор-кинге все-таки существует. Сегодня я расскажу о двух: «Слепой треугольник» и «Деньги на дороге».

Метод «Слепой треугольник» особой популярностью пользуется в России. Я не сторонник такого подхода, но рассказать о нем должен. Откройте свою записную книжку. В ней вы, скорее всего, найдете контакты людей из абсолютно разных сфер деятельности: врачей, политиков, строителей, предпринимателей. Очень часто к нам обращаются знакомые с вопросами из серии: «У тебя нет приятелей или родственников в военкомате?», «У тебя есть контакты по строительству домов?». Если у человека есть среди знакомых нужные люди, то можно сказать им следующее: «У меня для тебя есть замечательный проект, как раз по твоей специальности. Если у тебя есть время, готов тебе его передать за скромные 10% от суммы вашей сделки». Если тот соглашается, то сотрудничество протекает через него, и он оставляет свою «комиссию». Самые алчные идут дальше и еще берут комиссию с тех, кто к ним обратился за помощью. Можно ли на этом заработать — да, наверное! Можно ли таким подходом поддерживать порядочные и открытые отношения — да, но недолго (пока горит фитиль). Не нужно делать бизнес на дружеских отношениях! Данный метод таит в себе огромные риски. Можно не только потерять друзей. Ошибившись в выборе «исполнителя», вы можете подставить своего друга, при этом еще и самому остаться должным.

В бизнесе такой подход называется «партнерская программа» или «агентское вознаграждение». Но, пожалуйста, не путайте. Предпринимательская среда подразумевает под собой необходимость заработка. Эти отношения закреплены документально. Я же предпочитаю позвонить и тоже попросить 10%. Но заложить их не в мое вознаграждение, а в дополнительную скидку моим знакомым. Благодарность двух сторон и порядочность наших отношений приносит куда большие дивиденды. Такой подход ложится в основу второго метода.

Метод «Деньги на дороге» — полная противоположность вышеописанному методу. Ключевая особенность — открытость взаимоотношений. Если к вам обратились за помощью и у вас есть человек, готовый помочь, обязательно познакомьте этих людей напрямую (через телефонную связь или личную встречу). Открыто сообщите, насколько хорошо вы знаете человека и насколько вы уверены в его квалификации. Будьте честными к ним и к самому себе. Основой метода «Деньги на дороге» является щедрость связей. Так почему же метод называется «Деньги на дороге»? Каждый из нас может рассказать случай, когда в детстве, идя по улице, увидел крупную купюру. В этот момент переполняет чувство радости от внезапного подарка судьбы. Настроение улучшается, улыбка не спадает с лица, и ты еще некоторое время с повышенным вниманием сканируешь дорогу перед собой в поисках приятного бонуса. Именно так и монетизируется данный метод. Вы не требуете платы, делаете все от чистого сердца Будьте уверены, такой подход обязательно будет замечен и оценен по достоинству! Не всегда благодарность выражается в деньгах, главное, она выражается в признании. А ведь для человека это немаловажно — быть признанным. Тем самым вы выстраиваете долгосрочные и прочные отношения. Не сомневайтесь, эти знакомые первыми придут вам на помощь при необходимости.

Я руководствуюсь старой русской пословицей «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», чего и вам советую. Кстати, о количестве ваших знакомств. Это тоже важная составляющая нетворкинга, о чем мы и поговорим в следующей части.

ВСПОМНИТЬ ВСЕХ!

Отнеситесь с особым вниманием к данной части. Постарайтесь вспомнить всех людей, которых вы можете назвать знакомыми. Не важно, в хороших вы отношениях или в плохих, общаетесь ли вы каждый день или последний раз виделись пару лет назад. Получившийся список является вашим социальным капиталом. Чем ценнее люди в списке, чем шире область их интересов, тем выше ваш социальный капитал.

Это необходимо сделать для анализа вашего окружения. Так сказать, обозначить точку отсчета. Рекомендую это сделать сразу, до прочтения следующих глав книги. Обещаю, вы сделаете для себя немало выводов относительно количества и качества личного социального капитала. Постарайтесь воспроизвести список из памяти, пусть он пока будет небольшой.

Возьмите пару листов бумаги и разделите каждый лист на четыре колонки. В первой записываются инициалы. Во второй — инструменты общения (личное общение, телефонные разговоры, социальные сети). В третьей колонке тезисно опишите интересы человека, систему ценностей. Последняя часть таблицы — поставьте условную степень ценности вашей связи.

