К двадцати трем годам Дженнифер Лоуренс успела получить премию «Оскар» за лучшую женскую роль, сняться в трех блокбастерах, стать лицом Дома Диор и одной из самых дорогих актрис Голливуда, но при этом осталась все той же «простой» девчонкой из американской глубинки.
Актриса Дженнифер Лоуренс ругается как грузчик. Одевается как девица из глубокой провинции. Вечерние платья носить не умеет - получая премию Гильдии киноактеров США за роль в фильме «Мой парень - псих», умудрилась наступить на подол собственного платья и предстала перед всем миром в трусах. Опозорилась на весь белый свет и на вручении «Оскара»: поднимаясь на сцену, она снова наступила на подол и грохнулась к ногам ждущего ее с заветной фигуркой Джека Николсона, а в благодарственной речи забыла сказать отдельное «спасибо» могущественным братьям Вайнштейн, на студии которых снимался фильм. Ошибка, которая могла бы стоить ей карьеры, будь братья поглупее и менее успешные.
А еще она неправильно питается. Застукана на поедании чипсов, гамбургеров и прочего фастфуда, который - о ужас! - запивает пивом. «Я тут попробовала настоящий голливудский волшебный напиток, - призналась она, - из тех, что положено пить порядочным людям, - шпинатно-морковно-капустный сок. Ну и гадость, скажу вам! Но если добавить сахар, то терпимо». Сказать про сахар в озабоченном здоровьем Голливуде - позор. Но Дженнифер на это наплевать: «Я лучше на экране буду выглядеть кубышкой, чем в настоящей жизни привидением».
И в довершение всего она неполиткорректна. На съемках фильма «Зимняя кость», за роль в котором в первый раз номинировалась на «Оскара», она научилась, в числе прочего, сдирать шкурку с белок. «Ради РЕТА (Организация «Люди за этичное отношение к животным». -Прим. ред.) я могла бы сказать, что во время съемок ни одна белка не пострадала. Но как, интересно, я изобразила бы этот процесс? С помощью компьютерной графики? Да пошли они, эти РЕТА!» - заявила она в интервью, зная, что нападок на могущественную РЕТА культурная общественность не прощает.
Но ей почему-то все прощают. Мало того: почтенный Дональд Сазерленд, снимавшийся с ней в «Голодных играх», уподобил ее великому Лоуренсу Оливье, и не из-за сходства в имени-фамилии: он считает, что Дженнифер Лоуренс, как и Оливье, подвластно все - от комедии и гротеска до высочайшей трагедии. А с Робертом Де Ниро вообще произошла забавная история, о которой рассказала сама Дженнифер: «По окончании съемок в картине «Мой парень - псих» я сидела в своем трейлере и раздумывала, как бы подойти к Де Ниро и попросить у него автограф для папы. И все не решалась. Тут раздался стук в дверь. Открываю - у входа стоит личная помощница Де Ниро и говорит: «Извините, Роберт попросил меня взять у вас автограф...»
Папа, для которого Дженнифер все-таки взяла автограф у Де Ниро, владел небольшой строительной фирмой в Луисвилле, штат Кентукки. Мать Дженнифер руководила там же летним детским лагерем. Поскольку в отцовской семье на протяжении почти полувека рождались исключительно мальчики, а мама до Дженнифер вырастила двух ее старших братьев, родители понятия не имели, что делать с появившейся 15 августа 1990 года девчонкой. И в детском саду ее частенько изолировали от остальных девочек: те хотели играть в куклы, Дженнифер хотела играть в футбол и хоккей. Очень настойчиво хотела.
«В школе меня считали дурой. Я все делала плохо. Я вообще ничего не умела делать хорошо», - вспоминает Дженнифер, но почему-то без печали.
В местной церкви ставили сценки на библейские темы, и в одном из представлений Дженнифер получила роль блудницы из Ниневии. Девятилетняя Лоуренс была настолько убедительна, что после представления одна из соседок сделала ее матери «комплимент»: «Из вашей девочки получилась отличная проститутка».
