среда, 25 июня 2014 г.

О людях

чтение в метро
Вы как хотите, а меня прогресс определенно пугает. Технологии вместо смыслов, опции вместо возможностей. Ничего из этого хорошего не выйдет, точно говорю.

Вот была у нас когда-то в редакции пневмопочта. Летала стремительная колба с первого этажа на девятый и назад. Но пришел прогресс, посмеялся над примитивной системой и упразднил ее, насадив повсюду Интернет. Казалось бы - проблема коммуникаций решена. Но разве можно выпить коньяку по Интернету? А вот при помощи пневмопочты ответственный секретарь и редактор прекрасно справлялись. Вместе с рукописями и фотографиями в стремительной колбе летала с первого этажа на девятый и назад бутылка коньяка. Увы, прогресс убивает все человеческое в быту.

На днях занесла меня судьба в метро. На тридцать читателей в вагоне - одна печатная книга, остальное - планшеты, смартфоны, ридеры. Катастрофа!

Книга ведь не только, чтобы читать. Это оружие, аксессуар, средство привлечения внимания. Книгу подбирают под одежду, под настроение. Согласитесь, барышня с "Лолитой" и барышня с "Основами сварочного дела" - это две совершенно разные барышни, даже если и похожи.


Я видел мужчину в куртке с надписью "Жилкомсервис №3"- не вру, он читал Ницше. Труд под названием "По ту сторону добра и зла" в руках представителя ЖКХ выглядел рабочим пособием. Знакомые подмечали, что по одному направлению вечером мчатся фанаты Джойса, а по другому - поголовно читают романы о любви и пылающих чреслах.

Сразу ясно, что милиционер, изучающий "101 способ заработать миллиард", - натура довольно противоречивая. Что сотрудница налоговой, у которой на столе лежит "Война и мир", быстро ничего тебе не сделает.

А что может рассказать электронная читалка о том, у кого оказалась в руках? Ничего, они все одинаковы на вид. Это, безусловно, путь к недопониманию и мизантропии. Да что там говорить, никакая электронная книга не смогла бы выковать мой характер. А бумажные - смогли.

Помню деревенское лето с пылью и подсолнухами. Мне восемь, я толстый и любознательный. Круглые сутки я читал "Легенды и мифы Древней Греции", лежа на кровати. Время от времени с книжкой я подходил к холодильнику, потом возвращался на свою кровать и ел, не отрываясь от чтения. А когда книжка вдруг закончилась, выяснилось, что она чужая, из чьей-то библиотеки. К тому времени чужая книжка была вся в некрасивых пятнах от колбасы и варенья.

Помню, я стоял ночью в углу, ковырял пальцем стену и думал о том, что вся эта олимпийская сборная - подлецы, только Геракл герой. Тихо стучали часы на кухне, чуть слышно зевала собака. С тех пор у меня сложные отношения с вареньем, ремнем и предельная осторожность в обращении с заимствованными предметами. Но представим в этой истории электронную читалку-и не будет никакой истории.

Или другой пример: мне двенадцать, я осваиваю животноводство. Написал дяде письмо: "Дорогой дядя, мои кролики не хотят размножаться. Что делать?" Дядя мой был знатным кроликозаводчиком, их у него был, наверное, миллион. Он выслал мне книжку по кролиководству. Я читал ее вслух прямо у клеток - в рамках полового просвещения.

Однако ценный фолиант кто-то украл, и с кроликами ничего не вышло.

Расстроенный, я начал активно искать себя в других профессиональных областях. То, что я успел узнать о разведении кроликов, подтолкнуло меня к изучению юриспруденции.

Пытаюсь представить эту коллизию в современных условиях - и не могу. Разве можно украсть ссылку на сайт?

В конце концов, когда мы повздорили с соседом по коммуналке, именно книга помогла мне одержать верх и заработать авторитет. Первый том Большого энциклопедического словаря весом в несколько килограммов дважды рухнул на голову оппоненту, наглядно продемонстрировав, что знания - сила. Что бы мне дал в этой ситуации ридер?

Нет, вы как хотите, а меня прогресс определенно пугает.

(с) Евгений Крузенштерн