Можно выделить три степени ценности. 1-я степень — незаменимый человек в вашей жизни, близкий друг, член семьи, ключевой партнер. Это близкие и надежные люди, ради которых вы готовы сделать многое. Можно им позвонить в любое время суток, приехать самому или попросить их, чтобы они приехали ночью, если этого требует ситуация. 2-я степень — люди, с которыми приятно проводить время и общаться. У вас с ними есть схожие интересы и жизненные ценности. Мы искренне радуемся за их достижения и соболезнуем их поражениям. Очень часто именно они переходят в первую степень. И наконец, 3-я степень — это люди, с которыми вы общаетесь реже, чем с остальными, в силу того, что по разным причинам вы не видите повода к частому общению. Но при встрече вы вспоминаете «былые времена» и с ностальгией рассказываете друг другу истории. Но нередко случается так, что сюда попадают просто малознакомые люди, с которыми у вас слабые связи, и именно они иногда попадают в степень выше, но только со временем... К ним можно отнести — однокашников, друзей по двору, с которыми мы общались в детстве, прошлых соседей и др.

Выделите несколько часов своего времени и внесите абсолютно всех знакомых в этот список. Сформируйте собственный социальный капитал. Открою вам небольшой секрет второго дыхания. Когда я впервые принялся писать список, за 3 часа я внес в него около 100 людей. Я был убежден, что это все, с кем я знаком. После этого я взял с собой список и пошел в парк, купил большую кружку чая и просто пару часов гулял по парку. Еще 50 знакомых всплыли в моем сознании совершенно спонтанно. Поэтому, написав список, смените зону вашего нахождения. Выйдите на улицу, сделайте пробежку по парку, и вы убедитесь, что некоторых все же упустили. Наша же задача — вспомнить всех и сформировать свой социальный капитал! Займитесь этим прямо сейчас, не откладывайте на потом. Тогда я гарантирую — результаты после прочтения не заставят себя долго ждать.

Когда все будет сделано, задайте себе несколько вопросов. Кто оказывает на мой успех самое сильное влияние? Что меня связывает с этими людьми? Как эти люди относятся ко мне, чем я им полезен? Что я для этого сделал? Сделайте выводы.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ НЕТВОРКИНГ?

С чего начинается нетворкинг? Постарайтесь ответить на этот вопрос. Нет, не читайте дальше книгу. Остановитесь и подумайте всего несколько минут. Что первое приходит вам в голову? Какие мысли посетили вас?

Вот, что я часто слышал в ответ, когда задавал такой вопрос разным людям: «Нетворкинг начинается с установления связей», «Нетворкинг начинается с первого контакта», «Нетворкинг начинается с понимания цели», «У нетворкинга нет начала» и многое другое.

Возможно, какие-то из этих утверждений верны, но лично для меня нетворкинг начинался с борьбы со страхами и с множества неудач. Сегодня твердо могу сказать: друзья, страхи — это неизбежно! В каждом из нас они есть, и это нормально. А как оказывается на практике, страх просто нужно перебороть и продолжать идти к своей цели.

В начале пути меня буквально окутывали страхи: страх подойти к незнакомому человеку, страх показаться смешным или непрофессиональным. Из-за этого я слишком много думал о страхах, нежели о способах их устранения. В какой-то момент я начал делать попытки побороть свои страхи. Но это оказалось очень сложным этапом. Посещая множество конференций, тематических выставок и других мероприятий, я пытался учиться у людей, слушал их и тренировался в установлении связей во всех сферах своей жизни. Самое тяжелое для каждого — переживание эмоций, возникающих в случае провала Не скрою, неудач было множество. Расскажу об одной из самых ярких.

Саранск, откуда я родом, — небольшой город. Отраслевые выставки и бизнес-семинары здесь проходят редко, и практически каждое мероприятие имеет большую значимость. На одно из таких громких событий в рекламной сфере в 2009 году меня пригласил мой наставник. Присутствовали многие предприниматели и маркетологи нашего города.

Наставник знакомил меня с успешными бизнесменами нашего города и после знакомства оставлял меня наедине с ними, чтобы мы пообщались. У меня уже тогда был свой рекламный бизнес, и наставник рекомендовал искать клиентов не по телефону, а заинтересовывать их в непринужденном общении. Да уж, зрелище, друзья, интересное. Юноша около 20 лет и зрелые, опытные бизнесмены. Неудивительно, что я чувствовал себя неуверенно. Тем не менее все-таки старался поддержать беседу, насколько мог, вопросами «Расскажите, с чего Вы начинали свой бизнес?», «Что удивительного произошло в Вашей компании за последний месяц?» Иногда даже получал развернутые ответы. Также я просил визитные карточки, не особо понимая, зачем я это делаю. Наверное, для большей уверенности в себе. Каждая визитная карточка в моем кармане добавляла мне уверенности, с которой я шел к новым знакомствам.