А Дженнифер была рада. Она поняла, что наконец-то у нее что-то получается по-настоящему хорошо. И она стала изображать других людей, предметы, насекомых...
Режиссер Дэвид О. Расселл, постановщик фильма «Мой парень - псих», рассказывал, как он окончательно решился пригласить на главную роль Дженнифер: «Я беседовал с ней по скайпу, и она как-то между делом сказала, что видела в своей комнате огромного паука, который вот так сложил над головой ноги, - и она руками показала как. И я понял, что актриса, которая может так показать паука, может сыграть все что угодно».
Ей было четырнадцать, и они с мамой поехали на каникулах в Нью-Йорк, где произошло то, с чего часто начинаются детективные фильмы про то, как юных провинциалок заманивают лестными предложениями, а потом отправляют на панель: на улице к ним подошел человек, представился агентом рекламной фирмы и предложил маме отвести дочку на просмотр. Мама сначала не соглашалась, потом все-таки отправилась с Дженнифер по указанному адресу. Там действительно оказалось рекламное агентство. Вполне солидное и пристойное. В агентстве Дженнифер, помимо всего прочего, предложили почитать с листа, чтобы проверить, имеются ли у хорошенькой блондиночки хоть какие-то актерские способности.
Один из сотрудников той фирмы потом вспоминал, что от того, как Дженнифер читала отрывок из пьесы, у него «побежали мурашки»: такого он не видел и не слышал никогда. И он тут же сказал маме, что Дженнифер надо отдавать в театральную школу.
На это родители пойти не могли: они даже думать не хотели о том, что их Дженнифер может стать актрисой. Каникулы закончились, мама с дочерью вернулись в Луисвилл, но родители Дженнифер не догадывались, что их мирные дни сочтены. Дженнифер устроила дома такой спектакль, умоляя отпустить ее учиться в Нью-Йорк, что в конце концов пришлось сдаться: ее отправили туда в сопровождении старшего брата.
Дженнифер приступила к занятиям в школе моделей при рекламном агентстве, а задания для средней школы она отсылала в Луисвилл по Интернету. Школу она потом окончила экстерном и больше нигде не училась, что ее несколько смущает: когда после получения «Оскара» ее пригласили в «Актерскую студию», она отказалась: «Там Джеймс Липтон (известный американский кинокритик и продюсер) будет спрашивать меня о «методе», а какой там у меня «метод»? Я ничему нигде не училась. И какое я имею право давать советы начинающим актерам?»
Первые опыты рекламной съемки Дженнифер удачными назвать было нельзя. Например, она с другими девочками должна была участвовать в рекламе, по сюжету девчонки играли в футбол. Сделали пробную съемку. Остальных взяли, ее - нет. Дженнифер горько рыдала в телефонную трубку, рассказывая о своем фиаско отцу, отец возмутился, позвонил в агентство, те вместо объяснения выслали пробные кадры.
«Девочки бегали и скакали по полю грациозно, как и положено моделям. У меня же морда была красная, волосы растрепанные - я играла по-настоящему», - вспоминает Дженнифер.
Вообще-то эту рекламно-актерскую историю родители всерьез не воспринимали: «Мама только сказала: постарайся, чтобы, когда тебя выставят за дверь, тебя этой самой дверью не сильно стукнуло». Всерьез ее воспринимали сотрудники агентства: они понимали, что у девочки славное будущее. Ей наняли личного агента, он начал водить Дженнифер на прослушивания. У нее появились первые эпизодические роли в телевизионных сериалах, второстепенные роли в «настоящем» кино, и даже одна главная: в фильме «Дом покера». Потом она два года снималась в телесериале «Шоу Билли Ингвала» и набиралась опыта: «Мне всегда нравилось наблюдать за людьми. По-моему, это и есть лучшая актерская школа - наблюдать, слушать людей, изучать их. Я понимаю, что это звучит достаточно самонадеянно, но лицедейство дается мне легко. Некоторые рождены писателями, и слова сами слетаются к ним. У меня есть друг, который способен писать песни, разбивающие сердца. Короче, существуют вещи, на которые люди просто настроены. Я настроена на актерство. Я понимаю, что это такое, - наверное, это то единственное на свете, что я действительно понимаю».
