среда, 2 апреля 2014 г.

Владимир Аренев. Комендант мёртвой крепости

Владимир Аренев. Комендант мёртвой крепости
Двадцать лет гарнизон этой крепости, забытой большом миром, упорно защищал близлежащий городок. Защищал от подхваченных бурей капель «радужных чернил», которые убивают и калечат все живое. От чудовищ из костяного леса. От разбойников и пустынных кочевников. И вот империя наконец вспомнила о своих подданных на краю света — и прислала молодого наместника с отрядом гвардейцев. Срядут перемены. Но к лучшему ли?..

Палимпсест - пергамент, с которого смыли записи, чтобы заполнить заново. Часто из-за дефицита писчего материала; бывает, что палимпсест используют создатели подделок, чтобы придать своим мистификациям более правдоподобный вид. А ещё так называется мир. где разворачивается действие нового романа Владимира Аренева. В доисторические времена демиурги-Праотцы отыскали эту планету в пучинах первозданного хаоса - и «переписали» по-своему: очистили от демонов и чудовищ, заселили несколькими разумными гуманоидными видами. Как выяснилось, чересчур разумными. Результатом заковыристого магического эксперимента одной из этих рас стала глобальная катастрофа — и только ценой жизни кое-кого из предвечных Праотцов мир удалось отстоять. Ну, хотя бы некоторую его часть. Но это уже не старый добрый Палимпсест: часть цветущих земель навсегда погрузилась в облако смертоносных «радужных чернил», другие превратились в труднодоступные острова, появились хищные мутанты-«описки», а обитатели планеты потеряли некоторые свои чудесные способности. Например, возвращаться с того света, если их настигла преждевременная смерть...


Как известно каждому любителю фэнтези, самые опасные артефакты обычно попадаются героям на краю света, в заброшенных городах, в могильниках и в древних магических башнях. Именно па край Палимпсеста отправляется молодой аристократ, новый городской наместник, в сопровождении скромного архивариуса. С момента катастрофы минуло два десятилетия, центральное правительство постепенно одолевает разруху и сепаратизм, пора укрепить дальние рубежи отечества, показать, что столица не забыла о нуждах народа... Но это только декларированная цель, надводная часть айсберга. На самом деле мотивы к у наместника, и у архивариуса куда сложнее и неоднозначней - ровно настолько, чтобы хватило на четыреста с лишним страниц. Кроме того, не стоит забывать, что обитатели этого мира, несмотря на внешнее сходство с нами, всё-таки не совсем хомо сапиенсы и мыслят иными категориями. Аренев постоянно напоминает читателю: герои романа — не люди, они другие. Словечко «андэлни» (самоназвание обитателей Палимпсеста) повторяется на этих страницах, особенно в первой главе, гораздо чаще, чем «люди» и «человек» в русском литературном языке. Впрочем, в «Коменданте...» разница менталитетов скорее подразумевается, чем демонстрируются наглядно, на примерах может быть, автор ещё использует эту возможность в следующих томах цикла «Палимпсест», над которыми сейчас работает.

Рецензенты любят цитировать известную шутку Борхеса о «четырёх сюжетах», на которых построена-де вся мировая литература, — шутку довольно злую, если вдуматься. Не буду оригинальничать. Все четыре борхесовских сюжета разыгрываются в «Коменданте мёртвой крепости» многократно. «Самоубийство бога» - есть, ставьте галочку. История «о штурме и обороне укреплённого города» повторяется как минимум дважды: одни раз в прологе (там как раз штурмуют), второй — в основном тексте (герои сперва защищают крепость от псевдоразумных «радужных чернил», а потом стоят насмерть против хорошо организованных «помарок»). Ну а квест, который считает своим долгом исполнить последний представитель вымершей цивилизации, - что это. если не сочетание «долгого возвращения» и «поиска»? По какой-то причине автор «Вавилонской библиотеки» проигнорировал несколько других «вечных сюжетов» (например, «отцы и дети» или «любовный треугольник») - а вот Аренев и их не обошёл стороной. Но, несмотря на это изобилие, ждать каких-то неожиданных сюжетных поворотов от книги не стоит. Она чётко вписана в тот канон отечественного фэнтези, что сложился за последние полтора десятилетия, «от и до» выдержана в привычной для поклонников подобной литературы стилистике. Со всеми полагающимися атрибутами: нарочито затянутой экспозицией, героическим пафосом и бессчётным множеством труднопроизносимых топонимов, имён и терминов.

«Комендант мёртвой крепости» - крепкий жанровый роман. Ключевое слово - «жанровый». Такое ощущение, что после «Душницы» и «В ожидании К.» Аренев решил взять тайм-аут, расслабиться и сочинить что-нибудь в духе Алексея Пехова. И это, надо заметить, ему вполне удалось. Вот только сеттинг подозрительно напоминает вселенную Аллодов — но для ценителей жанра это, пожалуй, скорее плюс, чем минус.

(с) Василий Владимирский

Владимир Аренев. Комендант мёртвой крепостиВладимир Аренев. Комендант мёртвой крепости