До начала первого показа я познакомился с тремя предпринимателями (к слову, и сегодня мы поддерживаем связь, но уже в качестве партнеров).

Выйдя в фойе во время первого антракта, я был уже полностью уверен в себе. И тут наставник говорит, что следующий человек, которому он меня представит, имеет очень большой вес среди политических деятелей нашей республики. Уже через мгновение я стоял перед высоким, седоволосым мужчиной лет сорока пяти, который в одной руке держал кожаный портфель, больше походящий по размерам на сумку для путешествий, а в другой — бокал с коньяком.

Сделав глубокий вздох, я начал беседу. Дословно уже не помню, что я мог тогда сказать, но что-то вроде: «Здравствуйте, меня зовут Артур, я являюсь директором консалтинговой компании «Profi 2 Profit». Мы оказываем услуги по управлению маркетингом и рекламой компаниям Республики Мордовия. Сейчас запускаем новый интересный проект». Мне казалось, что говорил я довольно долго. После моего монолога возникла продолжительная пауза. Авторитетный для меня собеседник смотрел мне прямо в глаза все это время, после чего сделал глоток коньяка и произнес: «Молодец». Не прошло и секунды, как после этого он развернулся и демонстративно ушел в неизвестном направлении. Да уж, друзья, передать через книгу свое душевное состояние на тот момент я не могу, но, если бы мне назначили любую цену, чтобы остановить время, пулей вылететь из этого здания и забыть о случившемся, я бы ее заплатил. Теперь я понимаю, когда люди говорят «Хоть сквозь землю провалиться», это было бы хорошим выходом из ситуации. Несколько секунд я был просто в ступоре, и только когда прозвенел звонок, приглашающий на начало второго сеанса, я пошел в сторону зала.

Я рассказал наставнику о том, что произошло. На что он мне ответил: «Не переживай, это не последний случай, когда ты не сможешь заинтересовать своего собеседника с первого разговора. Ты рассказал слишком много о себе, но не узнал, интересно ли это ему слушать. Я думаю, он решил, что, продолжив диалог, он может потерять много времени, поэтому решил прервать его. Не переживай, со мной такое тоже было. Проведи работу над ошибками и во время следующего антракта не наступи второй раз на те же грабли». Ну, что сказать, повезло мне с наставником Я все сделал, как он сказал, и за четыре последующих года больше не встречал такой реакции.

Сейчас я с улыбкой вспоминаю все эти случаи, но тогда действительно я думал, что это самая большая трагедия. Но страхи можно преодолеть! Выход: ежедневная практика, преданность своему делу, беспрерывное совершенствование в установлении и удержании ценных связей, даже имея большой опыт в нет-воркинге.

Самый эффективный способ побороть свои страхи — пойти им навстречу. Выпишите список своих страхов («публичные выступления», «приветствие», «общение с незнакомыми людьми», «показаться смешным», «не серьезно воспримут» и т. д. ) и подумайте, как вы можете эти страхи преодолеть. К примеру, если вы боитесь выступать публично, обязательно запишите свой страх на листе бумаги и продумайте, каким способом вы будете с ним бороться. Обязательно нужно читать специализированную литературу. В области публичных выступлений и лидерству искренне рекомендую вам Робина Шарма и Радислава Гандапаса. В их книгах и тренингах можно найти массу практических инструментов и методик. После прочтения книг сделайте для себя «чек-лист борьбы со страхом». И начинайте практиковаться, несмотря на трудности и опасения. Для начала расскажите историю перед всей семьей. У вас это получилось? Отлично! Теперь добавьте к ним друзей и расскажите новую историю или поделитесь интересными новостями.

Далее вы можете выступить перед одноклассниками, коллегами по работе. Просите собеседников честно оценивать ваш уровень и указывать на недостатки. Конструктивно воспринимайте критику и оперативно корректируйте свой подход. Вы увидите, как уверенность приходит сама по себе, а волнение отступает. Глубокое заблуждение — считать, что страх когда-нибудь полностью пройдет. Такие чувства будут присутствовать постоянно, так уж устроена человеческая психология. Но сила этих чувств заметно снизиться, и вы сможете более четко контролировать свое выступление. А это очень важно! Но во время беседы или любого выступления необходимо учитывать личность собеседника. В частности, его менталитет.

Артур Салякаев. Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизниАртур Салякаев. Неслучайные связи. Нетворкинг как образ жизни