Когда агент дал ей прочитать сценарий фильма «Зимняя кость», Дженнифер поняла, что эта роль - семнадцатилетней девушки, вынужденной заботиться о младших брате и сестре и ради этого совершающей вещи, которые и взрослого доведут до безумия, - ее роль. А режиссер Дебра Граник так не считала: для нее Лоуренс была слишком «хорошенькой». «Перед прослушиванием я не мыла волосы несколько дней, ночь не спала, чтобы глаза были красные, а на саму встречу с режиссером шла пешком - дорога заняла у меня больше часа. Я явилась грязной, уставшей и растерзанной... Роль была моя».
За эту роль никому до той поры не известная Дженнифер Лоуренс получила свою первую номинацию и на «Золотой глобус», и на «Оскара» - среди еще двадцати одной номинации на разные другие кинопризы. В том же 2011 году ей предложили главную роль в «Голодных играх», после которых ее стали сравнивать со свежим ветром, внезапно налетевшим на Голливуд: она молода, она непредсказуема, она непочтительна, она работает во всех жанрах. Ей подвластны роли комедийные, драматические. И к тому же она еще и «героиня боевика». После «Голодных игр» это звание прилипло к ней намертво: в 2013 году вышла вторая часть «Голодные игры: И вспыхнет пламя», в 2014 и 2015-м выходят еще два фильма серии. А еще появится следующая часть «Людей Икс», с которыми Дженнифер тоже крепко повязана.
«Конечно же, мне нравится сниматься в блокбастерах - это интересная работа. Но я бы ни за что не хотела, чтобы меня постигла участь Кристен Стюарт, которую все теперь воспринимают исключительно как Беллу из «Сумерек» и не обращают внимания на другие ее роли, - говорит Дженнифер Лоуренс. - Поэтому я буду стараться сниматься в другом кино».
Она и снялась - в фильме «Афера по-американски», за роль в котором была снова номинирована на «Оскара». И снова ее партнером стал Брэдли Купер, с которым она работала в картине «Мой парень - псих».
Это вторая их совместная работа, а в этом году на экраны выйдет третий их фильм - «Серена». При этом, несмотря на замечательное экранное партнерство, даже таблоиды не пытаются связать их романтическими узами. Видно, всем понятно, что они - блестящие актеры, блестяще играющие свои роли. Но не более того.
«Брэдли - замечательный друг, - говорит Дженнифер. - Как он не убил меня на съемках картины «Мой парень - псих», я не понимаю. По сюжету нам приходилось много танцевать, Брэдли потрясающе танцует, а я вообще танцевать не умею. Отдавила ему все ноги. А он - герой- согласился сниматься со мной еще».
Брэдли Купер называет Дженнифер своей лучшей подругой и «самым нормальным человеком на свете»: «Она единственная, к кому можно притащиться в совершенно разобранных чувствах в четыре часа утра и поплакать в жилетку».
Парень Дженнифер - английский актер Николас Холт, с которым она встретилась в 2011 году на съемках фильма «Люди Икс», - против таких ночных визитов не возражает. Он, конечно, немного завидует Дженнифер - до ее славы ему далеко (у нас его знают по фильмам «Одинокий мужчина», «Люди Икс» и «Люди Икс-2», но более всего он известен ролью мальчика в фильме «Мой мальчик»). Однако же готов быть при ней «актером второго плана» и в январе этого года сделал ей предложение. Дженнифер ответила согласием.
Пожалуй, это все, что известно о ее личной жизни. И дело не в том, что Дженнифер Лоуренс тщательно оберегает свою территорию - ей просто нечего скрывать. Она такая, какая есть: много работающая девушка. С постоянным парнем. Здоровым пристрастием к нездоровой пище. Забавная. Непочтительная. Не шибко образованная. На взгляд старших коллег - гениальная.
(с) Наталия Рудницкая