Двадцать лет гарнизон этой крепости, забытой большом миром, упорно защищал близлежащий городок. Защищал от подхваченных бурей капель «радужных чернил», которые убивают и калечат все живое. От чудовищ из костяного леса. От разбойников и пустынных кочевников. И вот империя наконец вспомнила о своих подданных на краю света — и прислала молодого наместника с отрядом гвардейцев. Срядут перемены. Но к лучшему ли?..
Палимпсест - пергамент, с которого смыли записи, чтобы заполнить заново. Часто из-за дефицита писчего материала; бывает, что палимпсест используют создатели подделок, чтобы придать своим мистификациям более правдоподобный вид. А ещё так называется мир. где разворачивается действие нового романа Владимира Аренева. В доисторические времена демиурги-Праотцы отыскали эту планету в пучинах первозданного хаоса - и «переписали» по-своему: очистили от демонов и чудовищ, заселили несколькими разумными гуманоидными видами. Как выяснилось, чересчур разумными. Результатом заковыристого магического эксперимента одной из этих рас стала глобальная катастрофа — и только ценой жизни кое-кого из предвечных Праотцов мир удалось отстоять. Ну, хотя бы некоторую его часть. Но это уже не старый добрый Палимпсест: часть цветущих земель навсегда погрузилась в облако смертоносных «радужных чернил», другие превратились в труднодоступные острова, появились хищные мутанты-«описки», а обитатели планеты потеряли некоторые свои чудесные способности. Например, возвращаться с того света, если их настигла преждевременная смерть...
Как известно каждому любителю фэнтези, самые опасные артефакты обычно попадаются героям на краю света, в заброшенных городах, в могильниках и в древних магических башнях. Именно па край Палимпсеста отправляется молодой аристократ, новый городской наместник, в сопровождении скромного архивариуса. С момента катастрофы минуло два десятилетия, центральное правительство постепенно одолевает разруху и сепаратизм, пора укрепить дальние рубежи отечества, показать, что столица не забыла о нуждах народа... Но это только декларированная цель, надводная часть айсберга. На самом деле мотивы к у наместника, и у архивариуса куда сложнее и неоднозначней - ровно настолько, чтобы хватило на четыреста с лишним страниц. Кроме того, не стоит забывать, что обитатели этого мира, несмотря на внешнее сходство с нами, всё-таки не совсем хомо сапиенсы и мыслят иными категориями. Аренев постоянно напоминает читателю: герои романа — не люди, они другие. Словечко «андэлни» (самоназвание обитателей Палимпсеста) повторяется на этих страницах, особенно в первой главе, гораздо чаще, чем «люди» и «человек» в русском литературном языке. Впрочем, в «Коменданте...» разница менталитетов скорее подразумевается, чем демонстрируются наглядно, на примерах может быть, автор ещё использует эту возможность в следующих томах цикла «Палимпсест», над которыми сейчас работает.
Рецензенты любят цитировать известную шутку Борхеса о «четырёх сюжетах», на которых построена-де вся мировая литература, — шутку довольно злую, если вдуматься. Не буду оригинальничать. Все четыре борхесовских сюжета разыгрываются в «Коменданте мёртвой крепости» многократно. «Самоубийство бога» - есть, ставьте галочку. История «о штурме и обороне укреплённого города» повторяется как минимум дважды: одни раз в прологе (там как раз штурмуют), второй — в основном тексте (герои сперва защищают крепость от псевдоразумных «радужных чернил», а потом стоят насмерть против хорошо организованных «помарок»). Ну а квест, который считает своим долгом исполнить последний представитель вымершей цивилизации, - что это. если не сочетание «долгого возвращения» и «поиска»? По какой-то причине автор «Вавилонской библиотеки» проигнорировал несколько других «вечных сюжетов» (например, «отцы и дети» или «любовный треугольник») - а вот Аренев и их не обошёл стороной. Но, несмотря на это изобилие, ждать каких-то неожиданных сюжетных поворотов от книги не стоит. Она чётко вписана в тот канон отечественного фэнтези, что сложился за последние полтора десятилетия, «от и до» выдержана в привычной для поклонников подобной литературы стилистике. Со всеми полагающимися атрибутами: нарочито затянутой экспозицией, героическим пафосом и бессчётным множеством труднопроизносимых топонимов, имён и терминов.
«Комендант мёртвой крепости» - крепкий жанровый роман. Ключевое слово - «жанровый». Такое ощущение, что после «Душницы» и «В ожидании К.» Аренев решил взять тайм-аут, расслабиться и сочинить что-нибудь в духе Алексея Пехова. И это, надо заметить, ему вполне удалось. Вот только сеттинг подозрительно напоминает вселенную Аллодов — но для ценителей жанра это, пожалуй, скорее плюс, чем минус.
(с) Василий Владимирский
Владимир Аренев. Комендант мёртвой крепости |